Файл: Никулин Н.А. Первоначальный сплав леса дистанционно-патрульным способом опыт работы Лойнской сплавной конторы треста Камлесосплав.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.04.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

бревен между сваями расстояние между ними делают 2—3 м, иногда 4 м.

Благодаря частой установке столбов никаких цепочек, тем более пакетных бонов по столбам, не устанавливает­ ся. Это избавляет бригады от лишней буксировки наплав­ ных сооружений.

Характеристика русловой обоновки

По мере спада высоких горизонтов воды вступает в действие русловая обоновка.

Русловая обоновка состоит из трех бревениых реевых бонов. Длина отдельных секций бона 60— 65 м. В зависи­ мости от условий сплава устанавливается одна или три секции. Боны по ширине изготовляют в три бревна, так как они по сравнению с 4-бревенными проще в изготов­ лении п легче при переводке, а эффект от их работы оди­ наков. Работы по установке п очистке бонов и зарядке рей выполняются с лодки, так как по правилам техники безопасности на таком боне работать не разрешается (ширина его менее 1 м).

Боны изготовляют трех видов: шпоночные, нагельные и болтовые. Применяются нагели из лиственницы; отвер­ стия для них просверливают дрелями, работающими па базе мотопилы «Дружба».

В настоящее время рационализаторы силавконторы создают станок для механизированного строительства бо­ нов непосредственно на воде.

Реи изготовляют из тоикомерной древесины. В послед­ нее время вместо рей применяют толстое бревно длиной 4,5— 6,5 м. В работе оно нисколько не уступает другим видам рей и даже подвержено меньшему засорению. Реи имеют длину 4,5—6,5 м, высоту 0,6—0,7 м.

11

Однобревенные цепочки на гужах применяют при перекрытии заводей и ограждении кустов.

Следует сказать несколько слов о так называемой «подручной» обоновке.

В процессе работы бригады бывает необходимо немед­ ленно установить реевый бон или цепочку. Поэтому каж­ дая бригада н звено имеет в запасе необходимое количе­ ство проволоки, тросовой пряди и цепочек со ско­ бами.

Цепочки изготовляют в зимний период из проволоки диаметром 6,5—8 мм, длиной 0,8—1,0 м (длина звена 12—14 см). Скобы — из проволоки диаметром 8,5 мм или из круглого железа диаметром 10 мм.

При помощи этих средств звено, состоящее из 2—3 че­ ловек, может быстро связать бон из двух бревен вразбеж­ ку или зарядить реп. Тем самым быстро предотвращает­ ся обсушка древесины. Эго же звено может изготовить цепочку II перекрыть нужное место. Все эти работы вы­

полняются,

не выходя из лодки. Для изготовления

бонов

и

цепочек используется проплывающий мимо

лес.

подходе «хвоста» генеральной зачистки эти на­

При

плавные сооружения разбивают и пускают в сплав. Ра­ боту выполняет та же бригада. Таким образом, если на стационарные боны расходуется дорогостоящий лес, а срок службы их всего 2—4 года, то при временных сооруже­ ниях лес снова поступает в сплав.

Срок службы бонов в наших условиях в среднем 2—4 года. Это отчасти объясняется тем, что происходит поломка их при доставке, постановке, уборке и ледо­ ходе.

Из-за низких горизонтов воды не всегда удается убрать боны осенью, часть их неизбежно обсыхает и ло­ мается при сталкивании в воду.

12


Прочие мелиоративные работы

Мелиорация сплавного пути не заканчивается устрой­ ством обоновкн.

На данный участок (Протяжением 150 км) после за­ вершения сплава выезжают две бригады, которые прово­ дят мелиоративные работы. Каждой бригаде придается один катер, одна копровая установка на тракторе ТДТ-40, одно плавучее общежитие, одна лебедка ТЛ-7 на плаву­ чем основании и один трактор ТДТ-40. Выделяется так­ же необходимое количество тросов, бензиномоторных пил «Дружба», проволоки п прочего реквизита.

Бригада состоит из 8—12 человек (рабочих, которые были заняты в навигацию на данной дистанции). Возглав­ ляет ее мастер, проводящий сплав леса на данном участке.

