Файл: Методические рекомендации Для педагогов психологов Новосибирск 2020 2 Составители Штельвах Ангелина Викторовна, заведующий отделом кризисной психологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

122
Какого рода трудности делают вас бодрее? С какого рода неприятностями вы должны обращаться осторожнее.

Рекомендации педагогу по работе с тревожными детьми.
Поручение, которое дается ребенку, должно соответствовать его возможностям. Предлагая выполнить слишком сложные, непосильные занятия, вы заранее обрекаете ребенка на неуспех, а, следовательно, на снижение самооценки, на неудовлетворенность собой.
1.
Повышать самооценку тревожного ребенка, для чего любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успехе («У тебя это получится», «Ты это умеешь хорошо делать»). При выполнении заданий необходим общий положительный эмоциональный фон.
2.
Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо, особенно, если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка («Посмотри, сегодня ты меньше постарался, поэтому у тебя получилось хуже, чем в прошлый раз. Но я думаю, завтра ты сможешь сделать лучше»). Оптимистические прогнозы «на завтра» не дают ребенку повода считать себя безнадежным и способствуют повышению уверенности в себе.
3.
Желательно не ставить тревожного ребенка в ситуации соревнования, публичного выступления. Не рекомендуется давать тревожным детям задания типа «кто первый».
4.
Ситуация публичного выступления также является стрессовой, поэтому не следует настаивать на том, чтобы ребенок отвечал перед всей группой: его ответы можно выслушать индивидуально.
5.
Детская тревожность часто вызывается неизвестностью. Потому, предлагая ребенку задание, необходимо подробно выстраивать пути его выполнения, составить план: что мы делаем сейчас, что потом и т.д.
6.
Осторожно и дозировано использовать критику, т. к. тревожные дети болезненно реагируют на нее. Старайтесь не стыдить ребенка, особенно в присутствии его одноклассников.

124 7.
По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах.
8.
Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
9.
Хвалите ребенка даже за незначительный успех.
Рекомендации по работе с тревожными (замкнутыми) детьми
Этим детям свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого, низкая адаптивность. В школьном возрасте – ипохондрия – за свое здоровье и здоровье родных. Появляются навязчивость и чрезмерная мнительность, застенчивость. Важно, как выглядит в глазах других: в неудобных, стыдливых ситуациях испытывают тяжелейший стресс, который долго переживают. Склонны к суициду (самоуничтожение). Внушаемы.
1.
Не ставить ребенка в ситуацию неопределенности, неизвестности.
2.
Не включаться в игру его болезней, дать работу, когда здоров.
3.
Включать в общественные посильные дела.
4.
Хвалить за самостоятельность.
5.
Стимулировать личную ответственность.
6.
Не создавать напряжения во взаимоотношениях (отношения устанавливать ровные, открытые. Ребенок должен понимать ваши эмоции и чувства к нему. Негативизм относить к своему поступку, но не к личности в целом. Ребенок должен расстаться с вами успокоившись).
7.
Если уровень его притязаний завышен, необходимо определить адекватный.
8.
Быть острожным с передачей стрессовой информации. Не допускать, чтобы ребенок выбегал из класса – это опасно. Сразу же последовать за ним. Даже когда он расстроен, не выводить его из класса, чтобы не закрепилась привычка уйти из класса, если расстроен. Можно на время освободить от работы – дать время успокоиться.
9.
Иногда можно позволить отвечать с места или письменно.


125 10.
«Разрешить» ошибаться и спокойно относиться к ошибкам, мотивировать желание их исправить, находя при этом разные варианты решения проблемы.
11.
Осторожно и дозировано использовать критику, т.к. тревожные дети болезненно реагируют на нее.
Эмоциональная нестабильность у ребенка. Что делать?
Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни ребенка, и служат индикатором его отношения к родителям и к тому, что его окружает.
В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонности к асоциальному поведению, затруднений в обучении.
Эмоциональная неустойчивость – это не болезнь, а личностное расстройство, характеризующееся перепадами настроения, импульсивностью, непоследовательностью действий, отсутствием самоконтроля, аффективными вспышками, чрезмерной раздражительностью.
Каждый человек в той или иной степени эмоционален. Для многих всплески эмоций являются возможностью разрядки после тяжелого трудового дня. По утверждению психологов данное поведение значительно лучше влияет на состояние психики, чем сдерживание переживаний внутри себя.
Однако возникает ситуация, когда эмоции начинают зашкаливать, и человек срывается на окружающих по любому поводу или ведет себя неадекватно ситуации (плачет, смеется, придирается к окружающим, ищет повод к конфликтам). Такое поведение не только портит взаимоотношения, но и разрушает саму личность. И тут уже следует говорить о эмоциональной нестабильности, которая может стать причиной более серьезных заболеваний.
Основные внешние проявления эмоциональной напряженности:

126
При повышенной эмоциональной напряжённости, кроме общеизвестных проявлений также ярко могут быть выражены затруднения в организации умственной деятельности, снижение игровой активности, характерной для конкретного возраста.

Быстрое психическое утомление ребёнка по сравнению со сверстниками или с более ранним поведением выражается в том, что ребёнку сложно сосредотачиваться, он может демонстрировать явное негативное отношения к ситуациям, где необходимо проявление мыслительных, интеллектуальных качеств.

Повышенная тревожность. Повышенная тревожность, кроме известных признаков, может выражаться в избегании социальных контактов, снижении стремления к общению.

Агрессивность. Проявления могут быть в виде демонстративного неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной агрессии.
Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он может причинять боль себе. Ребёнок становится непослушными и с большим трудом поддаётся воспитательным воздействиям взрослых.

Отсутствие эмпатии. Эмпатия — способность чувствовать и понимать эмоции другого человека, сопереживать. При нарушениях эмоционально-волевой сферы этот признак, как правило, сопровождается повышенной тревожностью. Неспособность к эмпатии также может являться тревожным признаком психического расстройства или задержки интеллектуального развития.

Неготовность и нежелание преодолевать трудности. Ребёнок вялый, с неудовольствием контактирует со взрослыми. Крайние проявления в поведении, могут выглядеть как полное игнорирование родителей или других взрослых — в определённых ситуациях ребёнок может сделать вид, что не слышит взрослого.

Низкая мотивация к успеху. Характерным признаком низкой мотивации к успеху является стремление избегать гипотетических неудач,


127 поэтому ребёнок с неудовольствием берётся за новые задания, старается избежать ситуаций, где есть даже малейшие сомнения в результате. Очень сложно уговорить его попробовать что-либо сделать. Частым ответом в этой ситуации является: «не получится», «не умею». Родители это ошибочно могут истолковывать как проявления лени.

Выраженное недоверие к окружающим. Может проявляться как враждебность, зачастую сопряжённая плаксивостью, дети школьного возраста могут проявлять это как чрезмерную критичность к высказываниям и поступкам как сверстников, так и окружающих взрослых.

Чрезмерная импульсивность ребёнка, как правило, выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий.

Избегание близких контактов с окружающими людьми. Ребёнок может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение, дерзостью и т. п.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

Основными причинами нарушений являются:
1. перенесённые стрессы;
2. отставание в интеллектуальном развитии;
3. недостаточность эмоциональных контактов с близкими взрослыми;
4. социально-бытовые причины;
5. фильмы и компьютерные игры, не предназначенные для его возраста; ряд других причин, вызывающих у ребёнка внутренний дискомфорт и чувство неполноценности.
Профилактика проявления эмоционально неустойчивого расстройства личности у детей предполагает, прежде всего, обеспечение благоприятных условий для воспитания и развития ребенка. При постоянном проявлении с его стороны агрессии и импульсивности родители должны обязательно проконсультироваться у психолога либо у психиатра.
Важно

