Файл: Романенко П.Н. Пожарная профилактика систем отопления и вентиляции учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 230

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 7/1.

Схема иламеотсекателн-гндрозатнора

с

иоію-

ротноГі заслонкой для установки на воздуховодах квад­

ратного и круглого сечения (с переходником)

 

/—корпус-вставка воздуховода;

2—поворотная

заслонки;

—рас­

пылитель;

4—гидравлический

замок дли удержания

заслинкн

 

Применение огнезадержпваюіцего устройства любого

типа

бу­

дет эффективным лишь в том

случае, если предельное расстояние

от

него до

очага

горения

удовлетворяет

условию [IG]:

 

 

 

 

 

^ ы а к с ^ '

Ѵ Ч ^с м 4

-К'пл) >

 

 

(7.1)

где

/ - м а к с — п р е д е л ь н о е

(эффективное) расстояние от огнезадер-

 

 

ж и в а ю щ е г о

устройства до очага горения или места

 

 

установки

датчика,

м;

 

 

 

 

 

 

~" с — пиерциопность огнезадерживаюіцей системы, т. е. вре­

 

 

мя действия от момента загорания до момента ее сра­

 

 

батывания,

сек;

 

 

 

 

 

 

 

wc\i — скорость движения

смеси,

транспортируемой

по

воз­

 

 

духоводу,

м/сек;

 

 

 

 

 

 

 

wn.i—скорость

движения

пламени

в

воздуховоде,

м/сек.

 

 

Если условие

(7.1)

не выполняется, т. е. огнезадерживающее

устройство

расположено

слишком

близко к возможному очагу

загорания или месту установки датчика, то пламя будет пропус­

каться,

а горение

распространяться по

воздуховоду.

В

простейшем

случае инерционность

огнезадержпвающей си­

стемы

определяется

следующим

образом:

 

 

 

 

 

т с °

= ^д +

;

 

(7-2)

где

^д,

инерционность

соответственно

датчика п

огнезадержи -

 

 

вающего

устройства,

сек.

 

 

Результаты исследований

инерционности наиболее

употребитель­

ных датчиков и приводов огнезадерживающих устройств, получен­ ные В. М. Смирновым [37], приведены в таблицах 7.1 и 7.2. Д л я

174


сравнения

в табл .

7.1 приведены данные об инерционности

датчи­

ков пожарных извещателей [16, 37] и термочувствительных

нитей

[16].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 7.1

 

 

 

 

 

Инерционность некоторых типов

датчиков

 

 

 

 

 

 

 

Тип

датчика

 

 

Рекомендуемое

 

 

 

 

 

 

 

место установки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комбинированный

датчик па

термосопротивлепнлх

Вентилируемый

и

фотодиодах,

собранный

 

по мостовой

схеме,

при

/,-ор = 10 см

 

 

 

 

 

аппарат

 

Фотодатчнки на фотосопротнвлешіях ФСК-І или

 

 

 

ФСК-2 с электромагнитным

 

реле PC при

/ Р О р =

То

же

 

= 5

см

 

 

 

 

 

 

 

 

То

же,

при

/Г О р = 100 см

 

 

 

 

Воздуховод

Датчики па фотосопротнвленнях с реле РЭС-9 иа

Вентилируемый

полупроводниковых

триодах

при/ Г О р=10

см

аппарат

 

То

же,

на

фотодиодах

 

 

 

 

То

же

 

Датчик с

фотосопротпвлешіем

ФСК. с

магнитным

 

 

 

усилителем

п р н / Г о р = 1 0

см

 

 

 

 

 

Датчик па термосопротпвленни, собранный по мо­

Воздуховод

стовой схеме, при

/Г О р =10

см

 

 

Тепловой

датчик

иа

познсторах

 

 

 

 

 

Датчик, реагирующий на проводимость пламени

 

 

 

Пожарные извещатели ПТИМ (тепловой) и АДИ

 

 

 

(дымовой)

 

 

 

 

 

 

 

От очага

горения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

до пламеотсе-

Нить

капроновая

 

 

 

 

 

 

кателя

 

Нить

полиэтиленовая

 

 

 

 

 

То

же

 

Нить хлорнновая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и м е ч а н и е .