Каждая бригада выполняет следующие работы: ремонт и забивку одиночных и кустовых свай; заготовку и уборку растущего леса по берегам на рас­

стоянии 3—5 м от бровки; уборку подмытых пней, нависших и свалившихся де­

ревьев; вырубку кустарника;

подъем топляка;

очистку русла от карчей и f. д.;

транспортировку наплавных сооружений и ремонт их в местах отстоя.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ МОЛЕВОГО СПЛАВА ЛЕСА

ДИСТАНЦИОННО-ПАТРУЛЬНЫМ СПОСОБОМ

Назначение дистанционно-патрульного способа сплава

Дистанционно-патрульный способ сплава призван обеспечить безаварийный проплав молевой древесины, особенно по весенним паводковым горизонтам. Его внед­ рение обеспечивает полную механизацию работ на перво­ начальном сплаве при высоком уровне производительно­ сти труда и снижении себестоимости проплава леса. Пер­ востепенное значение имеет то, что 80% всей древесины должно быть пущено в сплав в первые 15 дней после ле­ дохода. Второй важный момент, который должны учесть бригады,— это обеспечение проплава молевой древесины при интенсивном спаде горизонтов (на отдельных участ­ ках спад горизонтов достигает 1,5— 2 в сутки) н пре­ дупреждение обсушки древесины.

Завершающий этап сплава — меженный период, когда оголяются -пески, осередкн и другие препятствия.

В зависимости от характерных особенностей каждого этапа н горизонтов воды сплавная навигация делится на три периода, равных по времени. По плану на данном участке проплав древесины*пропзводится 45 дней. Поэто­ му каждый период равен 15 дням. Оплата труда в каж­ дый период различна.

Периоды сплава

Первый период — полноводный, распространяется с на­ чала навигации до момента, когда река входит в берега. Началом навигации считается первый день после прохо­ да ледохода. Первые два-три дня, когда древесина только

J4


начинает поступать, бригады производят транспортировку

иустановку наплавных сооружении: перекрывают про­ носы, заводи (устанавливают цепочки, боны) и пр.

Основная задача бригад в этот период — предохране­ ние от разноса древесины но пойме, проносам, старицам

ипр. В этом случае дистанционно-патрульный способ сплава особенно оправдывает себя, так как катер с двумя рабочими ведет постоянное наблюдение на всей дистан­ ции и при возникновении аварийного положения прини­ маются срочные меры.

Этот период сплава по трудозатратам невелик, но очень ответствен: в предыдущие годы наблюдались случаи

разноса древесины в значительных объемах, освоение ко­ торой требовало больших трудозатрат.

Второй период характеризуется интенсивным спадом горизонтов воды, когда разлившаяся но пойме река начи­ нает входить в берега. Этот период сплава наиболее тру­ доемкий. При интенсивном спаде горизонтов воды боль­ шое количество древесины оседает на берегах и для ее освоения требуются большие трудозатраты.

К этому периоду должна быть расставлена вся русло­ вая обоновка, ограждены пески, кусты и отлогие берега.

Бригады, разбившись па звенья, производят ерьгвку обсохшей и прибитой к берегу древесины.

Патрульный кате]) при помощи лебедки очищает бе­ рега от больших скоплений леса.

В конце второго периода горизонт воды на реке пре­ вышает на 1—2 м меженный уровень.

Третий период — меженный характеризуется неболь­ шими колебаниями горизонтов и малыми глубинами. Бри­ гады заканчивают перестановку бонов; пески огоражива­ ют реевыми бонами; вдоль кустов ставят цепочки; закан­ чивают очистку берегов от обсохшей древесины. На помощь бригадам для откатки древесины из проносов и

4 и. А. Никулин

15

других мест, где имеются большие скопления древесины (толщина слоя 2—3 м) и бригада своими силами спра­ виться не в состоянии, выделяется лебедка ТЛ-7 на пла­ вучем основании.

Планирование потребности рабочей силы на дистанции и расчет ее протяженности на один патрульный катер производятся исходя из времени, необходимого бригаде для обеспечения безостановочного продвижения леса, и машинного времени, затрачиваемого при этом патруль­ ным судном.

ПРОТЯЖЕННОСТЬ ДИСТАНЦИИ, СОСТАВ БРИГАДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА

В БРИГАДЕ

Лойнскпй сплавной участок имеет общую протяжен­ ность 150 км.

