Файл: 1. Обоснуйте понятие этика, как наука.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Обоснуйте понятие этика, как наука.
+Этика - моральная философия, где этика - это область знания, а мораль -ее предмет.
Как наука, этика обладает принципами, законами, а также и категориями (добро, зло, трусость, справедливость)
Этика-наука, область знания, интеллект. событие, предметом которого является мораль или нравственность.


2. Раскройте основные функции морали.
1) регулятивная функция. Мораль сосредоточивает и поправляет практическую деятельность человека с точки зрения соотнесения с интересами других людей, общества. При этом энергичное влияние морали на социальные отношения реализовывается при помощи индивидуального поведения;
2) воспитательная функция. Мораль принимает участие в развитии человеческой личности, ее самосознания. Мораль содействует формированию воззрений на цель и смысл жизни, пониманию человеком своего достоинства, долга по отношению к другим людям и обществу, обязанности уважать права, личность, достоинство других;
3) оценочно-императивная функция. Мораль предполагает деление всех социальных явлений на «добро» и «зло». Именно при помощи этих ключевых категорий морали и дается оценка всякому проявлению общественной жизни и должным образом формируется повеление (императив) индивида: поступай неким конкретным образом, так как это добро, и, наоборот, воздерживайся от таких-то поступков, потому что это зло;
4) познавательная функция. Моральное одобрение или возмущение каким-либо стилем поведения нередко является самым верным показателем того, что та или иная форма жизни изжила себя, потеряла свое историческое оправдание или, наоборот, подтверждает хотя и непривычный, но полностью перспективный, новый образ жизни. Состояние нравов в каждую конкретную эпоху есть самодиагностика общества, т.е. его самопознание.


3. Расскажите каковы принципы коллективизма

Принцип коллективизма включает несколько частных принципов.

1. Единство цели и воли. Единая цель сплачивает людей, организует и направляет их волю. Цели деятельности служебного коллектива определяются как задачами, которые ставит перед коллективом руководство, так и сознанием необходимости требований повседневной службы. И если первый фактор носит в основном внешний, строго императивный характер, то второй фактор в немалой степени определяется нравственно-психологическим климатом коллектива и нравственной воспитанностью его членов.


2. Сотрудничество и взаимопомощь. Это одно из главнейших условий принципа коллективизма. В коллективах правоохранительных органов эта сторона коллективизма проявляется особенно действенно. «Сам погибай, а товарища выручай» — не простой лозунг, но коренной принцип служебного взаимодействия в органах, получивший неоднократное подтверждение на практике. Однако это сочетается с принципиальностью и не имеет ничего общего с круговой порукой, покрывательством недобросовестных работников, лодырей, прогульщиков. В противном случае появляются основания говорить о нравственной деформации коллектива, о его «заболевании» и о необходимости его срочного «лечения».

3. Демократизм. Даже в таких жестко нормативно организованных структурах, как правоохранительные органы, существует немало аспектов службы, которые определяются коллективным решением. И чем более сплоченным и морально сознательным является тот или иной коллектив, тем более возникает предпосылок у руководства для делегирования властных полномочий при принятии решений самим членам служебного коллектива, для перехода от командно- административных отношений к отношениям делового сотрудничества, базирующегося на общем интересе и общей ответственности за успешное решение служебных задач.

4. Дисциплина. В нравственно зрелом коллективе дисциплина не является тяжелым бременем, но осознанной необходимостью. Сознательное исполнение дисциплинарных требований обеспечивает требуемую результативность служебной деятельности, и именно в таком коллективе всякое нарушение дисциплины воспринимается его членами как помеха, как препятствие на пути реализации общих служебных целей и интересов, и именно в таком коллективе воздействие его членов на «воспитание» нарушителя оказывается эффективнее самых жестких дисциплинарных санкций руководства.
4. Расскажите о принципах гуманизма

Гуманизм (от лат. humanus — человечный) — принцип мировоззрения, в том числе нравственности, означающий признание человека высшей ценностью, веру в человека, его способность к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идею о праве человека на счастье, о том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества.
5. Раскройте принцип справедливости

Справедливость — одна из основных категорий этики, описывающих понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нем. Начиная с Аристотеля, принято выделять два вида справедливости:


1) уравнительная — относится к отношениям равноправных людей по поводу предметов («равным — за равное»);

2) распределительная — предполагает пропорциональность в отношении к людям согласно тому или иному критерию («равное — равным, неравное — неравным», «каждому — свое»).

В фундаментальном труде американского философа Джона Ролза (1921—2002) «Теория справедливости» утверждается, что справедливость является для общества столь же важной категорией, как истина для теоретической философии.

Первый принцип: каждый человек должен иметь равные права в отношении наиболее обширной схемы равных основных свобод.

Второй принцип: социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы от них можно было бы разумно ожидать преимущества для всех и доступ к положениям и должностям был бы открыт всем.
6. Расскажите о правилах поведения во время конфликтов

Дайте партнёру "выпустить пар". Если он раздражён и агрессивен, то нужно помочь ему снизить внутреннее напряжение. Во время его "взрыва" следует вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно.

Потребуйте от него спокойно обосновать претензии. Скажите, что будете учитывать только факты и объективные доказательства. Многим свойственно путать факты и эмоции. Поэтому эмоции отметайте вопросами: "То, что вы говорите, относится к фактам или мнению?".

Сбивайте агрессию неожиданными приёмами. Например, попросите доверительно у конфликтующего партнёра совета. Напомните о том, что вас связывало в прошлом и было очень приятным. Главное, чтобы ваши просьбы, воспоминания переключали сознание партнёра с отрицательных эмоций на положительные.

Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему. Определите вместе с ним проблему и сосредоточьтесь на ней. Предложите оппоненту высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения. Не ищите виновных, ищите выход из создавшегося положения. Не останавливайтесь на первом приемлемом варианте, а создавайте спектр вариантов. Потом из него выберите лучший. При поиске путей решения помните, что следует искать взаимоприемлемые варианты решения. Вы и коллега должны быть удовлетворены взаимно. И вы оба должны стать победителями, а не победителем и побеждённым.

В любом случае дайте оппоненту "сохранить" своё лицо
. Не позволяйте себе распускаться и отвечать агрессией на агрессию. Не задевайте его достоинства. Он этого не простит, даже если уступит нажиму. Не затрагивайте его личности. Давайте оценку только его действиям и поступкам

Отражайте, как эхо, смысл его высказываний и претензий. Кажется, что всё понятно, и всё же: "Правильно ли я вас понял?", "Вы хотели сказать…?". Эта тактика устраняет недоразумения, и кроме того она демонстрирует внимание к человеку. А это тоже уменьшает его агрессию.

Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину. Во-первых, это обезоруживает коллегу, во-вторых, вызывает у него уважение. Ведь способны к извинению только зрелые личности.

Замолчите первым. Если так уж получилось, что вы потеряли контроль над собой и не заметили, что вас втянули в конфликт, попытайтесь сделать единственное — замолчите. Ваше молчание позволяет выйти из ссоры.

Не характеризуйте состояние оппонента. Всячески избегайте словесной констатации отрицательного эмоционального состояния партнёра: "Чего ты бесишься?.. А чего ты нервничаешь, чего злишься?". Подобные "успокаивающие" слова только укрепляют и усиливают развитие конфликта.

Уходя, не хлопайте дверью. Ссору можно прекратить, если спокойно и без всяких слов выйти из комнаты.

Независимо от результата разрешения противоречия, старайтесь не разрушить отношения. Выразите своё уважение и расположение оппоненту и выскажите своё сожаление по поводу возникших трудностей.
7. Расскажите о присхождении этикета

Слово «этикет» появилось при короле Людовике XIV во Франции.

На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения, которые должны соблюдать гости. Отсюда и произошло понятие «этикет» - воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе. Эти карточки назвали «этикетками».

В Древнем Египте в III тысячелетии до н. э. одной из популярных рукописей был сборник добрых советов «Поучения Кочемни». В сборнике в виде рекомендаций отца сыновьям объяснялась необходимость практически обучать молодых людей правилам приличия и образцового поведения в обществе.
8. Расскажите о добре и зле как основных категориях этики

Добро — важнейшая категория этики, морально-нравственная ценность сама по себе, проявляющаяся в намеренном, бескорыстном и искреннем стремлении к осуществлению блага, полезного деяния, например, помощи ближнему, а также незнакомому человеку или животному и растительному миру. Первоначально под добром понимается все то, что
способствует поддержанию жизни, сохранению стабильных условий существования человека. В качестве антонима употребляется понятие «зло». С возникновением классового общества, появлением возможностей вариативного поведения понятие «добро» наполняется новым смыслом. Оно начинает отражать императивно заданное стремление к идеалу совершенства личности и общества. При этом образ совершенства часто приобретает в различных концепциях абстрактный, оторванный от реалий вид. В ряде концепций добро подчиняется более общему понятию блага. Любая личность не является ни доброй, ни злой, ее этическая сущность состоит скорее в том, чтобы быть одинаково способной на добро и зло.

Зло — важнейшая категория этики, противоположная понятию добра и означающая намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба и страданий. Термин «зло» относят ко всему, что получает у людей отрицательную оценку или порицается ими с какой-либо стороны.

Понятие «зло» является противоположным добру. Категория зла как суждение морального сознания формулирует представление о безнравственном, а также о том, что противоречит требованиям морали и заслуживает осуждения. Зло — это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств, таких как жестокость, ненависть, насилие, жадность и т.п. Зло деструктивно и ведет к распаду личности, отдалению людей друг от друга, уничтожению, подавлению. Оно ассоциируется с разрушением.

Добро и зло — наиболее совокупные понятия морального сознания, проводящие черту между нравственным и безнравственным. Это универсальная этическая характеристика любой человеческой деятельности и отношений. Добро есть все, что сориентировано на созидание, сохранение и укрепление блага. Зло — уничтожение, разрушение блага.
9. Конкретизируйте понятие «пракладная этика»

Прикладная этика  направление профессиональной этики, изучающее практические моральные проблемы (в частности, аборт, эвтаназия, смертная казнь, искусственное оплодотворение, использование атомной энергии).

Как правило, проблемы, изучаемые прикладной этикой, имеют вид моральной дилеммы с двумя более или менее равнозначными и обоснованными решениями.
10. Воспроизведите этикет в Древней Греции

В тетради

11. Воспроизведите этикет в Древнем Риме