Файл: Рекомендации по написанию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рекомендации по написанию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
https://kp-muk1.edu.yar.ru/metodicheskie_rekomendatsii/rekomendatsii_po_napisaniyu_dopolnite_95.html
Виды программ:
1. Примерная (типовая) программа – документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения. Данный вид программ не может быть предъявлен как программа, по которой работает педагог. На основе этой программы педагогом составляется рабочая учебная программа, которая адаптирована к условиям данного учреждения с учетом национального регионального компонента.
2. Модифицированная программа – учебная программа, подвергнутая структурным изменениям без существенной переработки содержания с учетом особенностей организации, формирования разновозрастных и разноуровневых групп детей, режима и временных параметров осуществления педагогической деятельности.
3. Адаптированная программа – программа, разработанная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающими коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
4. Экспериментальная программа – учебная программа, в которой изменено содержание, организационно-педагогические основы и методы обучения для экспериментальной апробации и внедрения новых педагогических технологий.
5. Авторская программа – учебная программа, в которой заложена оригинальная авторская идея, отличающаяся новизной и актуальностью и позволяющая коренным образом изменить структуру данного направления деятельности.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. В соответствии с требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденными на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Министерства образования Российской Федерации 03.06.2003, Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. №1008г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа должна включать следующие структурные элементы:
1. Титульный лист,

2. Оглавление,

3. Пояснительная записка,


4. Учебно-тематический план,

5. Содержание изучаемого курса,

6. Обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы,

7. Список литературы.

8. Лист регистрации изменений.
2.2. Оформление и содержание структурных элементов программы.
Титульный лист – это «лицо» программы, поэтому он должен содержать информацию, которая даст первоначальное представление о программе. На титульном листе указываются следующие реквизиты:
- полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом;

- где, когда, и кем утверждена программа;

- название программы. В названии необходимо указать наименование учебного курса, собственное название творческого объединения (если оно имеется);

- направленность;

- возраст детей, на которых рассчитана программа;

- срок реализации программы;

- автор (если программа авторская) или составитель программы, консультант программы;

- название населённого пункта;

- год разработки программы.
Пояснительная записка. В пояснительной записке к программе следует раскрыть следующие моменты:
- направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;

- новизну и актуальность, педагогическую целесообразность;

- цель и задачи;

- отличительные особенности данной программы от уже существующих;

- возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;

- сроки реализации (продолжительность образовательного процесса, этапы);

- формы и режим занятий;

- ожидаемые результаты;

- формы подведения итогов реализации программы.
В пояснительной записке условно можно выделить несколько частей:
1. концепция программы,

2. цели и задачи программы,

3. характеристика программы,

4. организационно-педагогические основы обучения,

5. ожидаемые результаты и способы их проверки.
Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы включает:
- перечень разделов, тем;

- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий и сроки.

Содержание программы раскрывается через краткое описание тем (теоретическая и практическая часть учебного материала).
Обеспечение программы включает в себя:

  • Методическое обеспечение

  • Материально-техническое обеспечение

  • Кадровое обеспечение

  • Информационное обеспечение

  • Организационное обеспечение

  • Нормативно-правовое обеспечение


Включает в себя описание:

- форм занятий, планируемых по каждой теме (игра, беседа, экскурсия, поход, конкурс, урок и т. д.);

- приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий, компетенции педагога для реализации программы, нормативные документы для реализации программы.

- форм подведения итогов по каждой теме или разделу (этапы педагогического контроля).
Вид контроля

входящий, текущий, тематический, рубежный, итоговый.
Контроль может проводиться в следующих формах:

собеседование;

зачет; зачетный лист;

вопросник по программе;

реферат; защита работы;

выполнение нормативов;

контрольное упражнение;

участие в конкурсах, выставках;

выступление на концертах, соревнованиях;

КВН, викторина, открытое занятие и др.

формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (в целом): выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.
Мониторинг образовательных результатов, диагностики (качественные и количественные показатели). Может проводиться педагогом через тестирование, опрос, наблюдение, отмечается в картах личного развития ребенка, листах наблюдения и т.п.
Список литературы желательно разделить на 3 части: литература для педагога, литература для обучающихся, литература для родителей. В списке литературы обязательно указываются все выходные данные издания. Литература располагается в алфавитном порядке. Указывается что это за источник ТЕКСТ или ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС.
Лист фиксации изменений программы, где фиксируются изменения, не затрагивающие концептуальные основы программы (педагог отражает возможные изменения, связанные с особенностями детей, уплотнение материала и причина этого, изменение количества занятий в связи с календарем праздничных дат …)
3. ПОРЯДОК И ПРИНЯТИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа принимается на педагогическом совете 2 \ 3 голосов от числа присутствующих на заседании.
Пояснительная записка раскрывает:

обоснование программы:

направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;

новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы от уже существующих;


цель и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;

возраст детей, участвующих в реализации данной программы;

сроки реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

организация учебной деятельности:

формы, режим занятий;

количество учебных часов в неделю

количество учащихся в группе, объединении

работа с особыми категориями детей (одарённые, группы риска, инвалиды и т.д.)

прогнозируемые результаты и способы их проверки на каждый год обучения;

Приложение:

(по выбору автора, соответственно направленности объединения)
Словарь основных терминов общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования детей. (Тезаурус);

Методические пособия, разработки конкретных занятий и массовых дел (авторские разработки);

Рабочие тетради, методические рекомендации к занятиям;

Планы занятий (представление раздела, открытые занятия и т.д.);

Планы работы по конкретным направлениям (по воспитательной работе, работе с родителями и т.д.);

Индивидуальные образовательные маршруты (схема прилагается).
Индивидуальные образовательные маршруты
Для индивидуальной работы - разрабатывается дополнительно, при необходимости, преимущественно с детьми 2 и 3 года обучения, для состава 1 - 5 человек, с постепенной усложнённостью заданий.
Пояснительная записка к индивидуальному маршруту:

особенности его развития,

описание его способностей и потенциальных возможностей,

особенности организации образовательного процесса,

ожидаемые результаты ("стандарты"),
Критерии результативности,

Формы и способы отслеживания результативности образовательного процесса

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по написанию образовательных дополнительных программ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Направленность дополнительной программы.

Это требование не вызывает у педагогов трудностей.

Физкультурно-спортивная;

Социально-педагогическая;

Художественная;

Техническая;

Естественнонаучная;

Туристско-краеведческая

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Чаще всего это требование игнорируется или говорится только об актуальности, а именно это требование определяет уровень авторства педагога при разработке программы.


Вопросы-ориентиры:

  • Какова причина, побудившая создать программу?

  • Что отличает Вашу идею от других?

  • Чем обосновывается новизна и актуальность для страны, конкретного региона, учреждения?


Цель и задачи дополнительной образовательной программы.

Цель – предполагаемый результат образовательного процесса, к которому должны быть направлены все усилия педагога и детей.

Формулировка цели должна отражать позитивное изменение личности ребёнка, а не то, чему его хотят научить. При формулировке цели обратите внимание на раздел Требований: «Содержание образовательных программ должно быть направлено на…», это поможет Вам грамотно определить цель реализации программы.

Задачи – пути достижения поставленной цели (реально выполнимы 3-4, максимум –5 задач). Задачи программы отражаются в результатах программы. Эксперты оценивают их методом сличения.

Образовательные задачи (профессиональные) направлены на формирование у обучающихся основ разносторонних спортивных, краеведческих, технических, экологических и других знаний, выработку умений, специальных для каждого вида деятельности.

Развивающие (личностные) – это формирование умений и навыков учебной, практической, умственной деятельности, развитие познавательных процессов обучающихся (память, речь, мышление, внимание, воображение, восприятие), умений применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, обобщение), а также развитие воли, эмоций, интересов, способностей, дарований личности.

Воспитательные (общекультурные) – это взаимосвязанные между собой нравственное, трудовое, этическое, эстетическое, правовое, санитарно-гигиеническое, экологическое воспитание.

Формулировка цели и задач должна быть простой, понятной, конкретной, реальной и проверяемой.

Цель и задачи должны быть связаны между собой и подтверждать заявленные Вами новизну, актуальность и педагогическую целесообразность.

Педагог должен осмысленно относиться к формулировке ключевого слова, которое определяет качество конечного результата обучения: научить или учить, приобщить или приобщать и т.д.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы.