Файл: Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов очной и заочной формы обучения по направлению подготовки 38. 03. 01 Экономика, профиль Финансы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


УДК 658.152, 658.286
Бизнес-планирование и бюджетирование [Текст] + [Электронный ресурс]: методические указания к выполнению курсовой работы для студентов очной и заочной формы обучения по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика», профиль – «Финансы»,
(квалификация – бакалавр). – Брянск: БГТУ, 2017. –49 с.
Разработал:
Сковородко А.А. к.э.н., доцент.
Рекомендовано кафедрой
«Экономика, организация производства, управление» БГТУ (протокол № 7 от 30.06.17)
Методические издания публикуются в авторской редакции
Научный редактор
К.Р. Мельковская
Компьютерный набор
А.А. Сковородко
__________________________________________________________
Подписано в печать 30.06.2017. Формат 60х84 1/15 Бумага офсетная.
Офсетная печать. Усл.печ.л. . Уч.-изд.л. Тираж 1 экз. Заказ Бесплатно.
Брянский государственный технический университет.

1. Содержание курсовой работы (курсового проекта)
Целью курсовой работы является закрепление теоретических вопросов курса и выполнение практической работы по разработке инвестиционных проектов и составлению бизнес-планов (стартап проектов) для различных сфер народного хозяйства.
Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
 описать идею проекта;
 провести исследование рынка;
 разработать план маркетинга;
 разработать план производства;
 разработать организационный план;
 разработать финансовый план;
 оценить эффективность реализации проекта;
 проанализировать чувствительность проекта;
 составить резюме проекта.
Содержание курсового проекта (работы) должно соответствовать поставленным задачам.
Направление курсового проектирования выбирается по последней цифре номера зачётной книжки (прил.1) и является основой для самостоятельного определения студентом темы курсовой работы
(стартап проекта) (например, если номер зачётной книжки студента оканчивается на цифру «7», значит направлением его курсового проектирования является «Сфера общественного питания». Это позволяет студенту разрабатывать курсовой проект на такие темы, как
«Проект создания кафе», «Проект создания ресторана», «Проект создания столовой» и многие другие).
Структура курсовой работы: титульный лист, содержание, введение, основная часть работы, заключение, список использованных источников.
Образец оформления титульного листа представлен в прил.2.
Содержание включает введение, название всех разделов основной части работы, заключение и список использованных источников с указанием номера страницы, на которой размещается их начало. В «Содержание» не включают титульный лист.
Введение содержит информацию, раскрывающую характер работы студента, выполняемой им при написании курсовой работы в зависимости от индивидуального задания.


4
Содержание основной части курсовой работы (набор разделов и подразделов) раскрывает только разделы и подразделы.
В заключении дается характеристика всей проделанной в процессе курсового проектирования работы.
Выполненную курсовую работу студент сдает в установленные сроки в деканат или на кафедру для проверки ее преподавателем.
2. Резюме
Данный раздел составляется в последнюю очередь и содержит сжатое изложение сути проекта (работы) и характеристику его важнейших показателей.
В резюме необходимо изложить выводы, касающиеся основных аспектов работы:
 перечень товаров (услуг), производством (предоставлением) которых предприятие планирует заниматься;
 характеристика основных групп покупателей;
 объём продаж (выручка от реализации) за первый год работы предприятия;
 объём инвестиционных затрат, связанных с созданием предприятия;
 структура источников финансирования инвестиционных затрат;
 организационно-правовая форма создаваемого предприятия;
 количество нанимаемых работников;
 основные показатели эффективности реализации проекта
(срок окупаемости, чистая текущая стоимость, индекс доходности и др.).
Объём резюме должен быть не более 1 страницы.
3. Идея проекта
Данный раздел должен в доступной и сжатой форме объяснить, на чем заключается суть проекта, на чем основана реальная возможность создания нового предприятия.
Здесь требуется представить следующие принципиальные данные:
 идеи и суть проекта;

