Файл: М. М. Шакирьянов указывает на латинское происхождение термина коррупция (corruption).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Законодатель Испании использует очень интересный способ определения коррупции. Особенность заключается в том, что помимо формальных юридических критериев в него добавлены этические критерии честности, нейтральности, независимости, открытости, служения общественным интересам и т.д.

Законодательство Португалии к квалифицирующим признакам коррупции причисляет получение не только осязаемых (овеществленных), но и неосязаемых преимуществ и благ.

Большим вопросом при определении юридической ответственности за коррупционные преступления является то, подпадают ли под категорию должностных лиц руководящие работники компаний, где значительную долю участия либо крупным акционером которой является государство.

Поднимается вопрос о том, правомерно ли привлекать к ответственности за преступления, где субъектом выступают государственные служащие обычных работников частных компаний.

На данный вопрос по-разному отвечают законодатели всего мира. В странах Европы, где степень государственного участия в экономике сравнительно невысокая, считается, что частные коммерческие структуры и их руководители не подпадают под действия юридической ответственности коррупционных преступлений должностных лиц.

В странах бывшего Советского Союза придерживаются другого мнения Например, в Республике Казахстан работники национальных (т.е.

принадлежащих государству) компаний с точки зрения антикороупционного законодательства приравниваются к государственным служащим.

Антикоррупционная политика современной России состоит из сложного и комплексного механизма правоприменения, участия гражданского общества, выступления активистов и внесения изменений в законодательные акты0".

До 2008 года антикоррупционная борьба носила разрозненный
характер и не была консолидирована законодателем. 19 мая 2008 года Указ Президента РФ №915 «О мерах по противодействию коррупции» помог установить правовые ориентиры борьбы с коррупцией.

Данный нормативно-правовой акт установил режим нулевой терпимости к проявлением коррупции и ознаменовал собой переход на новый этап борьбы со взяточничеством.

Первым элементом современной антикоррупционной политики является законотворчество. В данном направлении Государственная Дума РФ готовит и одобряет федеральные законы, направленные на предотвращение коррупционных преступлений и ужесточает текущую ответственность за коррупционные преступления.

Важно отметить, что при создании законов большую роль играет

_ , и

специальный комитет при министерстве юстиции, который проводит антикоррупционную экспертизу проектов нормативно- правовых актов.

Статистика показывает, что в 2014 году данным комитетом из 2363 рассмотренных проектов нормативных правовых актов в 64 (в том числе в законопроектах, проектах указов Президента РФ, проектах
постановлений Правительства, в проектах поправок Правительства Российской Федерации к законопроектам) было выявлено 160 коррупциогенных факторов62 63.

Следующим элементом антикоррупционной политики является надзорно­правоохранительная деятельность государства. ФСБ, МВД и органы прокуратуры обязаны предпринимать все усилия для того, чтобы вскрыть факты взяточничества, расследовать их и передать в суд.

Так, по данным Генеральной Прокуратуры ежегодно к ответственности привлекаются сотни должностных лиц, происходит искоренение коррупции как на федеральном, так и на региональном уровне .

Судебная система играет ключевую роль в современной российской антикоррупционной политике, так как именно от нее зависит кара преступников и восстановление социальной справедливости.

Если суд принимает неправильное решение и отпускает преступника, то он тем самым ломает всю государственную систему борьбы с коррупцией, т.к. все больше людей начинает осознавать, что за подобного рода преступления не наступит заслуженное наказание, а если и наступит, то крайне незначительное.

Другим важным субъектом антикоррупционной политики является гражданское общество.

Сейчас прослеживается тенденция, когда некоторые оппозиционные политики специально пытаются использовать борьбу со взяточничеством как инструмент создания собственного политического капитала.

Подобный подход выглядит ошибочным и неправильным, так как в данном случае главной целью ставится не повышение правовой культуры, а преследование своих собственных интересов.

Все это в конечном итоге напоминает обычную демагогию, где популист играет на желаниях толпы для решения своих собственных прагматичных задач.


3.2. Виды юридической ответственности за нарушения антикоррупционного законодательства

Дисциплинарная ответственность применяется в форме дисциплинарного взыскания при совершении служащим дисциплинарного проступка, под

Административное право России: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. /Отв. ред. Л.Л. Попов. - М.: Проспект, 2015. - С. 560.

которым понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей64.

При этом не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

При принятии решения о наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Законодательствами о государственной и муниципальной службе устанавливаются различные виды взысканий, которые могут применяться соответственно к государственным и муниципальным служащим.

Так, федеральным законом «О государственной гражданской службе РФ» установлены следующие виды дисциплинарных взысканий, применяемых к государственным служащим:

  1. замечание;

  2. выговор;

3Предупреждение о неполном должностном соответствии;

4)увольнение по соответствующим основаниям (увольнение в связи с утратой доверия также относится к дисциплинарным взысканиям).

Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий в отношении государственных служащих, предусмотренный статьей 58 Федерального закона «О государственной гражданской службе», устанавливает, что до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от государственного служащего объяснение в письменной форме.

В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение, составляется соответствующий акт. Отказ служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.


Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. Учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения государственным служащим своих должностных обязанностей.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности государственной служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки65 66.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Судебная практика последних лет свидетельствует о том,