Файл: Самостоятельная работа Обучающийся Копейка Светлана Владимировна Преподаватель Александрова Марина Олеговна.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная организация «Национальный социально-педагогический колледж»
Программа среднего профессионального образования
44.02.01. Дошкольное образование
Дисциплина: Психология
Самостоятельная работа № 8.1.
Выполнила:
Обучающийся: Копейка Светлана Владимировна
Преподаватель: Александрова Марина Олеговна
Пермь-2022г.
Задание 1. Заполните сравнительную таблицу «Отклонения в поведении и развитии» на основе лекционного материала.
Ответ:
Тип отклонения в поведении | Особенности проявления | Причины | Тип отклонения в развитии | Особенности проявления | Причины |
Антисоциальное поведение | Это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством. | В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распространены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги. У подростков (от 13 лет) преобладают такие виды делинквентного поведения, как хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля ПАВ и их употребление. У взрослых людей (старше 18 лет) делинквентное поведение проявляется преимущественно в форме правонарушений, влекущих за собой уголовную или гражданскую ответственность и соответствующее наказание, | Социальное отклонение | Это нарушение социальных норм, которые характеризуются определённой массовостью, устойчивостью и распространённостью. | Это могут быть как позитивные процессы, так и явления с возможными негативными последствиями. |
Асоциальное поведение | Это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, вуайеризм, эксгибиционизм и др.), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество. | Семейные проблемы; влияние товарищей; романтическое восприятие образа бунтаря; строгость родителей или опекунов; физические проблемы из-за болезней; личностная деградация, спровоцированная плохим воспитанием и примером, нищетой психологические зависимости религиозные культы желание самоутвердиться и отсутствие других способов фанатизм, подражание антиобщественному поведению кумира влияние субкультуры. | | | |
Аутодеструктивное поведение | Это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. | Первая - гражданское общество либо не организовано, либо дезорганизовано, что наблюдается в периоды революций, перемен (перестроек): законодательная база расплывчата, законы гражданского общества не сформированы, приоритеты в ценностных ориентациях не определены. Вторая - лидер не отвечает социальному запросу населения. | | | |
Задание 2. Разработайте систему мер воздействия на нарушителей дисциплины во время проведения урока с указанием основных принципов воздействия.
Ответ:
Дисциплина в классе иногда становится труднодостижимой целью. Особенно сложно её установить, когда учитель – «молодой специалист», а преподаёт он в среднем школьном звене. Ученики, находясь в переходном возрасте, сложно поддаются общим методикам воспитания:
-они стремятся к самовыражению;
- быстро теряют интерес к занятиям;
- склонны высказывать своё мнение;
- демонстрировать личную позицию, и свою «взрослость».
При этом, установить правильные отношения с учениками очень важно, ведь только так можно проводить обучение достаточно эффективно.
-
Учителю, необходимо знать разные способы налаживания контакта с учениками, прежде всего – уметь поддерживать здоровую обстановку на уроках. -
Учитель должен быть для своих учеников авторитетом, пользоваться их уважением и доверием. Для этого следует избегать авторитарного стиля преподавания, которому присуще – подавление, оценка личности, пренебрежительный тон, отрицательные комментарии в адрес учеников и др. -
Учителю следует держать детей на необходимой дистанции и создавать нужную иерархию отношений. Стоит предполагать товарищеский тон и корректность, но одновременно и строгость. -
Так же, следует помнить, что в общении с учениками, по отношению к их поведению необходимо использовать технику «Я – высказывание. Это позволяет выразить эмоции и чувства в настоящий момент, объективно описывать события. Описать свою эмоциональную реакцию следует, используя такие выражения как: « Я огорчаюсь, я не знаю, как реагировать, я раздражаюсь, мне страшно от того, что… и т.п.»
Например: «Лена, когда ты шепчешься с соседкой по парте во время опроса, я чувствую сильное раздражение, поэтому я теряю мысль, просьба к тебе – «пошептаться» после урока ». Тем самым, передается предпочитаемый исход событий – «Я чувствую, мне хотелось бы», не затрагивая личность ученика…
Есть немало способов вывести урок за рамки обычного рутинного занятия.
-
«Охватывать» на уроке всех учеников. -
Использовать различные средства и методы обучения на уроках -
Постараться сделать уроки увлекательными, захватывающими. (Если урок действительно заинтересует учеников, дисциплину установить будет гораздо легче).
-
можно использовать иллюстрации, музыкальные фрагменты; -
создавать презентации; -
выводить учеников на экскурсию, связанную с темой урока; -
проводить уроки в нестандартном формате: урок-диспут,
урок-семинар, урок-конференция, урок-путешествие;
-
проводить мини-соревнования между учениками и др.
4. Очень важно следить за своим психологическим состоянием, тщательно его контролировать, не позволять эмоциям брать верх.
5. К проведению уроков необходимо настроиться позитивно. Очень важно, действительно любить свою работу и детей.
Временные сложности бывают у многих, но преодолеть их быстро и результативно поможет правильный внутренний настрой ( раздражаться, расстраиваться, паниковать – не следует, необходимо сохранять самообладание).
6. Уважайте в учениках личность. На детей не следует повышать голос – это демонстрирует слабость.
Почувствовав негативный посыл, ученики моментально ответят тем же.
(Необходимо проявить сдержанность, деликатность, корректность, настойчивость, уравновешенность). Так как, агрессия вызывает агрессию!
Приемы педагогического воздействия при нарушении дисциплины:
Если ученики нарушают дисциплину, не стоит терять контроль над собой. Необходимо вести себя спокойно, не нервничать. При нестихаемом шуме, лучше просто остановиться, сделать небольшую паузу, успокоиться, а затем (если ученики не замечают вашего молчания), привлечь их внимание – сделать неожиданности, например:
- включить или выключить свет,
- изменить темп речи;
- легкий стук по столу ручкой, указкой и т.п.
( при всем этом, важно продемонстрировать уверенность и твёрдость).
Следующий возможный прием:
- подойти к доске или к двери (эти действия наверняка вызовут интерес и отвлекут детей);
- ещё один вариант – определить самых задорных учеников, так называемых «заводил», и подойти к ним. Наверняка, другие ученики начнут затихать, следя за развитием событий и ожидая наших дальнейших действий. После этого, достаточно строго напомнить ученикам о том, что идёт урок и есть ещё незаконченная работа, которую предстоит вместе с ними провести.
-
Стоит учесть то, что нужно не отделиться от детей, а объединить себя с ними – мы трудимся вместе на уроках.
Но иногда бывают обстоятельства настолько серьёзные, где необходимы только экстренные меры и без вмешательства администрации школы, родителей – не обойтись. Следует помнить, что вместе – гораздо легче справиться с любой ситуацией.
Список использованной литературы.
1. Нуркова В.В. Общая психология : учебник для среднего профессионального образования / В.В.Нуркова , Н.Б.Березанская, 2019 г.
2. Склярова Т.В. Общая, возрастная и педагогическая психология: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т.В.Склярова, Н.В.Носкова; под общей редакцией Т.В.Скляровой. Москва: Издательство Юрайт , 2022г.
3. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И.В. Шаповаленко, 2019 г.
4.Бухарова, И.С. Психология. Практикум: учебное пособие для среднего профессионального образования / И.С. Бухарова, М.В. Бывшева , Е.А.Царегородцева, 2020г.
5. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2016г.