Файл: Выполнила студентка Балахонцева Александра Сергеевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 4

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выполнила студентка: Балахонцева Александра Сергеевна

Группа ЮЗНБ-402

Практическое задание

  1. Этапы трансформационного процесса в России: перестройка (1986-1989), закат перестройки (1990-1991), радикальные экономические реформы (1991-1994), полустихийная трансформация общества (1995-2003), стабилизация (2003-2010).

«Первый этап (1985-1988 гг.) представлял собой попытку внутрисистемных изменений с общей установкой на сохранение прежнего общественного строя. Главная идея горбачевской перестройки была в обновлении «реального социализма» через восстановление роли Советов как органов народной власти и возвращение общественным организациям их первоначального значения путем активизации человеческого фактора, а также посредством перераспределения власти при сохранении ведущей роли КПСС. Наиболее существенной на данном этапе становится «битва за аппарат», за бюрократическую элиту, контроль над которой в условиях номенклатурной системы в период трансформации является ключевым механизмом политического господства.»[9]

«На втором этапе (1984-1991 гг.) в массовом сознании и в политическом руководстве страны начинают доминировать установки на системные изменения, на отказ от официальной идеологии. Для руководства СССР согласие на изменения, произошедшие в сознании населения, было вынужденным. Подобная реакция была продиктована перманентно возрастающей опасностью дезинтеграционных процессов в СССР, когда недовольство политикой центра выливалось в попытки , ни мни проблем собственными силами на локальном уровне. Важно, что именно на этом

этапе вокруг нового российского (не советского) руководства формируется сильная оппозиционная центру элита.»[10]

«Третий этап (1991-1993 гг.) — самый сложный и бескомпромиссный в процессе трансформации политической системы. Вернее, это был период слома старой системы и строительство совершенно новой пирамиды власти. Конфликт «центр - союзные республики» закончился развалом Советского Союза и перешел формально в конфликт исполнительной и законодательной ветвей власти в рамках Российской Федерации. Реально это был конфликт между группами интересов.

Основным содержанием экономических и общественных реформ этого периода были процессы перераспределения и приватизации собственности. В условиях стихийного и незаконного передела переход в оппозицию часто означал тот факт
, что определенные элитные и социальные группы либо не получили возможности участвовать в процессах перераспределения, либо их интересы учитывались в недостаточной степени.»[11]

«Четвертый этап (1994-1996 гг.) характеризовался, несмотря на победу- команды Б. Ельцина продолжающейся конфронтацией органов исполнительной и законодательной ветвей власти, экономическим кризисом, резкими социальными изменениями и сепаратистскими тенденциями. Последние привели к открытому столкновению, к войне в Чечне.

Ключевыми тенденциями в процессе консолидации нового «правящего класса» были:

- Установление бюрократической элитой собственного аппаратного господства

- Кристаллизация и интеграция политических и экономических элитных групп

- Процессы регионализации элит»[12]

«Пятый этап (1996-1998 гг.) был отмечен формированием олигархических групп и попаданием государственной власти в зависимость от представителей бизнес-элиты. Дефолт августа 1998 г. обнажил реальность - само государство оказалось главным нечестным игроком на рынке. Для основной массы населения потрясение было такой силы, что породило аполитический шок.»[13]

«Шестой этап (1998-2000 гг.) можно охарактеризовать как стагнационный. Власть искала пути выхода из сложнейшей ситуации. Поиски эти можно назвать «премьерской чехардой» Однако при всех недостатках, провалах, отступлениях за двенадцать лет российское общество прошло, тем не менее, огромный путь от посттоталитаризма к демократии.

С 2000 г. начался седьмой этап трансформации политический системы, связанный с началом президентства В. Путина. Основные характеристики этого периода будут рассмотрены ниже.

Вектор развития российской политической системы отвечает выше описанным ступенями демократической трансформации. С формальной точки зрения, выборы в парламент и выборы президента, а также электоральные процедуры в регионах завершили институциональную трансформацию России. Высшие органы государственной власти и избирательная система сформированы на основе демократической Конституции. Однако сам процесс институциональной трансформации в стране проходил, в основном, под влиянием неформальных институтов. Именно такое положение политической системы и не дает возможности говорить о России как о консолидированной демократии.»


  1. Дискуссии о траекториях развития и реформирования российского общества в 21 веке.

Итак, Россия вступила в двадцать первый век в новом качестве - в качестве независимого, федеративного государства с рыночной экономикой. Оценим перспективы Российской Федерации в текущем столетии.

На наш взгляд, Россия будет занимать довольно значимую роль в мировой экономике и политике. Связано это с рядом объективных факторов, которые мы обозначим.

Во-первых, Россия - это самое большое государство мира, с громадным ресурсным потенциалом. Роль России как поставщика энергетических ресурсов, по оценкам специалистов, будет только возрастать. Кроме того имеющаяся ресурсная база позволяет вести Российской федерации множество экономических проектов, важных в контексте всего мирового хозяйства.

Во вторых Россия - это значимый субъект международной политики. Она является постоянным членом Совета безопасности ООН, с правом Вето, а также членом множества влиятельных международных организаций - СНГ, АСЕАН, БРИК. Позиции России в этих организаций весьма сильны;

В-третьих Россия - это военная держава мирового значения. Военный потенциал России, атомное оружие, которое имеется у России, априори делает ее значимым игроком мировой политики. Кроме того, Россия пользуется исторически-обусловленным авторитетов в различных мировых регионах, что делает ее партнером при решении разного рода региональных конфликтов.

В-четвертых необходимо отметь очень высокую роль и влияние России на пространстве бывшего СССР. С большинством государств - бывших членов СССР, Россию связывают активные экономически связи и общая инфраструктура.

В-пятых отметим экономический потенциал России, который стал проявляться в 2000-е годы, когда экономика России признавалась одной из наиболее активно-развивающихся. В скобках можно сказать, что возможное вступление России в ВТО, а также другие интеграционные процессы, имеющие место быть в настоящее время
, позволят Росси в перспективе занимать гораздо более значимое место в мировом хозяйстве.