Файл: Рекомендации по написанию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рекомендации по написанию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
https://kp-muk1.edu.yar.ru/metodicheskie_rekomendatsii/rekomendatsii_po_napisaniyu_dopolnite_95.html
Виды программ:
1. Примерная (типовая) программа – документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения. Данный вид программ не может быть предъявлен как программа, по которой работает педагог. На основе этой программы педагогом составляется рабочая учебная программа, которая адаптирована к условиям данного учреждения с учетом национального регионального компонента.
2. Модифицированная программа – учебная программа, подвергнутая структурным изменениям без существенной переработки содержания с учетом особенностей организации, формирования разновозрастных и разноуровневых групп детей, режима и временных параметров осуществления педагогической деятельности.
3. Адаптированная программа – программа, разработанная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающими коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
4. Экспериментальная программа – учебная программа, в которой изменено содержание, организационно-педагогические основы и методы обучения для экспериментальной апробации и внедрения новых педагогических технологий.
5. Авторская программа – учебная программа, в которой заложена оригинальная авторская идея, отличающаяся новизной и актуальностью и позволяющая коренным образом изменить структуру данного направления деятельности.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. В соответствии с требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденными на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Министерства образования Российской Федерации 03.06.2003, Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. №1008г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа должна включать следующие структурные элементы:
1. Титульный лист,
2. Оглавление,
3. Пояснительная записка,
4. Учебно-тематический план,
5. Содержание изучаемого курса,
6. Обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы,
7. Список литературы.
8. Лист регистрации изменений.
2.2. Оформление и содержание структурных элементов программы.
Титульный лист – это «лицо» программы, поэтому он должен содержать информацию, которая даст первоначальное представление о программе. На титульном листе указываются следующие реквизиты:
- полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом;
- где, когда, и кем утверждена программа;
- название программы. В названии необходимо указать наименование учебного курса, собственное название творческого объединения (если оно имеется);
- направленность;
- возраст детей, на которых рассчитана программа;
- срок реализации программы;
- автор (если программа авторская) или составитель программы, консультант программы;
- название населённого пункта;
- год разработки программы.
Пояснительная записка. В пояснительной записке к программе следует раскрыть следующие моменты:
- направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
- новизну и актуальность, педагогическую целесообразность;
- цель и задачи;
- отличительные особенности данной программы от уже существующих;
- возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
- сроки реализации (продолжительность образовательного процесса, этапы);
- формы и режим занятий;
- ожидаемые результаты;
- формы подведения итогов реализации программы.
В пояснительной записке условно можно выделить несколько частей:
1. концепция программы,
2. цели и задачи программы,
3. характеристика программы,
4. организационно-педагогические основы обучения,
5. ожидаемые результаты и способы их проверки.
Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы включает:
- перечень разделов, тем;
- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий и сроки.
Содержание программы раскрывается через краткое описание тем (теоретическая и практическая часть учебного материала).
Обеспечение программы включает в себя:
-
Методическое обеспечение -
Материально-техническое обеспечение -
Кадровое обеспечение -
Информационное обеспечение -
Организационное обеспечение -
Нормативно-правовое обеспечение
Включает в себя описание:
- форм занятий, планируемых по каждой теме (игра, беседа, экскурсия, поход, конкурс, урок и т. д.);
- приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий, компетенции педагога для реализации программы, нормативные документы для реализации программы.
- форм подведения итогов по каждой теме или разделу (этапы педагогического контроля).
Вид контроля
входящий, текущий, тематический, рубежный, итоговый.
Контроль может проводиться в следующих формах:
собеседование;
зачет; зачетный лист;
вопросник по программе;
реферат; защита работы;
выполнение нормативов;
контрольное упражнение;
участие в конкурсах, выставках;
выступление на концертах, соревнованиях;
КВН, викторина, открытое занятие и др.
формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (в целом): выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.
Мониторинг образовательных результатов, диагностики (качественные и количественные показатели). Может проводиться педагогом через тестирование, опрос, наблюдение, отмечается в картах личного развития ребенка, листах наблюдения и т.п.
