Файл: Задание Создайте глоссарий, которым для лучшего усвоения дисциплин рекомендуется пользоваться на протяжении всего курса. Запишите основные термины данного занятия в глоссарий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Торможение — местный нервный процесс, не способный к активному распространению по нервным структурам и приводящий к угнетению или предупреждению возбуждения.

Тормозящий постсинаптический потенциал (ТПСП) — первичная гиперполяризация мембраны сомы нейрона.

Транзиторные нейроны — нейроны, основной функцией которых, согласно гипотезе Ю. М. Конорского, является функция распространения возбуждения по коре.

Транскаллозальные ответы — вызванные потенциалы, которые можно зарегистрировать в коре одного полушария при электрической стимуляции симметричного пункта другого полушария.

Транскрипция — первый этап передачи генетической информации в клетке, на котором происходит образование информационной РНК (иРНК) на матрице ДНК.

Трансформация ритма — изменение частоты и ритма импульсов, посылаемых из центра на периферию, по сравнению с теми параметрами, которые эти импульсы имели до прихода в центр.

Трофическая функция — трофическая функция синапса, нейрона, волокна или всей нервной системы состоит в регуляции структурнохимической организации органов, тканей и всего организма в целом, в осуществлении внутриклеточного и внутритканевого обмена веществ, в организации метаболической связи между сосудами и глиальными клетками, глиальными клетками и нейронами, между нервами и иннервируемым органом.

Тремор — непроизвольное дрожание мышц рук и головы.

Ультрадианные ритмы — биологические ритмы с периодичностью, большей, чем один раз в сутки, от нескольких минут до 12—15 часов.

Условный рефлекс — предупреждающая сигнальная реакция организма, осуществляющаяся прежде всего при участии высших отделов ЦНС. Возникает на основе временных связей, образующихся при определенных условиях в ЦНС между представительствами сигнального и безусловного раздражителей и разрушающихся при изменении этих условий.

Условный рефлекс высшего порядка — рефлекс, который образуется при сочетании условного сигнала не с безусловным раздражителем, а с уже выработанным ранее условным рефлексом.

Утомление нервного центра — постепенное снижение и, в итоге, полное прекращение рефлекторного ответа при продолжительном раздражении афферентных волокон.


Феномен отдачи — последовательная смена одного рефлекса другим — противоположным по значению.

Фокус максимальной активности — та точка в коре полушария, противоположного раздражению, в которой транскаллозальные ответы регистрируются с наиболее высокой амплитудой и наиболее однообразной формой.

«Функциональный орган» (по А. А. Ухтомскому) — структуры, объединенные единством действий и общей векторной направленностью на определенный результат. В понятие «функциональный орган» может быть включено всякое сочетание сил, главное, чтобы они при прочих равных условиях приводили всякий раз к одинаковым результатам. Орган — это прежде всего механизм с определенным однозначным действием.

Хроматин — ДНК, связанная с белком, — дезоксирибонуклеопро- теид (ДНП).

Хронический эксперимент — эксперимент, который может длиться от нескольких дней до нескольких месяцев и при проведении которого животное свободно передвигается по экспериментальной камере или подвергается нежесткой фиксации в специальном станке.

Центральное время рефлекса — время, в течение которого внутри нервного центра возбуждение переходит с афферентных волокон на эфферентные.

Центральные отделы анализаторов — по определению И. П. Павлова, участки коры, в которые поступают афферентные импульсы от различных рецептивных полей.

Цепные рефлексы — акты, в которых конец одного рефлекса обуславливает начало другого.

Цефализация — смещение центров управления важнейшими поведенческими реакциями в сторону новой коры в ходе филогенетического развития животных.

Циркадианные ритмы — биологические ритмы с периодом, близким к 24 часам.

Цитоархитектоника — особенности клеточного строения различных участков коры.

Щелевые контакты — высокопроводящие (низкоомные) соединения между клетками в электрических синапсах.

Экстрапирамидная система — система проводящих путей, эво- люционно более древняя, чем пирамидная. Берет начало в корковых структурах (премоторная область и поясная извилина) и включает в себя полосатое тело, черную субстанцию, красное ядро, льюисово тело, ретикулярную формацию мозгового ствола, вестибулярные ядра и мозжечок. Экстрапирамидная система участвует в организации движений, поддержании мышечного тонуса и позы.


Эктодерма — наружный зародышевый листок, из которого образуется нервная система.

Электроэнцефалография — раздел электрофизиологии, изучающий закономерности суммарной электрической активности головного мозга для качественного и количественного анализа его функционального состояния.

«Эмоциональный круг Папеца (Пейпеца)» — структуры лимбической системы, отвечающие за возникновение и протекание эмоций.

Энграмма — след, оставленный раздражителем в нервной системе.

Эфферентные (двигательные) волокна — волокна, передающие возбуждения из высших отделов к исполнительным органам для поддержания их тонуса, прекращения или усиления их деятельности (в зависимости от результатов анализа).

Задание 2. Дайте ответы на вопросы: 

1. Предмет, методы и значение анатомии ЦНС в подготовке психолога.

2.  Общий план строения и отделы ЦНС.

Анатомия ЦНС – это раздел науки, изучающий строение центральной нервной системы человека (головного и спинного мозга) на органном уровне.

