Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
контрольная работа: Социально-культурная деятельность домов культуры
РОСИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
кафедра культурологии и социально-культурной деятельности
Курсовая работа
студентки 2-го курса социально-гуманитарного факультета
Зеленовой Марии Павловны
Тема: «Социально-культурная деятельность домов
культуры »
Руководитель: Чумоватов Денис Юрьевич
кандидат философских наук,
доцент.
Защищена « » декабря 2010 года. | Оценка « » |
Москва 2010 год.
Оглавление
Введение……………………………………………………………2
Глава 1. Досуг и культурно — досуговые учреждения…………6
Глава 2. Социально-культурная деятельность домов
культуры………………………………………………25
2.1.Формы деятельности домов культуры……………….25
2.2. Направления домов культуры……………………….31
2.3.Сравнительная характеристика домов культуры……33
Заключение………………………………………………………..41
Список используемой литературы………………………………43
Введение
Тема моей курсовой работы «Социально — культурная деятельность домов культуры».
СКД (социально-культурная деятельность) — важнейшая часть жизнедеятельности людей, одно из условий формирования жизни личности. СКД включает в себя организацию свободного времени с производством, усвоением культурной деятельности, с досуговым общением, семейно-бытовой сферой жизни. Свободное время является доминирующим пространством, в котором происходит физическое и духовное развитие человека.[1]
Термин СКД возник в 90-х годах в МГУКИ.
В разные исторические периоды СКД называлась:
-внешкольное образование (до 1920 г.)
-политико-просветительская работа (с 1920 по 1970 г.)
-культурно-просветительская работа (с 1270по 1990 г.)
-культурно-досуговая работа (до середины 90-х годов)
-социально-культурная деятельность (с сер.90-х годов)
Важность СКД в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом.
Досуг — неотъемлемая часть всей социально — культурной сферы, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества.[2]
Самым распространенным типом учреждений культуры остался клуб, который представляет собой полифункциональный комбинат, способный создать человеку разнообразные условия для развития и отдыха, оказать на него комплексное интеллектуальное и эмоциональное воздействие.
Клубы прочно вошли в быт людей и стали необходимой частью общественной жизни. Они выступают как важнейшие центры обобщения людей.
К клубным учреждениям относятся и маленькие клубы, и дома творчества, и дворцы культуры. Между ними нет принципиальной разницы. Их отличие — в возможностях, которыми они располагают, в объеме и масштабе работы.
Существуют еще клубы учебных заведений, дома офицеров, клубы воинских частей, дома актеров, писателей, архитекторов, учителей, медицинских работников и т.д.
Единство целей и задач, стоящих перед клубными учреждениями независимо от их принадлежности, делает их универсальными учреждениями в организации досуга народа, значительно отличает их от других типов учреждений культуры.[3]
Актуальность выбранной темыопределяется по следующему принципу: каждый человек, независимо от расы, вероисповедания, социального статуса обладает свободным временем, которое является одним из важных средств формирования личности, а также непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности.
Целью данной курсовой работыявляется исследовать и проанализировать социально – культурную деятельность учреждений культуры на примере «Городского дома культуры», Городского Детского Дома Культуры «Родник", «Дворца Культуры» им.Ю. А. Гагарина г. Сергиева Посада.
Задачи моей курсовой работы:
1.Выявить специфику организации СКД.
2. Выявить особенности досуговой деятельности.
3.Провести сравнительную характеристику на примере нескольких учреждений культуры.
4.Выявить положительные стороны деятельности учреждений культуры и обозначить проблемы.
Объектом исследованиякурсовой работы является
социально – культурная деятельность домов культуры.
Предметом исследованиякурсовой работы являются формы и методы организации досуга.
Методологическая основа исследования:в Курсовой работе предпринята попытка объективного исследования домов культуры.
Положения, выносимые на защиту:
1.Формы деятельности культурно – досуговых учреждений
2. Социально – культурная деятельность учреждений культуры на примере «Городского дома культуры», Городского Детского Дома Культуры «Родник", «Дворца Культуры» им.Ю. А. Гагарина г. Сергиева Посада.
Практическая значимость исследованиясостоит в том, что полученные результаты, выводы и материалы могут быть использованы при углубленном изучении социально-культурной деятельности. Материалы исследования так же могут быть использованы в лекционной и воспитательной работе в учебных заведениях Российской Федерации.
1.Досуг и культурно – досуговые учреждения
Свободное время является одним из важных средств формирования личности человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени является своеобразным индикатором культуры, круга духовных потребностей и интересов человека или социальной группы.[4]
Время человека, занятого общественно организованной производственной, учебной или иной аналогичной по характеру деятельностью, складывается из двух частей: рабочего (или учебного) и внерабочего (или внеучебного) времени. В свою очередь, внерабочее время состоит из:
а) вспомогательного времени, связанного с производственной или учебной занятостью (например, затратами времени на дорогу, на подготовку домашних заданий и т.д.);
б) бытового времени в городе и селе, которое отводится на покупки в магазинах, приготовление пищи, уборку помещения, уход за детьми и т.д.:
в) времени, затрачиваемого на удовлетворение физиологических потребностей: сон, прием пищи, гимнастика, прогулки, пассивный отдых и др.;
г) собственно свободного времени, предполагающего свободный выбор человеком варианта своего досугового поведения или досуговой деятельности с учетом своих склонностей, материальных возможностей, физического состояния, духовных потребностей.
Общество заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей — в целях социально-экономического развития и духовного обновления всей нашей жизни.[5]
Досуг — необходимый и неотъемлемый элемент образа жизни каждого человека. Поэтому понятие «досуг», для работников социо-культурной сферы всегда должен представляться в контексте реализации интересов личности, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением и т.п.[6]
КДУ (культурно — досуговые учреждения) являются субъектами обеспечения политики государства в сфере культуры. Обеспечивают конституционные права граждан на свободу творчества, равный доступ к участию в культурной жизни и пользованию культурными благами, развивают навыки творческого общения, способствуют развитию реальной демократии через различные социально-культурные инициативы. КДУ предоставляют услуги всем гражданам вне зависимости от возраста, пола, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии.[7]
К КДУ относятся:
— городские, сельские клубы;
— районные, городские, сельские Дома культуры и Дворцы культуры;
— автоклубы, культбригады;
— центры культуры (в том числе национальные).
Культурно — досуговые учреждения являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в полном соответствии с действующим законодательством РФ, а также могут быть филиалами, структурными подразделениями клубных систем или комплексных социально-культурных (культурно-образовательных, культурно-спортивных и т.п.) объединений.[8]
· проведение различных по форме и тематике культурных мероприятий – праздников, представлений, смотров, фестивалей, конкурсов, концертов, выставок, вечеров, спектаклей, дискотек, обрядов, игровых и развлекательных программ и др.;
·организация работы клубных формирований — любительских творческих коллективов, кружков, студий, любительских объединений, клубов по интересам различной направленности и других клубных формирований;
·организация работы лекториев, народных университетов, школ и курсов по различным отраслям знаний, других форм просветительской деятельности;
· организация показа фильмов;
· оказание консультативной, методической и организационно творческой помощи в подготовке и проведении культурно — досуговых мероприятий;
· оказание справочных, информационных и рекламно-маркетинговых услуг;
· предоставление других видов досуговых и сервисных услуг в сфере культуры и смежных отраслях.
Услуги культурно — досугового учреждения носят интегрированный характер и могут быть представлены в различной форме (массовой, камерной, индивидуальной, интерактивной) и на любой демонстрационной площадке (в зрительном, танцевальном, выставочном зале, на площади, стадионе, поляне, ферме, в учебном заведении и т.д.).[9]
Услуги культурно — досугового учреждения предоставляются населению на бесплатной основе (за счет бюджетного финансирования) и на платной основе (за счет средств потребителей). На бесплатной основе могут осуществляться услуги, направленные на:
·проведение общественно и социально значимых культурно-массовых мероприятий (государственные, краевые, городские (сельские), отраслевые праздники и т.п.);
·культурное обслуживание наименее защищенных слоев населения (пенсионеры, инвалиды, дети из малообеспеченных семей, дети-сироты, многодетные семьи и пр.);
·поддержку деятельности основных (концертных) составов любительских творческих коллективов;
·патриотическое воспитание детей и молодежи;
·развитие национальных культур народов Хабаровского края, выявление, сохранение и популяризацию традиций материальной и нематериальной народной культуры (праздников, обычаев, обрядов и пр.).
В соответствии с действующим законодательством, при организации платных мероприятий культурно — досуговое учреждение может устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, ветеранов.
Деятельность культурно — досугового учреждения, состоит не столько в том, чтобы предоставить каждому индивиду как можно более разнообразную сумму занятий, сколько в том, чтобы через то дело, которым человек любит заниматься на досуге, как можно более многообразно и глубоко развивать различные стороны его личности: интеллект, нравственность, эстетические чувства.[10]
Вся работа современных культурно — досуговых центров должна базироваться на определенной перспективе, на такой системе мероприятий, которая бы удовлетворяла не только потребности в отдыхе, или в новой информации, но и развила бы способности личности. Следовательно, досуг выступает как фактор становления и развития личности усвоения ею культурных и духовных ценностей. Этот процесс называет социализацией, а культурно — досуговое учреждение является институтом социализации.