ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.04.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
БИБЛИОТЕКА ИЗОБРЕТАТЕЛЯ И РАЦИОНАЛИЗАТОРА
АО- /тин, В. БОЛГОВ
*нз. чит./зала |
| НЕ ВЫДАЕТСЯ ‘
РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
И
МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ
У д м у р т с к о е к н и ж н о е и з д а т е л ь с т в о И ж е в с к — 1961
338.03Субботин А. и Болгов В.
С89 Рационализация и молодой специалист. Ижевск, Удмурт, кн. изд., 190!. 18 сгр. с иил. (Б-ка изобретателя и рационализатора).
_______________
г-у к л и ч к а м ' |
: |
- ik it i- i t X . W M S E O K A W |
i1 |
&мьлнет|НА coop |
i |
9 .3 Й &
МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ
Согласно установившейся традиции молодым специа листом называется выпускник техникума или института в течение первых трех лет работы.
Этот период жизни специалиста имеет огромное зна
чение для него, так как именно в это время |
происходит |
настоящее становление его как работника |
и человека, |
вырабатывается отношение к труду. |
|
Молодой специалист не страдает недостатком энер гии и теоретических знаний, которыми его снабдил ин ститут, но в то же время не имеет практического опыта, чувствует себя несколько неуверенно в тех новых усло виях, в которых он оказывается, начав впервые само стоятельную трудовую жизнь.
К этой характеристике молодого специалиста, нам кажется, следует добавить, что после напряженных лет учебы 7—8-часовой рабочий день оставляет у молодого специалиста много, энергии и времени, которым он не сразу (и не всегда правильно) находит применение.
Разнообразные знания, полученные в учебном заведе нии, зачастую не полностью используются на том участ
3
ке работы, куда молодой специалист направлен. Это соз дает опасность при определенных условиях забыть сов сем эти знания, не закрепив их своевременно опытом. Примеры подобной дисквалификации молодого инжене ра или техника, к сожалению, встречаются.
Наше время, время огромного подъема творческой активности народа, стремлений каждого человека сде лать как можно больше для дела построения коммуниз ма, требует от молодых специалистов, являющихся сей час значительной силой на предприятиях, активного вклю чения в борьбу за выполнение семилетки, полной реали зации всех знаний, полученных в учебном заведении.
Делом, которое быстрее поможет молодому специа листу включиться в борьбу за технический прогресс, яв ляется рационализация.
РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
В рационализаторском и изобретательском движении участвует огромная армия рабочих, техников и инжене ров. Делу рационализации и изобретательства партия и правительство придают большое значение, что можно видеть из постановления ЦК КПСС и Совета Министров
СССР «О мерах по улучшению внедрения в народное хозяйство изобретений и рационализаторских предложе ний» от 20 июня 1960 года, постановления Президиума ВЦСПС от 24 июня 1960 года, решений июльского (1960 г.) Пленума Центрального Комитета нашей партии.
Рационализаторы и изобретатели стоят в первых ря дах борцов за технический прогресс, за досрочное вы
полнение семилетнего плана.
Рационализаторская деятельность расширяет круго зор человека, повышает его теоретические и практиче ские знания. Результаты этой деятельности дают рацио
4
нализатору как моральное, так и материальное удовлет ворение — польза, получаемая от внедрения предложе ния, государством и рационализатором лично выражает ся четко и наглядно в цифрах — это условно годовая экономия и сумма вознаграждения автору.
Для молодого специалиста занятия рационализацией являются тем средством, которое помогает ему быстрее войти в жизнь предприятия, стать полноценным работ ником.
Рационализаторская деятельность учит молодого специалиста творческому отношению к труду, нетерпи мости к различным недостаткам. Занимаясь рациона лизацией; молодой специалист более полно использует свой запас знаний, закрепляет их практикой.
В процессе рационализации у молодого специалиста возникает потребность и в теоретическом пополнении своих знаний, что вырабатывает полезную привычку постоянно следить за новинками и периодической тех нической литературой.
В любом деле «лиха беда начало», и в настоящей брошюре мы хотим поделиться опытом как нашей лично рационализаторской деятельности, так и опытом моло дых специалистов производства охотничьих ружей.
ВОЗМЕСТИМ ГОСУДАРСТВУ РАСХОДЫ
НА НАШЕ ОБУЧЕНИЕ
В мае 1960 года мы в честь предстоящего июльско го Пленума ЦК КПСС взяли обязательство: «В течение первых трех лет работы возместим государству расходы на наше обучение в институте за счет экономии от внед рения поданных нами рационализаторских предложе ний» и призвали молодых специалистов поддержать нашу инициативу. По приблизительным данным, сумма
5
расходов на обучение инженера составляет 8 тысяч руб лей, и, округлив эту сумму, мы взяли контрольную циф ру — 20 тысяч рублей на двоих.
