Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 189
Скачиваний: 3
УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТЕХНИКУМОВ
С Н Х Р О Б О С Т О В
ЭКСПЛУАТАЦИЯ МАШ И Н НО -ТРАКТОРНОГО
ПАРКА
ИЗДАНИЕ ВТОРОЕ, ПЕРЕРАБОТАННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ
Д о п у щ е н о Главным у п р а в л е н и е м в ы с ш е г о и с р е д н е г о с е л ь с к о х о з я й с т в е н н о г о о б р а з о в а н и я М и н и с т е р с т
ва с е л ь с к о г о |
хозяйства С С С Р |
в качестве |
учебника |
для |
с р е д н и х с е л ь с к о х о з я й с т в е н н ы х |
учебных |
заведений |
по |
|
с п е ц и а л ь н о с т и |
« М е х а н и з а ц и я |
с е л ь с к о г о |
хозяйства» |
631.3
Х 9 4
У Д К 631.3.004(075.3)
Р е ц е н з е н т : |
Г. В. Леонтьев—преподаватель |
Ростов-Ярос |
|
лавского сельскохозяйственного |
техникума |
Р е д а к т о р ы : |
Н. Д. Нагайцева и Л. И. Чичёва |
— инженеры- |
|
механики. |
|
Г»с. п у б л и ч к а *
ЧИТА'.;Ь;",>; " 3 , ' ^ A j
Хробостов Сергей Николаевич.
X 94 Эксплуатация машинно-тракторного парка. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Колос», 1973.
607 с. с ил. (Учебники и учеб. пособия для с.-х. техни кумов).
В книге изложены теоретические основы и обобщен передовой опыт рационального комплектования и использования машинно-тракторных агрегатов. Второе издание написано в соответствии с программой по дисциплине «Эксплуатация машинно-тракторного парка» и с учетом замечаний и пожеланий преподавателей техникумов по первому изда нию. Значительно обновлен справочный материал.
Книга предназначена учащимся техникумов по специальности «Ме ханизация сельского хозяйства».
0422—317
302—73 |
631.3 |
035(01)—73
(Б) Издательство «Колос», 1973.
|
ОСНОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ |
|
|
|
||
W, Wcil, Wc, Wce3 — производительность агрегата, |
маши |
|||||
|
|
ны: часовая; сменная; |
суточная; се |
|||
|
|
зонная. |
|
|
|
|
А» |
А п о л , |
А е , А т , А м — энергия, |
или механическая |
работа: |
||
|
|
общая; полезная; производимая дви |
||||
|
|
гателем; |
реализуемая |
на крюке (тя |
||
|
|
ге); затраченная на работу |
машины- |
|||
|
|
орудия, кгс-м; л. с. ч. или Дж . |
|
|||
А0.у. |
Аеу, |
Ат.у, An.у — удельная |
энергоемкость |
процессов: |
||
|
|
полная; |
эффективная; |
технологиче |
|
|
|
ская |
(тяговая); |
полезная |
л. с. ч/га |
|||||
|
|
|
или кгс-м/га. |
|
|
|
|
|
|||
Мк, |
Мн, 'Мк |
|
—крутящий |
момент |
двигателя: при |
||||||
|
|
|
данной |
нагрузке; |
номинальный; |
мак |
|||||
|
|
|
симальный, кгс-м |
|
или |
Н-м; |
|
||||
|
^ в е д — в е д у щ и й |
момент, |
приложенный к |
||||||||
|
|
|
движителям, кгс-м или Н-м; |
|
|||||||
Яд, |
я н , я т а |
х , |
пх — частота |
вращения |
коленчатого |
вала |
|||||
|
|
|
двигателя: |
текущая; |
номинальная; |
||||||
|
|
|
приr |
Мь |
|
; холостого хода, об/мин. |
|||||
|
|
|
|
"max' |
|
' |
' |
|
|
||
|
^м> |
—удельное |
сопротивление |
машины, |
|||||||
|
|
|
кгс/м или |
Н/м; |
плуга, |
кгс/см2 |
или |
||||
|
|
|
Н/см2 ; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ne, N(Н, Ne |
, N0—эффективная |
|
мощность |
двигателя: |
|||||||
|
|
|
текущая; |
номинальная; |
|
максималь |
|||||
|
|
|
ная; |
на |
валу |
отбора |
|
мощности, |
|||
|
|
|
э. л. |
с. или Вт. |
|
|
|
|
|
3
|
Л'ьр. |
Л ' к р т а х |
тяговая, |
|
или |
крюковая, |
мощность |
||||||||||
|
|
|
|
трактора; |
|
текущая |
при |
|
данной |
||||||||
|
|
|
|
нагрузке; |
|
максимальная, |
|
л. |
с. |
||||||||
|
|
|
|
или |
Вт. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Л'т, Л ) , Л7 п ( ,д, |
Л'/, |
Л76 , |
Л'а, |
мощность, |
расходуемая |
на |
|
преодо |
|||||||||
|
|
|
|
ление: сил трения в трансмиссии; со |
|||||||||||||
|
|
|
|
противления |
перекатыванию; |
сопро |
|||||||||||
|
|
|
|
тивления |
|
подъему; |
силы |
инерции; |
|||||||||
|
|
|
|
буксования; |
сопротивления |
|
воздуха, |
||||||||||
|
|
|
|
л. с. или |
Вт. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
/'к. ^кр . Л < р н |
. Р к р т а х |
сила |
тяги |
трактора: касательная |
(на |
||||||||||||
|
|
|
|
ведущих |
|
колесах); |
на |
крюке |
при |
||||||||
|
|
|
|
данной |
нагрузке; |
номинальная; |
мак |
||||||||||
|
|
|
|
симальная, кгс или Н. |
|
|
|
|
|
||||||||
Р£,Pfi |
^под> Pit |
Рщ |
сила |
|
сопротивления: |
самопередви |
|||||||||||
|
|
|
|
жению, |
|
перекатыванию, |
|
подъему, |
|||||||||
|
|
|
|
инерции, |
|
воздушной |
среды, |
кгс |
|||||||||
|
|
|
|
или |
Н. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
PQU. |
сила |
сцепления |
|
движителей |
с |
поч |
||||||||
|
|
|
|
вой, кгс или |
Н. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
движущая (толкающая) сила трак |
|||||||||||||
|
|
|
|
тора, кгс или |
Н. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
коэффициент |
|
|
приспособляемости |
||||||||||
|
|
|
|
двигателя |
|
по |
крутящему |
моменту, |
|||||||||
|
|
|
|
по |
частоте |
|
вращения |
коленчатого |
|||||||||
|
|
|
|
вала. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
масса |
трактора; |
|
машины; |
|
сцепки; |
||||||||
|
|
|
|
агрегата, |
|
кг или |
т. |
|
|
|
|
|
|||||
G, G p , Gx , G0 , G C M , |
G o n , G4 (GT ) |
расход |
топлива: |
|
на гектар; |
|
при |
ра |
|||||||||
|
|
|
|
бочем |
ходе |
агрегата, |
холостом |
ходе |
|||||||||
|
|
|
|
агрегата, при работе двигателя на |
|||||||||||||
|
|
|
|
остановках; за смену; за опыт; часо |
|||||||||||||
|
|
|
|
вой, |
кг. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ge> |
gkp- |
удельный |
|
расход |
|
топлива |
на |
|
1 л. с. ч: |
||||||
|
|
|
W0 |
эффективную; |
крюковую, |
г |
|
или |
кг. |
||||||||
|
|
|
затраты |
|
труда |
|
механизированного; |
||||||||||
|
|
|
|
общего, |
чел.-ч/га |
или |
чел.-ч/ц. |
|
|||||||||
|
|
|
<o |
общее |
передаточное число трансмис |
||||||||||||
|
|
|
|
сии |
на |
данной |
передаче, |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
t |
уклон; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
скорость |
|
движения: |
теоретическая; |
||||||||||
|
|
|
|
рабочая |
(техническая); среднетехни |
||||||||||||
|
|
|
|
ческая; |
|
эксплуатационная; |
холосто |
||||||||||
|
|
|
|
го хода, км/ч |
или |
м/с. |
|
|
|
|
|
4
Т |
7"* |
Т |
Т |
|
Т |
|
Т* |
Т4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
' |
• ' р. |
I х- |
' |
о. |
' |
см. ' п-з> |
' |
т. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
7"о5с. 7"н. ^в . ^ор . Ты |
и т. л . — время: общее; |
работы |
пол |
|
нагруз |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
кой; |
|
холостого |
движения |
|
агрегата; |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
холостой |
|
работы двигателя; |
|
продол |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
жительности |
смены; |
подготовитель |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
но-заключительное; остановок агре |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
гата |
для |
|
технологического |
обслужи |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вания; простоев на техническом об |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
служивании |
(уходе); |
|
простоев |
по |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
техническим неисправностям; |
|
вынуж |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
денного простоя; простоев по орга |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
низационным |
причинам; |
простоев по |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
