Файл: Поляков П.П. Непрерывная скоростная прокатка металла.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.04.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
Металла вдоль линии стана, обеспечивают за данный темп прокатки, своевременно вклю чая или выключая все последовательно распо ложенные агрегаты;
б) приборы автоматического контроля гео метрических размеров проката, состояния по верхности, наличия внутренних дефектов;
в) приборы автоматического управления режимами работы приводных двигателей.
Приборы третьей группы автоматически управляют ускорением или замедлением вра щения приводных двигателей, регулируют скорости, соотношение скоростей двигателей клетей непрерывных станов, нагрузки на дви гатели.
СОВРЕМЕННЫЕ НЕПРЕРЫВНЫЕ СТАНЫ
Мелкосортные и проволочные станы
Известно, что к мелкосортным станам от носятся станы с диаметром валков 250— 350 мм. Сюда же относятся и проволочные станы, хотя их в связи с особой специфич ностью рассматривают обычно отдельно.
Мелкосортные станы бывают линейные, зигзагообразные, полунепрерывные и непре рывные. Применение того или иного типа ста на зависит от его назначения. Если нужен стан небольшой производительности, но с ши роким сортаментом прокатываемых профи лей, .применяют зигзагообразный или полуне прерывный; если требуется стан с высокой производительностью и узким сортаментом —
10
попользуют непрерывный. Современный .не прерывный мелкосортный стан состоит из 15—20 рабочих клетей, расположенных в не сколько групп. Каждая клеть имеет индиви дуальный привод. Для устранения кантовки применяются клети с вертикальными валка ми. Заготовкой является квадрат размером до НОхіИО мм- Максимальная скорость прокат ки в последней чистовой клети 20 м/сек.
Прокатку ведут в одну или две нитки. Го
товый прокат сматывается |
на |
моталку (диа |
|
метр сматываемых профилей |
доходит |
до |
|
30 мм) или поступает на |
холодильник. |
При |
сматывании готового проката на моталку вы ходная скорость прокатки значительно выше, чем при подаче его на холодильник. Перевал ку валков осуществляют клетями. Рабочие валки работают в подшипниках качения или в подшипниках жидкостного трения.
Проволочные станы отличаются от мелко сортных большим числом рабочих клетей и узким сортаментом прокатываемых профилей. Проволоку (катанку) в горячем состоянии катают до диаметра 50 мм: меньший диаметр получать экономически невыгодно. Проволоку меньших диаметров получают волочением из катанки.
Основным типом проволочного стана в на стоящее время является непрерывный стан, ) состоящий из нескольких последовательно расположенных непрерывных групп. Прокат ка ведется в несколько ниток. Прокатанная проволока сматывается моталками в рулоны, вес которых на новейших отечественных ста нах достигает 330 кг. На непрерывных станах
2* |
11 |
производительность в два-три и более раза выше, чем на линейных. Благодаря значитель но большей скорости прокатки на непрерыв ных станах уменьшается перепад температур переднего и заднего концов, что повышает точность прокатки и выравнивает структуру металла и его механические свойства по дли не бунта. Кроме того, процесс прокатки идет при более высокой температуре, а следова тельно, при меньших давлениях металла на валки, что повышает их стойкость.
В Советском Союзе установлено несколько непрерывных мелкосортных и проволочных станов. В Донецком совнархозе на Макеев ском металлургическом заводе работает про волочный стан «250». На этом стане прокаты вают проволоку диаметром 6,3 мм из квадрат ной заготовки 55x55 мм, длиной 9200 мм.
Заготовки нагревают в методической печи, работающей на смеси коксовального и домен ного газов, затем по четыре штуки сразу вы талкивают толкателем из печи и распредели тельным устройством последовательно задают в четыре калибра первой черновой клети. Чер новая группа состоит из семи клетей с приво дом от одного двигателя; прокатка в ней ве дется в четыре нитки одновременно. За чер новой клетью установлены четырехниточные летучие ножницы для обрезки переднего кон ца и порезки ее на части в случае аварии. От ножниц полоса поступает в промежуточную группу, состоящую из четырех клетей с при водом от одного двигателя. Далее полоса про ходит в две петлевые группы и поступает на одну из двух чистовых групп, состоящих из
12
шести клетей каждая. В чистовых группах прокатку ведут в две нитки, чтобы получить большую точность готового профиля за счет уменьшения прогиба валков и упругих дефор маций других деталей рабочих клетей. Выход ная скорость полосы из последней чистовой клети равна 20,7 м/сек. Все клети имеют гори зонтальные валки. Полосу'при задаче ее в сле дующую клеть кантуют кантующими провод ками. Прокатанную проволоку сматывают на восьми моталках в бунты весом до 200 кг. Бунты передают на муфельный транспортер, на котором происходит регулируемое охлаж дение до 700—500°С. После этого они поступают на крюковой транспортер, где про волока охлаждается окончательно. В конце муфельного транспортера установлены бунто вязальные машины, связывающие бунты. С крюкового конвейера 'бунты снимают раз грузочным устройством и собирают в па кеты.
По механизации технологических процес сов этот стан принадлежит к числу современ ных, но по скорости прокатки и по конструк ции оборудования уступает новым станам, соз данным в СССР и за рубежом. Максимальная скорость новейших зарубежных станов дости гает 33 м/сек, а вес бунта доходит до 500 кг, причем получаемая катанка имеет меньшие допуски, что объясняется большей жесткостью станин и применением подшипников жидко стного трения.
В 1957 г. на Криворожском металлургиче ском заводе введен в эксплуатацию непрерыв ный проволочный стан «250». Хотя проектная
13
скорость прокатки в последней клети этого стада составляет 30 м/сек, достигнутая ско рость при прокатке катанки диаметром 6,3 мм равна 26 м/сек.
К числу новейших непрерывных проволоч
ных 'станов относится стан «250», |
который из |
||
готовляют |
на Ново-Краматорском машино |
||
строительном заводе (рис. 2). Этот стан пред |
|||
назначен |
для прокатки |
катанки |
диаметром |
6,3 мм и арматурных |
профилей. |
Заготовкой |
для стана служит квадрат 80x80 мм длиной 7—10 м. Вес бунтов составляет 350—500 кг. Скорость прокатки в последней чистовой кле ти достигает 18—30 м/сек. Прокатка будет вестись в четыре нитки.
Стан состоит из 34 рабочих клетей, распо ложенных в девяти непрерывных группах. Рабочие валки всех клетей работают на под шипниках жидкостного трения. Первые две группы черновые. Они состоят из клетей с го ризонтальными валками (первая группа — из шести клетей с диаметром валков 610 мм, вторая — из четырех клетей с диаметром вал ков 460 мм). Каждая группа приводится от одного двигателя через систему конических передач. За каждой группой установлены че тырехниточные летучие ножницы для обрезки переднего конца.
Первая средняя группа состоит из четырех клетей с горизонтальными валками диамет ром 420 мм. Каждые две клети приводятся в движение от одного электродвигателя. В этих трех группах металл прокатывают в четыре нитки. Полосы кантуют кантующими провод ками. Далее прокатываемые полосы посту-
14
пают в две вторые средние группы, состоящие из двух клетей, каждая из которых имеет ди аметр валков 320 мм и индивидуальный при вод. Прокатка в этих группах идет в две нитки.
Чистовых групп четыре (по числу ниток). Каждая группа состоит из четырех клетей (двух с вертикальными и двух с горизонталь ными валками) с индивидуальными привода ми. Прокатка в одну нитку обеспечивает высо кую точность готового профиля. При прокатке в две нитки и больше получить правильный круг было бы затруднительно. Вертикальные клети исключают кантующие проводки и скру чивание полосы, что улучшает механические ствойства готового проката. Полосы, выходя из последней клети, сматываются в рулоны моталками со скоростью до 33 м/сек. С мотал ки бунты через промежуточный транспортер поступают на муфельный транспортер, в кон це которого установлены бунтовязальные ма шины. Они вяжут бунты и навешивают бирки во время движения транспортера. С муфель ного транспортера бунты попадают на крю ковой конвейер, на котором полностью охлаж даются. В конце конвейера стоит пакетирую щая машина, собирающая бунты в пачки. Этот непрерывный проволочный стан будет сдан в эксплуатацию в конце 1962 г.
Скорость прокатки 33 м/сек, достигнутая на проволочных станах, не является пределом, хотя дальнейшее ее увеличение связано с це лым рядом затруднений конструктивного и технологического характера. Необходимы вы сокоскоростные двигатели и подшипники, ком
16
пактные высокоскоростные шестеренные кле ти, стойкие рабочие валки и валковая армату ра. Технологические трудности заключаются в том, что на больших скоростях полоса за стревает в валковой арматуре при подаче рас ката в валки и выходе из клети. Однако мож но надеяться, что все эти затруднения в ско ром времени будут преодолены.
