ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РОДСТВЕННЫЕ ПРОФЕССИИ
— Воспитатель
— Гувернёр
— Педагог
СФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-
Наука -
Образование
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИИ
-
Может быть отнесена к типам профессии:
-
«Человек — Человек» (основная деятельность учителя начальных классов связана с работой с людьми). -
«Человек — Творческий образ» (связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений и требует независимого оригинального мышления).
-
Класс профессии: творческий (эвристический). -
Тип профессии по условиям труда: работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь человека.
ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИИ
Учитель начальных классов — это педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей младшего школьного возраста. Основной обязанностью учителя начальных классов является осуществление целостного педагогического процесса в соответствии с образовательными программами начальной школы.
Первый учитель является и педагогом, и воспитателем, и психологом в одном лице. Он помогает ученику адаптироваться среди сверстников и влиться в процесс учебы. Проводит уроки по всем дисциплинам, организует развлекательные мероприятия, детский отдых и досуг, участвует в школьных планерках, ведет кружки.
ТРЕБОВАНИЯ К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ СПЕЦИАЛИСТА
Незаменимыми и обязательными для учителя качествами являются:
-
умение быстро принимать решения; -
практицизм; -
развитая интуиция; -
любовь к детям; -
жизнерадостность; -
высокий уровень культуры; -
активная жизненная позиция; -
склонность к работе с детьми; -
наблюдательность: умение увидеть тенденции в развитии ребенка, способности для формирования его умений, навыков; -
высокая степень личной ответственности; -
ораторские и организаторские способности; -
высокий уровень коммуникативных способностей; -
способность уделять внимание нескольким объектам одновременно; -
психическая и эмоциональная уравновешенность; -
выдержка, самоконтроль и самообладание; -
умение урегулировать конфликты; -
терпение; -
интерес и уважение к другому человеку; -
стремление к самопознанию, саморазвитию; -
оригинальность, находчивость, разносторонность; -
тактичность; -
целеустремленность; -
энтузиазм, артистизм; -
требовательность к себе и другим.
МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Данный вид деятельности противопоказан для людей страдающих:
-
нарушениями слуха, речи, зрения; -
судорогами, потерей сознания; -
сердечно-сосудистыми заболеваниями; -
расстройствами вестибулярного аппарата; -
заболеваниями центральной нервной системы; -
психическими расстройствами.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ
Учитель начальных классов должен знать:
-
цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания младших школьников; -
основы психологии человека; -
общую возрастную и педагогическую психологию; -
психологические особенности детей младшего школьного возраста; -
методики преподавания учебных предметов начальной школы; -
особенности анатомии и физиологии младших школьников; -
основы педиатрии, этики и эстетики; -
требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий в школе.
Учитель начальных классов должен уметь:
-
проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; -
организовывать методически обоснованный учебный процесс по всем учебным предметам начальной школы; -
обеспечивать достижение поставленных целей обучения и воспитания младших школьников; -
взаимодействовать (сотрудничать) с младшими школьниками; -
использовать наиболее эффективные формы, методы и средства обучения; -
анализировать успеваемость учащихся; -
формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы учащихся; -
стимулировать познавательную деятельность и учебную мотивацию; -
проводить дополнительные факультативные занятия; -
руководить предметными кружками; -
оснащать и оформлять учебный кабинет; -
изучать и учитывать индивидуальные особенности учащихся; -
консультировать родителей с целью совместного воспитания, развития и обучения ребенка.
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Учителя начальных классов работают в общеобразовательных учебных учреждениях, специализированных школах и детских садах
, учреждениях культуры и дополнительного образования, частных школах.
УСЛОВИЯ ТРУДА
Бóльшая часть рабочего дня учителя начальных классов проходит в помещении, в основном в положении стоя. В работе учителя начальных классов используют ручные средства труда (ручка, карандаш, краски, бумага для организации занятий с детьми) и современные технические средства (проекторы, персональные компьютеры, интерактивные доски). Рабочее место должно быть хорошо освещено, иметь возможность для регулярного проветривания.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РИСКИ
Поскольку учителя начальных классов постоянно работают с людьми, существует вероятность заражения заболеваниями, передающимися воздушно-капельным или контактным путем. Деятельность учителя начальных классов связана с высокой степенью ответственности, моральным давлением со стороны общества и воспитуемых, что может повлечь нравственно-психологические проблемы, привести к неврозам и депрессии, сердечно-сосудистым заболеваниям.
ТРЕБУЕМОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Для овладения профессией «Учитель начальных классов» необходимо среднее профессиональное образование по специальности «Преподавание в начальных классах» либо высшее образование по специальности «Педагогика и методика начального образования».