метеорологическим |
условиям, |
ч |
или |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
мин. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
#аг. |
#м> ^пл. ^сц> |
Rf, |
Rq>, |
RCL, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
RE |
, RT, |
Rw — сила |
|
сопротивления: |
агрегата; |
ма |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
шины; |
плуга; |
сцепки; |
|
перекатыва |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
нию; |
|
трению |
скольжения |
|
|
рабочих |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
органов |
об |
обрабатываемую |
среду; |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
собственно |
деформации |
среды; |
воз |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
никающая |
в |
результате |
сообщения |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
кинетической |
энергии |
частицам |
об |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
рабатываемой среды; трению в ме |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ханизмах |
|
машины; |
воздушной |
сре |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ды, кгс или I I . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Е, |
Ь—ширина |
|
|
захвата: |
агрегата; |
|
рабочей |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
машины, м; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I . — длина |
гона |
(участка, |
поля), |
|
м. |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/—коэффициент сопротивления перека |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тыванию |
(качению). |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф—коэффициент рабочих ходов (ис |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
пользования |
пути |
агрегата). |
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и — объем |
работ, |
га, ц, т. |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
Ц,-, % р , Чэ. Пт, Ц/. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
ЦЬ , т|м , Чаг.э- Чаг-м— коэффициент |
|
полезного |
действия: |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
эффективный |
|
двигателя; |
|
тяговый |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
трактора; |
|
энергетический |
трактора; |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
силовой передачи; |
учитывающий |
по |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тери |
па |
прикатывание, |
па |
буксова |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ние; машины-орудия; энергетический |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
агрегата; |
механический |
|
агрегата. |
|
|||||||||
|
£»• , |
£v |
, |
£ |
, |
£р |
к р |
, I |
, |п — коэффициент |
(степень) |
использова- |
||||||||||||
|
л е |
" л к р |
|
"М |
' ^ |
' v |
|
v |
эффективной |
мощности |
|
двпга- |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ния: |
|
5
теля; |
тяговой |
мощности |
трактора; |
|||||
крутящего момента двигателя; тя |
||||||||
гового |
|
усилия |
трактора; |
скорости |
||||
движения; пропускной |
способности |
|||||||
машины; |
|
|
|
|
|
|
||
т н — коэффициент |
технической |
готовно |
||||||
сти машин, технической |
надежности; |
|||||||
т—коэффициент |
использования |
време |
||||||
ни смены; |
|
|
|
|
|
|
||
б — буксование |
движителей; |
|
|
|
||||
S, Sp, Sx — длина |
пути: общая; |
рабочих |
ходов |
|||||
(или |
с |
грузом); |
холостых |
ходов |
||||
(или порожняком), |
м или |
км. |
|
|||||
В—ширина |
|
захвата |
агрегата, |
м; |
|
|||
Е — ширина |
поворотной |
полосы, м; |
|
|||||
/ — длина |
загона; |
|
|
|
|
|
||
С— ширина загона, участка, м; |
|
|||||||
R — радиус |
|
поворота |
агрегата, |
м; |
|
|||
/ — длина выезда, заезда; |
|
|
|
|||||
Ф— коэффициент |
рабочих ходов. |
|