5
 особенности предлагаемых товаров (услуг, работ) и их преимущества в сравнении с аналогичной продукцией конкурентов;
 основные факторы успеха.
Объем раздела должен быть не более 1,5–2 страницы.
Подраздел «Описание продукта (услуги)» содержит:
 общее описание предлагаемых товаров и услуг;
 функциональное назначение продукции, для каких целей она предназначена;
 примеры использования продукции;
 стоимость в зависимости от объемов производства;
 технологичность;
 универсальность;
 соответствие продукции принятым стандартам;
 на какой стадии находится продукт в настоящее время (идея, рабочий проект, опытный образец, серийное производство и т. п.);
 требования к контролю качества;
 требования к подготовке пользователей;
 требования к гарантийному и послегарантийному обслуживанию;
 имеются ли возможности для дальнейшего развития продукта.
Подраздел
«Конкурентные преимущества» содержит информацию относительно предполагаемой привлекательности товара (услуги) для покупателей, его возможной узнаваемости среди других подобных товаров, обеспеченной различными способами.
Оценка конкурентных преимуществ может основываться не только на качественных, но и на количественных шкалах измерений.
4. Исследование рынка
4.1. Анализ отраслевых показателей
Положение дел в отрасли, в которой предполагается реализация инвестиционного проекта (далее – отрасль проектирования), может анализироваться на нескольких уровнях и по следующим показателям:
I. Состояние и динамика показателей в Российской Федерации
(например):


6
 Число действующих предприятий в отрасли проектирования.
 Концентрация производства в отрасли проектирования.
 Индексы промышленного производства в отрасли проектирования.
 Структура производства по формам собственности в отрасли проектирования.
 Отраслевая структура производства.
 Рентабельность продукции и активов предприятий и организаций в отрасли проектирования.
 Финансовые вложения предприятий в отрасль проектирования.
 Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования.
 Объём инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов и т. д.
II. Состояние и динамика показателей в Федеральном округе
(туристской зоне), регионе (Брянской области), населенном пункте
(Брянске) (например):
 Отраслевая структура производства;
 Индексы отраслевого производства;
 Производство основных видов продукции (работ, услуг) и т. д.
Цель данного подраздела – показать, что существует объективная возможность предприятию производить и продать свой товар (услугу).
Необходимо продемонстрировать, что для товара (услуги) рынок сбыта действительно существует и что можно воспользоваться возможностями, которые он предоставляет.
4.2. Оценка привлекательности рынка
Понятие «привлекательность рынка» характеризует степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране
(регионе, отрасли) по отношению к инвестициям, которые могут быть сделаны. При оценке привлекательности рынка обычно применяют выходные параметры: приток и отток капитала, уровни инфляции и процентных ставок, доля сбережений в ВВП, а также входные параметры, характеризующие потенциал рынка по освоению инвестиций и риск их реализации.
Привлекательность рынка может определяться:

7
 удельным весом отраслевого производства в общем объеме производимой продукции;
 объёмом и динамикой импорта планируемой к производству продукции;
 объёмом и динамикой инновационной продукции отрасли проектирования и т. д.
Привлекательность рынка также может оцениваться наличием программ поддержки со стороны государства и региона.
4.3. Анализ внешней среды
I.
Анализ внешней макросреды
В данном подразделе курсового проекта
(работы) рассматриваются основные факторы макросреды, которые могут оказать положительное или отрицательное влияние на развитие создаваемого предприятия. Внешняя среда рассматривается с учётом особенностей района, в котором планируется деятельность создаваемого предприятия. При этом определяются факторы, угрожающие деятельности предприятия, и факторы, расширяющие возможности предприятия.
В результате анализа макросреды составляется перечень угроз и возможностей (табл.1), которые могут повлиять на деятельность предприятия.
Таблица 1
Возможности и угрозы развития создаваемого предприятия
Факторы внешней макросреды
Возможности
Угрозы
1. Экономические
2. Политические
3. Правовые
4. Социальные
5. Технологические
6. Природные
7. Международные
В результате анализа внешней макросреды необходимо определить наиболее благоприятные обстоятельства (возможности), которые создаваемое предприятие может использовать для создания и


8 развития конкурентных преимуществ, а также наиболее неблагоприятные факторы (угрозы), которые могут оказать негативное воздействие на конкурентную позицию создаваемого предприятия.
II. Оценка конкурентов
Конкурентная позиция на рынке анализируется с учётом отраслевой принадлежности создаваемого предприятия и предполагаемого района его действий.
Предварительно следует выявить основных конкурентов создаваемого предприятия. Среди выявленных конкурентов необходимо выделить 3 – 4 наиболее сильных и опасных.
Выбор основных конкурентов должен быть обоснован с точки зрения устойчивости их конкурентной позиции, активности в использовании инструментов (факторов) маркетинга и степени возможного влияния на деятельность создаваемого предприятия.
После формирования перечня основных прямых конкурентов следует оценить их потенциал.
По результатам экспертной оценки делается вывод о сильных и слабых сторонах предприятия и его основных конкурентов, что отражается в табл. 2 и 3.
Таблица 2
Оценка сильных и слабых сторон деятельности предприятия и основных конкурентов
Предприятие
Конкуренты
А
Б
В

Сильные стороны
Слабые стороны

9
Таблица 3
Сравнительная характеристика предприятия и конкурентов
Предприятие
Конкуренты
А
Б
В

Сильные стороны предприятия по сравнению с конкурентами
Слабые стороны предприятия по сравнению с конкурентами
По результатам оценки сильных и слабых сторон деятельности предприятия необходимо сделать выводы.
III. Характеристика целевых сегментов
Далее необходимо провести сегментацию потенциальных потребителей товаров (услуг). Выделить и проанализировать целевой сегмент, на котором предприятие планирует концентрироваться.
Рынок можно сегментировать по географическому признаку, типу покупателей, типу товаров и услуг.
IV. SWOT-анализ
SWOT-анализ помогает систематизировать информацию о деятельности предприятия и позволяет:
 выбрать направление развития предприятия;
 использовать сильные стороны предприятия;
 устранить либо учесть недостатки предприятия;
 использовать предоставляемые возможности;
 избежать опасностей и угроз;
 разработать стратегические действия;
 создать базу для разработки стратегии развития предприятия.
Для проведения SWOT-анализа сведения о возможностях и угрозах, а также информация о сильных и слабых сторонах деятельности предприятия представляются в виде матрицы (табл.4).
Для этого выделяется по 3 – 5 ключевых, наиболее значимых возможностей и угроз, слабых и сильных сторон деятельности предприятия.


10
Таблица 4
Матрица SWOT-анализа
Сильные стороны:
Слабые стороны:
1. …
2. …
3. …

1. …
2. …
3. …

Возможности
Стратегические действия
Стратегические действия
1. …
2. …
3. …

Комбинация сильных сторон и возможностей внешней среды, которые предприятие может использовать
Комбинация возможностей, которые предприятие может использовать для преодоления слабостей
Угрозы
Стратегические действия
Стратегические действия
1. …
2. …
3. …

Комбинация сильных сторон, которые предприятие может использовать для устранения угроз
Комбинация слабых сторон и угроз, которые предприятие не в состоянии устранить
5. План маркетинга
Стратегия маркетинга
Выбор стратегии маркетинга определяет принципиальное соотношение между планируемыми показателями предприятия в сбытовой, производственной, финансовой и инвестиционной деятельности.
I.
Определение базовой стратегии маркетинга предприятия
Маркетинговая стратегия предприятия формируется в соответствии с установленной целью и на основе стратегических действий, разработанных по результатам SWOT-анализа.
В качестве начального инструмента разработки базовой маркетинговой стратегии предприятия более всего подходит продуктово-рыночная матрица И. Ансоффа.
Матрица Ансоффа позволяет выполнить классификацию продукции и рынков в зависимости от степени неопределённости,

11 перспектив продажи продукции или возможностей проникновения данной продукции на конкретный рынок (рис. 1).
Продукция
Существующие
товары
Новые товары
Рынки
Существующие
рынки
«Проникновение на рынок»
«Развитие товара»
Новые рынки
«Развитие рынка»
«Диверсификация»
Рис. 1. Матрица деловой активности предприятия
В зависимости от новизны рынка и товара различают стратегии расширения активности предприятия:
1.
Стратегия глубокого внедрения на рынок («старый рынок – старый товар») предполагает минимальное расширение деятельности предприятия.
2.
Стратегия разработки нового товара («старый рынок – новый товар») предполагает расширение деятельности предприятия за счёт инновационной товарной политики в пределах известного освоенного рынка.
3.
Стратегия активной экспансии, или стратегия диверсификации,
(«новый рынок – новый товар») применяется в том случае, когда производственная цепочка, в которой находится предприятие, не предоставляет возможности для роста.
4.
Стратегия расширения границ рынка («новый рынок – старый товар») предусматривает активизацию деятельности за счёт освоения новых рынков сбыта.
В курсовом проекте (работе) следует определить и обосновать наиболее рациональный вариант базовой маркетинговой стратегии и предложить основные направления (способы) её реализации.
II. Определение конкурентной стратегии предприятия
Задача конкурентных стратегий – установить конкурентное преимущество предприятия или его продукции и определить пути сохранения превосходства.
Конкурентное преимущество – те характеристики рыночной деятельности предприятия, которые создают определенное