Файл: 7_Монтаж и ПТМ (магистры) программа и задания для ДР Котиков Г.С.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.04.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Национальный исследовательский ядерный университет

Обнинский государственный технический университет атомной энергетики

(наименование вуза)

«УТВЕРЖДАЮ» Декан Физико-энергетического

факультета Белозеров В. И.

«……»_________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Монтаж оборудования и строительных конструкций АЭС. Подъемно-транспортные машины

(наименование дисциплины (модуля)

Направление подготовки ___Ядерная энергетика и теплофизика__________________

_____________________________________________________________________________

Профиль подготовки ______Монтаж, наладка и ремонт оборудования АЭС_________

_____________________________________________________________________________

Квалификация (степень) выпускника ____________магистр_____________________

_____________________________________________________________________________

(бакалавр, магистр, специалист)

Форма обучения ________________очно-дистанционная_______________________

(очная, очно-заочная и др.)

г. Обнинск 2011 г.

Объём учебных занятий в часах – - аудиторные занятия:

лекций – практических – самостоятельная работа –

Форма отчётности – контрольная работа или курсовой проект с оценкой (зависит от специализации)

Учебная программа рассмотрена на заседании кафедры «Механика и прочность конструкций АЭС» ИАТЭ ____ _________ 20__ года и рекомендована для дистанционного обучения специалистов подготовки.

Заведующий кафедрой Сердунь Н. П..

___ ________________ 20__ г.

Учебная программа утверждена на заседании ученого Совета физикоэнергетического факультета ____ _________ 20__

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения учебной дисциплины «Монтаж оборудования и строительных конструкций АЭС. Подъемно-транспортные машины» состоит в том, чтобы дать студентам знания о материалах, приспособлениях, оснастке и механизмах используемых на монтаже, об основных методах и способах монтажа основного оборудования и строительных конструкций промышленных предприятий, в том числе оборудования и конструкций АЭС.

Данная дисциплина участвует в формировании основ для выполнения выпускной квалификационной работы – дипломного проекта и следующих профессиональных компетенций:

Способность проводить расчеты и на их основе выбор необходимых средств для выполнения работ по монтажу и ремонту различного оборудования и строительных конструкций АЭС;

Способность оценить и оптимизировать затраты на выполнение различных видов монтажных работ;

Умение рассчитывать и конструировать приспособления для монтажных и ремонтных работ на блоках;

Умение разрабатывать отдельные виды технологической документации для производства монтажных работ с учетом норм экологической безопасности, техники безопасности, норм и правил производственной санитарии, пожарной, радиационной и ядерной безопасности, норм охраны труда.

Задачи дисциплины:

Изучение основных понятий и определений монтажных работ;

Изучение основных устройств, приспособлений и используемых материалов применяемых для проведения транспортных, погрузочно-разгрузочных, монтажных работ и ремонтных работ;

Формирование способности у студента применять модели и типовые образцы, изучаемые в курсе, к решению практических задач при реализации вопросов по монтажу и ремонту оборудования АЭС;

Формирование у студента навыков для разработки технологической документации для монтажа и ремонта оборудования АЭС в соответствии с требованиями норма- тивно-технической документации.

2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Данная учебная дисциплина входит в образовательный модуль Ядерная энергетика и теплофизика

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения дисциплин ООП подготовки по направлению «Ядерная энергетика и теплофизика»:

Математика: обыкновенные уравнения; Математика: аналитическая геометрия, линейная алгебра, теория вероятностей и математическая статистика; Математика: векторный анализ; Техническая механика: теоретическая механика; Сопротивление материалов: характеристики сечений, растяжение, сжатие, изгиб, срез, устойчивость стержней; Материаловедение: стали, неметаллические материалы и их свойства; Основы конструирования:.


3.КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

В результате освоения дисциплины студент должен:

1)Знать: основы монтажного дела, материалы, приспособления и различные подъ- емно-транспортные механизмы (в том числе и их устройство) для монтажных работ, специфику, этапы и организацию монтажных работ в подготовительный и основной периоды строительства и монтажа оборудования промышленных предприятий, в том числе и оборудования АЭС, знать технику выполнения монтажных работ – погрузка, транспортировка, строповка, установка в проектное положение, выверка и закрепление. При этом особый акцент должен делается на специфику проведения монтажных работ на АЭС: высокую точность и ответственность работ, проведению непрерывного и тщательного контроля всех монтажных операций, повышение требования к монтажному персоналу и выполнению работ в особых условиях..

2)Уметь: составлять и разрабатывать монтажную технологическую документацию с использованием различных подъемнотранспортных и других механизмов, а также приспособлений для производства монтажных работ. Научится применять наиболее подходящие по простоте и экономичности методы монтажа различных конструкций, (различного оборудования и строительных конструкций) при строительстве и ремонте блоков АЭС с реакторами различного типа.

3)Владеть / иметь навыки: работы с нормативно-технической документацией по строительству, монтажу и выводу из эксплуатации блоков АЭС, производств и изделий с атомными реакторами и критическими сборками

4.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

При дистанционном обучении кол часов лекций и семинаров определяется заданием.

Раздел учебной дисциплины

Семестр

Неделясеместра

Виды учебной деятельно-

Формы текуще-

 

 

Лекции

-Семи нары

-Само -стоя тельная работа

 

п/п

 

 

 

сти, включая самостоятель-

го контроля

 

 

 

 

ную работу студентов и

успеваемости

 

 

 

 

трудоемкость (в часах)

1(по неделям

 

 

 

 

 

 

 

семестра) Фор-

 

 

 

 

 

 

 

ма промежуточ-

 

 

 

 

 

 

 

ной аттестации

 

 

 

 

 

 

 

(по семестрам)

1

Введение. Общие определе-

 

 

 

 

 

 

 

ния и понятия монтажных ра-

6

1-2

4

4

4

 

 

бот

 

 

 

 

 

 

2

Подъемно-транспортные ме-

 

 

 

 

 

 

 

ханизмы, оборудование,

 

 

 

 

 

 

 

оснастка, приспособления и

6

3-5

7

16

16

 

 

материалы, используемые для

 

 

 

 

 

 

 

монтажных работ

 

 

 

 

 

 

3

Способы, приемы и методы

 

 

 

 

 

 

 

для монтажа оборудования и

6

7-8

4

4

6

 

 

строительных конструкций

 

 

 

 

 

 

4

Укрупнительная сборка кон-

7

9-10

7

4

6

 

1 ДЗ – Домашнее задание; КП – курсовой проект


 

струкций и оборудования.

 

 

 

 

 

 

 

Сборочные устройства и при-

 

 

 

 

 

 

 

способления

 

 

 

 

 

 

5

Организация монтажных ра-

 

11-

 

 

 

 

 

бот. Техническая монтажная

7

6

4

2

 

 

12

 

 

документация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Инженерные решения по рас-

 

 

 

 

 

 

 

четам приспособлений. Кон-

7

13-

3

 

2

 

 

троль качества монтажных

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

работ

 

 

 

 

 

 

7

Охрана труда и техника без-

 

 

 

 

 

 

 

опасности при подготовке и

7

15

2

4

2

ДЗ, КП*

 

проведению монтажных работ

 

 

 

 

 

 

*Выполняется в зависимости от специализации студента.

Наименование тем и их содержание: 1. Основы монтажного дела – 4 часа.

Основные определения и этапы монтажных работ. Материалы, применяемые при монтажных работах. Канаты, стропы, монтажные приспособления.

2. Приспособления и оборудование для монтажных работ – 6 часа.

Тали, лебедки, домкраты, тельферы, монтажные блоки, полиспасты, якоря. Определение усилий, возникающих при выполнении монтажных работ в блоках и полиспастах

3. Монтажные и подъемно транспортные механизмы – 24 часов.

Краны, применяемые для монтажных работ: автомобильные, пневмоколесные, гусеничные, башенные, на спецшасси, рельсовые, приставные, мостовые, козловые. Грузовысотные характеристики кранов. Различные подъемно-транспортные механизмы для транспортировки и подъемов грузов их составные части и устройство.

4. Специальные монтажные устройства – 4 часа.

Монтажные балки, стрелы, мачты, портальные подъемники, шевры. Область их применения. Монтаж конструкций с применением указанных монтажных устройств.

5. Приемы и методы монтажа оборудования и конструкций – 6 часов.

Метод вертикального подъема и горизонтального перемещения, метод поворота, метод скольжения (подтаскивания). Монтаж листовых конструкций: полистовой метод монтажа, монтаж из поставляемых с завода рулонов.

6. Способы производства монтажных работ – 4 часа.

Графический и аналитический методы определения усилий в элементах монтажной оснастки.

7. Строповка оборудования и конструкций – 2 часа.

Строповка оборудования и конструкций стропами методом зацепа и обвязки, строповочные узлы, монтажные штуцера и проушины для строповки. Определение центра масс конструкции и расположения строповочных мест. Требования к местам расположения строповочных узлов.

8. Установка, выверка и закрепление оборудования – 2 часа.

Приспособления и устройства для наведения и установки конструкции в проектное положение. Выверка оборудования и конструкций, способы их закрепления. Приспособления для выверки.

9. Укрупнительная сборка на монтажной площадке – 4 часа.