Анатомия ЦНС изучает ряд вопросов, связанных с особенностями строения и физиологическими свойствами нейронов и нервной ткани, структуры межнейрональных связей, морфофункциональной организации отделов нервной системы, закономерностей дифференцировки и созревания нервной системы в онтогенезе.

Сложно представить, что подобный предмет необходим для будущих психологов. Но это так. Многие расстройства, с которыми будут сталкиваться психологи, будут связаны с проблемами в организме, которые так или иначе связаны с мозгом и нервной системой. Чтобы лучше понимать подобные проблемы, очень важно знать, как и почему они возникают. Вы изучаете проблемы не только внешне (если ребенок не может говорить, мы можем обратить внимание на его окружение и изучить ситуации, в которые он попадал, чтобы выявить причины подобного явления), но и внутренне (возможны нарушения определенных центов речи в мозге ребенка). Психологи не врачи, но они должны знать симптомы и механизм подобных проблем, чтобы иметь возможность вовремя отправить клиента к нужному специалисту.

Предмет анатомии ЦНС – это структурная организация центральной нервной системы.

Анатомия ЦНС тесно связана с другими учебными дисциплинами, например, физиологией ЦНС, психофизиологией, нейрофизиологией, дифференциальной психофизиологией, психогенетикой, нейропсихологией, психофармакологией и др.


Методы изучения функций центральной нервной системы




  • метод наблюдения;


  • метод экстирпации (удаления органа или его части с последующим наблюдением и регистрацией полученных показателей);


  • метод поперечных перерезок (перерезают центральную нервную систему на различных уровнях);


  • метод раздражения (раздражение рецепторов или зоны центральной нервной системы для определения местоположения возбуждения и наблюдения за ответной реакцией);


  • метод условных рефлексов (методика выработки и изучения временных связей; включает методические приемы — экстирпацию и раздражение различных участков коры, регистрацию электрических явлений в коре, клинические наблюдения над больными с различными корковыми заболеваниями и т. д.).


Также в анатомии применяются следующие методы:




  • Вскрытия, распила (метод распиливания замороженных тел — разработан Н. И. Пироговым, позволяет изучать взаимоотношения органов в отдельно взятой части тела);


  • Инъекции (инъекционный метод — заключается в введении в органы, имеющие полости, красящих веществ с последующим осветлением паренхимы органов глицерином, метиловым спиртом и др. Широко применяется для исследования кровеносной и лимфатической систем, бронхов, легких и др.);


  • Коррозионный (метод коррозии — применяется для изучения кровеносных сосудов и других трубчатых образований во внутренних органах путем заполнения их полостей затвердевающими веществами (жидкий металл, пластмассы), а затем разрушением тканей органов при помощи сильных кислот и щелочей, после чего остается слепок от налитых образований);


  • Микроскопический метод — используют для изучения структуры органов при помощи приборов, дающих увеличенное изображение.
    — рентгенологический метод и его модификации (рентгеноскопия, рентгенография, ангиография, лимфография, рентгенокимография и др.) — позволяет изучать структуру органов, их топографию на живом человеке в разные периоды его жизни;
    — соматоскопический (визуальный осмотр) метод изучения тела человека и его частей — используют для определения формы грудной клетки, степени развития отдельных групп мышц, искривления позвоночника, конституции тела и др.;
    — антропометрический метод — изучает тело человека и его части путем измерения, определения пропорции тела, соотношение мышечной, костной и жировой тканей, степень подвижности суставов и др.;
    — эндоскопический метод — дает возможность исследовать на живом человеке с помощью световодной техники внутреннюю поверхность пищеварительной и дыхательной систем, полости сердца и сосудов, мочеполовой аппарат



Строение и функции нервной системы

Функции нервной системы

-регуляция жизнедеятельности тканей,

органов и их систем;

-объединение (интеграция) организма в единое целое;

-осуществление взаимосвязи организма с внешней средой и приспособления его к меняющимся условиям среды;

-определение психической деятельности человека как основы его социального существования.

Нейрон – структурная и функциональная единица нервной системы

•Функции нейрона: прием, обработка, хранение, передача и интеграция информации

•Строение нейрона:

Аксон— обычно длинный отросток,

приспособленный для проведения

возбуждения и информации от тела нейрона

или от нейрона к исполнительному органу.

Дендриты — как правило, короткие и сильно

разветвлённые отростки, служащие главным

местом образования влияющих на нейрон

возбуждающих и тормозных синапсов

(разные нейроны имеют различное

соотношение длины аксона и дендритов), и которые передают возбуждение к телу нейрона.

 Классификация нейронов



Понятие о синапсе

•Термин был введён в 1897 г. английским физиологом Чарльзом Шеррингтоном.

Си́напс — место контакта между двумя нейронами или между нейроном и получающей сигнал эффекторной клеткой.


Нервные волокна

Не́рвные воло́кна — отростки нейронов, покрытые глиальными оболочками.

Если в составе нерва собраны нервные волокна, передающие возбуждение из центральной нервной системы к иннервируемому органу (эффектору), то такие нервы называют центробежными или эфферентными, двигательнымиЕсть нервы, которые образованы чувствительными нервными волокнами, по которым возбуждение распространяется в центральную нервную систему. Такие нервы называют центростремительными или афферентными, чувствительнымиБольшинство нервов являются смешанными, в их состав входят как центростремительные, так и центробежные нервные волокна.