Файл: Методические указания для выполнения лабораторных работ по теме анализ и моделирование деятельности организации с целью принятия управленческих решений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
УКРАИНСКАЯ ИНЖЕНЕРНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ


Автоматизированные системы

организационного управления


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ТЕМЕ «АНАЛИЗ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ С ЦЕЛЬЮ ПРИНЯТИЯ

УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ»


Специальность 6.010104.36 – «Профессиональное обучение. Компьютерные технологии в управлении и обучении»

Утверждено

Методическим советом

Украинской инженерно -

педагогической академии

Протокол № __ 

от «__» _________ 2009 г.

Харьков 2009
УДК 004.738.5:339.138
Автоматизированные системы организационного управления. Методические указания для выполнения лабораторных работ по теме «Анализ и моделирование деятельности организации с целью принятия управленческих решений» для специальности 6.010100.36 «Професісиональное обучение. Компьютерные технологии в управлении и обучении». Шеховцова В.И. – Харьков: УИПА, 2009.  – 85  стр.

Аннотация: методические указания для выполнения лабораторных работ по дисциплине «Автоматизированные системы организационного управления» для студентов специальности «Профессиональное обучение. Компьютерные технологи в управлении и обучении» разработаны на основе рабочей программы дисциплины и содержат следующие составляющие п каждой лабораторной работе: цель, теоретические сведения, практческое решение поставленной задачи, пример выполнения задачи, варианты заданий.

Составитель: Шеховцова Виктория Ивановна
Ответственный за выпуск: д.т.н., проф. Ашеров Акива Товиевич

Рецензент: Г.И. Сажко, канд. пед. наук, доц.
© Шеховцова В.И.

© УІПА


СОДЕРЖАНИЕ
1. Лабораторная работа № 1 Анализ и моделирование деятельности

организации для целей управления 4

2. Лабораторная работа № 2 Базовые технологии автоматизации

задач управления. Анализ данных и принятие решений средствами

MS Office 22

3. Лабораторная работа № 3 Анализ данных и прогноз для целей

управления 51

4. Лабораторная работа № 4 Средства анализа данных: Таблицы

подстановок, Сценарии и Поиск решения 73

Лабораторная работа № 1

Анализ и моделирование деятельности организации для целей управления.
Цель: освоить классификацию бизнес-процессов, научиться моделировать организационную структуру организации, составлять матрицу распределения ответственности

1. Теоретические сведения

1.1. Принципы формализации процесса управления

При значительно возросшем в современном мире интересе к общепринятым стандартам управления (менеджмента) многих руководителей до сих пор ставит в тупик вопрос об организационной структуре компании или о схеме существующих бизнес-процессов. Поэтому актуальным вопросом в решении проблемы повышения эффективности управления бизнесом является необходимость иметь модель деятельности предприятия, которая отражала бы все механизмы и принципы взаимосвязи различных подсистем. С помощью моделирования различных областей деятельности можно достаточно эффективно анализировать «узкие места» в управлении и оптимизировать общую схему управления организацией.

В настоящее время при необходимости анализа того или иного процесса управления (от системы проектирования космического корабля или подводной лодки до процесса подготовки делового документа) можно использовать проверенные и обкатанные методы.

К этим методам относятся, в частности, формализованные способы описания процесса управления (для того чтобы управлять, оптимизировать, нужно знать, что оптимизировать) и концепции построения эффективной системы управления.

Примечание: Наиболее широкое распространение в мире получила методология менеджмента, называемая «бизнес-инжиниринг», основанная на построение информационных моделей организации деятельности и позволяющая осуществлять постоянный мониторинг, улучшение и перестройку организации деятельности компании. В начале 1990-х годов на Западе появились первые программы для решения задач, связанных с организационными проблемами управления предприятием. Orgware - новый класс программ - был ориентирован на решение задач систематизации, хранения и обработки "неколичественной" информации об организации бизнеса, которые раньше не имели адекватной компьютерной поддержки.
1.2. Классификация и основные виды бизнес - процессов.

