Файл: Тихонова М.Д. Новый фотомеханический способ гравирования печатных валов для текстильных рисунков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.04.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

£ '- ^

/ГѴ-\

< о X

x t

ВЫ СТАВКА ДОСТИЖ ЕНИЙ

Я Іл у & о ш ^

ФОТОМЕХАНИЧЕСКИЙ СПОСОБ ГРАВИРОВАНИЯ

П Е Ч А Т Н Ы Х В А Л О В

Л А Я

ТЕКСТИЛЬНЫХ РИСУНКОВ

СОВЕТ Н А РО Д Н О ГО ХОЗЯЙСТВА УЗБЕКСК О Й ССР

М. Д. ТИХОНОВА, А. Ф. БОЖКО

н О в ы й ФОТОМЕХАНИЧЕСКИЙ СПОСОБ ГРАВИРОВАНИЯ

ПЕЧАТНЫХ ВАЛОВ ДЛЯ ТЕКСТИЛЬНЫХ РИСУНКОВ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКСКОЙ ССР

Ташкент — /У07

6П9.2 Т46

і і

1 G M 4 - & -

6/ м и

Тихонова М. Д. и Ь ож ко А. '/>.

НОВЫЯ ФОТОМ ЕХ.ѴНІПЕСКИЯ СПОСОБ ГРАВИ РОВАН ''Я ПЕЧАТНЫХ

ІТ[,. ВАЛОВ ДЛИ ТЕКСТИЛЬНЫХ

РИСУНКОВ. 'I., Госиздат УзССР, 1961.

I Coatrr

6П9.2

СУЩЕСТВУЮЩИЕ СПОСОБЫ ГРАВИРОВАНИЯ ТЕКСТИЛЬНЫХ РИСУНКОВ

В текстильной промышленности имеется несколько способов гравирования текстильных рисунков: малетирный, пантографный, ручной метод нанесения рисунка непосредственно на валы и фотомеханический способ гравирования рисунка на печатные валы с применением светочувствительной эмульсии.

Этот способ является более совершенным, находит широкое применение и заключается в следующем.

Копируют рисунок с крока на кальку, затем сни­ мают с выкопировки негатив на фотопленку; с негатива готовятся цветоделенные позитивы в соответствии с ко­ личеством красок. Следующий процесс— это изготов. ление растровых негативов с применением линейных растров.

При помощи множительной машины размножают рисунок с растровых негативов на фотопленку для всей поверхности печатного вала, получая при этом рабочие растровые диапозитивы.

, На копировальном станке с растрового рабочего диапозитива переносят (копируют) рисунок на пред-

3

варительне политый светочувствительной эмульсией вал, затем проявляют и обжигают вал. Углубление ри­ сунка происходит в растворе хлорного железа.

Фотомеханическим способом можно получить рисун­ ки: грунтовые, белоземельные и вытравные с неограни­ ченной вальностью. Изготовление теневого и полуто­ нового рисунка* с применением сетчатых растров фотомеханическим способом исключается, что является существенным недостатком.

Как известно, нанесение теней и полутонов рисунка на печатный вал в текстильной промышленности до сих пор осуществляется вручную с применением специаль­ ного граверного инструмента — пунсона для раскэлачивания тени на валу. Пико на стальной матрице

расколачивают пантировкой с

ручной

дрелью

для рас­

сверливания

пико.

 

 

 

 

 

Качество рисунка зависит от квалификации гравера,

который должен обладать

высоким

художественным

мастерством,

чтобы

воспроизвести

тень на

печатный

вал в соответствии

с оригиналом

художника. Такой

способ изготовления

теневых

и полутоновых

рисунков

является сложным и трудоемким процессом.

Авторы данной брошюры предложили новый фото­ механический способ гравирования и получения теневых и полутоновых рисунков непосредственно на ва­

лах с применением полиграфических

сетчатых растров.

В технологии полиграфического производства при

фотографировании с многоцветного

оригинала

для

4


получения негативов каждого цвета применяются раз­ личные светофильтры.

В текстильной промышленности данная технология

полиграфического производства не может быть исполь­ зована при воспроизведении теневых и полутоновых рисунков, так как применение светофильтров не обеспе­ чивает возможности составления контура в рисунке.

Учитывая это, авторами разработана новая технология подготовки рисунка к фотографии для съемки с много­ цветного оригинала без светофильтров.

НОВЫЙ СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТЕНЕВЫХ И ПОЛУТОНОВЫХ РИСУНКОВ

Требования к рисунку

Художник должен выполнить рисунок технически правильно с точным расположением всех элементов раппорта.

Нарисовав оригинал теневого или полутонового ри­ сунка. с него готовят второй одноцветный оригинал в один раппорт, учитывая при этом точность подводки в стыках раппорта и резкую градацию полутонов.

Выкраску рекомендуют производить бордовой крас­ кой от темного до светлого тона, но светлый тон крас­ кой не выкрашивают, давая окантовку по краям ка­ рандашом для того, чтобы в полученном негагиве

можно было произвести обмазку фигур кроющей крас­ кой.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЗГОТОВЛЕНИЯ РИСУНКОВ

Процесс фотографирования теневых и полутоновых рисунков

С полученного

одноцветного

оригинала

 

(рис.

1)

производится

фотосъемка

на

репродукционном

фото­

аппарате с применением сетчатых растров.

на

ткани

При

подготовке

рисунка

для

печатания

необходимо применять разные

растры — от

24 до

30

точек на 1

см,

то есть крупные и более мелкие. Крупные

растры применяются

для

рисунка, где

нет необходи­

мости соблюдения

четких

переходов

от

темного

тона

к светлому, а менее крупные

растры

применяются

при

воспроизведении

теневого

рисунка

(рис. 2),

получая

при этом рабочий позитив.

 

 

 

 

 

 

следую­

При

подборе растра необходимо учитывать

щее: нельзя брать слишком крупный растр, так как при съеме рисунка не получится четкой градации полутонов.

Если теневой рисунок по своему характеру мелкий — с. тонкими переходами в фигурах от темного до светлого тона, то растр следует брать величиной в 30 точек на единицу поверхности в 1 с,и.

При полутоновом рисунке с резкой градацией от темного тона до светлого применяется растр с 24 точ­ ками на единицу поверхности в 1 см.

Основным условием в постановке растра для полу­ чения хороших растровых снимков является освоение растровой фотографии.

6


Рис. 1. Одноцветный оригинал полутонового рисунка.

Авторы рекомендуют практически разработанную таблицу постановки растра для съемки теневых и полу­ тоновых рисунков.

7

Рис. 2 . Оригинал тенсиою рисунка.

Таблица постановки растра и диафрагмы

В е л и ч и н а Постановка Постановка о т и р Ь /т и я гр ад уса растра по

д и а ф р а гм ы диафрагмы градуснику

О

90

11°

О

64

14°

о

45

12°

о

32

10°

о

22

О

16

О

и

О

9

Из таблицы видно, что при определении диафрагмы необходимо брать определенную величину расстояния растра от пленки на шкале градусника.

9


Рис. 3. Негатив с первой краской оригинала.

Одноцветный оригинал вставляют в экран фотоапіарата, закрывают белой бумагой, на которую произ­ водится предварительная съемка с тем, чтобы прора-

Ю

Рис. 4. Негатив со второй краской оригинала.

ботать (то есть снять) точку в темных тонах. Закрыв камеру и объектив, убирают белую бумагу.

После открытия объектива и кассеты производят съемку с одноцветного оригинала на фотопленку через сетчатый растр, получая при этом, после проявления, негативы по количеству красок, имеющихся на кроне,

11

Рис. ö. Негатив с третьей краской оригинала.

где в светлых и средних тонах отпечатаны точки необ­ ходимой величины (рис. 3, 4 и 5).

Обработка фотопленок производится в обычном проявителе, предназначенном для фототехнических пленок.

1.

Рецепт

проявителя

 

40 г

 

М е т о л

5

г

4.

П о т а ш

 

2.

6

г

 

.

о г

Гидрохинон .......................................

5. Калий бромистый . .

3.

Сѵльфит кристаллический

 

. .

. ЬО г или сев воды 40

г

 

см3

 

Время проявления 3—5 минут

1000

 

12

Рис. 6. Позитив с первой краской оригинала.


Рис. 7. Позитив со второй краской оригинала.

Следующей операцией является вымазка негативов

кроющей краской, оставляя при этом на негативе одну

из красок оригинала.

на множительной машине

С полученных негативов

«АДИКОП » производится

размножение раппорта ри-

ы

сунка на фотопленку по окружности и длине вала, получая при этом рабочие диапозитивы (рис. 6, 7 и 8).

На монтажном столе проверяют и контролируют трафление диапозитивов и наносят контрольные линии, необходимые для постановки рабочего диапозитива на печатный вал.

Контроль качества негатива

Качество сетчатого негатива проверяется через уве­ личительное стекло на просвет. Полученный негатив должен соответствовать следующим требованиям: ри­ сунок по всей площади негатива должен быть резким и четким, без механических повреждений фотографичес­ кого слоя (царапин); фон рисунка должен быть про­ зрачным, без пятен, которые обычно бывают при раз­ множении раппортов рисунка на фотопленку.

Перевод копии монтажа на поверхность печатного вала (копирование)

Перевод рисунка с фотопленки на печатный вал осуществляется посредством копировального станка.

Все операции по механической обработке поверх­ ности вала производятся так же, как при изготовлении обычных штриховых рисунков. Валы должны быть тща­ тельно отшлифованы и отполированы до получения зеркальной поверхности.

15

Рис. 8. Позитив с третьей краской оригинала.

Нанесение светочувствительного слоя на поверх­ ность печатного вала производится при помощи спе­ циального приспособления, состоящего из цилиндри­ ческого стакана, изготовленного из винипласта для светочувствительной эмульсии, и подъемного механизма.

16

Рецепт изготовления светочувствительной эмульсии

При изготовлении светочувствительного раствора порошок поливинилового спирта высыпается в сосуд с теплой водой из расчета 70 г на 930 мл воды.

Раствор готовится на водяной бане или путем вве­ дения в сосуд шланга с острым паром и периодически перемешивается. После полного растворения поли­ винилового спирта раствор в горячем виде фильтруется через сатиновое сито.

Вязкость раствора поливинилового спирта опре­ деляется после охлаждения до 20° при помощи воронки ВЗХ-З и характеризуется истечением 100 мг раствора в продолжение 22 секунд. В полученный раствор вводит­ ся 15 г двухромовокислого калия.

На вал, политый светочувствительной эмульсией, накладывается рабочий диапозитив рисунка по заранее начерченным на валу горизонтальным линиям и произ­ водится контакт с поверхностью вала прозрачной лен­ той. Затем вал вращается под действием люминесцент­ ного света в течение 15 минут.

По окончании копировки вал проявляется в 5-про­ центном растворе чисто-голубого прямого красителя. После проявления печатный вал промывается водой и спиртом для удаления с него остатков жира.

Во избежание потеков на стыке вала (в момент про­ сушки) его слегка промокают влажным тампоном, не нарушая слоя эмульсии, так как оставшаяся хромополи-

ПУБЛИЧн а я fc

т е х н и ч е с к а я /

-Е.ИБЛИОТЕКА СССР J