Файл: 7_Монтаж и ПТМ (магистры) программа и задания для ДР Котиков Г.С.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.04.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
Национальный исследовательский ядерный университет
Обнинский государственный технический университет атомной энергетики
(наименование вуза)
«УТВЕРЖДАЮ» Декан Физико-энергетического
факультета Белозеров В. И.
«……»_________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Монтаж оборудования и строительных конструкций АЭС. Подъемно-транспортные машины
(наименование дисциплины (модуля)
Направление подготовки ___Ядерная энергетика и теплофизика__________________
_____________________________________________________________________________
Профиль подготовки ______Монтаж, наладка и ремонт оборудования АЭС_________
_____________________________________________________________________________
Квалификация (степень) выпускника ____________магистр_____________________
_____________________________________________________________________________
(бакалавр, магистр, специалист)
Форма обучения ________________очно-дистанционная_______________________
(очная, очно-заочная и др.)
г. Обнинск 2011 г.
Объём учебных занятий в часах – - аудиторные занятия:
лекций – практических – самостоятельная работа –
Форма отчётности – контрольная работа или курсовой проект с оценкой (зависит от специализации)
Учебная программа рассмотрена на заседании кафедры «Механика и прочность конструкций АЭС» ИАТЭ ____ _________ 20__ года и рекомендована для дистанционного обучения специалистов подготовки.
Заведующий кафедрой Сердунь Н. П..
___ ________________ 20__ г.
Учебная программа утверждена на заседании ученого Совета физикоэнергетического факультета ____ _________ 20__
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения учебной дисциплины «Монтаж оборудования и строительных конструкций АЭС. Подъемно-транспортные машины» состоит в том, чтобы дать студентам знания о материалах, приспособлениях, оснастке и механизмах используемых на монтаже, об основных методах и способах монтажа основного оборудования и строительных конструкций промышленных предприятий, в том числе оборудования и конструкций АЭС.
Данная дисциплина участвует в формировании основ для выполнения выпускной квалификационной работы – дипломного проекта и следующих профессиональных компетенций:
Способность проводить расчеты и на их основе выбор необходимых средств для выполнения работ по монтажу и ремонту различного оборудования и строительных конструкций АЭС;
Способность оценить и оптимизировать затраты на выполнение различных видов монтажных работ;
Умение рассчитывать и конструировать приспособления для монтажных и ремонтных работ на блоках;
Умение разрабатывать отдельные виды технологической документации для производства монтажных работ с учетом норм экологической безопасности, техники безопасности, норм и правил производственной санитарии, пожарной, радиационной и ядерной безопасности, норм охраны труда.
Задачи дисциплины:
Изучение основных понятий и определений монтажных работ;
Изучение основных устройств, приспособлений и используемых материалов применяемых для проведения транспортных, погрузочно-разгрузочных, монтажных работ и ремонтных работ;
Формирование способности у студента применять модели и типовые образцы, изучаемые в курсе, к решению практических задач при реализации вопросов по монтажу и ремонту оборудования АЭС;
Формирование у студента навыков для разработки технологической документации для монтажа и ремонта оборудования АЭС в соответствии с требованиями норма- тивно-технической документации.
2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Данная учебная дисциплина входит в образовательный модуль Ядерная энергетика и теплофизика
Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения дисциплин ООП подготовки по направлению «Ядерная энергетика и теплофизика»:
Математика: обыкновенные уравнения; Математика: аналитическая геометрия, линейная алгебра, теория вероятностей и математическая статистика; Математика: векторный анализ; Техническая механика: теоретическая механика; Сопротивление материалов: характеристики сечений, растяжение, сжатие, изгиб, срез, устойчивость стержней; Материаловедение: стали, неметаллические материалы и их свойства; Основы конструирования:.
3.КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения дисциплины студент должен:
1)Знать: основы монтажного дела, материалы, приспособления и различные подъ- емно-транспортные механизмы (в том числе и их устройство) для монтажных работ, специфику, этапы и организацию монтажных работ в подготовительный и основной периоды строительства и монтажа оборудования промышленных предприятий, в том числе и оборудования АЭС, знать технику выполнения монтажных работ – погрузка, транспортировка, строповка, установка в проектное положение, выверка и закрепление. При этом особый акцент должен делается на специфику проведения монтажных работ на АЭС: высокую точность и ответственность работ, проведению непрерывного и тщательного контроля всех монтажных операций, повышение требования к монтажному персоналу и выполнению работ в особых условиях..
2)Уметь: составлять и разрабатывать монтажную технологическую документацию с использованием различных подъемнотранспортных и других механизмов, а также приспособлений для производства монтажных работ. Научится применять наиболее подходящие по простоте и экономичности методы монтажа различных конструкций, (различного оборудования и строительных конструкций) при строительстве и ремонте блоков АЭС с реакторами различного типа.
3)Владеть / иметь навыки: работы с нормативно-технической документацией по строительству, монтажу и выводу из эксплуатации блоков АЭС, производств и изделий с атомными реакторами и критическими сборками
4.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
При дистанционном обучении кол часов лекций и семинаров определяется заданием.
№ |
Раздел учебной дисциплины |
Семестр |
Неделясеместра |
Виды учебной деятельно- |
Формы текуще- |
||
|
|
Лекции |
-Семи нары |
-Само -стоя тельная работа |
|
||
п/п |
|
|
|
сти, включая самостоятель- |
го контроля |
||
|
|
|
|
ную работу студентов и |
успеваемости |
||
|
|
|
|
трудоемкость (в часах) |
1(по неделям |
||
|
|
|
|
|
|
|
семестра) Фор- |
|
|
|
|
|
|
|
ма промежуточ- |
|
|
|
|
|
|
|
ной аттестации |
|
|
|
|
|
|
|
(по семестрам) |
1 |
Введение. Общие определе- |
|
|
|
|
|
|
|
ния и понятия монтажных ра- |
6 |
1-2 |
4 |
4 |
4 |
|
|
бот |
|
|
|
|
|
|
2 |
Подъемно-транспортные ме- |
|
|
|
|
|
|
|
ханизмы, оборудование, |
|
|
|
|
|
|
|
оснастка, приспособления и |
6 |
3-5 |
7 |
16 |
16 |
|
|
материалы, используемые для |
|
|
|
|
|
|
|
монтажных работ |
|
|
|
|
|
|
3 |
Способы, приемы и методы |
|
|
|
|
|
|
|
для монтажа оборудования и |
6 |
7-8 |
4 |
4 |
6 |
|
|
строительных конструкций |
|
|
|
|
|
|
4 |
Укрупнительная сборка кон- |
7 |
9-10 |
7 |
4 |
6 |
|
1 ДЗ – Домашнее задание; КП – курсовой проект
|
струкций и оборудования. |
|
|
|
|
|
|
|
Сборочные устройства и при- |
|
|
|
|
|
|
|
способления |
|
|
|
|
|
|
5 |
Организация монтажных ра- |
|
11- |
|
|
|
|
|
бот. Техническая монтажная |
7 |
6 |
4 |
2 |
|
|
|
12 |
|
|||||
|
документация. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Инженерные решения по рас- |
|
|
|
|
|
|
|
четам приспособлений. Кон- |
7 |
13- |
3 |
|
2 |
|
|
троль качества монтажных |
14 |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
||
|
работ |
|
|
|
|
|
|
7 |
Охрана труда и техника без- |
|
|
|
|
|
|
|
опасности при подготовке и |
7 |
15 |
2 |
4 |
2 |
ДЗ, КП* |
|
проведению монтажных работ |
|
|
|
|
|
|
*Выполняется в зависимости от специализации студента.
Наименование тем и их содержание: 1. Основы монтажного дела – 4 часа.
Основные определения и этапы монтажных работ. Материалы, применяемые при монтажных работах. Канаты, стропы, монтажные приспособления.
2. Приспособления и оборудование для монтажных работ – 6 часа.
Тали, лебедки, домкраты, тельферы, монтажные блоки, полиспасты, якоря. Определение усилий, возникающих при выполнении монтажных работ в блоках и полиспастах
3. Монтажные и подъемно транспортные механизмы – 24 часов.
Краны, применяемые для монтажных работ: автомобильные, пневмоколесные, гусеничные, башенные, на спецшасси, рельсовые, приставные, мостовые, козловые. Грузовысотные характеристики кранов. Различные подъемно-транспортные механизмы для транспортировки и подъемов грузов их составные части и устройство.
4. Специальные монтажные устройства – 4 часа.
Монтажные балки, стрелы, мачты, портальные подъемники, шевры. Область их применения. Монтаж конструкций с применением указанных монтажных устройств.
5. Приемы и методы монтажа оборудования и конструкций – 6 часов.
Метод вертикального подъема и горизонтального перемещения, метод поворота, метод скольжения (подтаскивания). Монтаж листовых конструкций: полистовой метод монтажа, монтаж из поставляемых с завода рулонов.
6. Способы производства монтажных работ – 4 часа.
Графический и аналитический методы определения усилий в элементах монтажной оснастки.
7. Строповка оборудования и конструкций – 2 часа.
Строповка оборудования и конструкций стропами методом зацепа и обвязки, строповочные узлы, монтажные штуцера и проушины для строповки. Определение центра масс конструкции и расположения строповочных мест. Требования к местам расположения строповочных узлов.
8. Установка, выверка и закрепление оборудования – 2 часа.
Приспособления и устройства для наведения и установки конструкции в проектное положение. Выверка оборудования и конструкций, способы их закрепления. Приспособления для выверки.
9. Укрупнительная сборка на монтажной площадке – 4 часа.