Основные категории бизнес-процессов могут быть сгруппированы по трем основным типам:

  • основные процессы - "потребитель - поставщик", инженерные;

  • вспомогательные процессы – вспомогательные, обеспечивающие функционировании основных;

  • организационные процессы - управленческие, организационные.

Таблица 1.1

Классификация бизнес - процессов


Название бизнес-процесса

Описание бизнес-процесса

Результат бизнес-процесса

Изучение рынков и потребителей

Определение нужд и желаний потребителей
Измерение удовлетворенности потребителей
Мониторинг изменений рынка и/или ожиданий потребителей

Запросы на создание продуктов, удовлетворяющих новые потребности потребителей

Разработка видения и стратегии

Мониторинг внешней среды
Разработка концепции и стратегии бизнеса
Разработка структуры организации и взаимосвязей между структурными единицами
Формулирование и принятие целей организации

Стратегия организации

Разработка продуктов и услуг

Разработка концепций новых продуктов/услуг и планов
Проектирование, создание и тестирование прототипов продуктов/услуг
Внесение улучшений в существующие продукты/услуги
Тестирование эффективности новых или усовершенствованных продуктов/услуг
Подготовка к производству
Управление процессом разработки продуктов/услуг

Техническая доку-ментация , необходимая для производства товаров и услуг

Производство и поставка продуктов и услуг (производственные компании)

Планирование и приобретение необходимых ресурсов
Преобразование ресурсов и необходимых компонентов в продукты
Транспортировка и доставка материалов и продуктов

Выполненные заказы потребителей


Продолж. табл.1.1

Название бизнес-процесса

Описание бизнес-процесса

Результат бизнес-процесса




Управление процессом поставки и его выполнение




Производство и поставка продуктов и услуг для организаций, ориентированных на предоставление услуг

Планирование и приобретение необходимых ресурсов
Повышение квалификации персонала
Предоставление услуги потребителям
Обеспечение качества услуги

Выполненные заказы потребителей

Выставление потребителям платежных требований и сервис

Выставление платежных требований
Предоставление послепродажного сервиса
Ответы на запросы потребителей

Деньги

Профессиональное и карьерное развитие кадров и управление кадрами

Создание стратегии работы с персоналом
Доведение (декомпозиция) стратегии до уровня рабочих мест
Управление расстановкой персонала Развитие и обучение сотрудников
Управление производительностью сотрудников, развитие системы вознаграждения и признания их заслуг
Обеспечение комфортного самочувствия и удовлетворенности сотрудников
Обеспечение вовлеченности персонала
Управление отношениями между менеджерами и сотрудниками
Разработка информационной кадровой системы

Персонал, мотивированный на достижение стратегических целей компании

Управление информационными ресурсами и технологиями

Планирование управления информационными ресурсами
Разработка и развертывание корпоративных систем поддержки
Реализация системы безопасности и средств контроля безопасности
Управление хранением и выборкой информации



Инфраструктура, готовая для использования внутри компании


Продолж. табл. 1.1

Название бизнес-процесса

Описание бизнес-процесса

Результат бизнес-процесса




Управление функционированием инфраструктуры здания (освещением, отоплением, вентиляцией и др.) и локальной сетью
Управление информационным обслуживанием
Обеспечение возможности коллективного доступа к информации и создание информационных центров
Оценка и аудит качества информации




Управление финансовыми и материальными ресурсами

Управление финансовыми ресурсами
Обработка финансовых и бухгалтерских транзакций
Отчетная информация
Проведение внутреннего аудита
Управление функцией расчета налогов
Управление материальными ресурсами

Возможность и право компании продолжать бизнес

Исполнение программы управления охраной внешней среды

Формулировка стратегии управления охраной внешней среды
Обеспечение соблюдения законодательства на эту тему
Повышение квалификации и обучение сотрудников
Реализация программы предотвращения загрязнения внешней среды
Управление мероприятиями по снижению опасности загрязнения
Реализация программы реагирования на чрезвычайные ситуации
Управление отношениями с государственными органами по охране внешней среды и со СМИ

