Файл: Тихонова М.Д. Новый фотомеханический способ гравирования печатных валов для текстильных рисунков.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.04.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
£ '- ^
/ГѴ-\
< о X
x t
ВЫ СТАВКА ДОСТИЖ ЕНИЙ
Я Іл у & о ш ^
ФОТОМЕХАНИЧЕСКИЙ СПОСОБ ГРАВИРОВАНИЯ
П Е Ч А Т Н Ы Х В А Л О В
Л А Я
ТЕКСТИЛЬНЫХ РИСУНКОВ
СОВЕТ Н А РО Д Н О ГО ХОЗЯЙСТВА УЗБЕКСК О Й ССР
М. Д. ТИХОНОВА, А. Ф. БОЖКО
н О в ы й ФОТОМЕХАНИЧЕСКИЙ СПОСОБ ГРАВИРОВАНИЯ
ПЕЧАТНЫХ ВАЛОВ ДЛЯ ТЕКСТИЛЬНЫХ РИСУНКОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКСКОЙ ССР
Ташкент — /У07
6П9.2 Т46
і і
1 G M 4 - & -
6/ м и
Тихонова М. Д. и Ь ож ко А. '/>.
НОВЫЯ ФОТОМ ЕХ.ѴНІПЕСКИЯ СПОСОБ ГРАВИ РОВАН ''Я ПЕЧАТНЫХ
ІТ[,. ВАЛОВ ДЛИ ТЕКСТИЛЬНЫХ |
РИСУНКОВ. 'I., Госиздат УзССР, 1961. |
I Coatrr |
6П9.2 |
СУЩЕСТВУЮЩИЕ СПОСОБЫ ГРАВИРОВАНИЯ ТЕКСТИЛЬНЫХ РИСУНКОВ
В текстильной промышленности имеется несколько способов гравирования текстильных рисунков: малетирный, пантографный, ручной метод нанесения рисунка непосредственно на валы и фотомеханический способ гравирования рисунка на печатные валы с применением светочувствительной эмульсии.
Этот способ является более совершенным, находит широкое применение и заключается в следующем.
Копируют рисунок с крока на кальку, затем сни мают с выкопировки негатив на фотопленку; с негатива готовятся цветоделенные позитивы в соответствии с ко личеством красок. Следующий процесс— это изготов. ление растровых негативов с применением линейных растров.
При помощи множительной машины размножают рисунок с растровых негативов на фотопленку для всей поверхности печатного вала, получая при этом рабочие растровые диапозитивы.
, На копировальном станке с растрового рабочего диапозитива переносят (копируют) рисунок на пред-
3
варительне политый светочувствительной эмульсией вал, затем проявляют и обжигают вал. Углубление ри сунка происходит в растворе хлорного железа.
Фотомеханическим способом можно получить рисун ки: грунтовые, белоземельные и вытравные с неограни ченной вальностью. Изготовление теневого и полуто нового рисунка* с применением сетчатых растров фотомеханическим способом исключается, что является существенным недостатком.
Как известно, нанесение теней и полутонов рисунка на печатный вал в текстильной промышленности до сих пор осуществляется вручную с применением специаль ного граверного инструмента — пунсона для раскэлачивания тени на валу. Пико на стальной матрице
расколачивают пантировкой с |
ручной |
дрелью |
для рас |
|||
сверливания |
пико. |
|
|
|
|
|
Качество рисунка зависит от квалификации гравера, |
||||||
который должен обладать |
высоким |
художественным |
||||
мастерством, |
чтобы |
воспроизвести |
тень на |
печатный |
||
вал в соответствии |
с оригиналом |
художника. Такой |
||||
способ изготовления |
теневых |
и полутоновых |
рисунков |
является сложным и трудоемким процессом.
Авторы данной брошюры предложили новый фото механический способ гравирования и получения теневых и полутоновых рисунков непосредственно на ва
лах с применением полиграфических |
сетчатых растров. |
|
В технологии полиграфического производства при |
||
фотографировании с многоцветного |
оригинала |
для |
4
получения негативов каждого цвета применяются раз личные светофильтры.
В текстильной промышленности данная технология
полиграфического производства не может быть исполь зована при воспроизведении теневых и полутоновых рисунков, так как применение светофильтров не обеспе чивает возможности составления контура в рисунке.
Учитывая это, авторами разработана новая технология подготовки рисунка к фотографии для съемки с много цветного оригинала без светофильтров.
НОВЫЙ СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТЕНЕВЫХ И ПОЛУТОНОВЫХ РИСУНКОВ
Требования к рисунку
Художник должен выполнить рисунок технически правильно с точным расположением всех элементов раппорта.
Нарисовав оригинал теневого или полутонового ри сунка. с него готовят второй одноцветный оригинал в один раппорт, учитывая при этом точность подводки в стыках раппорта и резкую градацию полутонов.
Выкраску рекомендуют производить бордовой крас кой от темного до светлого тона, но светлый тон крас кой не выкрашивают, давая окантовку по краям ка рандашом для того, чтобы в полученном негагиве
можно было произвести обмазку фигур кроющей крас кой.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЗГОТОВЛЕНИЯ РИСУНКОВ
Процесс фотографирования теневых и полутоновых рисунков
С полученного |
одноцветного |
оригинала |
|
(рис. |
1) |
|||||||||
производится |
фотосъемка |
на |
репродукционном |
фото |
||||||||||
аппарате с применением сетчатых растров. |
на |
ткани |
||||||||||||
При |
подготовке |
рисунка |
для |
печатания |
||||||||||
необходимо применять разные |
растры — от |
24 до |
30 |
|||||||||||
точек на 1 |
см, |
то есть крупные и более мелкие. Крупные |
||||||||||||
растры применяются |
для |
рисунка, где |
нет необходи |
|||||||||||
мости соблюдения |
четких |
переходов |
от |
темного |
тона |
|||||||||
к светлому, а менее крупные |
растры |
применяются |
при |
|||||||||||
воспроизведении |
теневого |
рисунка |
(рис. 2), |
получая |
||||||||||
при этом рабочий позитив. |
|
|
|
|
|
|
следую |
|||||||
При |
подборе растра необходимо учитывать |
щее: нельзя брать слишком крупный растр, так как при съеме рисунка не получится четкой градации полутонов.
Если теневой рисунок по своему характеру мелкий — с. тонкими переходами в фигурах от темного до светлого тона, то растр следует брать величиной в 30 точек на единицу поверхности в 1 с,и.
При полутоновом рисунке с резкой градацией от темного тона до светлого применяется растр с 24 точ ками на единицу поверхности в 1 см.
Основным условием в постановке растра для полу чения хороших растровых снимков является освоение растровой фотографии.
6
Рис. 1. Одноцветный оригинал полутонового рисунка.
Авторы рекомендуют практически разработанную таблицу постановки растра для съемки теневых и полу тоновых рисунков.
7
Рис. 2 . Оригинал тенсиою рисунка.
Таблица постановки растра и диафрагмы
В е л и ч и н а Постановка Постановка о т и р Ь /т и я гр ад уса растра по
д и а ф р а гм ы диафрагмы градуснику
О |
90 |
11° |
О |
64 |
14° |
о |
45 |
12° |
|
о |
32 |
10° |
|
о |
|||
22 |
8° |
||
О |
16 |
6° |
|
О |
и |
4° |
|
О |
9 |
2° |
Из таблицы видно, что при определении диафрагмы необходимо брать определенную величину расстояния растра от пленки на шкале градусника.
9
Рис. 3. Негатив с первой краской оригинала.
Одноцветный оригинал вставляют в экран фотоапіарата, закрывают белой бумагой, на которую произ водится предварительная съемка с тем, чтобы прора-
Ю
Рис. 4. Негатив со второй краской оригинала.
ботать (то есть снять) точку в темных тонах. Закрыв камеру и объектив, убирают белую бумагу.
