Файл: Никулин Н.А. Первоначальный сплав леса дистанционно-патрульным способом опыт работы Лойнской сплавной конторы треста Камлесосплав.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.04.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
Первоначальный с п л а в ЛЕСА
ДИСТАНЦИОННО
ПА Т Р ѴЛЬН ЫЛ1
СП О С О Б О М
Н. А. НИНУЛИН
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ СПЛАВ ЛЕСА ДИСТАНЦИОННО-ПАТРУЛЬНЫМ СПОСОБОМ
Опыт работы Лойнской сплавной конторы треста Камлесосплав
ШШ |
Издательство |
М о с н в а 1966 |
|
|
ЛЕСНАЯ П Р О М Ы Ш Л ЕН Н О С ТЬ " |
УД К 634.0.378.3 |
"Ѵ'ТТ'пУбЛгіЧНЛЯ |
|
|
БІ |
£ r < ? f w |
i, 2 0 4 |
<04, |
|
На всесоюзном конкурсе ЦПИТО лесной яромышленностя и лесного хозяйства на лучшую брошюру о передовом, проверен ном Ріа практике опыте работы, эта бро шюра получила вторую премию
\
3 —15—1 ПЧ—22—66
ВВЕДЕНИЕ
Лойнская сплавная контора треста Камлесосплав расположена па территории Кировской области. Админи
стративно она |
подчинена Пермскому производственно |
му объединению лесной промышленности. |
|
Сплавная |
контора занимается молевым сплавом |
леса по |
р. Каме, начиная с самых верховьев — от устья |
||||
р. Ердва |
(1981-й километр) и до устья р. Сейва |
(1515-й |
|||
километр), т. е. па расстоянии 466 км. |
четыре |
сплавных |
|||
В состав сплавной конторы входят |
|||||
участка: |
Афанасьевский — протяжением |
по |
р. |
Каме |
|
108 км, |
Бисеровскнй — 104 км, Лойнский — 150 |
км, По- |
|||
рышевскпн — 104 км. |
1964 |
г. |
превысил |
||
Объем сплавляемой древесины в |
1,5 млн. .и3. Фактически было проплавлено в навигацию
1961 г.— 1348,2 тыс. |
лг3, в |
1964 г.— 1509,2 |
тыс. |
м3 и |
||
в 1965 г.— 1497,7 тыс. м3. |
Древесина |
передается |
для |
|||
дальнейшего |
сплава |
Верхне-Камской |
сплавной |
кон |
||
торе. |
время сплавная контора наряду |
с подгото |
||||
В зимнее |
||||||
вительными |
работами |
занимается приемкой |
древесины |
от леспромхозов и заготовкой ее в объеме 65—70 тыс. м3. К молевому сплаву леса сплавная контора приступает очень рано, вслед за ледоходом. И хотя 70% протяжен ности берегов заливается весенним паводком, благодаря высококачественной береговой обоновке разноса сплав
ной древесины в последние годы но наблюдалось.
2 Н. А. Никулин |
3 |
До 1961 г. по договорным условиям с комбинатом Кирлес выпуск древесины с притоков ограничивался
определенной отметкой |
горизонта весеннего паводка, |
при достижении которой |
пуск древесины прекращался |
до спада горизонтов. |
|
Это иногда приводило к тому, что на притоках обсы хало большое количество древесины, так как там горизон ты падали быстрее и часть древесины оставалась в двух годичном сплаве. С навигации 1961 г. выпуск древесины с притоков р. Камы не ограничивается горизонтами и молевая древесина оплавляется при любых весенних па водках.
Вся молевая древесина поступает в Красинскую за пань, расположенную на 1537-м километре р. Камы, в 22 км от границы с Пермской областью. Длина пыжа запани достигает 36 км.
Вследствие организованного пуска древесины с гид росъемных плотбищ и проплава ее по высоким горизон там основная масса леса поступает в запань в первые две
недели. Так, в |
навигацию |
1964 г., при начале |
сплава |
4 мая, к 18 мая |
в запань |
поступило свыше 1 |
млн. мг |
леса.
Разбор запани и передача древесины лежащим ниже рейдам производится после спада горизонтов, когда река войдет в берега. К этому времени с рейдов, располо женных ниже, и сплавных контор отбуксировываются плоты зимней сплотки, производится глубинный завоз продуктов и технических материалов. После этого перекрывается Корчевская генеральная запань, куда поступает древесина, выпущенная из Красинокой за
пани.
Большой объем сплавляемой древесины и большая протяженность рек, участвующих в молевом сплаве, обя зывают нас выбрать наиболее эффективный и рациональ
4
ный способ молевого сплава, дающий наибольшую выра ботку на человека и сокращающий сроки сплава.
С 1962 г. с получением катеров ПС-1, а затем ПС-5, сплавная контора начала проводить сплав леса дистан ционно-патрульным способом, который полностью себя оправдал: зачистка проходит без задержки, уменьшается объем работ по окатке леса, получается экономия фонда зарплаты, повышается выработка на одного рабочего.
Дистанционно-патрульный способ сплава проводится на расстоянии 310 км. В верховьях р. Камы (на расстоя нии 156 км) применяется пикетно-конвейерный способ сплава из-за непродолжительного стояния сплавных го ризонтов, больших паводковых скоростей течения и рас положенных там мельничных плотин.
Бригада при дистанционно-патрульном способе сплава выполняет следующие работы: устанавливает береговую обоновку, перекрывает заводи и проносы следом за ледо ходом до наступления пика паводка, производит свое временный пуск в сплав древесины, оседающей на бров ках берегов в момент спада горизонтов, занимается по становкой, уборкой, перестановкой русловой обоновкн, окаткой обсохшей древесины с берегов, выводкой отдель ных бревен из кустов п другими работами, позволяющи ми не допускать разноса древесины и обсушки леса в па водковый период.
В некоторых случаях бригаде оказывается помощь дополнительной рабочей силой и техникой: доставка реевых бонов на обслуживаемую дистанцию производится дополнительным (не патрульным) катером; для ликвида ции аварий, с которыми не в состоянии справиться бригада, применяется лебедка ТЛ-7, установленная на плавучем основании (она выделяется на 3—4 дистанцион ные бригады) и пр.
5
Для патрулирования применяются катера ПС-5 и Т-83. Дистанционно-патрульный способ сплава леса приме няется на трех сплавных участках. На каждом участке есть некоторые различия в организации работ и опла те труда, вызванные местными условиями, однако они не принципиальны. Поэтому ниже будем говорить об одном Лойнском сплавном участке, который проплавляет дре
весину на расстояние 150 км сто р. Каме.
V
/
ВЫПОЛНЕНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
КСПЛАВУ В НАВИГАЦИЮ 1964 И 1965 ГГ.
ИУСТРОЙСТВО СПЛАВНОГО ПУТИ
Выполнение в необходимом объеме подготовительных работ к сплаву является залогом успешного проведения всех сплавных работ. Большое значение подготовитель ные работы имеют для нашей сплавной конторы, так как сплав леса проводится в сравнительно короткий срок (7Ü дней) и проплав древесины происходнтчио высоким весенним горизонтам при затопленных берегах. В таких условиях недооценка подготовительных работ может при вести к разносу древесины и другим авариям. Поэтому сплавная контора уделяет большое внимание подготови тельным работам, и они ііз года в год совершенствуются.
Подготовительные работы в основном зависят от осо бенностей участка реки.
Краткая характеристика участка реки
По приспособленности для молевого сплава участок относится к группе В ; ширина реки па даңном участке 100—140 м. Горизонт паводковых вод превышает межен
ный на 6—8 м. Глубина на перекатах |
в |
межень 40— |
|
80 см\ |
коэффициент извилистости от |
2 |
до 3; скорость |
течения |
0,6 —1,5 м/сек. |
|
|
Как правило, крутой привальный берег с уклоном бо |
|||
лее 60° постепенно переходит в отлогий, |
а затем в песча- |
3 Н. А. Никулин |
7 |
ную отмель с заводями, староречьямп и протоками. Та кое строение повторяется на обоих берегах.
Продолжительность стояния весеннего паводка 20—
30дней.
При длине участка реки 150 км паводком затапли
вается 220 км берегов (считая оба берега). До 30% про тяженности берегов защищено лесом и кустарником; на остальной части устраиваются искусственные сооружения.
Поэтому сплавная контора производит большие подго товительные работы, особенно по забивке свай.
Подготовительные операции, связанные с земляными работами, как правило, выполняются до наступления ус тойчивых заморозков, а строительство лодок и бонов — в I квартале. Все работы заканчиваются не позднее
10—15 апреля.
Устройство сплавного пути
Спецификой проведения молевого сплава на участке является сплав при высоких паводковых горизонтах. Это н определяет устройство сплавного пути.
Пуск древесины в молевой сплав производится вслед за ледоходом, а точнее, когда на нижних участках еще идет лед. В это время верхним участкам разрешается вы пуск древесины с малых рек и срывка ее с Камских плотбищ. Генеральная запань перекрывается, когда ледоход еще полностью не прошел (мелкий лед отсекается и по ступает в запань вместе с молевой древесиной). Пуск древесины не прекращается и в самый пик паводка, ког да в основном все берега затоплены.
Обоновку сплавного пути можно разделить на два
вида:
береговую, состоящую из свайных кустов, одиночных свай и цепочек по естественным опорам — кустам;
8
»
русловую, состоящую из трех бревенных реевых бо нов и одновременных цепочек.
Кроме того, на Порышевском сплавучастке применяет ся перекрьгцпе заводей пакетными бонами и однобревенными цепочками. На Афанасьевском и Бисеровском уча стках реекые боны заменяют гравийными косами: в ме жень бульдозером устраивают насыпь из крупного гра вия. Направление косы такое же, как и реевого бона. Такие косы используются уже 3 года и дали большой эко номический эффект.
Характеристика береговой обоновки
Для предотвращения разноса древесины по пойме ре ки применяется остолбовка затопляемых берегов одиноч
ными сваями, а в наиболее |
низких местах — кустовыми |
||
сваями (рис. 1 и 2). |
ежегодно |
забивается до |
|
В целом |
по сплавконторе |
||
20 тыс. шт„ |
свай. Так, к навигации 1965 |
г. на 1 января |
|
было забито |
29,4 тыс. шт. (при плане 20 |
тыс. шт.). За |
бивка свай производится копрами, устроенными рациона лизаторами сплавконторы на базе трактора ТДТ-40. По стоянно работают на забивке 4 копра. Забивка свай начи нается сразу после окончания сплавных работ и в ос новном заканчивается к наступлению заморозков.
Через каждые 2—4 года до 50% свай приходится за менять из-за подмывки берегов.
Мы полностью отказались от применения пакетных бонов, так как под бон и на бровку берега набивается’ большое количество леса. При свайно-кустовой обоновке небольшое количество леса задерживается у столбов, и он легко осваивается патрульным катером или лебед кой ТЛ-7 на плавучем основании. Во избежание заплыва
9