Файл: Справочник механика на монтажных и специальных строительных работах..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 140
Скачиваний: 0
С П Р А В О Ч Н И К МЕХАНИКА
НА МОНТАЖНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ
СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТАХ
Под ред. И. П. Артемьева
М О С К В А С Т Р О Й И З Д А Т 197 3
SC.6.U8 С 74
УДК 69.002.51 J31)
© С т р о й и з д а т . 1973 П
Авторы: М. Д. Т у ш н я к о в, И. П. А р т е м ь е в, Л. И. К о з л о в с к и й , Ю. И. М и н а е в , Б. М. Э й г е н с о и
• І*
ЗКоі£!.-ЛП
ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА І
Справочник механика на монтажных и специ альных строительных работах. Под ред. И. П. Ар темьева. М., Стройиздат, 1973.
488 с. с илл.
На обороте тит. л. авт.: М. Д. Тушняков, И. П. Артемьев, Л. И. Козловский [и др.]. На обл. авт. не указаны.
В справочнике содержатся сведения об эксплуатационных матери алах, инструментах и приборах; указания по перевозкам и перегонкам машин; сведения о планово-предупредительном ремонте и об уходе за машинами, об особенностях эксплуатации их в зимнее время, об орга низации ремонтно-эксплуатационных баз, о хранении и консервации машин, технике безопасности, а также о квалификации обслуживающе го персонала.
Справочник предназначен для инженерно-технических работников, занимающихся механизацией монтажных и специальных строительных работ, и работников ремонтно-эксплуатационных служб.
6С6.08
ПРЕДИСЛОВИЕ
Создание и развитие материально-технической базы коммуниз ма а нашей -стране связано с грандиозным увеличением объемов ка питального строительства.
Директивами XXIV съезда КПСС «а 1971—.1975 гг. предусмот рено увеличение капитальных вложений на 36—40%. Для -обеспече ния этого необходимо развивать высокими темпами -мощности стро ительных организаций, повышать оснащенность строительства вы сокопроизводительными •машинами и транспортными средствами, а также повышать технический уровень строительно-монтажных ра бот.
Монтажные и специальные строительные работы выросли в мощную отрасль строительства. Рост объемов монтажных работ, их сложность и трудоемкость требуют всемерной механизации. Многие из современных монтажных и строительных работ практически не могут выполняться без ^применения .сложных машин. В последние годы создан огромный по количеству, уникальный по мощности и сложности парк монтажных машин. Так, например, парк кранов со стоит из гусеничных, пневмоколесных и автомобильных кранов гру зоподъемностью от 0,25 до 250 т.
Создано много машин специального назначения, например, бу- рильяо-крановые машины на автомобильном ходу, самоходные подъ емные подмости на гусеничном ходу, передвижные катучйе подмо сти на колесах, гусеничные самоходные транспортеры с краном, платформой и лебедкой для перевозок монтажного оборудования, такелажа и инструментов, трайлеры грузоподъемностью 40 и 60 г, краны для монтажа зданий из объемных элементов, краны при стенные для возведения высотных зданий до 30 этажей, краны ССК для возведения гиперболических градирен #=100 м, автагадроподъемншш, автопогрузчики грузоподъемностью 25 т и многое дру гое. Для эксплуатации и ремонта большого парка перечисленных машин нужны высококвалифицированные кадры.
Для обслуживания машин требуются хорошо организованные и оснащенные ремонтно-эксплуатационные базы, а для капитальных ремонтов — специальные ремоятно-механические заводы. Транспор тирование машин стало весьма сложным делом, требующим специ ализированных средств транспорта.
Задача данного справочника — собрать и систематмзировать ма териалы, необходимые для механиков и энергетиков, работающих в области механизации монтажных и специальных строительных работ и занимающихся ремонтяо-екеплуатациО'Нной службой, а также для подготовки рабочих и инженерных кадров механизаторов в строи тельстве.