Список литературы желательно разделить на 3 части: литература для педагога, литература для обучающихся, литература для родителей. В списке литературы обязательно указываются все выходные данные издания. Литература располагается в алфавитном порядке. Указывается что это за источник ТЕКСТ или ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС.
Лист фиксации изменений программы, где фиксируются изменения, не затрагивающие концептуальные основы программы (педагог отражает возможные изменения, связанные с особенностями детей, уплотнение материала и причина этого, изменение количества занятий в связи с календарем праздничных дат …)
3. ПОРЯДОК И ПРИНЯТИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа принимается на педагогическом совете 2 \ 3 голосов от числа присутствующих на заседании.
Пояснительная записка раскрывает:
обоснование программы:
направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы от уже существующих;
цель и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
возраст детей, участвующих в реализации данной программы;
сроки реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
организация учебной деятельности:
формы, режим занятий;
количество учебных часов в неделю
количество учащихся в группе, объединении
работа с особыми категориями детей (одарённые, группы риска, инвалиды и т.д.)
прогнозируемые результаты и способы их проверки на каждый год обучения;
Приложение:
(по выбору автора, соответственно направленности объединения)
Словарь основных терминов общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования детей. (Тезаурус);
Методические пособия, разработки конкретных занятий и массовых дел (авторские разработки);
Рабочие тетради, методические рекомендации к занятиям;
Планы занятий (представление раздела, открытые занятия и т.д.);
Планы работы по конкретным направлениям (по воспитательной работе, работе с родителями и т.д.);
Индивидуальные образовательные маршруты (схема прилагается).
Индивидуальные образовательные маршруты
Для индивидуальной работы - разрабатывается дополнительно, при необходимости, преимущественно с детьми 2 и 3 года обучения, для состава 1 - 5 человек, с постепенной усложнённостью заданий.
Пояснительная записка к индивидуальному маршруту:
особенности его развития,
описание его способностей и потенциальных возможностей,
особенности организации образовательного процесса,
ожидаемые результаты ("стандарты"),
Критерии результативности,
Формы и способы отслеживания результативности образовательного процесса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по написанию образовательных дополнительных программ
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной программы.
Это требование не вызывает у педагогов трудностей.
Физкультурно-спортивная;
Социально-педагогическая;
Художественная;
Техническая;
Естественнонаучная;
Туристско-краеведческая
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Чаще всего это требование игнорируется или говорится только об актуальности, а именно это требование определяет уровень авторства педагога при разработке программы.
Вопросы-ориентиры:
-
Какова причина, побудившая создать программу? -
Что отличает Вашу идею от других? -
Чем обосновывается новизна и актуальность для страны, конкретного региона, учреждения?
Цель и задачи дополнительной образовательной программы.
Цель – предполагаемый результат образовательного процесса, к которому должны быть направлены все усилия педагога и детей.
Формулировка цели должна отражать позитивное изменение личности ребёнка, а не то, чему его хотят научить. При формулировке цели обратите внимание на раздел Требований: «Содержание образовательных программ должно быть направлено на…», это поможет Вам грамотно определить цель реализации программы.
Задачи – пути достижения поставленной цели (реально выполнимы 3-4, максимум –5 задач). Задачи программы отражаются в результатах программы. Эксперты оценивают их методом сличения.
Образовательные задачи (профессиональные) направлены на формирование у обучающихся основ разносторонних спортивных, краеведческих, технических, экологических и других знаний, выработку умений, специальных для каждого вида деятельности.
Развивающие (личностные) – это формирование умений и навыков учебной, практической, умственной деятельности, развитие познавательных процессов обучающихся (память, речь, мышление, внимание, воображение, восприятие), умений применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, обобщение), а также развитие воли, эмоций, интересов, способностей, дарований личности.
Воспитательные (общекультурные) – это взаимосвязанные между собой нравственное, трудовое, этическое, эстетическое, правовое, санитарно-гигиеническое, экологическое воспитание.
Формулировка цели и задач должна быть простой, понятной, конкретной, реальной и проверяемой.
Цель и задачи должны быть связаны между собой и подтверждать заявленные Вами новизну, актуальность и педагогическую целесообразность.
Педагог должен осмысленно относиться к формулировке ключевого слова, которое определяет качество конечного результата обучения: научить или учить, приобщить или приобщать и т.д.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы.