Файл: Фридлянд С.О. Импульсная лампа и практика применения ее в фотосъемке.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.04.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
левара. То приближаясь, то быстро отскакивая, он энергично шурует расплавленную массу. Попробуй те сфотографировать его в прямом свете импульс ной лампы, прикрепленной планкой к фотокамере. Динамичное движение, конечно, зафиксируется на пленке, но совершенно пропадет характерное для этого сюжета освещение, а тем самым резко сни зится и его изобразительная ценность. Полезно еще раз вспомнить о том, что сюжет, положенный в ос нову снимка, далеко не полностью определяет его содержание. Нужно еще средствами фотографиче ского языка красноречиво, эмоционально расска зать о нем.
Но вот вы помещаете одну из ламп у основания печи, направляя ее рефлектор в сторону сталевара. Вторую лампу относите подальше (на 4 — 5 мет ров за фотокамеру), либо надеваете на ее рефлек тор фильтр. Третий способ в данном случае исклю чен — направлять лампу в потолок для получения отраженного света в цехе явно бессмысленно.
После расположения ламп, для проверки, спу стите затвор, глядя не в видоискатель, а непосред ственно на сталевара: возможно, нужны будут не большие изменения в размещении ламп. В мгновен ном свете контрольной вспышки можно отчетливо уловить отдельные погрешности в распределении света и тени. Такого рода визуальные проверки во обще следует ввести в практику любой съемки с им пульсными лампами.
Разместив лампы, проверив эффективность ос вещения, можно приступать к съемке. В нужный момент, интересный по движению и выражению лиц,
13
смело нажимайте на кнопку затвора — подлинность освещения будет почти полностью сохранена.
Все сказанное выше для его практического ис полнения требует, естественно, тренировки и даль нейших экспериментов. В творческом деле, каким является и фотожурналистика, не может быть абсо лютно точных рецептов. Всякого рода искания, если они на правильном пути, всегда приводят к новым и новым находкам, обогащающим выразительные средства фотографии. Неизменным остается лишь принцип, положенный в основу наших рассуждений. Любые средства и любые их варианты хороши, если они помогают сохранить в снимке правду подлинной жизни. Немаловажную роль в решении этой высо кой творческой задачи играет и бережное, вдумчи вое отношение к тональному рисунку произведений фоторепортажа.
ФОН
По мере увеличения расстояния между объектом съемки и импульсной лампой сила ее света резко па дает. Рабочее значение вспышки практически угаса ет уже за пределами восьми метров. А так как рас чет диафрагмы производится по расстоянию до пер вого плана, то вторые и третьи планы фактически, остаются в области полной недодержки. Этим и объ ясняется обезличенный черный фон во многих сним ках, сделанных в свете импульсной лампы.
Фон принято считать второстепенным компонен том в композиции кадра. Эта ошибка, присущая многим фоторепортерам, как нельзя более вредна. Невыразительность, случайность фона, либо глухая чернота вместо него лишают снимок не только пер-
14
спективы и гармоничной полноты тональной гаммы, но также и характерных примет места действия. Иной раз трудно догадаться, где происходит жанро вая сцена: в жилой комнате или в учебном классе,
взаводском цехе или в красном уголке. А ведь обо значение места действия играет не последнюю роль
вфоторепортерском рассказе о том или ином фак те, событии.
Что же касается композиции художественного произведения, то в ней очень важны все ее детали. Помогая и дополняя друг друга, они в конечном сче те эмоционально сливаются воедино, образуют еди ное целое, предельно убедительно выражающее со держание снимка, раскрывающее сюжет, положен ный в его основу. Недоработанномъ, либо еще ху же — отсутствие какой-нибудь, пусть второстепен ной, детали, несомненно, умаляет общую выразитель ность кадра.
С этой точки зрения роль фона значительна. Не трудно представить себе, как сильно проигрывает изображение даже очень живой по состоянию и движению жанровой сцены, если вторые и третьи планы уходят в непроницаемую темноту.