Выступив с таким обязательством, мы хотели пока зать, что молодые специалисты ценят то, что им была предоставлена полная возможность и все условия для получения высшего образования, мы хотим показать так же, что средства, затраченные на наше обучение, не пропали даром, и молодые специалисты вполне оправда ют те надежды, которые возлагает на них государ ство.
Мы были уверены, что идея показать так наглядно то, что нас не зря учили, придется по душе большинству молодых специалистов, и обратились к ним с призывом поддержать нашу инициативу.
Общественные организации и администрация одоб рили ‘наш почин и нашли вполне своевременной и целесообразной такую форму вовлечения молодых спе циалистов в рационализаторскую деятельность, тем бо лее, что участие молодых специалистов в рационализа ции к этому времени у нас на производстве оставляло желать лучшего.
Распространение этой инициативы на нашем произ водстве было организовано так. Совместное заседание совета молодых специалистов и совета ВОИР при няло постановление, призывающее молодых специалис тов производства поддержать наш почин. Это постанов ление и обращение к молодым специалистам было опуб ликовано в газете.
Вскоре после этого было созвано общее собрание мо лодых специалистов, посвященное вопросу участия мо лодых специалистов в рационализации, где было более подробно рассказано о сути нашей инициативы. Вы
6
ступавшие единодушно одобрили и 'поддержали нас. После этого собрания, благодаря неустанной работе об щественных организаций по распространению почина, число молодых специалистов, обязавшихся рационали заторской деятельностью возместить государству расхо ды на их обучение, стало быстро расти.
В результате резко возросла рационализаторская активность молодых специалистов. В поисках путей для быстрейшего выполнения своих обязательств молодые специалисты объединяются в комплексные бригады, организуют общественные конструкторские бюро (ОКБ) и т.. п. Например, созданы ОКБ, работающие под руко водством В. Чистякова, Б. Плецкого, комплексная бригада Яремаченко и др.
Вместе с тем распространение этого почина и акти визация рационализаторской деятельности молодежи выявили некоторые недостатки в постановке работы с рационализаторами и заставили общественные орга низации обратить большое внимание «а этот участок работы.
С тех пор, как первые наши последователи взяли на себя обязательство поддержать почин, прошло немного времени, но есть уже и некоторые результаты, показы вающие, что слово у них не расходится с делом. Так, Федотов имеет на своем счету более 5 тысяч рублей, Яремаченко — 2,8 тысячи рублей, Погорелов — 900 руб лей. Юрченко — 750 рублей условно годовой экономии.
Распространение почина не ограничивалось нашим производством. Облсовпроф, обком ВЛКСМ и областной совет ВОИР одобрили его и рекомендовали распростра нить на всех предприятиях республики. Этот почин под держан молодыми специалистами боткинских пред приятий, Ижевского машиностроительного .завода и др.
Как видно из сказанного, такая форма привлече
7
ния внимания молодых специалистов к рационализатор ской деятельности вполне себя оправдывает, однако надо отметить, что поставить перед собой определенную цель — это уже неплохо, но основное все-таки — с честью выполнить свое обязательство. Именно такую задачу должны решить сейчас наши последователи, и мы наде емся, что наш 2-летний опыт рационализаторской дея тельности поможет молодым специалистам быстрее и с меньшими ошибками сделать это.
КАК НАХОДИТЬ ТЕМЫ
Часто от начинающих рационализаторов можно ус лышать разговоры об отсутствии тем для рационализа ции. Что правда, то правда, темники узких мест очень часто создаются чисто формально и не могут удовлетво рить рационализаторов. Однако совсем не обязательно ждать какие-то специально отобранные темы для рацио нализации. Повышение производительности труда, со кращение ручных и трудоемких работ, сокращение расхо да металла (или других материалов)— вот постоянные темы для рационализации, вполне отвечающие требова нию; «...изобретай не то, что хочется, а то, что требуется социалистическому строительству» (М. И. Калинин).
Вопрос с темами был в начале нашей рационализа торской деятельности больным и для нас. Бессистемно выхватывая различные, бросающиеся в глаза своей не целесообразностью операции, мы подавали предложения по усовершенствованию их, но такая рационализация была малопродуктивной: и тем было мало, и большое ко личество наших предложений не без основания отклоня лось. Все эти неудачи заставили нас искать какие-то другие методы работы.