Технология и требования к проведению работ по укрупнительной сборке. Приспособления и устройства для укрупнительной сборки различных конструкций,
10. Обеспечение устойчивости и неизменяемости конструкций в процессе производства монтажных работ – 6 часов.
Необходимость выполнения мероприятий по обеспечению устойчивости и неизменяемости конструкций во время монтажа. Приспособления, устройства и мероприятия для выполнения этих работ.
11. Расчеты при разработке и выполнении документации для монтажных работ – 6
часов.
Составление расчетных схем для расчета и конструирования монтажной оснастки. Расчет канатов, расчет и подбор стропов, расчет траверс работающих на изгиб и сжатие, расчет проушин, расчет монтажных штуцеров, расчет осей и шарниров.
12. Виды технической документации для монтажных работ – 6 часа.
Проектная, конструкторская, монтажно-технологическая, организационная. Научная организация и планирование монтажных работ. Сетевые и линейные графики проведения монтажных работ.
13. Организация монтажных работ – 6 часов.
Производственные базы и цеха монтажных организаций. Временные здания и сооружения. Монтажные пути и площадки. Доставка оборудования и конструкций в зону монтажа.
14. Контроль качества монтажных работ – 2 часа.
Нормативные документы по контролю качества работ. Организационная документация по контролю качества монтажных работ. Организация службы технического контроля.
15. Охрана труда и техника безопасности при монтажных работах – 2 часа. Техника безопасности при выполнении монтажных работ. Основные санитарные
правила. Правила ядерной безопасности. Электробезопасность при монтажных работах.
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
При реализации программы дисциплины «Монтаж оборудования и строительных конструкций АЭС. используются различные образовательные технологии – во время аудиторных занятий занятия проводятся в форме лекций и практических (семинарских) занятий, а также самостоятельного изучения вышеуказанных тем. Для контроля усвоения студентом разделов данного курса при очном и дистанционном образовательном цикле предусмотрено выполнение контрольной самостоятельной работы студента, выполнение которой подразумевает проработку лекционного материала с использованием рекомендуемой учебной литературы, изучение передового опыта проведения монтажных работ по научно-популярным журналам, а также решения задач и ответов на контрольные вопросы в письменном виде.
Темы практических (самостоятельных) занятий:
1.Расчет канатов, стропов, захватов.
2.Расчет монтажных якорей.
3.Расчет полиспастов.
4.Расчет монтажных балок и приспособлений.
5.Расчеты узлов строповок и мест креплений монтажных устройств.
6.ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.
Вкачестве оценки успеваемости студентов используются контрольное Домашнее задание.
Домашнее задание по курсу «Монтаж оборудования и строительных конструкций АЭС» Тема: расчеты элементов монтажной оснастки.
Номера вопросов для контрольной работы и исходные данные для задач даны в таблице. Вариант определяется по последней цифре шифра студента.
Номера вопросов и исходные данные к задачам
Последняя цифра шифра студента
0 |
1 |
2 |
|
3 |
|
4 |
5 |
|
6 |
|
7 |
8 |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
Номера вопросов из раздела №7 |
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
1 |
2 |
3 |
|
4 |
|
5 |
6 |
|
7 |
|
8 |
9 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
16 |
17 |
|
18 |
|
19 |
20 |
|
21 |
|
22 |
23 |
24 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
25 |
11 |
26 |
|
12 |
|
27 |
13 |
|
28 |
|
14 |
29 |
30 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Номера задач |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
1 |
2 |
3 |
|
1 |
|
2 |
3 |
|
1 |
|
2 |
3 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вариант в задаче |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
1 |
2 |
3 |
|
2 |
|
3 |
1 |
|
3 |
|
1 |
2 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Контрольная работа выполняется на листах стандартного формата А4 с титульным листом по форме, приведенном в приложении «Методических указаний к выполнению курсового проекта». В конце работы приводится список использованных для выполнения контрольной работы источников и учебной литературы. Объем работы не должен превышать 6 страниц печатного текста или 8 страниц рукописного.
Условие задач.
Задача 1. Рассчитать и сконструировать проушину для строповки груза методом зацепа с помощью серьги полуавтоматического стропа. Размер h определяется диаметром прикрепленного каната
R?
N N
?
S |
L |
h |
S |
Вариант 1. Нагрузка N составляет 30 тонн.
Вариант 2. Нагрузка N составляет 50 тонн.
Вариант 3. Нагрузка N составляет 80 тонн.
Требования и указания к решению задачи: Конструкция проушины должна иметь минимальную массу и размеры.
Задача 2.
Рассчитать полузаглубленный якорь для удержания внешней нагрузки приложенной к нему под углом 30 градусов к горизонту.
Вариант 1. Нагрузка составляет 30 тонн. Вариант 2. Нагрузка составляет 50 тонн. Вариант 3. Нагрузка составляет 80 тонн.
Для каждого из вариантов принимается глинистый грунт, с самостоятельным выбором студентом материалов для заглубления и пригруза якоря.