Главы I и I I I написаны Ю. И. Минаевым; главы I I , VI I М. Д. Тушняковым; главы IV, X, XII — Б. М. Эйгенсоном: глава
1* Зак. 600
VI II —Л. И. Козловским и М. Д. Тушняковым; глава I X — И . П.
Артемьевым |
и М. Д. Тушняковым; глава V — Л. |
И. Козловским; |
глава XI — |
Л. И. Козловским и Б. М. Эйгенсоном |
и глава XIII — |
И. П. Артемьевым. |
|
Авторы приносят глубокую благодарность инженерам Д. В. Евреинову и М. В. Я'оммновой, оказавшим существенную помощь в подборе необходимых для справочника материалов и их система тизации.
Справочник механика на монтажных и специальных строительных работах создан впервые, поэтому авторы с благодарностью примут все замечания и пожелания, которые просят направлять по адресу: Москва К-31, Кузнецкий мост, дом 9. Стройиздат.
Г Л А ВА I
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ИЗДЕЛИЯ. АППАРАТУРА
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ИЗДЕЛИЯ
Жидкое топливо для двигателей
Т а б л и ц е 1
Бензины автомобильные (ГОСТ 2084—67)
Показатели |
|
|
|
|
Марка |
|
|
|||
|
|
А-66 |
А-72 |
А-76 |
АИ-93 |
АИ-98 |
||||
|
|
|
|
|
|
|||||
Октановое |
число, |
определяе |
|
|
|
|
|
|||
мое по методу: |
|
. не |
менее . . |
66 |
72 |
76 |
85 |
89 |
||
моторному, |
|
|||||||||
исследовательскому, |
не ме- |
Не |
нормируется |
93 |
98 |
|||||
Содержание |
|
теграэтилсвинца |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|||||
в 1 г ма 1 кг |
бензина, не |
более |
0,6 |
Отсут |
0,41 |
0,82 |
0,82 |
|||
Фракционный |
|
состав: |
|
|
ствует |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
||||
температура |
начала |
пере |
|
|
|
|
|
|||
гонки в °С, не ниже: |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
|||||
бензина |
|
летнего |
вида . |
|||||||
» |
|
|
зимнего |
» |
|
Не нормируется |
|
|||
перегонка |
10% |
при |
темпе |
|
|
|
|
|
||
ратуре в °С, не выше: |
79 |
70 |
70 |
70 |
70 |
|||||
бензина |
|
летнего |
вида . |
|||||||
» |
|
зимнего |
» |
65 |
55 |
55 |
55 |
— |
||
перегонка |
50% |
при |
темпе |
|
|
|
|
|
||
ратуре в °С, не выше: |
125 |
115 |
115 |
115 |
115 |
|||||
бензина |
|
летнего |
вида . |
|||||||
» |
|
зимнего |
» |
115 |
100 |
100 |
100 |
— |
||
перегонка |
90% |
при |
темпе |
|
|
|
|
|
||
ратуре в °С, не выше: |
195 |
180 |
180 |
180 |
180 |
|||||
бензина |
|
летнего |
вида . |
|||||||
» |
|
|
зимнего |
» |
160 |
160 |
160 |
160 |
— |
|
конец кипения в °С, не вы |
|
|
|
|
|
|||||
ше: |
|
|
летнего |
вида . |
205 |
195 |
195 |
195 |
195 |
|
бензина |
|
|||||||||
» |
|
|
зимнего |
» |
185 |
185 |
185 |
185 |
|
|
Кислотность |
|
|
в мг КОН на |
|
|
|
|
|
||
100 мл бензина, |
не |
более . . |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение |
табл. 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Марка |
|
|
|
Показатели |
|
|
А-66 |
А-72 |
А-76 |
АИ-93 |
АИ-98 |
||
|
|
|
|
|
|
|||||
Содержание |
фактических |
|
|
|
|
|||||
смол на |
месте |
потребления в |
|
|
|
|
||||
мг на 100 мл бензина, |
не |
бо |
10 |
10 |
7 |
7 |
||||
лее |
|
|
серы |
в |
%, |
15 |
||||
Содержание |
не |
0,12 |
0,1 |
_0,1 |
0,1 |
|||||
Цвет |
этилированного |
|
0,15 |
|||||||
авто |
|
|
|
|
||||||
мобильного |
бензина |
после спе |
|
|
|
|
||||
циального |
окрашивания |
. |
. . Оран |
— |
Зеле |
Синий |
Жел |
|||
|
|
|
|
|
|
жевый |
|
ный. |
|
тый |
Автомобильные бензины, за исключением марки АИ-98, подраз деляются «а виды:
летний, предназначенный для применения во всех районах, кро ме северных и северо-восточных, їв период с 1 апреля по 1 октября; ~ в южных районах допускается применять летний вид бензина в те чение всех сезонов;
зимний, предназначенный для применения в течение всех 'Сезо
нов в северных и |
северо-восточных районах и |
остальных |
районах |
|||||||
с 1 октября по і |
апреля. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В период перехода с бензина летнего вида на зимний, и наобо |
||||||||||
рот, допускается .в течение одного месяца применять |
бензин |
как |
||||||||
зимнего, так и летнего -вида, а также их смесь. |
|
|
|
карбюратор |
||||||
бензин А-66 предназначается для |
автомобильных |
|||||||||
ных двигателей старых типов, имеющих |
относительно |
|
невысокую |
|||||||
степень сжатия і(около 4,5); бензины |
А-72 и |
А-76 — |
для |
новых мо |
||||||
делей карбюраторных двигателей, имеющих степень |
сжатия не бо |
|||||||||
лее 7; 'бензины АИ-93 и АИ-98 —для |
автомобилей |
с |
форсированным |
|||||||
двигателем 'Повышенных степеней сжатия. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
Для 'Эксплуатации |
автомобилей в |
городах |
и |
районах, а также |
||||||
при использовании на |
предприятиях, |
где |
главным |
санитарным |
вра |
чом СССР запрещено применение этилированных бензинов, приме няют ««этилированные бензины всех марок.
Т а б л и ц а 2
Керосин тракторный (ГОСТ 1842—52)
|
|
|
|
|
|
|
Керосин |
|
|
|
Показатели |
|
|
|
обычный |
высокоок |
|
|
|
|
|
|
|
|
тановый |
|
Октановое |
число, не ниже |
|
|
|
40 |
45 |
||
Фракционный состав — перегонка: |
ниже . . |
п о |
ПО |
|||||
10% |
при |
температуре |
в |
°С, |
не |
|||
50% |
при |
температуре |
в |
°С, |
не |
ниже . . |
190 |
190 |
|
|
|
|
Продолжение |
|
табл. 2 |
||
|
|
|
|
|
|
Керосин |
||
|
|
Показатели |
|
обычный |
высокоок |
|||
|
|
|
|
|
тановый |
|||
|
|
|
|
|
|
|
||
90% |
при температуре |
в °С, не ниже |
. . |
240 |
|
|
240 |
|
98% |
при температуре |
в °С, не выше |
. . |
300 |
|
|
290 |
|
Кислотность |
в мг КОН на 100 мл керосина, |
4,5 |
|
|
4,5 |
|||
Зольность |
в %, не более |
|
|
|
||||
. . . |
0,005 |
|
0,005 |
|||||
Содержание |
серы в %. не более . |
1 |
|
|
1 |
|||
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 3 |
|||
Топливо дизельное автотракторное |
(ГОСТ 305—62) |
|
|
|||||
|
|
Показатели |
|
|
Марка |
|
||
|
|
|
А |
3 |
|
л |
||
|
|
|
|
|
|
|||
Цетановое число, не менее |
|
45 |
45 |
|
45 |
|||
Фракционный состав — перегонка: |
|
|
|
|
|
|||
50% |
при температуре |
в °С, не выше |
. . |
240 |
250 |
|
280 |
|
96% |
при температуре |
в °С, не выше |
. . |
330 |
340 |
|
360 |
|
Вязкость кинематическая при температуре |
Не |
1,8— 2,8—6 |
||||||
20°С в ест |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
менее |
3,2 |
|
|
Кислотность їв мг КОН на 100 мл топлива, |
1,5 |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|||||
не более |
|
%, не более |
|
5 |
5 |
|
5 |
|
Зольность в |
. . |
0,01 |
0,01 |
|
0,01 |
|||
Содержание |
серы в %, не более . . |
0,4 |
0,6 |
|
1 |
|||
Температура вспышки, определяемая в за |
30 |
35 |
|
40 |
||||
крытом тигле, в °С, не ниже |
. . |
|
||||||
Температура |
застывания |
в °С, не выше |
—55 |
—35 |
—10 |
|||
Арктическое |
топливо А применяется при температуре окружаю |
щего воздуха минус 50°С и выше, зимнее топливо 3 — при температу
ре минус 30°С и выше, летнее топливо Л — при |
температуре |
0°С и |
||
выше. |
|
Т а /б л и ц а 4 |
||
|
|
|||
Топливо для быстроходных дизелей (ГОСТ 4749—49) |
|
|||
Показатели |
|
Марка |
|
|
ДА |
ДЗ |
дл |
||
|
||||
Цетановое число, не менее . |
40 |
40 |
45 |
|
Фракционный состав — перегонка: |
|
|
|
|
10% при температуре в °С, не ниже . . |
200 |
200 |
|
|
|
|
|
|
Продолжение |
табл. 4 |
|
|
|
|
|
|
|
Марка |
|
|
|
Показатели |
|
ДА |
ДЗ |
Дл |
|
|
|
|
|
|
|||
50% |
при температуре |
в °С, не выше . . |
255 |
275 |
290 |
||
90% |
при температуре |
в |
°С, не выше . |
300 |
335 |
350 |
|
96% |
при температуре |
в °С, не выше . . |
330 |
|
|
||
Вязкость кинематическая |
при температуре |
2,5—4 3,5—6 3,5-8 |
|||||
20°С в ест |
в мг КОН на |
100 мл топлива, |
|||||
Кислотность |
5 |
5 |
5 |
||||
не более |
|
|
|
||||
Зольность -в %, не более |
|
0,01 |
0,02 |
0,02 |
|||
Содержание |
серы в %, не более . . . . |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
|||
Температура вспышки, определяемая в за |
35 |
50 |
60 |
||||
крытом |
тигле, в °С, не ниже |
|
|||||
Температура |
застывания |
в °С, не выше . . |
—60 |
—45 |
—10 |
Арктическое топливо ДА применяется при температуре окружа-| ющего воздуха ниже минус ЗЮ°С, зимнее ДЗ — при температуре вы ше минус ЗОЧС, летнее ДЛ — при температуре выше 0°С.
Масла и смазки
Т а б л и ц а 5
Масла авиационные (ГОСТ 1013—49)
Марка
Показатели
МС-14 МС-20 МК-22
Вязкость кинематическая при тем |
14 |
20 |
22 |
|||||
пературе |
:100°С в |
ест, не менее |
* . |
|||||
Отношение |
кинематической |
вязко |
|
|
|
|||
сти при температуре 50°С к кинема |
|
|
|
|||||
тической |
вязкости |
при температуре |
6,55 |
7,85 |
8,75 |
|||
100°С, не более |
|
в |
%, |
|||||
Коксуемость |
по Конрадсону |
0,45 |
0,3 |
0,7 |
||||
не более |
|
в мг КОН на |
1 г |
|||||
Кислотное число |
0,25 |
0,05 |
0,1 |
|||||
масла, не более |
|
|
. . |
|||||
Зольность в |
%, не более . . |
0,003 |
0,003 |
0,004 |
||||
Температура |
застывания в |
°С, не |
—30 |
—18 |
—14 |
|||
выше |
|
|
|
|
|
П р и м е ч а н и е . Применяется для смаами дизельных двиг.а- телей Д-6, В2-300: весной — МС-14, осенью и аиіМ'Ой МіС-20, ж - том — МК-22.