В первые 10—15 дней с начала навигации коэффици­ ент заполнения зеркала сплавного хода плывущим лесом

равен 0,6—0,8. За это время но реке шириной

100—140 м

проходит

по

участку от

1 до 1,1 млн. м3

древесины,

т. е. 100

тыс.

м3 в сутки.

График движения древесины

в сплаве показан на рис. 3.

Патрульные катера при таком заполнении русла реки продолжают работу. Вниз по течению транспортируются боны и другие наплавные сооружения. Катер за сутки (2 смены) проходит дистанцию, как правило, только один раз (в один конец). Основное время он затрачивает на обеспечение проплава леса. Время, затрачиваемое пат­ рульным судном на перемещение, составляет 10—20% от

общего.

Необходимо отметить, что при дистанционно-патруль­ ном способе сплава на бригады возлагается выполнение

16


своих функций тгргг любом массовом прохождении моле­ вой древесины и при любых горизонтах воды.

Расчет потребности в рабочей силе при дистанцион­ но-патрульном способе сплава (при расчете за основу принимается протяженность .дистанции 25 км и продол­ жительность сплава 45 дней) приведен в табл. 1, 2, 3.

Учитывая технические данные патрульного катера ПС-5 (паспортная скорость хода), скорость течения воды, состав бригады, потребность во времени, необходимом бригаде для обеспечения безостановочного продвижения леса по дистанции (т. е. для выполнения необходимых объемов работ), а также машинное время, затрачиваемое

 

 

17

 

ПУБЛИЧНАЯ

ü . c j t f a

^

г ■-'-ТЕХНИЧЕСКАЯ

* f ѴГ П и _

при этом патрульным судном, протяженность дистанции для одной бригады принимается равной 25 км.

Пи.ил работ

Перевод п установка

боной ...............................

Перевод н установка

цепочек ...................

Ликвидация заторов при помощи катера

Окатка древесины при помощи катера . .

Перестановка бонов и цепочек при изменении горизонтов .

Патрулирование

кате­

ра

по

дистанции

(25

км) и перевоз­

ка

рабочих* . . .

Профилактический

ре­

монт катера** . . .

Итого ...................

Т а б л и ц а 1

 

 

Количество ч-маш

­

Количество ч-і.че

Норма времени

Объем работ

Численныйсо бригадыстав

па единицу

 

 

 

работы

 

 

 

 

0,003

маш.-ч

1050 пог.

м

35

3

105

пог. м

0,02 маш.-ч

2000 пог. м

•10

О

120

 

пог. м

0,02

маш.-ч

5000 лр

 

100

4

400

 

 

 

0,053

маш.-ч

 

 

 

 

 

м3

5000 д/з

 

265

4

1060

 

 

0,015

маш.-ч

3750 пог.

М

56

3

168

пог. м

 

 

 

 

113

1

113

 

 

 

21

2

42

 

 

 

630

2008

*2,5 ч ежедневно и теченію 45 дней.

**За сезон 3 маішшо смены.


КолIIчостію рабочих а бригаде определяется, исходя из объемов работ, которые нужно выполнить бригаде на данной дистанции. Согласно произведенному расчету бри­ гада должна состоять из 8 рабочих, каннтана-механика патрульного катера и ого помощника. Последние работа­

ют посменно.

Руководит работой мастер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л в ц а 2

Виды работ

Норма

выработки

Объем работ

Количество

 

нел:-ч

Строительство

временных

0,05

яел--11

 

пог. м

 

 

депочек

........................

3000

 

150

 

пог. м

 

Ручная окатка

древесины

0,25

чел- 4

8000 л/3

 

2000

Итого

........................

 

 

-

 

2150

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 3

 

 

 

 

 

 

Продолжи­

Коли­

 

 

Количество

Количество

Количе­ тельность

Наименование

 

чество

показателен

часов

чел.-смен

ство

периода

рабо­

 

 

 

работы

 

смен

сплава

чих

 

 

 

 

 

 

в днях

 

 

Всего .............................

4158

522

45

 

13*

в том числе:

 

 

G30

ео

 

 

 

 

мотористы

. . .

2

45

 

2

рабочие

 

. . . .

3528

502

1

45

 

11

* С учетом перевыполнения норм выработки и удлинения рабочего дня во время сплава бригада комплектуется из 8 рабо­ чих, а с капитаном-мохаником патрульного катера и его помощ­ ником в бригаде будет занято 10 человек.

19