Файл: Ю. А. Зубова Познавательные игры как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ю. А. Зубова
Познавательные игры как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии
Принцип активности ребёнка в образовательном процессе был и остаётся одним из основных в педагогике. Он заключается в целенаправленном активном восприятии учащимися изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. Этот принцип подразумевает такое качество учебной деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Отношение школьников к учению обычно характеризуется активностью учения, освоения содержания и т.п., которая определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения»
обучаемого с предметом его деятельности.
В структуре активности выделяются следующие компоненты:
-
готовность выполнять учебные задания; -
стремление к самостоятельной деятельности; -
осознание выполняемых действий; -
устойчивость внимания к предмету активности; -
стремление повысить свой личный уровень.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А. Шмакову):
- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
- творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность её развития.
В структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г)коммуникативные,диагностические,профориентационные, психотехнические и другие.
Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью различных форм уроков является актуальной. Современные условия представляют ряд требований к уроку биологии, а именно создание проблемных ситуаций, сочетание репродуктивной и творческой деятельности, натуральных, словесных средств наглядности, обучение строгой доказательности суждений, самостоятельности умозаключений, что способствует реализации развивающих функций уроков в системе. Среди разнообразных форм уроков, отличающихся по принципу ведущей дидактической задачи особенностям содержания и видам работы учащихся, игровые формы занимают особое место.
Вводя игровые методы, самооценку, другие новшества мы вовлекаем в урок всех учеников класса. Причем в урок трудный, требующий точных и ясных знаний и умения логически мыслить и рассуждать. Задача учителя - создать условия, в котором ребенок сумеет развить свое живое знание, а не переложить книжные истины в головы учеников.
Игра может быть средством обучения, закрепления, контроля, она способствует углублению и конкретизации знаний, умению делать выводы, контролю и самоконтролю.
Как и любая деятельность, игровая деятельность на уроке должна быть мотивирована. Важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре. Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры. Содержание игры должно быть интересно и значимо для ее участников. Игровые действия опираются на знания, умения и навыки, приобретенные на занятиях, обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные решения, оценивать себя и окружающих критически.
Рассмотрим примеры применения игровой технологии на уроках биологии.
Игра «Верю - не верю».
Время проведения игры - конец урока - как закрепляющая, начало урока - как проверка подготовки домашнего задания, итоговая - как итоговая проверка знаний изученного материала.
Состав участников - все ученики класса.
Цель игры:
Проверить уровень знаний изученного материала
В игровой форме закрепить полученные знания
Приучить детей к более естественной самооценке
Развить уважительное и бережное отношение друг к другу.
Правила игры.
Учитель (в устной форме) задает несколько (чаще 10 вопросов) по теме. Каждый вопрос требует ответа «да» или «нет». В конце игры дети сами проверяют свои работы или передают их на проверку соседу по парте.
Система оценки:
По числу правильных ответов, что является достаточно простым критерием для отметки. Возможна и оценка твоей работы соседом по парте.
Первоначально эта форма вызывала сомнение - не обидит ли это учеников, ведь дети очень ранимы и, возможно, кто-то будет серьезно переживать свои неудачи. Но ребята очень аккуратно проверяют работы соседа, тактично делают замечания. Все корректно и дружелюбно.
Дополнительные рекомендации по игре «Верю - не верю».
Игра после проверки требует обязательных ответов по вопросам. Причем эти ответы даются не учителем, а учениками с обязательной расшифровкой.
Если ответ вызывает сложности, необходимо обратиться к тексту учебника и найти там ответ. Если ученик настаивает на своем (неправильном ответе), попросить помощи класса вопросом: «А как считаете вы?» Т.е. не категорически отвергнуть неправильный ответ, а дать возможность ученику убедиться в противоположном мнении. Если при этом ученикам нужно что-нибудь обсудить или привести сведения из дополнительной литературы, пусть поднимут руку и попросят дать им минутку.
Игра «Классификация».
Время проведения — после объяснения материала. Конец урока, либо начало урока - как проверка подготовки домашнего задания.
Участники - все ученики класса.
Цель игры:
-Проверить уровень знаний изученного материала
-В игровой форме закрепить полученные знания
-Выявить связи между явлениями
-Стимулировать овладение понятиями.
Правила игры:
Найти соответствие предмета его функциям. На доске или карточке выписаны предметы в столбик, а во втором столбике - его характеристики (функции).
Игра «Черный ящик»
Время проведения - конец урока обучающего (как закрепление), середина обучающего урока (на уровне проблемы урока), либо обобщающего на повторительно-обобщающем уроке.
Цель игры: Овладение понятиями, элементами анализа, синтеза, классификации, обобщения выявление связей между явлениями. Установление функциональных связей.