Застревание полосы устранят, когда осво ят бесконечную прокатку, разработанную Все союзным научно-исследовательским институ том тяжелого машиностроения (ВНИИМЕТМАШем). При помощи летучей стыковароч ной машины передний конец полосы будет свариваться с задним концом предыдущей полосы. Процесс прокатки станет беспрерыв ным, что сделает его стабильным. При такой прокатке значительно возрастет производи тельность стана, так как не будет пауз между отдельными полосами.
В настоящее время разрабатывается про ект четырехниточного проволочного стана «250», работающего по принципу бесконечной прокатки, со скоростью в последней клети до 60 м/сек (216 кмічас). Это поистине фанта стическая скорость! Новый стан будет пол ностью автоматизирован.
Примером мелкосортного непрерывного стана может служить стан «350» (рис. 3)- Этот агрегат предназначен для прокатки круга диа метром 14—32 мм и арматурной стали № 14—36. Стан оборудован методической реку перативной печью с боковой загрузкой и выда
чей. Заготовки (квадрат 80X80 мм |
длиной |
Г д у . ПУБЛИЧНАЯ |
17 |
На УЧЗ-ТЕХЧИЧЕСКАЯ |
|
___ ^ - і^ л и о т е к А СССР |
Of |
|
Рис. 3. Схема расположения мелкосортного стана
«350» — 2:
1—7 — черновые клети; 8—15 — чистовые клети; 16 — подво дящий рольганг печи; 17 — печной толкатель; 18 — выталки ватель; 19 — нагревательная печь; 20 — делительные ножницы; 21 — стыкосварочная машина; 22 — летучие барабанные нож ницы; 23 — моталки для ленты; 24 — моталки для круглого и квадратного профиля; 25 — крюковой конвейер; 26 — приемный
рольганг холодильника; 27—28 — отводящие рольганги.
9—9,5 м) загружают в печь при помощи загру зочной тележки — вталкивателя. В печи заго товки продвигаются рычажным толкателем, а выдаются из нее выталкивателем штангового типа и роликовым вытаскивателем. Между вытаскивателем и первой клетью установлены делительные ножницы для обрезки переднего конца и порезки заготовки на части.
Рабочая линия стана разделена на две группы — черновую и чистовую. Черновая со стоит из семи рабочих клетей, две из которых имеют вертикальные валки. Диаметр горизон тальных валков — 410 мм, а вертикальных — 420 и 360 мм. В чистовой группе — восемь клетей, три из них имеют вертикальные валки. Диаметр валков во всех клетях, за исключе
18
нием 13-й и 15-й клетей, равен 360 мм. В 13-й и 15-й он равен 350 мм.
Прокатка ведется в одну нитку. Ось про катки при смене калибров по клетям остает ся постоянной. Это обеспечивается перемеще нием клетей с горизонтальными валками пер пендикулярно оси прокатки, в результате чего нужный калибр совмещается с осью прокатки. Клети передвигаются электродвигателем. Ста нины клетей на плитовинах крепятся гидрав лическими клиньями. В вертикальных клетях калибр меняют, перемещая рабочие валки также перпендикулярно оси прокатки, но в вертикальной плоскости.
Между черновой и чистовой группами ус тановлены летучие ножницы. За чистовой группой также стоят ножницы для порезки по лосы, идущей на холодильник. Сюда поступает
прутковый прокат диаметром более |
20 мм. |
За холодильником установлены двое |
ножниц |
холодной резки и автоматические весы. Круг
лый профиль диаметром |
менее 20 мм, |
квад |
||
рат и ленту сматывают в |
бунты |
моталками. |
||
На стане установлены четыре |
моталки: |
две |
||
для круга и квадрата и две |
для ленты. |
При |
||
помощи двух шагающих |
решеток |
бунты от |
||
моталок попадают на опрокидыватели, |
кото |
рые навешивают их на крюковой транспортер. Над каждой шагающей решеткой сооружены две бунтовязальные машины. В конце крю кового транспортера установлены три разгру зочных устройства, которые снимают рулоны с транспортера и пакетируют их. Максималь ная скорость выхода полосы из последней чи стовой клети равна 14,6 м/сек.
19