После открытия объектива и кассеты производят съемку с одноцветного оригинала на фотопленку через сетчатый растр, получая при этом, после проявления, негативы по количеству красок, имеющихся на кроне,
11
Рис. ö. Негатив с третьей краской оригинала.
где в светлых и средних тонах отпечатаны точки необ ходимой величины (рис. 3, 4 и 5).
Обработка фотопленок производится в обычном проявителе, предназначенном для фототехнических пленок.
1. |
Рецепт |
проявителя |
|
40 г |
||||
|
М е т о л |
5 |
г |
4. |
П о т а ш |
|
||
2. |
6 |
г |
|
. |
о г |
|||
Гидрохинон ....................................... |
5. Калий бромистый . . |
|||||||
3. |
Сѵльфит кристаллический |
|
. . |
. ЬО г или сев воды 40 |
г |
|
см3 |
|
|
Время проявления 3—5 минут |
1000 |
|
12
Рис. 6. Позитив с первой краской оригинала.
Рис. 7. Позитив со второй краской оригинала.
Следующей операцией является вымазка негативов
кроющей краской, оставляя при этом на негативе одну |
|
из красок оригинала. |
на множительной машине |
С полученных негативов |
|
«АДИКОП » производится |
размножение раппорта ри- |
ы
сунка на фотопленку по окружности и длине вала, получая при этом рабочие диапозитивы (рис. 6, 7 и 8).
На монтажном столе проверяют и контролируют трафление диапозитивов и наносят контрольные линии, необходимые для постановки рабочего диапозитива на печатный вал.
Контроль качества негатива
Качество сетчатого негатива проверяется через уве личительное стекло на просвет. Полученный негатив должен соответствовать следующим требованиям: ри сунок по всей площади негатива должен быть резким и четким, без механических повреждений фотографичес кого слоя (царапин); фон рисунка должен быть про зрачным, без пятен, которые обычно бывают при раз множении раппортов рисунка на фотопленку.
Перевод копии монтажа на поверхность печатного вала (копирование)
Перевод рисунка с фотопленки на печатный вал осуществляется посредством копировального станка.
Все операции по механической обработке поверх ности вала производятся так же, как при изготовлении обычных штриховых рисунков. Валы должны быть тща тельно отшлифованы и отполированы до получения зеркальной поверхности.
15
Рис. 8. Позитив с третьей краской оригинала.
Нанесение светочувствительного слоя на поверх ность печатного вала производится при помощи спе циального приспособления, состоящего из цилиндри ческого стакана, изготовленного из винипласта для светочувствительной эмульсии, и подъемного механизма.
16
Рецепт изготовления светочувствительной эмульсии
При изготовлении светочувствительного раствора порошок поливинилового спирта высыпается в сосуд с теплой водой из расчета 70 г на 930 мл воды.
Раствор готовится на водяной бане или путем вве дения в сосуд шланга с острым паром и периодически перемешивается. После полного растворения поли винилового спирта раствор в горячем виде фильтруется через сатиновое сито.
Вязкость раствора поливинилового спирта опре деляется после охлаждения до 20° при помощи воронки ВЗХ-З и характеризуется истечением 100 мг раствора в продолжение 22 секунд. В полученный раствор вводит ся 15 г двухромовокислого калия.
На вал, политый светочувствительной эмульсией, накладывается рабочий диапозитив рисунка по заранее начерченным на валу горизонтальным линиям и произ водится контакт с поверхностью вала прозрачной лен той. Затем вал вращается под действием люминесцент ного света в течение 15 минут.
По окончании копировки вал проявляется в 5-про центном растворе чисто-голубого прямого красителя. После проявления печатный вал промывается водой и спиртом для удаления с него остатков жира.
Во избежание потеков на стыке вала (в момент про сушки) его слегка промокают влажным тампоном, не нарушая слоя эмульсии, так как оставшаяся хромополи-
ПУБЛИЧн а я fc
т е х н и ч е с к а я /
-Е.ИБЛИОТЕКА СССР J