Файл: Китайгородский А.И. Введение в физику учеб. пособие для студентов высш. техн. учеб. заведений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 386

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как говорилось выше, если частица или неоднородность рассеи­ вает как один диполь (для этого она должна быть по крайней мере в 10—20 раз меньше длины волны), то интенсивность рассеяния, со­ гласно формуле диполя (см. стр. 329), должна быть пропорциональ­ ной четвертой степени частоты, т.е. обратно пропорциональной чет­ вертой степени длины волны. Для света это приводит к такому ин­ тересному следствию: при рассеянии белого света средой с неоднородностями она должна приобретать голубую окраску, так как го­ лубые (наиболее короткие) лучи будут рассеиваться значительно сильнее. Наоборот, пройдя через рассеивающую среду, белый свет становится красноватым, так как синяя часть спектра обедняется из-за более сильного рассеивания.

Для световых волн неоднородными являются не только мутные среды. Однородный газ или жидкость оптически неоднородны из-за наличия в них флуктуации плотности. Действительно, проведем такой расчет. Можно считать, что световые волны, рассеянные в области с линейным размером порядка 0,02 мкм (в 20 раз меньше длины волны Я), находятся в одной фазе. В таком объеме газа (8-10~1 8 см3 ) при нормальных условиях имеется в среднем 215 мо­ лекул. Относительная флуктуация числа частиц, согласно законам

статистической физики, есть \l\'rN, т. е. равна примерно 4%. Это вполне ощутимая неоднородность, обеспечивающая рассеяние света воздухом.

Этим рассеянием объясняется голубой цвет неба. Если бы рассея­ ния солнечного света атмосферой не было, то небо выглядело бы черным. Цвет неба обеспечивается рассеянием относительно малой доли энергии: в единице объема рассеивается порядка 10~7 доли энергии первичной волны.

Рассеяние на флуктуациях плотности называют молекулярным, поскольку оно зависит от молекулярного строения вещества (а не от загрязненности вещества). Исследование молекулярного рассея­ ния жидкостей представляет интерес как способ выяснения неко­ торых особенностей молекулярного строения. Неоднородная среда, в которой участки отклонения от средней плотности находятся на достаточно большом расстоянии друг от друга и расположены вполне хаотически, не отличается по характеру рассеяния от сис­ темы беспорядочно рассеивающих центров (§ 138). Однако большей частью в непрерывных средах (таких как жидкости и аморфные твердые тела по отношению к рентгеновским лучам, опалесцирующие стекла или коллоидные системы по отношению к световым лу­ чам, атмосфера по отношению к радиоволнам) интерференция волн, рассеянных соседними областями пониженной или повышенной плотности, сказывается на виде картины рассеяния. Интерференция этого рода приводит к рассеянию, существенно отличному от иде­ альной картины рассеяния единичным электрическим диполем.

Мы рассмотрели рассеяние электромагнитных волн системой хао­ тически расположенных частиц, рассеяние в однородной сплошной


среде и, наконец, рассеяние в неоднородной среде как промежуточ­ ный случай. Остается обсудить еще один важный пример: рассеяние электромагнитных волн на системах упорядоченно расположенных центров. Это будет сделано на примерах дифракционной решетки для световых волн, направленных излучателей для радиоволн и кристаллов для рентгеновских лучей.

§141. Дифракционная решетка

Дифракционную решетку можно изготовить из стеклянной пла­ стинки, покрытой тонким слоем алюминия. При помощи специаль­ ных машин на такую пластинку мягким резцом из слоновой кости наносятся штрихи, расположенные на равных расстояниях друг от друга. В такой «решетке» неоднородности (штрихи) расположены регулярно, и это приводит к ряду особенностей рассеяния света.

Л

Рис. 158.

Мы будем говорить все время об оптической дифракционной решетке, однако излагаемые ниже соображения и факты относятся к регулярному расположению любых неоднородностей и рассеива­ ющих центров и к любым электромагнитным волнам, от кратчай­ ших до километровых. Ограничимся рассмотрением дифракции в параллельных лучах, способ осуществления которой был упомянут

в § 137.

Если все рассеивающие центры тождественны (в оптической ди­ фракционной решетке это несомненно имеет место), то расчет диф­ ракционной картины должен происходить следующим образом.

Рассмотрим амплитуду волны, идущей под углом ср к падающей. Суммарная амплитуда сложится из амплитуд волн, рассеянных от­ дельными центрами. Если бы волны от отдельных центров прихо­ дили в точку наблюдения в одной фазе, то суммарная амплитуда равнялась бы произведению числа центров N на амплитуду отдель­ ного центра /. Однако волна каждого центра сдвинута по фазе от волны соседнего центра (можно считать, что на одну и ту же вели­ чину). Волны от разных центров будут интерферировать, и резуль­ тирующая интенсивность будет равна не Nf2, a Lf2, где L — вели­ чина, которая будет больше N в тех направлениях, где волны уси­ ливают друг друга, и меньше N там, где они приходят по преиму­ ществу в противоположных фазах и ослабляют друг друга.

