Файл: Никулин Н.А. Первоначальный сплав леса дистанционно-патрульным способом опыт работы Лойнской сплавной конторы треста Камлесосплав.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.04.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
бревен между сваями расстояние между ними делают 2—3 м, иногда 4 м.
Благодаря частой установке столбов никаких цепочек, тем более пакетных бонов по столбам, не устанавливает ся. Это избавляет бригады от лишней буксировки наплав ных сооружений.
Характеристика русловой обоновки
По мере спада высоких горизонтов воды вступает в действие русловая обоновка.
Русловая обоновка состоит из трех бревениых реевых бонов. Длина отдельных секций бона 60— 65 м. В зависи мости от условий сплава устанавливается одна или три секции. Боны по ширине изготовляют в три бревна, так как они по сравнению с 4-бревенными проще в изготов лении п легче при переводке, а эффект от их работы оди наков. Работы по установке п очистке бонов и зарядке рей выполняются с лодки, так как по правилам техники безопасности на таком боне работать не разрешается (ширина его менее 1 м).
Боны изготовляют трех видов: шпоночные, нагельные и болтовые. Применяются нагели из лиственницы; отвер стия для них просверливают дрелями, работающими па базе мотопилы «Дружба».
В настоящее время рационализаторы силавконторы создают станок для механизированного строительства бо нов непосредственно на воде.
Реи изготовляют из тоикомерной древесины. В послед нее время вместо рей применяют толстое бревно длиной 4,5— 6,5 м. В работе оно нисколько не уступает другим видам рей и даже подвержено меньшему засорению. Реи имеют длину 4,5—6,5 м, высоту 0,6—0,7 м.
11
Однобревенные цепочки на гужах применяют при перекрытии заводей и ограждении кустов.
Следует сказать несколько слов о так называемой «подручной» обоновке.
В процессе работы бригады бывает необходимо немед ленно установить реевый бон или цепочку. Поэтому каж дая бригада н звено имеет в запасе необходимое количе ство проволоки, тросовой пряди и цепочек со ско бами.
Цепочки изготовляют в зимний период из проволоки диаметром 6,5—8 мм, длиной 0,8—1,0 м (длина звена 12—14 см). Скобы — из проволоки диаметром 8,5 мм или из круглого железа диаметром 10 мм.
При помощи этих средств звено, состоящее из 2—3 че ловек, может быстро связать бон из двух бревен вразбеж ку или зарядить реп. Тем самым быстро предотвращает ся обсушка древесины. Эго же звено может изготовить цепочку II перекрыть нужное место. Все эти работы вы
полняются, |
не выходя из лодки. Для изготовления |
|
бонов |
и |
цепочек используется проплывающий мимо |
лес. |
подходе «хвоста» генеральной зачистки эти на |
|
При |
плавные сооружения разбивают и пускают в сплав. Ра боту выполняет та же бригада. Таким образом, если на стационарные боны расходуется дорогостоящий лес, а срок службы их всего 2—4 года, то при временных сооруже ниях лес снова поступает в сплав.
Срок службы бонов в наших условиях в среднем 2—4 года. Это отчасти объясняется тем, что происходит поломка их при доставке, постановке, уборке и ледо ходе.
Из-за низких горизонтов воды не всегда удается убрать боны осенью, часть их неизбежно обсыхает и ло мается при сталкивании в воду.
12
Прочие мелиоративные работы
Мелиорация сплавного пути не заканчивается устрой ством обоновкн.
На данный участок (Протяжением 150 км) после за вершения сплава выезжают две бригады, которые прово дят мелиоративные работы. Каждой бригаде придается один катер, одна копровая установка на тракторе ТДТ-40, одно плавучее общежитие, одна лебедка ТЛ-7 на плаву чем основании и один трактор ТДТ-40. Выделяется так же необходимое количество тросов, бензиномоторных пил «Дружба», проволоки п прочего реквизита.
Бригада состоит из 8—12 человек (рабочих, которые были заняты в навигацию на данной дистанции). Возглав ляет ее мастер, проводящий сплав леса на данном участке.
