Файл: Практическое задание 19.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание 19


  1. Составьте схему методов активного социально-психологического обучения.

Пример:



Методы активного обучения

Групповые




Индивидуальные



ДИСКУССИОННЫЕ

-Групповая дискуссия

-Анализ конкретных ситуация

-«мозговая атака»

- «круглый стол»

-свободные дискуссии

-направленные дискуссии

-Дискуссии специалистов

-метаплан


ИГРОВЫЕ

-игры -провокации

-деловая игра

-проблемно-деловые игры

- инновационные игры

- Ролевые игры

- Ситуационные игры

- учебные игры

-психодрамма

-социодрама

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕНИНГИ

Кейс-метод

Метод кооперативного обучения

-социально-психологический тренинг






-Выполнение

практических задач

-тренировка



  1. Напишите эссе на выбор по любому из методов активного социально-психологического обучения.


Дискуссия – это один из наиболее широко известный метод обучения. Он применялся еще во времена античности в гимназиях и академиях Древней Греции.

В наше время дискуссия является большой составляющей общественной жизни. Под данным термином понимается обсуждение какой-либо спорной проблемы или вопроса. Синонимы к слову «дискуссия» - спор, дебаты, диспут, полемика, прения, обсуждение, обмен мнениями, беседа. Все названные понятия характеризуют дискуссию как форму общения.

Дискуссия – это обсуждение какого-либо вопроса
, темы или проблемы, в отношении которых уже существуют различные точки зрения или мнения присутствующих актуализируется непосредственно в дискуссии.

Активность дискуссии зачастую зависит от увлеченности (заинтересованности) участников.

Если темы дискуссии определяется непосредственно перед началом, то вовлекающую роль берет на себя ведущий. Задавая вопросы непосредственно участникам. Но если тема дана за ранее и круг участников сформирован по интересам, то особого подогрева темы со стороны ведущего не требуется.

Эффективность дискуссии зависит от того на сколько участники готовы отстаивать свою точку зрения, а не просто выражать ее.

К методам отстаивания своего мнения можно отнести: контраргументация -защита своих положений; аргументация – обоснования или доказательства. Именно аргументы помогают конфликтующим сторонам прийти к общей точке зрения или к допущению нейтральной позиции по отношению к точкам зрения друг друга. Однако, в довольно редких случаях дискуссия приводит к тому, что конфликтующие стороны достигают консенсуса.

В конце каждого обсуждения желательно прийти к какому-либо выработанному решению или выводу, чтобы дискуссия не велась впустую. Такое часто случается: «посидели, поговорили». Если целью дискуссии было выработка конкретной цели, то необходимо обозначить задачи, требующие выполнения на пути к этой цели, а также назначить ответственных лиц за выполнение указанных задач и сроки их выполнения. Так, дискуссия превратиться в плодотворную работу.


  1. Составьте таблицу, в которой будут отражены особенности видов дискуссий. Пример таблицы:

Виды дискуссий

Особенность вида дискуссии

 Свободные дискуссии

 Каждый выступает от собственного имени, выражает свою точку зрения, консолидируется или вступает в конфронтацию и противоборство с другими участниками в зависимости от сходства-различия заявленных позиций.

Каждый участник берет свое слово тогда, когда его позиция четко обдумана, осознан и прочувствована.

Отличительным моментом является, то что отсутствует строгая регламентация времени работы, количества выступающих и общего количества подходов отдельных участников. Продолжительность работы около 45-90 минут.

 Направленные дискуссии

 Тема известно за ранее, поэтому круг участников — это уже заинтересованные лица.

Существуют спикеры – это люди чья позиция заранее известна и кристаллизована. Они могут выражать и представлять, как личную группу, так и групповую точку зрения.

Установлен точный регламент на очередь и время выступления спикеров.

В основном направленные дискуссии проводятся на политические, экономические, научные, социальные, этно-культурные, религиозные и прочие темы.


 Совещание специалистов

 Чаще всего совещание проводится руководителем.  Целью является разрешение какой-либо проблемы, принятие решения по тому или иному вопросу, которые требуют обсуждения,  учёта различных точек зрения, сочетания интересов разных групп людей. 

