Файл: Методические рекомендации Для педагогов психологов Новосибирск 2020 2 Составители Штельвах Ангелина Викторовна, заведующий отделом кризисной психологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

85 хорошо и благополучно, человек испытывает фоновое ощущение предстоящей беды.
Причины тревожности:
1.
Основной из причин возникновения повышенной тревожности у подростка является атмосфера в семье: если отношения в ней натянутые, родители постоянно напряжены, мнительны, то, скорее всего, и ребенок повторит их модель отношения к миру.
2.
Также нужно обратить внимание на то, какие фильмы смотрит ребенок, книги читает, на каких сайтах проводит время. Возможной причиной повышенной тревожности могут стать средства массовой информации, новости, в которых часто нагнетается напряжение.
3.
Еще одна причина тревожности у ребенка – авторитарный стиль воспитания. Когда родители подавляют в ребенке все попытки к самостоятельности и принятию решений, ребенок испытывает чувство страха перед ними. Например, постоянно беспокоится о том, чтобы оправдать их ожидания, боится сделать ошибку, поступить неправильно, высказать свое мнение.
4.
Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой. Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит «двойку» в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей.
5.
Завышенными требованиями. Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только «пятерки» и не является лучшим учеником класса.
6.
Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорят ребенку: «Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался».

86
Портрет тревожного ребенка
Тревожных детей отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего.
Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступить к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь, думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумелые, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах. Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружение, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, слабость в ногах, учащенное сердцебиение. Если агрессивные, гиперактивные дети всегда на виду, то тревожные дети стараются держать свои проблемы при себе.
В класс входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей. Это тревожный ребенок. Таких детей в детском саду и в школе немало, и психологам работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями
«проблемных» детей, потому что и гиперактивные, и агрессивные дети всегда на виду, как на ладошке, а тревожные стараются держать свои проблемы при себе.
Как распознать чрезмерную тревожность? О повышенной тревожности у подростка сигнализируют такие признаки: ребенок часто бывает подавлен, насторожен, ему трудно взаимодействовать с окружающими, мир кажется ему опасным, он видит все в черном цвете, включая свое будущее, страдает самооценка.
Часто дети пытаются скрыть свою тревожность за дерзким, хулиганским поведением, нелепыми выходками. Таким образом они пытаются найти одобрение, привлечь внимание окружающих. В тяжелых случаях на фоне повышенной тревожности могут развиться пищевые расстройства – булимия и анорексия.
Иногда подростки начинают много фантазировать о себе, рассказывать какие- то небылицы, чтобы привлечь внимание взрослых или, напротив, пытаясь заслужить


87 одобрение становятся чрезмерно услужливыми и дружелюбными. Последнее также не является положительным качеством, поскольку может перерасти в будущем зависимость от одобрения окружающих.
Опытный воспитатель, учитель, психолог конечно в первые же дни знакомства с детьми поймет, кто из них обладает повышенной тревожностью.
Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности (на перемене, на улице), в общении с другими детьми.
Чтобы понять ребенка, узнать, чего же он боится, можно попросить родителей, воспитателей (или учителей-предметников) заполнить бланк опросника.
Ответы взрослых прояснят ситуацию, помогут проследить семейную историю. А наблюдения за поведением ребенка подтвердят или опровергнут ваше предположение.
Советуют присмотреться, характерны ли для поведения ребенка следующие признаки:
Критерии определения тревожности у ребенка (П. Бейкер и М. Алворд):
1.
Постоянное беспокойство.
2.
Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
3.
Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
4.
Раздражительность.
5.
Нарушения сна.
Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении. С целью выявления тревожного ребенка используется также следующий опросник.
Признаки тревожности (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.):
1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.

88 6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.
Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности:

Высокая тревожность — 15-20 баллов;

Средняя — 7-14 баллов;

Низкая — 1-6 баллов.
Все это является признаком того, что у вашего ребенка есть проблемы, с которыми лучше немедленно обратиться к детскому психологу. При этом, как утверждают специалисты, мальчики чаще подвержены тревожности в детском возрасте - до 12 лет, а девочки – в подростковом. При этом у девочек вызывает тревогу взаимоотношение с другими девочками и то, что о них думают в коллективе, а у мальчиков – страх наказания взрослыми или быть побитыми сверстниками.


89
По мнению большинства психологов, наиболее целостный и правильный подход в коррекционной работе – работа в двух направлениях: работа с самим ребенком и с его окружением.
Работа с родителями тревожного ребенка
Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей.
Нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Малыш не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа. Он признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения.
Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи, ребенок приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты. Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).
Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина).
Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка («осел», «дурак»), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты.
Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребенок извинился под нажимом родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.

90
Полезно снизить количество замечаний. Предложите родителям попробовать в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребенку. Вечером пусть они перечитают список. Скорее всего, для них станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили вам и вашему ребенку.
Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: («Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!»). Они и без того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами.
Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.
Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Ребенок, не зная, например, как сегодня отреагирует мама на разбитую тарелку, боится еще больше, а это приводит его к стрессу.
Родители тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них. Но, к сожалению, наши отношения с родителями не всегда позволяют открыто сказать им об этом. Не каждому можно порекомендовать обратить внимание прежде всего на себя, на свое внутреннее состояние, а потом предъявлять требования к ребенку. В таких ситуациях можно сказать родителям: «Ваш ребенок часто бывает скованным, ему было бы полезно выполнять упражнения на расслабление мышц. Желательно, чтобы вы выполняли упражнение вместе с ним, тогда он будет делать их правильно».
Родители, которые следуют таким рекомендациям, через некоторое время отмечают приятные ощущения в теле, улучшение общего состояния. Они, как правило, готовы к дальнейшему сотрудничеству.
Подобные занятия можно рекомендовать не только родителям, но и педагогам.
Ведь ни для кого не секрет, что тревожность родителей зачастую передается детям,


91 а тревожность педагога — ученикам и воспитанникам. Вот потому, прежде чем оказывать помощь ребенку, взрослый должен позаботиться о себе.
Программа по снижению тревожности у подростков «Познай себя»
Направленность программы
Предварительные диагностические обследования, наблюдения подростков и анализ этих данных показали, что коррекционную работу с тревожными детьми целесообразно проводить:
1.
По повышению самооценки подростка.
2.
По обучению ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.
3.
По отработке навыков владения собой в ситуациях, эмоционально травмирующих подростка.
Следовательно, коррекционно-развивающую направленность данной программы обеспечивает подбор игр и упражнений, направленных на развитие эмоциональной стабильности, повышение самооценки, расширение и обогащение навыков общения со взрослыми и сверстниками, развитие адекватного отношения к оценкам и мнениям других людей.
Игры и упражнения, представленные ниже, рассчитаны на подростковый возраст и соответствуют специфике развития детей данной категории.
Работа по всем направлениям может проводиться как параллельно, так, и последовательно или постепенно, это зависит от желания и оценки ситуации ведущего (психолога, педагога).
Продолжительность программы и количество занятий
Программа рассчитана на 2-3 месяца (24 часа по максимуму).
Рекомендованная периодичность коррекционно-развивающих занятий 1-2 раза в неделю. Группа может состоять от 7 до 12 человек, а также упражнения программы могут использоваться в индивидуальных коррекционных занятиях.

92
Объём и содержание занятий могут быть уточнены с учетом реальных возможностей их выполнения на конкретной практике с сохранением общей направленности на коррекционную психологическую работу. При этом нужно отметить, что продолжительность занятий может варьироваться от 30 минут до 1-1,5 часа (в зависимости от выбранной формы занятия). При практическом применении программы у педагога есть возможность компоновать упражнения на удобное, ограниченное рамками учебно – воспитательного процесса время.
Цель и задачи программы
Цель: Создать условия для снижения школьной тревожности до уровня
«нормы», соответствующего возраста.
Задачи программы:
1.
Развитие у школьников умений и навыков психофизической саморегуляции (снятие мышечного и эмоционального напряжения) и навыков владения собой в критических ситуациях.
2.
Формирование коммуникативных компетенций: умений и навыков конструктивно строить общение, избегать эмоциональных конфликтов.
3.
Повышение самооценки учащихся.
Самооценка
Знать
 свои сильные и слабые стороны
 свои ресурсы
 приемы повышения самооценки
Уметь
 соотносить свои силы с задачами разной трудности
Коммуникация
Знать
 правила конструктивного общения
Уметь
 применять на практике правила общения
 предупреждать эмоциональные конфликты


93
 управлять развитием коммуникативной ситуации
Иметь
 о бесконфликтном общении представлен ия
Саморегуляция
Знать
 способы саморегуляции, самообладания
Уметь
 владеть своими чувствами
 принимать чувства другого человека
 применять способы саморегуляции на практике
 рефлексировать свое эмоциональное состояние
Иметь
 о видах чувств и их выражениях представлен ия
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14