Файл: Китайгородский А.И. Введение в физику учеб. пособие для студентов высш. техн. учеб. заведений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 378

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если пластинка тонкая, то величины т измеряются единицами и десятками. В этом случае разброс углов в пределах десятых ради­ ана (т. е. 5—10°) не размажет картины. Если же пластинка толстая, то уже для 1 мм т порядка 5000, а значит, разброс углов порядка сотых долей радиана уже не позволит наблюдать полосы равной толщины.

Но даже и при идеальной геометрии опыта относительно тол­ стые пластинки не создадут интерференционной картины из-за ог­ раниченной когерентной длины.

Для лазерного света трудности наблюдения интерференции от толстых пластинок в основном снимаются.

Рис. 148.

Перейдем теперь к рассмотрению другого типа полос, называе­ мых полосами равного наклона. Они наблюдаются от плоскопарал­ лельной пластинки (d одинаково во всех точках пластинки) при па­ дении на нее пучка света с непрерывным набором углов падения (рис. 148).

Мы всегда можем выделить из пучка отраженных лучей, присут­ ствующих в телесном угле, те из них, которые лежат на образую­ щих одного и того же конуса, ось которого есть нормаль к пла­ стинке. Лучи, ложащиеся на такой конус, имеют одно и то же зна­ чение г. Они.и дадут линии равного наклона.

Следует подчеркнуть различие в способе наблюдения линий рав­ ной толщины и линий равного наклона. Линии равного наклона на­ блюдаются в бесконечности, поэтому на пути лучей надо поставить линзу; кривые равного наклона будут наблюдаться в ее фокальной плоскости. Что же касается линий равной толщины, то при нормаль­ ном падении на клинообразную поверхность они наблюдаются гла­ зом на поверхности пластинки. Если же свет падает на такую пла­ стинку под углом, то линии равной толщины наблюдаются на по­ верхности клина лишь для очень тонких пленок. В противном слу-

чае интерференционная картина наблюдается в двух плоскостях, расположенных над и под клином на расстоянии — угол

клина). Для вывода этой формулы, который мы предоставляем чи­ тателю, следует построить луч, падающий на поверхность клина под углом І, а также лучи, отраженные от верхней и нижней граней клина. Плоскость наблюдения интерференционной картины будет проходить через точку, в которой пересекаются продолжения двух отраженных лучей. Мы привели формулу для воздушного клина.

§ 135. Практические применения интерференции

Интерференционные методы широко применяются для измере­ ния малых расстояний или малых изменений расстояний. Они по­ зволяют заметить изменения толщины, меньшие сотых долей длины

световой волны.

В интерференционных измерениях неровностей

на поверхности

кристалла удается достигнуть точности порядка

Ю - 7 см.

 

Многочисленные применения основаны на использовании метода кривых равной толщины. Широко распространен этот метод в опти­ ческой промышленности. Если, скажем, нужно проверить качество поверхности стеклянной пластинки, то это делается рассмотрением полос равной толщины воздушного клина, создаваемого испытуемой пластинкой и эталонной пластинкой с идеально плоской поверхно­ стью. Если прижать эти две пластинки с одного края, то образуется воздушный клин. Если обе поверхности плоские, то линии равной толщины будут параллельными прямыми.

Представим себе, что на испытуемой пластинке имеется впадина или бугор. Тогда линии равной толщины искривятся и будут об­ ходить дефектное место. При изменении угла падения света полосы

Рис. 149.

движутся в ту или другую сторону в зависимости от того, бугром или впадиной является дефект. На рис. 149 показано, как выглядит поле микроскопа в этих случаях. Первые два рисунка соответствуют дефектным образцам. У первого дефект расположен справа у самого края, а у второго — слева. Третий рисунок соответствует образцу без дефектов.

11*

323


Тот же метод может быть применен для весьма точного измере­ ния коэффициента расширения. Для этой цели надо создать воз­ душный зазор между поверхностью исследуемого объекта и неиз­ менной плоскостью. Если объект будет расширяться, то толщина слоя начнет меняться. Полосы равной толщины придут в движение. Если одна полоса сдвинулась, а ее место заняла следующая, то толщина воздушной прослойки в этом месте изменилась на Я/2.

Если, как это и делают обычно, вести измерения в монохрома­ тическом свете, то полосы видны очень резко и смещение полосы на сотую долю расстояния между полосами может быть измерено.

Рис. 150.

Точные измерения показателя преломления вещества могут быть проделаны с помощью интерференционных рефрактометров. В этих приборах наблюдается интерференция между двумя световыми лу­ чами, которые по возможности отдалены друг от друга (рис. 150). Для этого берется достаточно толстая пластинка и подбирается вы­ годный угол падения (для обычного стекла наиболее выгоден угол порядка 50°). Лучи, идущие между пластинками, разобщены, и на пути одного из них можно поместить испытуемое вещество. Этим меняется оптический путь одного из лучей, а значит, и разность путей лучей, интерферирующих на выходе. Если пластинки интер­ ферометра в точности одинаковы и установлены идеально параллель­ но, то оба интерферирующих луча имеют одинаковый путь и уси­ ливают друг друга. При наклоне пластинок создается разность хода и поле зрения будет менять свою яркость.

Такая картина имеет место для идеально параллельного пучка лучей. Если же на пластинку падает слегка расходящийся пучок, то в поле зрительной трубы возникнет система полос равного на­ клона. В этом случае изменения в оптической разности хода удобно определять, считая проходящие мимо креста нитей интерференцион­ ные полосы.

Положим, что на пути одного из лучей установлено тело длиной / и с коэффициентом преломления п. Если коэффициент преломления

среды есть

п0, то оптическая разность

хода изменится

на Д =

—/(/г— По).

При этом через окуляр трубы

должно пройти

Л/Я по­

лос. Нетрудно оценить точность этого метода, если указать, что смещение в 0,1 полосы улавливается без труда. При таком смеще­ нии Л=0,1 Я,=0,5 - 10 - 5 см, что на длине / = 10 см позволит зафик­ сировать изменение коэффициента преломления на 0 , 5 - Ю - 6 .

Рис. 151.

Для точных измерений длин, а также для определения скорости света (см. также стр. 379) применяется получивший особую извест­ ность интерферометр Майкельсона (рис. 151). В этом приборе па­ раллельный пучок монохроматического света падает на плоскопа­ раллельную стеклянную пластинку, покрытую с одной стороны по­ лупрозрачным слоем серебра. Эта пластинка поставлена под углом 45° к падающему от источника лучу и делит его на два, один из ко­ торых идет параллельно падающему лучу (продолжает его), а дру­ гой — перпендикулярно (налево). Разделенные лучи падают на два зеркала под нулевыми углами падения и возвращаются в те самые места полупрозрачной пластинки, из которых они вышли. Каждый луч, вернувшийся от зеркала, повторно расщепляется на пластинке. Часть света возвращается в источник, а другая часть поступает направо в зрительную трубу. В результате в поле зрения трубы наблюдаются два когерентных интерферирующих луча. На рисунке видно, что после первого разделения на полупрозрачном слое луч, идущий от зеркала, стоящего напротив трубы, дважды про­ ходит через стеклянную пластинку с полупрозрачным слоем. По­ этому для обеспечения равенства оптических путей луч, идущий от другого зеркала, пропускается через компенсационную пластин­ ку, идентичную первой, но без полупрозрачного слоя.

В трубу будут наблюдаться линии равного наклона (круговые кольца), соответствующие интерференции в воздушной пластинке,


телю (1+cos kh), где h — смещение вдоль экрана. Вследствие плав­ ности перехода от максимума освещенности к минимуму малое смещение интерференционных полос с уверенностью регистрировать не удается. Многолучевые интерферометры существенно улучшают положение. В качестве примера многолучевого интерферометра рас­ смотрим интерферометр Фабри — Перо.

Интерферометр Фабри — Перо (рис. 153) состоит из двух доволь­ но толстых стеклянных или кварцевых пластин, каждая из которых

Рис. 153.

покрыта полупрозрачным слоем серебра. Пластины обращены ме­ таллизированными поверхностями друг к другу; эти поверхности строго параллельны. Зазор между пластинами заполнен воздухом. При падении на интерферометр пучка света этот пучок, попадая на каждое из полупрозрачных покрытий, раздваивается на проходящий и отраженный. В результате как в проходящем, так и в отраженном свете получается набор когерентных световых пучков, интенсивности которых убывают по геометрической прогрессии (см. стр. 319), а фазы сдвигаются по арифметической прогрессии. Чтобы обеспе­ чить возможность интерференции большого числа лучей, необхо­ димо добиться малого убывания амплитуды при последовательных отражениях. Это достигается тем, что металлическое покрытие на пластинках имеет коэффициент отражения 0,9 или больше. Тогда интенсивности лучей в проходящем свете будут весьма невелики, но зато они будут мало меняться от луча к лучу, что позволяет боль­ шому числу-лучей (до 10—15) участвовать в создании каждого мак­ симума освещенности.

Интерференционная картина получается в виде обычных колец равного наклона, но с одним очень важным изменением: главные максимумы, определяемые условием 2dn cos а=тХ, теперь резко сужаются, причем их интенсивности в десятки раз превышают ин­ тенсивность фона между ними. Поэтому интерференционная картина приобретает вид весьма узких светлых полос, разделенных широки­ ми темными промежутками. Смещение такого узкого максимума может быть зафиксировано с гораздо большей точностью, чем сме­ щение полосы в двухлучевом интерферометре. Аналогичное суже­ ние максимумов происходит и при увеличении числа щелей дифрак­ ционной решетки.


Таким образом, многолучевые приборы резко повышают чув­ ствительность интерференционных методов. Такие системы оказы­ ваются незаменимыми при исследовании в отраженном свете вер­ тикальной структуры поверхности объекта. Увеличение детали по вертикали может достигнуть 400 ООО, что позволяет уверенно раз­ решать подробности с размерами порядка 5—10 А. Это — несколь­ ко межатомных расстояний! Примером такой фотографии служит

снимок спирального роста кристалла,

приведенный

на стр. 614.