Первое целесообразное направление в рационализа
8
ции, на которое мы натолкнулись в своих поисках, — это полный пересмотр технологических процессов на детали, начиная от метода получения заготовки и до конца. Это сразу обеспечило нас темами для рационализаторских предложений. Действительно, почти всегда при тщатель ном анализе любого технологического процесса изготов ления более или менее сложной детали можно найти способ снижения трудоемкости ее изготовления или снижения расхода металла. Так, подобный пересмотр техпроцесса изготовления шарнира ружья «ИЖК», сде ланный нами, дал 11,7 тысячи рублей условно годовой экономии за счет более полного использования возмож ностей точного литья и сокращения операций механиче ской обработки.
Метод, подобный описанному выше, может быть применен в пересмотре и изменении конструкции дета лей с целью повышения их технологичности.
В этом направлении порой даже очень незначитель ное изменение конструкции дает большой экономический эффект. Как пример такого незначительного изменения можно привести замену фаски 0,5X45° на детали «ИЖК-6» радиусом ~ 0,5, что позволило аннулировать слесарную операцию и, заменив ее галтовкой, получить около 1,6 тысячи рублей условно годовой экономии.
Большую помощь в деле рационализации дает регу лярный просмотр периодической технической литерату ры и описаний изобретений. Такой просмотр, будучи не обходимым для каждого специалиста как средство по вышения технического уровня, является также и источ ником тем для рационализатора, так как творческая раз работка изобретений и новшеств применительно к ус
ловиям своего предприятия может дать ценные предло жения.
9
*
Вот далеко не полный перечень источников тем для рационализаторских предложений. Сомневающимся в вышесказанном мы предлагаем взять несколько техпро цессов на любые детали и тщательно проанализировать их по таким направлениям:
1. Сокращение расхода материала за счет или изме нения метода получения заготовки, или изменения рас кроя, или более рационального назначения припусков.
2.Механизация ручных работ.
3.Изменение конструкции детали (без ухудшения ее эксплуатационных характеристик) с целью повышения
еетехнологичности.
4.Увеличение количества одновременно обрабатывае мых деталей на операциях.
Результаты этого опыта убедят любого лучше вся ких других доказательств.
ВНЕДРЕНИЕ
«Терниями» на пути рационализатора являются про волочки в деле внедрения рационализаторских предло жений. Вопрос своевременного внедрения предложений, на наш взгляд, является сейчас одним из самых боль ных вопросов дела рационализации, и общественным ор ганизациям предстоит здесь немало поработать. Особен но большую опасность затяжка внедрения предложения представляет для начинающих рационализаторов, так как из-за долгого отсутствия результатов собственных трудов у новичка совсем пропадает еще неокрепшее стремление к рационализаторской деятельности.
Хорошие результаты в направлении сокращения сро ков внедрения предложений дает объединение рациона лизаторов в комплексные бригады, что позволяет зна-
10
читальную часть работ по внедрению предложений (про ведение опытных работ, проектирование и изготовление оснастки) проводить силами бригады.
Так, мы сами, хотя и не состоим в официально оформ ленной комплексной бригаде, большинство своих пред ложений разрабатываем и внедряем совместно с работ никами цехов (сами мы работаем в отделе главного технолога), и это намного сокращает сроки внедрения.
Во всяком случае, рационализатор должен быть го тов не только к разработке идеи предложения, но и к активному участию в его внедрении, а путей сокраще ния срока внедрения можно найти много.
Бывает, что препятствием для начинающего рацио нализатора является вопрос о сложности рацпредложе ния, т. е. вопрос о том, что стоит оформлять рацпредло жением. Причем начинающие часто склоняются в сторо ну чрезмерного усложнения темы. На наш взгляд, целе сообразнее начинать с мелких рацпредложений, которые не требуют больших проектных и опытных работ, а к раз работке крупных тем правильней приступать, уже имея некоторый опыт рационализаторской деятельности. Та кая последовательность позволит молодому специалисту быстрее встать в ряды рационализаторов, правильнее оценить свои силы.
Мы пришли на производство в 1958 году после окон чания Ижевского механического института и были на правлены на работу в качестве инженеров-технологов в отдел главного технолога.
Рационализацией начали заниматься с первых меся цев работы. Большую роль в нашем «приобщении» к ра ционализации сыграл пример старших товарищей по ра боте, среди которых следует особо отметить старшего инженера-технолога Лопаткина Е. В., рационализатора