Направления, в которых волны от всех центров будут усиливать друг друга, находятся сразу же из рис. 158. Разность хода волн,


выходящих из двух соответственных точек, соседних центров, равна a sin ср. Волны будут усиливать друг друга, если эта разность хода будет равняться целому числу длин волн: a sin q> — nX (условие мак­ симума). Таких направлений, как мы видим, будет несколько. Если на решетку падает волна не монохроматическая, то решетка разложит волну в спектр. При этом возникает не один спектр, а несколько. Число /?, фигурирующее в написанном уравнении, назы­ вают поэтому порядком спектра.

Число п может равняться нулю (неотклоненный луч) и быть отрицательным. Первый и минус первый, второй и минус второй и т. д. спектры будут тождественны при простой геометрии опыта (плоская волна под прямым углом).

Вычисление распределения интенсивности рассеянной волны не­

сколько громоздко. Остановимся лишь на важном вопросе о

шири­

не дифракционного максимума. Нас интересует, как быстро

спадает

интенсивность дифракционного максимума, возникающего при углах ср, удовлетворяющих уравнению a sin ср /іА,; переходит ли один максимум сразу же в следующий или между ними имеется достаточ­ но широкий провал? Рассмотрим практически важный случай ре­ шетки, состоящей из большого числа рассеивающих центров (ще­ лей). Разделим мысленно решетку на две части и будем сравнивать по фазе пары лучей, идущие от первого центра и (N/2+l)-ro центра, второго центра и (А //2-(-2)-го центра и т. д. При максимальном уси­ лении волн разность хода между парами таких лучей равна (N12) пХ. Если слегка изменить ход лучей и наклонить их так, чтобы разность хода возросла на V2 длины волны, то максимальное усиление скла­ дывающихся волн заменится их полным уничтожением. Первая волна погасит (Л72+1)-ю, вторая (/V/2-j-2)-io и т. д. Если мы отой­ дем от положения максимума еще дальше, то, как показывает точ­

ное вычисление, интенсивность и дальше останется

практически

равной нулю до тех пор, пока угол отклонения ср не

приблизится

к положению следующего максимума.

 

Угол, при котором возникает максимум дифракции п-го порядка,

дается формулой

 

 

sincp =

.

 

Если обозначить через Лср угловую

полуширину максимума, то

для угла (ср+Дф) можно записать

условие

 

1-а sin (ф + Лф) =

у

 

Отсюда

8 І П ( Ф + Дф)=4 + І-,

значит,

віп(ф + Дф) sinq> = -^-.


Расстояние между двумя соседними максимумами определится выра­ жением

К

sin ф2 —sin Ф і = — .

Мы видим, что полуширина линии, грубо говоря, в N раз меньше расстояния между максимумами. При больших значениях N, т. е. в решетках, состоящих из большого числа рассеивающих центров, дифракционные линии исключительно узки и подробности в спектре, полученном от решетки, весьма велики. Представьте, например, что на решетку падает свет, в состав которого входят две близкие волны Я и X-f 6Я. Для простоты положим, что речь идет о рассеянии при углах меньше 20° и sin ф « ф . Тогда можно сказать следующее: в п-м порядке эти две линии будут сдвинуты на угол бф, который,

как видно из условия з і п ф л ; ф = ^ ,

будет

равен бф=—6Я.

Ширина максимума для каждой волны найдется из уравнения

sin(«p + oq>) sin<p «

6<P = ^

Ясно, что эти две линии будут видны раздельно (оптики говорят: будут разрешены), если

Выражение Я/бЯ=/гЛг характеризует разрешающую способность ре­ шетки.

П р и м е р . В хорошей дифракционной решетке расстояние между штрихами а~Ю~3 мм, число штрихов N=100 000. Тогда разрешающая сила для спектра второго порядка Я/6Х=пЛ'=200 000. Это значит, что. например для А.=6000А. могут быть различены две линии, разность длин волн которых равна 0,03 А.

Остановимся теперь на интенсивности дифрагированного луча. Волны, направляющиеся в точку максимума, действуют в одной фазе. Если / — амплитуда волны, рассеиваемой одним центром, то суммарная амплитуда, идущая в направлении максимума, будет Nf, а интенсивность — N2f'2. Высота дифракционного максимума пропорциональна квадрату числа рассеивающих центров. Так как ширина максимума обратно пропорциональна N, то площадь его (интегральная интенсивность максимума) пропорциональна первой степени N. Если мы будем сравнивать между собой различные мак­ симумы, то увидим, что отношение их высот (или, что все равно, площадей) зависит от значения для этих направлений амплитуды / рассеяния одним центром.

Таким образом, период решетки предопределяет места, где рас­ положены максимумы, а форма (в широком смысле слова) щели или рассеивающего центра определяет интенсивность максимумов.

ДОПУСТИМ, ЧТО ПерИОДОМ реШеТКИ Определены уГЛЫ фі, ф 2 , фз и

т. д. Только под этими углами идут рассеянные лучи. Но какова будет интенсивность этих лучей для первого, второго и т. д.