В настоящее

время

интерферометры,

работающие

на

естествен­

ных источниках

света,

заменяются интерферометрами,

использую­

щими лазеры. Достоинства совершенно очевидны — это не идущая ни в какое сравнение мощность света, строгая монохроматичность, идеальная параллельность пучка света и неограниченная когерент­ ная длина.

С помощью лазеров можно проделывать измерения на 200-дюй­ мовом телескопе с интерферометром, у которого одно плечо имеет длину десятка метров, а другое — единицы сантиметров.

Интерферометры, используемые для контроля сферичности линз, могут быть изготовлены с одной-единственной поверхностью срав­ нения, в то время как, используя обычный свет, с изменением ра­ диуса испытываемой линзы приходилось менять и эталон сравнения (так как нельзя было работать с большими разностями хода). Мы уже не говорим о том, что интерференционные картины стали несрав­ ненно ярче, а поэтому анализируются легко и более точно.

Возможность обходиться без компенсации оптического пути одного из лучей позволяет изготовлять интерферометры совершенно

нового типа. Становится возможным следить за смещениями

пло­

тин, геологическим дрейфом, колебаниями земной коры.

 

Было известно и ранее, что, измеряя быстроту движения

интер­

ференционных колец, можнр измерять скорость движения

одного

из интерференционных зеркал благодаря эффекту Доплера (см.

стр. 112). С помощью лазерного света, отражая его от объектов, на­ ходящихся на большом расстоянии, и заставляя отраженный свет

интерферировать

с исходным, можно

производить

точные измере­

ния скорости движения

далекой мишени.

 

 

 

 

Г Л А В А

21

 

 

 

 

РАССЕЯНИЕ

 

 

 

§ 136.

Вторичное

излучение

 

 

Под действием электромагнитной волны каждая молекула

стано­

вится вторичным

излучателем электромагнитных

волн. Под

дей­

ствием электрической силы электронное облако смещается по от­ ношению к атомным ядрам и молекула приобретает дипольный момент, меняющийся во времени с частотой падающей волны. По-


ведение такой молекулы нисколько не отличается от поведения эле­ ментарного диполя, о котором шла речь в гл. 20. Интенсивность

вторичной волны будет выражаться

формулой, приводившейся

со4

\

на стр. 293 (интенсивность ~ _ s i n 2 8

, а распределение интен­

сивности вторичного излучения в пространстве будет передаваться

рис. 133.

В ряде случаев, о которых пойдет речь ниже, явление вторичного излучения приводит к разнообразным явлениям рассеяния электро­ магнитных волн. При этом под рассеянием понимают обычно любые явления распространения электромагнитных волн, не укладываю­ щиеся в рамки преломления, отражения и прямолинейного рас­ пространения.

Формула интенсивности, приведенная выше, справедлива для любых электромагнитных волн. Однако резкая зависимость от ча­ стоты излучения показывает, что эффекты рассеяния волны одной молекулой станут заметны при не слишком длинных волнах. Ин­ тенсивность рассеяния, волн видимого света уже вполне достаточ­ на для того, чтобы привести к существенным эффектам.

Длина световой волны в сотни и тысячи раз превышает размеры обычных молекул. Поэтому все электроны молекулы приводятся внешним полем в колебание с одной и той же фазой. Для световых волн, для ультрафиолетовых волн и даже для очень мягкого (т. е. длинноволнового) рентгеновского излучения молекула ведет себя, как элементарный электрический диполь.

Картина существенно меняется, если речь идет о рентгеновском излучении с длиной волны порядка 1 А. Теперь уже размеры мо­ лекулы больше длины волны и различные участки электронного облака молекулы колеблются в разных фазах. Чтобы вычислить ин­ тенсивность рассеянной волны, нужно учесть явления интерферен­ ции, которые возникнут между волнами, рассеянными разными ча­ стями молекулы.

В принципе такое вычисление не представляет труда. Электрон­ ное облако молекулы надо, прежде всего, разбить на небольшие объемы Avk. Каждый такой объем должен иметь размеры, много меньшие длины волны. Тогда электроны, приходящиеся на этот объем, будут рассеивать в одной фазе. Если обозначить через р плотность электронного облака, то на объем Avk придется pAvk электронов. Амплитуда вторичной волны, созданной k-м объемом,

будет пропорциональна pAvk.

Амплитуды рассеяния надо сложить

с учетом разницы фаз между

элементарными волнами и сумму ам­

плитуд возвести в квадрат. Распределение интенсивности рассеян­ ной волны будет существенно отличаться от картины излучения од­ ного диполя. Это и понятно, так как будут направления, в которых элементарные волны, рассеянные отдельными объемами, поддержи­ вают друг друга, т. е. действуют в фазе, и, наоборот, будут такие направления, в которых элементарные волны ослабляют друг дру­ га. Важным следствием такого рода подсчетов является следующее: