ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Понятие и сущность права. Основные типы (концепции) правопонимания, их характеристика. Принципы права.
1.1 Понятие и определение права
Право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на регулирование общественных отношений. Данное определение права раскрывается через совокупность следующих признаков:
1) Общеобязательная нормативность означает, что право состоит из определенной совокупности норм. Различие между правовыми и иными социальными нормами состоит в обязательности правовых норм, обеспеченности их государственным принуждением, особой процедуре установления правовых предписаний.
2) Системность - право всегда выступает как система юридических норм. Свойство системности означает определенную упорядоченность ее элементов и объединение в одно целое – систему права.
3) Формальная определенность - право выражается в письменной форме, в официальных документах, которые устанавливаются государством. Этот признак отличает нормы права от других видов социальных норм. Форма права зависит от формы государства, каждая историческая эпоха представлена определенной системой источников (форм) права.
4) Интеллектуально-волевой характер - право выражает индивидуальную и общую волю граждан государства, в отличие от других социальных норм, которые выражают интересы определенных социальных слоев и групп.
5) Возможность государственного принуждения - нарушение требований права влечет наложение мер юридической ответственности, этим обеспечивается общеобязательность норм права. Общеобязательность права означает, что оно является формой властного предписания относительно возможного и должного поведения субъектов права.
1.2 Право в объективном и субъективном смысле
Объективное и субъективное право – юридические понятия, которые обозначают масштаб свободы и тех, кто ею обладает.
Объективное право
– это система норм является совокупностью устанавливаемых и обеспечиваемых государством норм, направленных на урегулирование общественных отношений, выражающиеся в таких формах как: законодательство, юридические прецеденты, правовые обычаи и другие конкретные формы права определенного периода. Объективным данное право является в силу того, что не зависит непосредственно от воли и сознания отдельных лиц. Объективное право зависит от изданной государством нормы, а субъективное право может существовать независимо от нее. Объективное право неразрывно связано с субъективным. Объективное право – это юридические нормы, выраженные в определенных юридических формах, субъективное право означает те юридические возможности, которые возникают и реализуются на основе объективного права (законодательства).
Субъективное право – это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами являются конкретные права и свободы личности: на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, на жилище, на осуществление правосудия, на образование и т. д.
1.3 Сущность права, ее стороны и проявления
Сущность права – это главная, качественная, внутренне устойчивая характеристика права, раскрывающая природу и назначение права в обществе.
Подходы к сущности права:
1) социально-классовый подход - право выражает волю экономически господствующего класса и навязывает эту волю остальным классам и слоям общества, используя при этом методы насилия, принуждения и подавления.
2) общесоциальный подход - право есть средство достижения компромисса, средство поиска договоренности, средство согласия, взаимных уступок, а в целом — механизм управления делами общества. Это не означает, что право не связано с принуждением.
На данный момент в юридической науке сложилось мнение о двойственном характере сущности права. С одной стороны, право выражает волю тех групп и слоев, которым принадлежит власть в государстве, а с другой — оно инструмент не только политического господства, но одновременно и общесоциального регулирования, так как обеспечивает функционирование общества как единого социального организма. Вторая сторона сущности права означает, что право, как социальный регулятор обеспечивает порядок в общественных отношениях, регулирует поведение человека и общностей людей, выражая идеи справедливости, свободы и равноправия людей, служит благу общества, его интересам. Это не означает, что право не имеет принудительной силы, но принуждение не означает насилия, хотя не исключает юридической ответственности. Таким образом, все
дело в мере и средствах принуждения, а не в его наличии или отсутствии. Право не исключает принуждения, но исключает принуждение в форме насилия и подавления.
1.4 Классовое и общесоциальное в праве
Классовая сущность права определяется как воля господствующего класса. Впервые право с волей правящей группы связал Т. Гоббс, который отмечал, что «право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими». Наиболее разработан этот вопрос в марксизме. «Право по своей сущности, — подчеркивали К. Маркс и Ф. Энгельс, — есть возведенная в закон воля экономически господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями его жизни».
Общесоциальная (общечеловеческая) сущность права состоит в том, что право выражает общую волю населения, сформированную в результате компромиссов, взаимных уступок и согласования существующих в обществе интересов. Сторонники такого понимания сущности права исходят из того, что право утверждает абсолютные и вечные ценности добра и справедливости. Обычно эти ценности имеют либо естественное, либо божественное происхождение. Данный подход основан на стремлении людей к созданию идеального правопорядка, в котором будут гарантированы права и свободы каждой личности.
Оба подхода имеют право на существование. В сущности права, как и, в сущности, государства, на первый план может выходить либо классовое начало (воля господствующего класса), либо общесоциальная сущность (общая воля населения). Эти два начала и сочетаются, в сущности, права.
1.5. Право как мера свободы и ответственности в обществе
Свобода понимается как возможность действовать по собственному усмотрению, это возможность выбора, возможность поступать по своей воле, без принуждения. Но право и свобода - не одно и тоже. Право - это мера свободы, ее границы, т.к. право не существует само по себе, а складывается в отношениях между людьми и вытекает из возможностей, существующих у людей в обществе.
Право не только устанавливает границу свободы, оно еще обеспечивает свободу, защищает ее.
В праве выражена мера ответственности за нарушение прав и свобод иных людей.
Право - социально обусловленная мера свободы. Это означает, что в каждом обществе складывается свое право, человек обладает различными возможностями.
Право - равная мера свободы. Это означает, что оно предоставляет равные возможности добиваться своих целей правовыми способами.
Если право предоставляет меру свободы, то она должна быть где-то выражена для того, чтобы можно было пользоваться эталоном свободы.
Свобода выражается двояко. Во-первых, в нормах права, в общих правилах поведения, в том, что касается каждого человека и всех людей одновременно. Наряду с этим право выражается и в субъективном праве, которое представляет собой меру возможного поведения каждого отдельного лица.
1.6 Объективные свойства права
Можно выделить следующие объективные свойства права:
• Нормативность права означает, что право в своей значительной части состоит из норм, из общих правил поведения. Нормативность показывает, что право вбирает в себя, фиксирует отношения, нормальные для данного общества, принятые в нем. Нормы права — это общеобязательные правила поведения.
• Общеобязательность означает, что нормы права распространяются на всех лиц, попавших в сферу действия права, независимо от того, как они к этим нормам относятся. Если бы нормы права не были обязательными, то не было бы порядка, т. к. люди следовали бы праву по своему усмотрению.
• Принудительность означает, что если лицо добровольно не исполняет требования норм права, то его можно заставить это сделать с помощью принуждения или насилия, либо можно наказать его за отступление от правовых требований.
• Формальная определенность означает, что содержание права должно быть выражено в определенной форме. Эти формы являются внешними проявлениями права, источниками, из которых мы получаем знания о действующем праве (например, формой права может быть закон, правовой обычай, судебный прецедент и др.). Именно формальная определенность дает возможность праву устанавливать границу поведения.
• Системность означает, что в праве все правовые явления взаимосвязаны, действие одних норм права влечет за собой действие других. Системность означает, что все правила четко разделимы, но при этом согласованы друг с другом; понять содержание правовой нормы можно,
только применяя ее в комплексе, в совокупности с другими нормами.
• Стабильность права означает его устойчивость, относительную постоянность.
• Динамизм права означает, способность права меняться в зависимости от меняющихся условий общественной жизни.
• Реальная применимость означает, что право должно соответствовать условиям жизни и уровню развития общества, отношения в котором оно регулирует.
1.7. Классические концепции современного правопонимания.
Правопонимание - это раскрытие сущности права. Единого правопонимания в юридической науке нет. В зависимости от соотношения права и государства, права и закона в теории права было выделено два противоположных типа правопонимания: легистский и юридический.
Легистский тип правопонимания предполагает, что право - продукт государства; под правом понимается любое веление государственной власти. В этом случае право отождествляется с законом в широком смысле слова, т.е. с актами, изданными официальной властью и подкрепленными государственным принуждением.
Юридический тип правопонимания исходит из той или иной концепции различения права и закона (позитивного права). Право при этом понимается как объективное социальное явление, не зависящее от воли, произвола или усмотрения государственной (законоустанавливающей) власти.
Всё множество вариантов правопонимания можно свести к трем основным концепциям правопонимания:
1) Естественно-правовой (идеологический, аксиологический)
Право — это система идей (понятий) об общеобязательных нормах, правах, обязанностях, запретах, естественных условиях их возникновения и реализации, порядке и формах защиты. Право и закон разграничиваются, первенство отдается праву как выражению справедливости, а закон рассматривается как его форма, призванная соответствовать праву как его содержанию.
2) Нормативистский (позитивистский)
Право – это творение власти, как система норм, изложенная в законах и иных нормативных актах, выражающих государственную волю, то есть как «позитивное право». Закон и право отождествляются, а властная принудительность считается их основным признаком. В указаниях власти отыскиваются истоки норм права. Оценка права со стороны правоприменителя (должностного лица, государственного органа, предприятия, учреждения) исключается, так как считается, что государство творит справедливые нормы права, даже если в них закреплено своеволие.