Технология и требования к проведению работ по укрупнительной сборке. Приспособления и устройства для укрупнительной сборки различных конструкций,

10. Обеспечение устойчивости и неизменяемости конструкций в процессе производства монтажных работ – 6 часов.


Необходимость выполнения мероприятий по обеспечению устойчивости и неизменяемости конструкций во время монтажа. Приспособления, устройства и мероприятия для выполнения этих работ.

11. Расчеты при разработке и выполнении документации для монтажных работ – 6

часов.

Составление расчетных схем для расчета и конструирования монтажной оснастки. Расчет канатов, расчет и подбор стропов, расчет траверс работающих на изгиб и сжатие, расчет проушин, расчет монтажных штуцеров, расчет осей и шарниров.

12. Виды технической документации для монтажных работ – 6 часа.

Проектная, конструкторская, монтажно-технологическая, организационная. Научная организация и планирование монтажных работ. Сетевые и линейные графики проведения монтажных работ.

13. Организация монтажных работ – 6 часов.

Производственные базы и цеха монтажных организаций. Временные здания и сооружения. Монтажные пути и площадки. Доставка оборудования и конструкций в зону монтажа.

14. Контроль качества монтажных работ – 2 часа.

Нормативные документы по контролю качества работ. Организационная документация по контролю качества монтажных работ. Организация службы технического контроля.

15. Охрана труда и техника безопасности при монтажных работах – 2 часа. Техника безопасности при выполнении монтажных работ. Основные санитарные

правила. Правила ядерной безопасности. Электробезопасность при монтажных работах.

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

При реализации программы дисциплины «Монтаж оборудования и строительных конструкций АЭС. используются различные образовательные технологии – во время аудиторных занятий занятия проводятся в форме лекций и практических (семинарских) занятий, а также самостоятельного изучения вышеуказанных тем. Для контроля усвоения студентом разделов данного курса при очном и дистанционном образовательном цикле предусмотрено выполнение контрольной самостоятельной работы студента, выполнение которой подразумевает проработку лекционного материала с использованием рекомендуемой учебной литературы, изучение передового опыта проведения монтажных работ по научно-популярным журналам, а также решения задач и ответов на контрольные вопросы в письменном виде.

Темы практических (самостоятельных) занятий:

1.Расчет канатов, стропов, захватов.

2.Расчет монтажных якорей.

3.Расчет полиспастов.

4.Расчет монтажных балок и приспособлений.

5.Расчеты узлов строповок и мест креплений монтажных устройств.


6.ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

Вкачестве оценки успеваемости студентов используются контрольное Домашнее задание.

Домашнее задание по курсу «Монтаж оборудования и строительных конструкций АЭС» Тема: расчеты элементов монтажной оснастки.

Номера вопросов для контрольной работы и исходные данные для задач даны в таблице. Вариант определяется по последней цифре шифра студента.

Номера вопросов и исходные данные к задачам

Последняя цифра шифра студента

0

1

2

 

3

 

4

5

 

6

 

7

8

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Номера вопросов из раздела №7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

 

4

 

5

6

 

7

 

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

16

17

 

18

 

19

20

 

21

 

22

23

24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

11

26

 

12

 

27

13

 

28

 

14

29

30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Номера задач

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

 

1

 

2

3

 

1

 

2

3

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант в задаче

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

 

2

 

3

1

 

3

 

1

2

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа выполняется на листах стандартного формата А4 с титульным листом по форме, приведенном в приложении «Методических указаний к выполнению курсового проекта». В конце работы приводится список использованных для выполнения контрольной работы источников и учебной литературы. Объем работы не должен превышать 6 страниц печатного текста или 8 страниц рукописного.

Условие задач.

Задача 1. Рассчитать и сконструировать проушину для строповки груза методом зацепа с помощью серьги полуавтоматического стропа. Размер h определяется диаметром прикрепленного каната

R?

N N

?

S

L

h

S

Вариант 1. Нагрузка N составляет 30 тонн.

Вариант 2. Нагрузка N составляет 50 тонн.

Вариант 3. Нагрузка N составляет 80 тонн.

Требования и указания к решению задачи: Конструкция проушины должна иметь минимальную массу и размеры.

Задача 2.

Рассчитать полузаглубленный якорь для удержания внешней нагрузки приложенной к нему под углом 30 градусов к горизонту.

Вариант 1. Нагрузка составляет 30 тонн. Вариант 2. Нагрузка составляет 50 тонн. Вариант 3. Нагрузка составляет 80 тонн.

Для каждого из вариантов принимается глинистый грунт, с самостоятельным выбором студентом материалов для заглубления и пригруза якоря.