/Г О р—расстояние от очага горения до датчика.

 

 

Как

видно

из

приведенных

в табл . 7.1

данных,

синтетические

нити обладают большей инерционностью в сравнении с другими датчиками, но зато могут контролировать загорание на всем про­

тяжении от места их установки

до

огнезадержнвающего устрой­

ства.

 

 

Д л я обеспечения проектной

эффективности огнезадерживаю -

щей системы необходимо в процессе

ее эксплуатации следить за

тем, чтобы поверхности, воспринимающие информацию о загора ­

нии (например,

тепловой

или световой поток),

не

загрязнялись .

Что касается

скоростей

движения пламени

по

воздуховодам,

то они могут быть найдены лишь эмпирическим путем. В. М. Смир­ нов, исследуя скорости движения пламени по воздуховодам с на­ личием огнеопасного конденсата, показал, что скорость движения пламени по воздуховоду д а ж е при взрыве смеси паров с возду­ хом значительно ниже скорости потока (исключение составляют

175


 

 

 

 

 

Таблица 7.2

 

 

Инерционность

некоторых

пламеотсекателей

 

 

 

 

 

Инерционность т0 , сек

 

Тип огпсзадержпвающего устройства

а горизонталь­

и вертикальном

 

 

 

 

ном положении

положении

Электромагнитная заслонка АЗ-5

с пружин­

 

ным приводом

на переменный

ток

0,001-1

0,0813

То же, на постоянный ток

 

0,117

0,1200

То

же, с приводом от рычага длиной 20 см

 

с

противовесом

 

 

 

0,3

То

же, при длине

рычага 45 см

 

0,(5

пары бензина, при взрыве которых пламя движется со скоростью,

близкой

к скорости

потока) .

 

 

 

Как

показывает

опыт,

н а д е ж н а я

защита

вентиляционных си­

стем такого типа возможна лишь

с помощью автоматизирован ­

ных установок пожаротушения .

 

 

 

На рис. 7.5 в качестве

примера

показана

схема автоматичес­

кой установки для локализации и тушения

загораний в

вентиля­

ционных

системах с

наличием огнеопасного

конденсата

[37].

\

I

I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

Пар или

=Й4

43

 

 

 

 

азот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 7.5. Схема

автоматической установки для подачи водяного пара

 

 

 

или азота

в воздуховод

 

 

/—вентилируемый

аппарат;

2 — в о з д у х о в о д ; 3—огнезадсрживающая

заслонка;

'/—электромагнит;

5—вентилятор;

6—электродвигатель; 7—кнопка

дистанционного управления двигателем; 8—вто­

ричное реле;

9—кнопка дистанционного пуска

системы зашиты; 10—первичное

реле; / / — датчик;

12 — трубопроводы

для подачи пара или азота;

13 — электромагнитный клапан; 14 — уловитель

конденсата; HP — нормально разомкнутые контакты цепи исполнительных органов; БК — кон­ такты блокировки

176


Принцип действия установки заключается в следующем. При возникновении загорания в аппарате 1, из которого отсасываются огнеопасные пары, или при появлении пламени на входе в воздуховод 2 резко падает электрическое сопро­

тивление

датчиков 11

(ими

служат полупроводниковые фотосопротпвления

ФСК-1 или ФСК-2). В

результате этого срабатывает первичное реле

10. Оно

включает в электросеть

обмотку вторичного

реле 8, контакты которого

обеспе­

чивают

самоблокировку

через

контакты БК.

