Файл: Программа профессиональной переподготовки Консультативная психология эффективные стратегии практической психологической помощи Дисциплина Психология личности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ДПО «Институт прикладной психологии в социальной сфере»

Программа профессиональной переподготовки

Консультативная психология: эффективные стратегии практической психологической помощи

Дисциплина: Психология личности


Выполнил:

слушатель Егорова Олеся Сергеевна

Преподаватель:

Грибоедова Оксана Ивановна

г. Москва - 2022

Задание 1.

Оцените данный пример с позиции пирамиды Маслоу. Как, на ваш взгляд, выстраиваются потребности у героя примера, есть уровень, на котором они «заблокированы»?  Если есть, то предположите, что может быть причиной «блокировки» определенных потребностей в его деятельности?

 Мужчина, 40 лет, не женат. Живет отдельно от родителей. Рос в полной семье, отец был главой семьи - «основной добытчик». Мама работала, но карьеру не построила. Единственный ребенок в семье. Мама всегда ему говорила: «Ты должен вырасти и иметь профессию, чтобы кормить семью. Ты мужчина, добытчик. Должен быть для жены опора».

После школы никуда не поступил, пошел служить в армию. Отслужил, пришел из армии, пошел работать грузчиком. Смог удовлетворять свои базовые материальные потребности (сигареты, развлечения, одежда, в семейном бюджете участия не принимал). За что мама его часто критиковала. Со временем стал сильно уставать физически, в 23 года поступил заочно в колледж на специальность «Оператор ЭВМ», закончил его с отличием, поменял работу.  Пошел работать системным администратором, стал больше зарабатывать, смог не только материально сам удовлетворять базовые потребности, но откладывать деньги на покупку собственного жилья.

Через какое-то время решил получить высшее образование. Отучился на программиста. После окончания получил повышение по службе и перешел в другой отдел.

Замкнут в общении, не может построить личную жизнь. Сходиться с людьми сложно, друзей почти нет, с девушками познакомиться очень сложно. Чувствует себя не уверенно. Недостаточно привлекательным для них (хотя объективных данных для этого нет). Пришел с запросом на то, как ему построить отношения с девушкой?

Ответ:

Если рассматривать ситуацию с точки зрения «заблокированной» потребности, то ответ очевиден – это Социальные потребности, потребность в дружбе, любви, общении.

Биография мужчины указывает
, что изначально он единственный ребенок в семье, а значит общение дома сводится на родителей, мама в воспитании давала установки на базовые Физиологические потребности и потребности в обеспечении безопасности.

Мужчина выбрал профессию, не связанную с активным общением с людьми, и даже учился заочно. По всему описанию видно, что ступень с Социальными потребностями он как бы «перескочил», мы видим, что мужчина успешен в своей работе и получил повышение, а значит признание и уважении другими, в целом занимается любимым делом, реализовывает себя.

Тем ни менее Социальная потребность остается неудовлетворенной и тяготит мужчину.

Предполагаю, что блокировка могла случится по причине того, что мужчина старался оправдать ожидания матери, ощущал давление о необходимости признания, с чем и связан переход от Социальных потребностей сразу на ступень выше. Он даже привык стремиться к успеху, развивался, старался себя реализовать, при этом оставался замкнутым в общении.
Задание 2.

Ознакомьтесь с Приложением к заданию, приведите примеры реальных клиентов или примеры из личной жизни или литературы, фильмов (на выбор), которые будут отражать КАЖДЫЙ ИЗ НЕПРОДУКТИВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ТИПОВ ХАРАКТЕРА по Э. Фромму. В ответе отразите черты характера человека, которые служат доказательством того или иного социального типа. В примерах указывается пол, примерный возраст клиента (человека) без указания имен. В примере должны быть описаны конкретные поступки в поведении человека, которые отражают проявление того или иного непродуктивного социального типа характера.

Ответ:

  1. Рецептивные типы убеждены в том, что источник всего хорошего в жизни находится вне их самих. Они открыто зависимы и пассивны, не способны делать что-либо без посторонней помощи и думают, что их основная задача в жизни — скорее быть любимыми, чем любить. Рецептивных индивидуумов можно охарактеризовать как пассивных, доверчивых и сентиментальных. Если отбросить крайности, то люди с рецептивной ориентацией могут быть оптимистичными и идеалистичными.

Не знаю какой привести пример из кино, но вот в жизни встречала такой тип. Однажды читала у блоггера, как девушка жаловалась на свою подругу, примерно 20-25 лет. Девушка рассказала своей подруге, что пошла учиться на новую профессию, а позже обнаружила что подруга скопировала ее идею и тоже пошла учиться на ту же бьюти-профессию, хотя раньше не имела никакой тяги к выбранной профессии. То есть скопировала идею, не имея собственного мнения. Девушки такого типа в отношениях кажутся требовательны, на самом деле они могут жить только интересами партнера, полностью расстворяясь в мужчине, не имея собственной жизни, увлечений. Ждут своего избранника и всячески таскаются с ним рядом. Они доверяют свою жизнь партнеру, при этом обидчивы, если им уделяют недостаточно внимания, а так как свои занятия практически отсутствуют, всегда довольно сентиментальны, что их «никто не любит».



  1. Эксплуатирующие типы берут все, что им нужно или о чем они мечтают, силой или изобретательностью. Они тоже неспособны к творчеству, и поэтому добиваются любви, обладания, идей и эмоций, заимствуя все это у других. Негативными чертами эксплуатирующего характера являются агрессивность, надменность и самонадеянность, эгоцентризм и склонность к соблазнению. К положительным качествам относятся уверенность в себе, чувство собственного достоинства и импульсивность.

На ум пришел пример из жизни Бритни Спирз. Известно, что Звезду продюссировал ее отец. Который пользовался ее талантом, не учитывал ее мнения, был агрессивен и самонадеян. Был уверен, что делает только лучшее для своей дочери, знает как правильнее для ее успеха. Как и заявляет звезда в своих интервью, что отец «эксплуатировал ее жизнь», полностью контролируя финансы и концертный график. 


  1. Накапливающие типыпытаются обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви; они стремятся избегать любых поползновений на свои накопления. В отличие от первых двух типов, «накопители» тяготеют к прошлому, их отпугивает все новое. Они напоминают анально-удерживающую личность по Фрейду: ригидные, подозрительные и упрямые. Согласно Фромму, у них есть и некоторые положительные особенности — предусмотрительность, лояльность и сдержанность.

В сказках и мультиках часто есть такие персонажи, как Кащей, Скрудж Макдак или, например Раджа в мультфильме «Золотая антилопа». Жадный раджа хотел выделяться на фоне других важных раджи, живя в огромном дворце повторяя что у него ничего нет. Поймав Золотую Антилопу он просил у нее бесконечно много монет, в итоге умер под грудой драгоценного железа, не найдя сил остановиться в своем стремлении обладать богатством.

  1. Рыночный типисходит из убеждения, что личность оценивается как товар, который можно продать или выгодно обменять. Эти люди заинтересованы в сохранении приятной внешности, знакомствах с нужными людьми и готовы продемонстрировать любую личностную черту, которая повысила бы их шансы на успех в деле продажи себя потенциальным заказчикам. Их отношения с окружающими поверхностны, их девиз — «Я такой, каким вы хотите меня видеть»).


Приведу пример из сериала «Универ». Героиня Алла Гришко, 20 лет — Студентка психологического факультета. Блондинка с амбициями выйти замуж за олигарха, поэтому регулярно читает журнал «Форбс», чтобы знать своих «жертв» в лицо; Она старается хорошо выглядеть, чтобы продать себя по-дороже, желает стать «содержанкой» и не заводит знакомств, где нет для нее выгоды. Принимает дружелюбное отношение к тому, кто может ей где-то помочь и быть полезным.

Задание 3.

Изучите текст ниже и приведите пример феномена «Сдвиг мотива на цель» из своего опыта, или опыта своих знакомых, коллег, друзей.

Сдвиг мотива на цель – это такая ситуация, когда цель, побуждаемая к осуществлению каким-либо мотивом, становится сама со временем мотивом, приобретая собственную побудительную силу. При этом выполняется следующее правило: в самостоятельный мотив превращается та цель, которая длительно и постоянно насыщалась положительными эмоциями. Проще понять этот механизм на примерах.

Самый простой пример. Первоклассника заставляют делать уроки, поставив условие: пока все не сделаешь, не пойдешь гулять. Этот мотив оказывается действенным, и ребенок добросовестно выполняет задание. Мотив получить хорошую оценку для ребенка недейственен: ему важна лишь возможность пойти гулять. По прошествии некоторого времени ребенок садится за уроки уже по собственному желанию, потому что хочет получить пятерку, а желание гулять отходит на второй план – в этот момент и происходит сдвиг мотива на цель.

Еще один пример, из жизни взрослых. Торговому представителю одной фирмы поручили освоить работу в Интернете. Но спустя время Интернет стал для этого человека важнее его работы торговым представителем.

Или начальнику отдела предложили поучаствовать в психологическом тренинге, чтобы научиться мотивировать подчиненных. После тренинга он настолько увлекся психологией, что ушел работать в тот психологический центр, где проводился тренинг. Механизм сдвига мотива на цель не обязательно происходит непроизвольно: можно использовать его в своих целях, чтобы улучшить свою жизнь.

Мне очень понравился этот вопрос, сразу хочется описать текущую ситуацию на моей основной работе. Этот процесс шуточно можно назвать «втянуться».


Я работаю менеджером в крупной торгово-производственной организации. Изначально я устраивалась на работу на должность помощника менеджера. Эта должность не подразумевает активных продаж, работы с возражениями и активного взаимодействия на увеличение продаж. Но также включает много общения с клиентами, чтобы разгрузить активного менеджера.

Со временем, с освоением опыта, я уже делала спокойно всю ту работу, что и делает основной активный менеджер отдела продаж, особенно на время его отпуска. То есть сейчас я активно общаюсь с клиентами, предлагаю им альтернативу и дополнительную продукцию, слежу за своевременными оплатами и другие обязанности. На что руководство решили поменять структуру организации и теперь вместо помощников у нас есть клиентский отдел.

Так как помощники изначально тоже получали мотивацию от объема продаж. То была цель больше заработать, и помощники так же следили за ростом продаж. То есть цель больше зарабатывать сдвинула мотивацию действий помощника разгружать менеджера на активную деятельность личных продаж.