Каждая бригада выполняет следующие работы: ремонт и забивку одиночных и кустовых свай; заготовку и уборку растущего леса по берегам на рас
стоянии 3—5 м от бровки; уборку подмытых пней, нависших и свалившихся де
ревьев; вырубку кустарника;
подъем топляка;
очистку русла от карчей и f. д.;
транспортировку наплавных сооружений и ремонт их в местах отстоя.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ МОЛЕВОГО СПЛАВА ЛЕСА
ДИСТАНЦИОННО-ПАТРУЛЬНЫМ СПОСОБОМ
Назначение дистанционно-патрульного способа сплава
Дистанционно-патрульный способ сплава призван обеспечить безаварийный проплав молевой древесины, особенно по весенним паводковым горизонтам. Его внед рение обеспечивает полную механизацию работ на перво начальном сплаве при высоком уровне производительно сти труда и снижении себестоимости проплава леса. Пер востепенное значение имеет то, что 80% всей древесины должно быть пущено в сплав в первые 15 дней после ле дохода. Второй важный момент, который должны учесть бригады,— это обеспечение проплава молевой древесины при интенсивном спаде горизонтов (на отдельных участ ках спад горизонтов достигает 1,5— 2 'м в сутки) н пре дупреждение обсушки древесины.
Завершающий этап сплава — меженный период, когда оголяются -пески, осередкн и другие препятствия.
В зависимости от характерных особенностей каждого этапа н горизонтов воды сплавная навигация делится на три периода, равных по времени. По плану на данном участке проплав древесины*пропзводится 45 дней. Поэто му каждый период равен 15 дням. Оплата труда в каж дый период различна.
Периоды сплава
Первый период — полноводный, распространяется с на чала навигации до момента, когда река входит в берега. Началом навигации считается первый день после прохо да ледохода. Первые два-три дня, когда древесина только
J4
начинает поступать, бригады производят транспортировку
иустановку наплавных сооружении: перекрывают про носы, заводи (устанавливают цепочки, боны) и пр.
Основная задача бригад в этот период — предохране ние от разноса древесины но пойме, проносам, старицам
ипр. В этом случае дистанционно-патрульный способ сплава особенно оправдывает себя, так как катер с двумя рабочими ведет постоянное наблюдение на всей дистан ции и при возникновении аварийного положения прини маются срочные меры.
Этот период сплава по трудозатратам невелик, но очень ответствен: в предыдущие годы наблюдались случаи
разноса древесины в значительных объемах, освоение ко торой требовало больших трудозатрат.
Второй период характеризуется интенсивным спадом горизонтов воды, когда разлившаяся но пойме река начи нает входить в берега. Этот период сплава наиболее тру доемкий. При интенсивном спаде горизонтов воды боль шое количество древесины оседает на берегах и для ее освоения требуются большие трудозатраты.
К этому периоду должна быть расставлена вся русло вая обоновка, ограждены пески, кусты и отлогие берега.
Бригады, разбившись па звенья, производят ерьгвку обсохшей и прибитой к берегу древесины.
Патрульный кате]) при помощи лебедки очищает бе рега от больших скоплений леса.
В конце второго периода горизонт воды на реке пре вышает на 1—2 м меженный уровень.
Третий период — меженный характеризуется неболь шими колебаниями горизонтов и малыми глубинами. Бри гады заканчивают перестановку бонов; пески огоражива ют реевыми бонами; вдоль кустов ставят цепочки; закан чивают очистку берегов от обсохшей древесины. На помощь бригадам для откатки древесины из проносов и
4 и. А. Никулин |
15 |
других мест, где имеются большие скопления древесины (толщина слоя 2—3 м) и бригада своими силами спра виться не в состоянии, выделяется лебедка ТЛ-7 на пла вучем основании.
Планирование потребности рабочей силы на дистанции и расчет ее протяженности на один патрульный катер производятся исходя из времени, необходимого бригаде для обеспечения безостановочного продвижения леса, и машинного времени, затрачиваемого при этом патруль ным судном.
ПРОТЯЖЕННОСТЬ ДИСТАНЦИИ, СОСТАВ БРИГАДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
В БРИГАДЕ
Лойнскпй сплавной участок имеет общую протяжен ность 150 км.
В первые 10—15 дней с начала навигации коэффици ент заполнения зеркала сплавного хода плывущим лесом
равен 0,6—0,8. За это время но реке шириной |
100—140 м |
|||
проходит |
по |
участку от |
1 до 1,1 млн. м3 |
древесины, |
т. е. 100 |
тыс. |
м3 в сутки. |
График движения древесины |
в сплаве показан на рис. 3.
Патрульные катера при таком заполнении русла реки продолжают работу. Вниз по течению транспортируются боны и другие наплавные сооружения. Катер за сутки (2 смены) проходит дистанцию, как правило, только один раз (в один конец). Основное время он затрачивает на обеспечение проплава леса. Время, затрачиваемое пат рульным судном на перемещение, составляет 10—20% от
общего.