Правила игры:
Очень важно внести интригу в эту игру. Я, начиная ее, обращаюсь к классу со словами: «Сейчас передо мной находятся знатоки интеллектуального казино «Что? Где? Когда?» Идет один из самых интересных туров игры.
Внимание! «Черный ящик».
Пример: Тема «Горные породы. Минералы. Полезные ископаемые» (5 класс)
То, что находится в черном ящике является, горной породой, твердой, метаморфического происхождения, полезное ископаемое. Часто используется в строительстве как отделочный материал, а также для изготовления произведения искусства (Мрамор. В Эрмитаже богатая коллекция скульптур из мрамора). Далее следует видовой ряд «Скульптуры О. Родена» из Эрмитажной коллекции.
Игра «Дуэль».
Время проведения игры - конец урока (закрепление), начало урока (проверка знаний), обобщающий урок (обобщение и повторение).
Цель игры:
-
Проверить усвоение материала, закрепить и обобщить знания. -
Научить детей правильно формулировать вопрос и отвечать на вопрос
«соперника». -
Развивать навыки общения, ведения диалога.
- Развивать приемы грамотной речи, навыки диалога.
Правила игры:
Выходят 2 участника, совершают по 3 «Выстрела» каждый (каждый задает по 3 вопроса и получает по 3 ответа). На доске учитель, а ученики на местах ведут учет «качества» вопроса и правильности ответа. В результате выстраивается оценка и за ответы и за вопросы. В обсуждении оценки принимают участие все ученики класса.
Дополнительные рекомендации по игре «Дуэль».
Необходимо иметь в виду, что не все ученики могут свободно и непринужденно держаться в диалоге перед классом. Поэтому с осторожностью надо приглашать «к дуэли» учеников, замкнутых, с заниженной самооценкой.
Игра «Следствие»
Время проведения - обучающие и повторительно-обобщающие уроки.
Цель игры:
-
Проверить уровень знаний, закрепить изученный материал, обобщить
знания. -
Установить связь между явлениями (строением и функциями). -
Найти соответствие предмета его функциям. -
Развить зрительную память, умение свободно пользоваться картами и
схемами.
Правила игры:
Один ученик выходит из класса. А все остальные ученики договариваются о предмете. Ученик возвращается в класс и задает вопросы о предмете. Класс (любой ученик) может отвечать на вопрос «да» или «нет».
В результате предмет должен быть найден.
Пример.
Тема «Скелет человека»
Мы загадали часть скелета. Угадай какая? (Перед учеником -схема). Возможные вопросы:
-
Это часть образована одной или несколькими костями -
Эта кость прямая или изогнутая -
Эта кость трубчатая? -
Эта кость плоская губчатая?
- Это полая кость? -
Эта кость имеет подвижное соединение?
- Эта кость конечности?
Игра «Счастливый случай»
Время проведения - обобщающий урок (обобщение или повторение материала)
Состав участников: игра в парах
Цель игры:
-
Проверить усвоение материала -
Развивать навыки общения, ведения диалога -
Привить приемы правильной речи
Правила игры:
Ученики готовят карточки (все одного размера 10* 15 см) с вопросом по теме. На этой же стороне написан ответ на вопрос. Ученики садятся лицом друг к другу и задают вопросы по карточкам. Если отвечающий дает правильный ответ, то он забирает карточку себе, нет - она остается у «автора». В конце игры подсчитывается количество карточек и выставляется оценка.
Дополнительные рекомендации по игре:
В случае неправильного ответа, задающий вопрос должен дать свой вариант ответа и объяснить его важно, чтобы в конце игры каждый ученик дал оценку своей работе.
Игра «Помоги юному биологу»
Время игры - повторительно-обобщающий урок, конец или начало обучающего урока - закрепление пройденного.
Состав участников - весь класс, либо игра в группах (парах)
Цель игры:
-
Закрепление и обобщение материала -
Проверка знаний по теме -
Умение логически мыслить и анализировать
- Приобретение практических навыков (непосредственное живое знание).
Правила игры:
Важно создать необходимую обстановку.
Юный биолог - молодой человек, серьезно интересующийся наукой - зашел
в тупик (не может решить вопрос, не смог сделать вывод, не смог
проанализировать результаты опыта и т.д.). Обращается за помощью к
ученикам класса.
Далее зачитывается текст задания, и учащиеся дают свой ответ.
Дополнительные рекомендации к игре:
Возможны разные ответы. Очень важно выслушать все ответы и обсудить их. Возможно, наиболее полный и точный ответ будет результатом многих. Необходимо контролировать корректные замечания и тактичные рекомендации. Обсуждение, как правило, проходит в форме жарких споров и дискуссий.