Снимков, в которых грубо нарушается (по неуме нию либо непониманию) эта изобразительная зако номерность, приходится видеть достаточно много. Но вот проследим на примере, как опытный фото
граф с помощью техники творчески решает эту за дачу.
Допустим, он снимает производственную сценку в большом цехе завода — сюжет, который очень часто встречается в фоторепортерской практике. Обычно освещение в цехе для целей моментальной
15
съемки не очень благоприятное. Здесь, кроме того, нет сильно отражающих свет поверхностей (свет лых стен и низких потолков).
Оценивая позицию фотокамеры, фотограф, кроме прочіих соображений, обязательно учтет расстояние от персонажей съемки до заднего плана. Он поста рается избрать такую точку съемки, чтобы это рас стояние не было очень велико. Он также попытает ся избежать и чрезмерной близости фона: в пределах двух-трех метров вспышка отбросит на фон неприят ные жесткие тени от первого плана. Если расстояние до фона не превышает 10 метров (фоном может быть стена или большой станок), то проработка фо на решается с помощью дополнительной синхронно спаренной лампы. Свободно перемещая ее, фотограф не только подсветит фон, но и уделит чіасть света для бокового освещения первого плана (усилив этим естественный, но слабый свет, идущий от окна). И только крайняя необходимость может заставить его направить объектив вдоль цеха, протяженность ко торого измеряется многими десятками метров.
Но вот фотограф попадает в огромный светлый цех. Косые лучи солнца легко проникают через стек лянные перекрытия, эффектно и сильно освещая ухо дящую вдаль, укрытую тонкой дымкой перспективу. Как заманчиво включить красивый, эстетически впе чатляющий фон в общую картину жанровой сцены! Импульсная вспышка сделает свое дело, подсветив передний план. Ну, а фон, не только обогащающий
общую композицию, |
но и точно определяющий об |
становку действия? |
Если не задуматься над этим, |
то зрительные ощущения щедрого света и простора из кадра уйдут — ограниченный радиус действия
16
импульсной лампы не рассчитан на большие рас стояния. И здесь возникает проблема разумного ис пользования импульсной вспышки в сочетании-с дру гими имеющимися на месте съемки источникам» све та.
С О Ч Е Т А Н И Е Р А З Л И Ч Н Ы Х И С Т О Ч Н И К О В СВЕ Т А
Мы уже говорили о том, что, имея в своем рас поряжении две спаренные импульсные лампы, опыт ный фотограф применяет одну из них для общей подсветки, в нужных случаях умеряя силу ее света либо фильтрами, либо другими указанными выше способами. Вторая лампа служит ему для создания эффекта освещения. Он-то и приближает характер освещения к подлинности. Но нередко эффект осве щения может быть с успехом создан либо сильным солнечным светом (если он достаточен для момен тальной съемки), либо искусственным светом от мощной электрической. лампы, от расплавленного металла и пр.
Например, вы снимаете человека, читающего в кресле у окна, или мать, играющую с ребенком. Проникая через стекло, солнечные лучи освещают сцену резко боковым, почти контровым светом, бро сают красивые блики на лицо, фигуру, руки, спин ку кресла. За окном виден красивый пейзаж. В этом случае уже нет необходимости в дополнительной лампе. Нужно только, как упоминалось выше, уда лить излишние контрасты, теневые провалы в то нальной гамме изображения и вместе с тем сохра нить эстетические признак» подлинного естествен ного освещения. Это достигается одной ослабленной
17
ламповой вспышкой для подсветки теневых участков объекта. Но здесь, при обычном расчете диафрагмы, следует также принять во внимание и скорость затвора, иначе света могут оказаться «заваленны ми», неправильно экспонированными.
