Файл: Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству Практическое задание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация профессионального образования «Открытый социально-экономический колледж»




Программа среднего профессионального образования

Специальное дошкольное образование

Дисциплина: Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству

Практическое задание


Выполнил слушатель:

Антонова К.А.

Преподаватель:

Мороз Т.С.

Оглавление



  1. Рисование мамы с ребенком в русском народном

костюме…………….…………………………………………………...3

2. Роспись шаблона матрешки по мотивам Полохов-Майдана………. 6

3. Роспись шаблонов по мотивам Дымковской глиняной игрушки…….8

4. Список используемой литературы…………………………………...13

Тема. Народный костюм.

Задание: Рисование мамы с ребенком в русском народном

костюме.

Материал: гуашь, акварель, масляная пастель, Формат А- 4

Цели: изучить женский и мужской народный костюм Севера и

Юга России
Методические рекомендации по практической работе:

1. Схематично постройте фигуру человека. Проведите

вертикальную линию и разбейте ее на восемь отрезков. В верхнем

делении нарисуйте голову, три следующих отрезка займет туловище, а

оставшиеся четыре составляют ноги. Длина рук доходит до середины

бедра. Для одетой фигуры необходимо лишь определить пропорции, не

вырисовывая покрытые одеждой части тела.

2. Нарисуйте сарафан: от плеч идут две короткие лямки к прямому

или фигурному вырезу лифа. Под грудью сарафан собран в складки, а к

низу он сильно расширяется. Нарисуйте волнистую линию низа,

изображая широкие мягкие складки ткани. От линии груди проведите

лучеобразно расходящиеся линии складок. По центру и подолу сарафана

пустите широкую узорную кайму

3. Теперь нужно нарисовать плечи и пышные рукава рубахи - они


могут быть расширены сверху или, наоборот, внизу. Низ рукавов собран

на манжету и образует объемный напуск. Другой вариант – широкие

трапециевидные рукава, украшенные по низу широкой вышитой каймой.

Верхняя часть рубахи, не закрытая сарафаном, тоже украшена

солнцевидной вышивкой вокруг шеи.

4. Нарисуйте традиционную женскую прическу – ровный пробор

волос, длинную косу, перекинутую через плечо наперед. Под косой на

затылке расположите большой бант – его края видны спереди. А низ

косы украсьте расшитым косником.

5. На голове изобразите красивый высокий кокошник

сердцевидной или какой-либо иной формы. Край кокошника можно

оформить фестончатой линией. Сбоку на кокошнике, а также по его

краю вдоль лба могут идти короткие нитки бисера в виде бахромы.

Украсьте кокошник растительным или геометрическим орнаментом,

подчеркивающим его форму.

6. Мужской народный костюм начните рисовать с рубахи,

заканчивающейся ниже пояса. Плечи нарисуйте более широкими,

мужскими. Рукава рубахи, либо чуть расширенные к низу и прямые,

либо собраны на манжете в сборку. Изобразите стоячий цилиндрический

воротник и застежку на груди, расположенную слева. Обычно оба этих

элемента украшены вышивкой или тесьмой.

7. Обязательная и немаловажная деталь мужского костюма – пояс

или кушак. Им подпоясывали рубаху на талии. В праздничном варианте

кушак богато украшали. Нарисуйте завязанный узлом пояс с двумя

свисающими концами.

8. Далее рисуйте штаны – они широкие, заправлены в высокие

сапоги или в тряпичные онучи, обмотанные вокруг голени, а сверху

онучей надевались лапти. Онучи нарисуйте перевязанными узким

шнурком характерными перекрещивающимися линиями. Штанины

образуют над голенищами сапог или онучами небольшой объем –

напуск из собранной ткани.

9. Обуйте изображаемого человека либо в мягкие сапоги с

небольшими каблучками, либо в плетеные из золотистого лыка лапти.

Постарайтесь точно передать плетение, ведь лапти – исконно русская

обувь и является одним из самых типичных и узнаваемых элементов

народного костюма.

10. Завершите рисунок изображением круглой прически «под

горшок» и головного убора – картуза с узким околышем и украшенного

цветком (такой убор характерен для городского костюма) или высокой,


чуть сбитой набок шапки.

Раскрасить костюмы можно в самые разнообразные цвета, но с

учетом того, что в старину использовались натуральные красители для

окрашивания тканей, что не позволяло получать неестественно-яркие и

искусственные цвета. Тем не менее костюмы не выглядели блеклыми.

Очень популярным был красный цвет в сочетании с зелеными,

золотистыми, коричневыми оттенками.

Также использовались ткани с различными набивными рисунками,

типичными из которых были: восточный огурец, горох, полоска. Также

традиционными считаются белоземельные ситцы (мелкий цветочный

рисунок по белому фону).



Тема. Русская деревянная игрушка. «Топорщина», тарарушки,

матрешка.

Задание: Роспись шаблона матрешки по мотивам Полхов-

Майдана.

Материал: гуашь. Формат А- 4, плоский контур предмета

Цели:

1) Изучить традиционные приемы росписи и ее разнообразие

2) Знать общий стиль росписи. Понять особенности и принцип

росписи при нанесении ее на плоский контур.

3) Уметь выполнять орнаментальное построение на плоском

изображении, передавая характерные черты и своеобразие росписи.

Методические рекомендации по практической работе:

1. 1.Рассмотрите изделия Полхов-Майдана в подлинниках или на

фотографиях;

2. Определите принцип построения орнамента на предмета.

3. Определите приём письма для наиболее широкого места

предмета;

4. Вырежьте контур матрешки из простой бумаги складывание

пополам. Разверните и переведите его на лист основной бумаги

5. В тонких линиях карандаша нарисуйте расположение основных

элементов орнамента карандашом;

6. Краской выполните основные элементы орнамента;

7. Дополните орнамент второстепенными украшающими

элементами и выполните прорисовку;

8. Украсьте края контура орнаментом тонкой кистью.




Тема. Русская глиняная игрушка.

Задание: Выполнение росписи шаблонов по мотивам Дымковской,


Каргопольской и Филимоновской глиняной игрушки.

Материал: гуашь. Формат А- 4

Цели:

1) Изучить традиционные образы глиняной игрушки и ее

разнообразие

2) Знать построение орнамента, элементы, входящие в узор,

ритмическое их расположение.

3) Уметь выполнять узор из элементов росписи на геометрической

форме в цвете.

4) Знать общий стиль игрушки и ее росписи.

5) Уметь выполнять плоское изображение игрушки, передавая ее

характерные черты и своеобразие росписи в цвете.

Методические рекомендации по практической работе:

1 Рассмотрите игрушки, обратите внимание на своеобразие форм

и индивидуальный характер украшающей росписи.

2 Выберите образ и рассмотрите особенности его росписи (3- 4

варианта для сравнения). Определите общие элементы росписи.

3 В легких линиях карандаша нанесите рисунок плоского контура

игрушки, сохраняя пропорции фигуры.

4 Выполните цветовое решение, сохраняя традиционный

дымковский стиль росписи.


ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

Изделия кировских мастеров удивляют пластикой формы,

особыми пропорциями, необычным по яркости узором. Всем нравятся

живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи

куклы барыни-франтихи, козлы, пони, петухи с яркими хвостами.

Промысел зародился в далёком прошлом. Самое раннее описание

дымковских игрушек относится к 1811г. Автор его – Николай Захарович

Хитрово. В описании рассказывается о народном вятском празднике –

«Свистопляске», во время которого продавались расписные глиняные

куклы с позолоченным узором. Глиняными игрушками торговали не

только в Вятке. Их продавали на уездных ярмарках и базарах,

отправляли в другие губернии. До революции мастера работали в селе

Дымково в одиночку и семьями. Копали глину, смешивали её с песком,

месили сначала ногами, а потом руками. Изделия обжигали в русских

печах, а потом расписывали. В этой работе принимали участие

женщины и дети.

Фабрика, где сейчас изготавливают дымковские игрушки,

находится в городе Кирове. Здесь работают всем известные

прославленные мастера А.А. Мазурина, Е.З. Кошкина, З.В. Пенкина,

которые, сохраняя старые традиции, создают новые оригинальные

игрушки. Народные умельцы работают в благоустроенных светлых


мастерских. На полках тесными рядами стоят игрушки, разные по

содержанию и оформлению, яркие, с позолотой. Это барыни-франтихи,

расписные козлы, кони, уточки-свистульки, поросята, медведи и др.

Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа:

лепку изделия и роспись его. Способы лепки очень простые. Например,

изображая куклу, мастерицы делают сначала юбку из пласта глины, в

результате чего получается полая колоколообразная форма; голову, шею

и верхнюю часть туловища делают из одного куска, а детали одежды

(рюши оборки, манжеты, шляпки и др.) лепят отдельно и примазывают к

основной форме, называя их налепами.

Дымковская игрушка весьма специфична. В её создании и

оформлении существуют свои традиции, которые выражаются, прежде

всего, в статичности, пышности форм и яркости окраски.







Список используемой литературы.



  1. Додсон Б. «Ключ к искусству рисунка». – Минск, 2000. – 223 с.

  2. Норлинг Э. «Объёмный рисунок и перспектива». / Пер. М. Авдониной. – М.: Эксмо, 2004. – 160 с.

  3. Сапожников И. П. «Полный курс рисования». / Под ред. И. В. Ларионова. – Москва, 2003. – 143 с.




Тула – 2022