Возможность компании продолжать бизнес

Управление внешними связями

Взаимодействие с акционерами
Управление взаимодействием с государственными органами
Выстраивание отношений с арендодателем
Разработка программы связи с обществен-

Положительный имидж компании



Продолж. табл. 1.1

Название бизнес-процесса

Описание бизнес-процесса

Результат бизнес-процесса




ностью
Взаимодействие с Советом директоров
Выстраивание отношений с местной общиной
Управление юридическими и этическими вопросами




Управление улучшениями и изменениями

Измерение производительности организации
Проведение оценки качества
Проведение сопоставительного анализа (бенчмаркинга) производительности
Улучшение процессов и систем
Реализация всеобщего управления на основе качества (TQM)

Kонкурентоспособность компании на рынке



1.3. Описание организационной структуры

Модель организационной структуры включает иерархический перечень продуктов и услуг, предоставляемых компанией; иерархический перечень функций, поддерживающих производство и предоставление продуктов и услуг; иерархический перечень исполнительных звеньев, обеспечивающих реализацию функций; и, как логическое завершение, матрицу проекций, описывающей закрепление функций за исполнительными звеньями.

Для визуального представления иерархических перечней исполнительных звеньев используют хорошо знакомые структурные схемы.

Таким образом, если в компании (предприятии) аккуратно составлены перечни функции и исполнительных звеньев, то в качестве следующего шага можно попытаться построить матрицы проекции, и на его основе написать соответствующий раздел "Положения об организационной структуре".

Описание организационной структуры может быть составлено с разной степенью детализации. Во-первых, в компании существуют подразделения разных уровней. Во-вторых, функциональная модель компании тоже имеет иерархическую структуру с несколькими уровнями функций. Соответственно, степень детализации матрицы организационных проекций зависит от степени детализации организационной и функциональной моделей.

Так, можно взять лишь верхний уровень организационных звеньев и функций, а можно опуститься на второй, третий и так далее. Если первая матрица проекции представляет собой описание организационно-функциональной структуры компании в целом, то остальные матрицы - это более детализированные описания организационно-функциональной структуры подразделений.


Первый этап на пути к совершенствованию бизнес процессов и построению на их основе эффективной организации и организационной структуры – структуризация и описание организации, для чего устанавливаются:

  1. Основные направления деятельности (продукты и услуги).

  2. Функции обеспечения. Функции менеджмента.

  3. Перечень структурных звеньев.

  4. Закрепление функций за структурными звеньями.

5. Структурные схемы.

На рис.1.1 приведена методика из четырех шагов, позволяющая сделать описание структуры организации.

Рис. 1.1. Последовательность создания структуры организации
Шаг 1.

Предоставление потребителю продуктов и услуг требует реализации компанией функций закупки, поставки производства, хранения, сбыта и других. Современный подход к организации управления, зафиксированный в стандарте ISO-9000, предполагает аккуратное выделение и документирование функций, выполняемых компанией.

При документировании функции часто используются два списка. Во-первых, это список функции обеспечения деятельности компании: поставки, производство, сбыт (их часто также называют функциями логистики, бизнес - функциями), и во-вторых, список других функций менеджмента: финансы, учет, маркетинг и т. д.



Рис. 1.2. Вариант функциональной модели, построенной по критериям

«Управление» и «Функции»
Шаг 2.

Каждый из бизнес-процессов состоит из соответствующих функций и работ. Вертикальное описание бизнес-процессов иногда называют функциональным описанием деятельности (уровни иерархии), а горизонтальное описаниепроцессным описанием или просто описанием бизнес-процессов.

При горизонтальном описании бизнес-процессов показывается как они выполняются, какие информационные и материальные потоки существуют между отдельными процессами, как эти работы между собой взаимосвязаны, в какой последовательности движутся. В этом случае в модели бизнес-процесса появляются горизонтальные связи между различными работами, которые составляют процесс.


Рис. 1.3. Процесс описания бизнес - процессов
Шаг 3.

После описания бизнес-направлений и бизнес-процессов компании нужно проделать третий шаг по описанию организации "как есть" -