128 гармонизировать обстановку в семье, чтобы ребенок рос в доброжелательной и позитивной обстановке. Еще одна важная мера профилактики – отказ от алкогольных напитков и психоактивных веществ.
Взрослым важно знать, какое поведение подростка нормально для его возраста, а какое грозит серьезными последствиями.
Изменения во внешнем виде
Нормальное поведение: подростки следуют моде, поэтому могут носить вызывающую одежду или красить волосы в неестественные цвета. Даже если ребенок заявляет о своем желании сделать себе тату – воздержитесь от жесткой критики, это не самое плохое, что он может сделать. Подросток поменяет взгляды, когда изменится мода.
Тревожные сигналы: изменения во внешнем виде должны насторожить вас в том случае, если они сопровождаются проблемами в школе или другими проявлениями плохого поведения. Обращайте особое внимание на то, нет ли на теле подростка следов порезов или других увечий, не менялся ли резко его вес в последнее время.
Постоянные споры и сопротивление
Нормальное поведение: стремясь получить независимость, дети часто спорят с родителями.
Тревожные сигналы: усиливающиеся споры, проявления жестокости дома. Ребенок ввязывается в драки и совершает противоправные поступки.
Все эти признаки свидетельствуют о ненормальном поведении подростка.
Смены настроения
Нормальное поведение: гормональные изменения и особенности развития подростка приводят к тому, что у него часто меняется настроение, он становится раздражительным и испытывает трудности с контролем эмоций.


129
Тревожные сигналы: резкие изменения в характере, плохая успеваемость, постоянное беспокойство и грусть или проблемы со сном могут свидетельствовать о депрессии, буллинге или других эмоциональных проблемах. Отнеситесь серьезно к любым упоминаниям подростка о суициде.
Употребление алкоголя или наркотиков
Нормальное поведение: большинство подростков рано или поздно пробуют алкоголь и сигареты. Родителям следует честно и открыто поговорить с подростком, чтобы убедиться, что эти эксперименты не переросли в зависимость.
Тревожные сигналы: если случаи употребления алкоголя или наркотиков повторяются, или сопровождаются проблемами в школе – существует риск алкогольной или наркотической зависимости.
Влияние друзей
Нормальное поведение: для подростка друзья имеют чрезвычайно большое значение. Друзья влияют на выбор подростка. Ориентируясь на мнение сверстников, подростки в некоторой мере отдаляются от родителей.
Родителей это расстраивает, но подростки всё еще нуждаются в их любви.
Тревожные сигналы: стоит насторожиться, если у подростка резко поменялся круг общения (особенно, если новые друзья склоняют его к плохому поведению), когда он протестует против справедливых правил и ограничений или лжет, чтобы избежать наказания. Также о каких-либо проблемах может свидетельствовать то, что подросток много времени проводит в одиночестве.

130
Программа по коррекции эмоционального состояния подростков «Мой
мир».
Цель программы: стабилизация психоэмоционального состояния подростка.
Задачи:

Регуляция психоэмоционального состояния;

Снятие эмоционального напряжения.

Улучшение самочувствия.
Оборудование, материалы: электронная рамка с набором фотографий и специально подобранным музыкальным рядом.
Курс рассчитан на 12 индивидуальных занятий с подростком. Время занятия 20-30 минут. Во время занятия для просмотра на электронной фоторамке предлагается набор фотографий, соответствующий теме занятия
(фотографии природы, пейзажей, природных явлений). Время смены кадра -
5 секунд, достаточное для того, чтобы рассмотреть изображение и не снизить интереса к видеоряду. Во время просмотра звучит спокойная, приятная музыка (классическая, инструментальная, звуки природы).
Структура занятия:
Часть 1. Беседа с подростком о релаксации. Релаксация - как способ снятия напряжения, улучшения настроения.
Часть 2. Просмотр подростком под музыку видеоряда, без разговоров и комментариев. Время просмотра 10-15 минут.
Часть 3. Выбор фотографии, которая наиболее понравилась и запомнилась. Рефлексивная беседа с подростком об этом месте, о его ощущениях чувствах, о его желаниях, о возможности мысленно возвращаться в это место, когда захочется расслабиться и отдохнуть.
На заключительном занятии, на фоторамке просматриваются только выбранные подростком во время предыдущих занятий фотографии.
Проводится беседа о мире вокруг нас, который мы выбираем сами; насколько этот образ мира зависит от наших чувств и переживаний, и наоборот.