Файл: Сфера профессиональной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РОДСТВЕННЫЕ ПРОФЕССИИ

— Воспитатель
— Гувернёр
— Педагог

СФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Наука

  • Образование

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИИ

  • Может быть отнесена к типам профессии:

  1. «Человек — Человек» (основная деятельность учителя начальных классов связана с работой с людьми).

  2. «Человек — Творческий образ» (связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений и требует независимого оригинального мышления).

  • Класс профессии: творческий (эвристический).

  • Тип профессии по условиям труда: работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь человека.

ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИИ

Учитель начальных классов — это педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей младшего школьного возраста. Основной обязанностью учителя начальных классов является осуществление целостного педагогического процесса в соответствии с образовательными программами начальной школы.

Первый учитель является и педагогом, и воспитателем, и психологом в одном лице. Он помогает ученику адаптироваться среди сверстников и влиться в процесс учебы. Проводит уроки по всем дисциплинам, организует развлекательные мероприятия, детский отдых и досуг, участвует в школьных планерках, ведет кружки.



ТРЕБОВАНИЯ К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ СПЕЦИАЛИСТА

Незаменимыми и обязательными для учителя качествами являются:

  • умение быстро принимать решения;

  • практицизм;

  • развитая интуиция;

  • любовь к детям;

  • жизнерадостность;

  • высокий уровень культуры;

  • активная жизненная позиция;

  • склонность к работе с детьми;

  • наблюдательность: умение увидеть тенденции в развитии ребенка, способности для формирования его умений, навыков;

  • высокая степень личной ответственности;

  • ораторские и организаторские способности;

  • высокий уровень коммуникативных способностей;

  • способность уделять внимание нескольким объектам одновременно;

  • психическая и эмоциональная уравновешенность;

  • выдержка, самоконтроль и самообладание;

  • умение урегулировать конфликты;

  • терпение;

  • интерес и уважение к другому человеку;

  • стремление к самопознанию, саморазвитию;

  • оригинальность, находчивость, разносторонность;

  • тактичность;

  • целеустремленность;

  • энтузиазм, артистизм;

  • требовательность к себе и другим.


МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

Данный вид деятельности противопоказан для людей страдающих:

  • нарушениями слуха, речи, зрения;

  • судорогами, потерей сознания;

  • сердечно-сосудистыми заболеваниями;

  • расстройствами вестибулярного аппарата;

  • заболеваниями центральной нервной системы;

  • психическими расстройствами.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

Учитель начальных классов должен знать:

  • цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания младших школьников;

  • основы психологии человека;

  • общую возрастную и педагогическую психологию;

  • психологические особенности детей младшего школьного возраста;

  • методики преподавания учебных предметов начальной школы;

  • особенности анатомии и физиологии младших школьников;

  • основы педиатрии, этики и эстетики;

  • требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий в школе.

Учитель начальных классов должен уметь:

  • проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;

  • организовывать методически обоснованный учебный процесс по всем учебным предметам начальной школы;

  • обеспечивать достижение поставленных целей обучения и воспитания младших школьников;

  • взаимодействовать (сотрудничать) с младшими школьниками;

  • использовать наиболее эффективные формы, методы и средства обучения;

  • анализировать успеваемость учащихся;

  • формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы учащихся;

  • стимулировать познавательную деятельность и учебную мотивацию;

  • проводить дополнительные факультативные занятия;

  • руководить предметными кружками;

  • оснащать и оформлять учебный кабинет;

  • изучать и учитывать индивидуальные особенности учащихся;

  • консультировать родителей с целью совместного воспитания, развития и обучения ребенка.

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Учителя начальных классов работают в общеобразовательных учебных учреждениях, специализированных школах и детских садах
, учреждениях культуры и дополнительного образования, частных школах.

УСЛОВИЯ ТРУДА

Бóльшая часть рабочего дня учителя начальных классов проходит в помещении, в основном в положении стоя. В работе учителя начальных классов используют ручные средства труда (ручка, карандаш, краски, бумага для организации занятий с детьми) и современные технические средства (проекторы, персональные компьютеры, интерактивные доски). Рабочее место должно быть хорошо освещено, иметь возможность для регулярного проветривания.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РИСКИ

Поскольку учителя начальных классов постоянно работают с людьми, существует вероятность заражения заболеваниями, передающимися воздушно-капельным или контактным путем. Деятельность учителя начальных классов связана с высокой степенью ответственности, моральным давлением со стороны общества и воспитуемых, что может повлечь нравственно-психологические проблемы, привести к неврозам и депрессии, сердечно-сосудистым заболеваниям.

 ТРЕБУЕМОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Для овладения профессией «Учитель начальных классов» необходимо среднее профессиональное образование по специальности «Преподавание в начальных классах» либо высшее образование по специальности «Педагогика и методика начального образования».