включают электромагнит

4, пере­

крывающий воздуховод

при помощи заслонки

3, и электромагнитный клапан 13,

открывающий подачу водяного пара или азота в воздуховод и аппарат. Одно­ временно с этим выключается и электродвигатель 6, приводящий в действие вы­ тяжной вентилятор 5.

После прекращения горения цепь самоблокировки реле 8 разрывается при помощи кнопки 9, подача пара или азота выключается. Задвижки в исходное положение устанавливаются вручную.

Включение систем защиты может быть также осуществлено вручную при помощи кнопки дистанционного пуска 9.

Если автоматическая система локального действия наряду с устройствами дл я локализации распространения огня в воздухо­ водах и очистных сооружениях содержит установки дл я одновре­ менного тушения его, то ее инерционные свойства д о л ж н ы удов­ летворять условию:

 

^ < ^

= М ^ « М ) > Х> +

 

+

 

 

( 7 - 3 )

где

т с т у ш — о б щ е е

время

действия

системы

тушения,

т. е. время

 

от начала

 

горения

до

момента

соприкосновения

огне-

 

тушащего

 

состава

с

горящей

поверхностью,

сек;

 

/ т у ш — п р о т я ж е н н о с т ь

участка

тушения

(расстояние

от

пла-

 

меотсекателя

до

очага

горения),

м;

 

 

 

 

k6—опытный

 

 

коэффициент,

характеризующий

быстроту

 

подачи огнетушащего средства в системах локального

 

тушения

[15],

 

k6~l,5;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^ т к . э — с у м м а р н а я

инерционность

конструктивных

элементов

 

исполнительных

органов,

сек;

 

 

 

 

 

 

 

хк.э—время

перемещения

огнетушащего

состава

от

запор -

 

но-пускового

к л а п а н а

до

горящей

поверхности,

сек.

 

Более подробные

сведения

о

выборе

и

расчете автоматичес­

ких

систем локального

тушения

приведены

в

работах

[16] и [37].

12 Зак. 31


Г л а в а 8

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е ПОТРЕБНОГО ВОЗДУХООБМЕНА

§ 8.1. Расчет потребного воздухообмена

Воздухообменом называется количество вентиляционного воз­

духа, необходимое д л я поддержания в

помещении

параметров

воздуха

и

содержания

в нем вредных

выделений

(газы,

пары,

пыль, избыточное тепло) в допустимых

пределах.

 

 

 

Расчет необходимого количества вентиляционного воздуха ве­

дется при

установившемся режиме, предполагающем,

что

окру­

ж а ю щ и е

предметы и

ограждения находятся в тепловом

равнове­

сии, а количество загрязнений, выделяемых в помещении и те­

ряемых помещением в единицу времени,

не изменяется

во вре­

мени.

 

 

Необходимый воздухообмен в ы р а ж а ю т

в массовых или

объем­

ных единицах. Расчетные формулы для определения массового

воздухообмена

G B e i l T

имеют

следующий

вид:

 

 

 

по

условиям

удаления

избыточных газов

и паров

 

 

 

 

°вент =

^ з

^ ' кг/ч,

 

 

 

(8.1)

где

G — количество

газов

или

паров, п о д л е ж а щ и х

удалению,

г/ч;

di

— предельно

допустимая

концентрация

данного газа

или

d0

пара

в воздухе

помещения,

г/кг;

 

 

 

— концентрация данного

газа

или

пара в приточном воз­

 

духе

(в обычных

условиях

эту

величину

можно не

учи­

 

т ы в а т ь ) ,

г/кг;

 

 

 

 

 

 

 

 

по

условиям

удаления

 

избыточной

пыли

 

 

 

 

 

 

GBem

=

j-~<

кг/ч,

 

 

 

(8.2)

где Р — количество

выделяющейся

пыли, мг/ч;

 

 

S2 — предельно допустимая

концентрация

пыли

в воздухе

по­

 

мещения,

мг/кг;

 

 

 

 

 

 

 

 

So — концентрация пыли

в приточном

воздухе,

мг/кг;

 

178