Как метод АСПЛ, совещание специалистов используют для подготовки менеджеров и управленцев, так и для исследования общего мнения по актуальной проблеме. 

Суммарное время выступления специалистов не должно превышать 1/3 от общей продолжительности работы. Важной частью совещания является полемика сторон и достижение консенсуса. 

При подготовке к совещанию готовится проект решение. Включённые в него пункты делятся на две группы: 

  1. Положения, которые не вызывают противоречий; 

  1. Положения проекта, которые вызвали принципиальные разногласия у специалистов.  

При проведения этого вида дискуссии есть риск возникновения “эффекта фасада" – желание участников произвести впечатления на других. Для нейтрализаыии данного эффекта, лучше заранее продумать пространство помещения. Лучшим вариантом взаимодействия будет использование метода “круглый стол “. 

Завершением совещание является процедура утверждения принятого и уточненного путем доработки и обсуждения группового решения.


 Обсуждение профессиональных и жизненных казусов

 К профессиональным и жизненным казусам относят конкретные ситуации, которые происходили в жизни и в профессиональной практике. 

Существует 3 способа формулировки ситуаций: 

  1. Ведущий формулирует ситуацию. 

  1. Участники вспоминают и записывают на бумаге случаи из собственной жизни и практики, которые оказались сильную реакцию. 

  1. Описание ситуации от первого лица, которая оценивается им как проблемная. 

Основной задачей является выработка новых подходов по разрешению подобных ситуаций, развитие гибкости и ареативности мышления.  


 Дебаты

 Дебаты имеют форму групповой дискуссии,  участники разделены на два или три противоборствующих лагеря.  

Здесь берётся реальная проблема, которая не имеет однозначного решения. 

Группам даётся незначительное время на наработку аргументов. Способ спора может быть классическим или носить характер обсуждения.  

 Метаплан

 Объединяет в себе элементы дискуссии и демократического принятия группового решения.  

Участникам предлагается кратко или метафорически в называем порядке написать на специальных карточках тематику вопросов или ситуаций, в обсуждении которых они видят для себя смысл и пользу. Их количество от 2 до 4. 

Ведущий организует голосование. 

Процедура обсуждения может быть аналогичная свободной дискуссии,  методике обсуждения реальных ситуаций и проф. Казусов или дебатах в зависимости от компетентности и потребностей группы или целей её обучения.  

 Мозговой штупм (брейнсторминг)

 Разновидность групповой дискуссии, характеризующийся отсутствием критики поисковых усилий, сбором всех вариантов решений, гипотез и предложений,  рождённых в процессе осмысления какой-либо проблемы,  их последующим анализом с точки зрения перспективы дальнейшего использования или реализации.  

Этапы организации “мозговой атаки": 

  • Формирование проблемы, которую необходимо решить; 

  • Формирование экспертной группы, которая способна отобрать наилучшие идеи, разработать показатели и критерии оценки; 

  • Тренировочная интеллектуальная разминка; 

  • “мозговой атака", направленная на разрешение поставленной проблемы.  

  • Оценка и отбор 

  • Обобщение результатов “мозговой атаки “ и подведение итогов




  1. Опишите особенности кейс-метода. Отразите этапы метода, преимущества и недостатки.

Кейс-метод – это техника обучения, которая использует описание реальных экономических, социальных, педагогических, психологических ситуаций.

Кейс (ситуация) – письменное описание любой существующей проблемы ситуации. Обучающимся нужно проанализировать проблему, разобраться в ситуации, и предложить наилучшие варианты ее решения.

Для кейс-метода характерны активизация обучающихся, стимулирование их успеха и подчеркивание достижений участников. Ощущение успеха является одной из главных движущих сил метода, что способствует наращиванию познавательной активности и формированию устойчивой мотивации.

В систему кейс-метода интегрированы более простые методы познания, и ее можно представить как сложную систему.

К преимуществам кейс-метода А.П. Панфилова относит:

связь обучения с реальной практикой;

– организацию учебного процесса в форме творческого поиска решений проблемы;

– вовлечение учеников в активное интеллектуальное и эмоциональное участие в

обсуждении;

– обучение учеников навыкам анализа сложных, неструктурированных деловых ситуаций;

– формирование навыков принятия решений;

– активизацию мыслительной деятельности – ученики сами генерируют идеи и активно

взаимодействуют с другими обучаемыми в процессе их обсуждения;

– развитие навыков делового общения, коллективной деятельности, презентации своего

мнения;

– демонстрацию академической теории с точки зрения реальных событий.

К недостаткам кейс-метода относят следующие противоречия:

• при столкновении с проблемой в реальной жизни у учащегося может не оказаться в

распоряжении столько же времени для ее решения, сколько в кабинете;

• принятое решение в кабинете в реальной жизни может оказаться неэффективным.

Этапы работы с кейсом:

  1. Этап введения в кейс, постановки преподавателем основных вопросов. Кейсы раздают каждому обучающемуся за день до занятий или на самом занятии. На ознакомление дается 5–7 мин в зависимости от сложности кейса.

Преподаватель начинает занятие с проверки знания обучающимися содержания кейса, например, спрашивает: «Сколько всего персонажей действует в данной ситуации?» или «Что является центральной проблемой данного кейса?».


Далее участники задают руководителю вопросы с целью уточнения ситуации и получения дополнительной информации, которая фиксируется на доске для последующего обсуждения.

2. Анализ ситуации (индивидуально или в малых группах). Каждый из участников представляет свой вариант решения в виде устного доклада (регламент устанавливается). Если участников много, то группа разбивается на подгруппы, от каждой из которых выступает представитель. После деления на микрогруппы дается определенное время для решения проблемы, подготовки и выступления (30–40 мин). Жесткое требование – укладываться в установленные сроки. Участники выявляют проблему, вырабатывают, оценивают и выбирают оптимальное решение, готовятся к презентации.

Преподаватель, обходя группы и давая некоторые пояснения, должен избегать прямых консультаций. Необходимо предоставить обучающимся возможность использовать любую литературу, учебники, справочники.

При относительно однородном составе групп слушатели выбирают спикера

самостоятельно, однако иногда полезно назначить спикера в самый последний момент «волевым решением» преподавателя.

3. Этап презентации решений по кейсам. Презентация, или представление

результатов анализа кейса и его составляющих, выступает очень важным аспектом кейс- метода. Умение публично представить интеллектуальный продукт, хорошо его прорекламировать, показать его достоинства и возможные направления эффективного использования, а также выстоять под шквалом критики представляется очень ценным интегральным качеством современного специалиста. Представляют решение кейса от каждой малой группы один-два участника (спикера). Время – до 10–15 мин.

Участники задают выступающему вопросы, на которые он должен либо ответить, либо внести обоснованное возражение. Преподаватель лишь направляет дискуссию.

Каждый вариант решения фиксируется на отдельном листе бумаги (для удобства работы и дальнейшего подведения итогов).

4. Этап общей дискуссии. Как правило, во всех дискуссиях при обсуждении ситуационных упражнений формулируются четыре основных вопроса:

1. Почему ситуация выглядит как дилемма?

2. Кто принимал решения?

3. Какие варианты решения он имел?

4. Что ему надо было сделать?

Учитывая ответы на эти вопросы, преподаватели должны прогнозировать развитие дискуссии и корректировать ее ход, ставя те вопросы и освещая те моменты, на рассмотрение которых хотели бы направить обсуждение. При
этом нужно быть готовым к тому, что обучающиеся могут высказывать точки зрения и взгляды, не предусмотренные заранее.

На этом этапе важно:

– не ограничивать время;

– дать возможность выступить каждому;

– заострить внимание выступающих на конкретных проблемах данного кейса;

– провести голосование «Чье решение было самым удачным?».

Во время дискуссии следует избегать излишних споров, не допускать, чтобы лишь некоторые участники доминировали в обсуждении, намеренного ведения дискуссии к тому решению, которое ведущий предпочел бы сам.

5. Этап подведения итогов, завершающего выступления преподавателя.

Продолжительность – 10–15 мин. Для кейсов, написанных на примере реальных конкретных ситуаций, это информация о том, как были решены проблемы, которые обсуждались слушателями в реальной жизни. Для «кабинетных» кейсов важно обосновать версию преподавателя. Следует акцентировать внимание на том, что кейс может иметь и другие решения.