Сделаем расчет: для пленки, имеющей чувстви тельность 65 единиц ГОСТ, ведущее число (им пульсная лампа «Молния») будет 18. Расстояние от лампы до объекта равно 3 метрам. Следовательно, в этом примере нужно задиафрагмировать до 6. Что бы избежать полного уравнивания в освещении, чуть ослабим импульсный свет и доведем диафрагму до 8 (такой способ, разумеется, возможен лишь в слу чае сочетания импульсного света с естественным освещением; в работе с двумя синхронно действую щими лампами он непригоден, так как диафрагми рование равномерно уменьшает силу света от каж дой из них, и нужный эффект не будет достигнут). Нормальной выдержке для дальнего плана — пей зажа за окном — и для частей объекта, освещенно го солнцем, при этой диафрагме будет отвечать ско рость затвора примерно 1/200 сек.
Естественно, что для такого рода съемок мало - пригодны фотокамеры с шторным затвором. Как из вестно, при работе с импульсными лампами можно использовать лишь одну скорость затвора—1/25 сек. В приведенном выше примере это означает сильную передержку в светах, а при дальнейшем диафрагми ровании — такую же большую недодержку в тенях.
Впрочем, пользуясь удлиненным шнуром синхро низатора, можно поднести лампу поближе. Если она будет находиться в одном метре от объекта, то без ущерба для проработки в тенях диафрагму можно
18
довести до 18. При таком значении диафрагмы и скорости затвора 1/25 сек. общая выдержка будет примерно правильной для всех участков изображе ния. Следует только отметить, что в случае быстро го движения на фоне окна (или вообще в очень свет лом помещении) контуры фигуры могут, при ско рости затвора 1/25 сек., оказаться смазанными.
Повторим такой же расчет для съемки жанровой сцены, где желательно для обогащения кадра вклю чение в композицию солнечной перспективы цеха. До группы рабочих, обсуждающих детали чертежа, 5 метров. В этих условиях диафрагма равняется 3,5. Скорость затвора (центрального) для пленки 65 ед \ - ниц должна быть примерно 1/200 сек. Применение фотокамеры с шторным затвором, конечно, затрудня ет положение. Если приблизить импульсную лампу до 2 метров, то диафрагма должгіа быть доведена до 9, и светлая перспектива цеха окажется несколько недодержанной.
С успехом можно использовать сочетание им пульсного и естественного света в натурной съемке. Здесь уж безусловно не годится камера с шторным затвором, если движения объекта хоть сколько-ни будь быстры.
Творческие искания фотографа в такого рода съемках получают большой простор. Подсветка им пульсной лампой дает возможность использовать сильный солнечный свет в качестве контржурного или резкого бокового освещения крупного плана. Те ни при этом не окажутся «заваленными» до полной черноты.
Известно, например, что в пасмурную погоду изображение человека получается серым, монотон
19
ным. А если фигура рисуется на фоне неба, то и вов се силуэтным. Резкий свет импульсной лампы вно сит в тональную гамму оживляющий контраст. Пред положим, что в серый день, когда пластинная свето тень бесследно растворяется в плоском и недоста точном освещении, вам надо снять верхолаза на мон таже домны. Обычная съемка даст маловыразитель ные результаты. Но осветите рабочего вспышкой лампы, и изобразительное качество снимка заметно повысится. Следует только помнить о необходимом сочетании значения диафрагмы (для первого плана) и скорости затвора (для нормального экспонирова ния всех деталей фона).
Могут указать на противоречие между приведен ной выше рекомендацией бережно относиться к под линности освещения и предлагаемым здесь методом вмешательства в естественный характер освещенно сти объекта. Но это противоречие кажущееся. На деле ощущение серого дня в снимке полностью сох ранится. Этому, в частности, будет способствовать
итипичное для пасмурной погоды изображение неба
идругих деталей второго и третьего планов. Им
пульсный свет внесет только большую ясность, чет кость и уместное в этом случае легкое повышение контраста первого плана. В конечном результате фо тографическое изображение сюжета получит боль шую тональную весомость.
И, кроме того, сохранение подлинности вовсе не предполагает рабского его копирования. Мастер не только вправе, но и должен уметь усиливать или ос лаблять в свете, тоне и относительных пропорциях те или иные детали изображения. Единственным не преложным условием всех вариантов творческого
20