Необходимо отметить, что при дистанционно-патруль ном способе сплава на бригады возлагается выполнение
16
своих функций тгргг любом массовом прохождении моле вой древесины и при любых горизонтах воды.
Расчет потребности в рабочей силе при дистанцион но-патрульном способе сплава (при расчете за основу принимается протяженность .дистанции 25 км и продол жительность сплава 45 дней) приведен в табл. 1, 2, 3.
Учитывая технические данные патрульного катера ПС-5 (паспортная скорость хода), скорость течения воды, состав бригады, потребность во времени, необходимом бригаде для обеспечения безостановочного продвижения леса по дистанции (т. е. для выполнения необходимых объемов работ), а также машинное время, затрачиваемое
|
|
17 |
|
ПУБЛИЧНАЯ |
ü . c j t f a |
^ |
г ■-'-ТЕХНИЧЕСКАЯ |
|
* f ѴГ П и _ |
при этом патрульным судном, протяженность дистанции для одной бригады принимается равной 25 км.
Пи.ил работ
Перевод п установка
боной ...............................
Перевод н установка
цепочек ...................
Ликвидация заторов при помощи катера
Окатка древесины при помощи катера . .
Перестановка бонов и цепочек при изменении горизонтов .
Патрулирование |
кате |
||
ра |
по |
дистанции |
|
(25 |
км) и перевоз |
||
ка |
рабочих* . . . |
||
Профилактический |
ре |
монт катера** . . .
Итого ...................
Т а б л и ц а 1
|
|
Количество ч-маш |
|
Количество ч-і.че |
Норма времени |
Объем работ |
Численныйсо бригадыстав |
||
па единицу |
|
|
|
|
работы |
|
|
|
|
0,003 |
маш.-ч |
1050 пог. |
м |
35 |
3 |
105 |
пог. м |
||||||
0,02 маш.-ч |
2000 пог. м |
•10 |
О |
120 |
||
|
пог. м |
|||||
0,02 |
маш.-ч |
5000 лр |
|
100 |
4 |
400 |
|
|
|
||||
0,053 |
маш.-ч |
|
|
|
|
|
м3 |
5000 д/з |
|
265 |
4 |
1060 |
|
|
|
|||||
0,015 |
маш.-ч |
3750 пог. |
М |
56 |
3 |
168 |
пог. м |
||||||
|
|
|
|
113 |
1 |
113 |
|
|
— |
|
21 |
2 |
42 |
|
|
— |
|
630 |
— |
2008 |
*2,5 ч ежедневно и теченію 45 дней.
**За сезон 3 маішшо смены.
КолIIчостію рабочих а бригаде определяется, исходя из объемов работ, которые нужно выполнить бригаде на данной дистанции. Согласно произведенному расчету бри гада должна состоять из 8 рабочих, каннтана-механика патрульного катера и ого помощника. Последние работа
ют посменно. |
Руководит работой мастер. |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
Т а б л в ц а 2 |
||
Виды работ |
Норма |
выработки |
Объем работ |
Количество |
||||
|
нел:-ч |
|||||||
Строительство |
временных |
0,05 |
яел--11 |
|
пог. м |
|
|
|
депочек |
........................ |
3000 |
|
150 |
||||
|
пог. м |
|
||||||
Ручная окатка |
древесины |
0,25 |
чел- 4 |
8000 л/3 |
|
2000 |
||
Итого |
........................ |
|
— |
|
- |
|
2150 |
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 3 |
||
|
|
|
|
|
|
Продолжи |
Коли |
|
|
|
Количество |
Количество |
Количе тельность |
||||
Наименование |
|
чество |
||||||
показателен |
часов |
чел.-смен |
ство |
периода |
рабо |
|||
|
|
|
работы |
|
смен |
сплава |
чих |
|
|
|
|
|
|
|
в днях |
|
|
Всего ............................. |
4158 |
522 |
— |
45 |
|
13* |
||
в том числе: |
|
|
G30 |
ео |
|
|
|
|
мотористы |
. . . |
2 |
45 |
|
2 |
|||
рабочие |
|
. . . . |
3528 |
502 |
1 |
45 |
|
11 |
* С учетом перевыполнения норм выработки и удлинения рабочего дня во время сплава бригада комплектуется из 8 рабо чих, а с капитаном-мохаником патрульного катера и его помощ ником в бригаде будет занято 10 человек.
19