Файл: Реферат по дисциплине Технологии сопровождения социализации детей с нарушениями речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство просвещения Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Набережночелнинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «НГПУ»)
Факультет педагогики и психологии
Кафедра психолого-педагогического

и специального дефектологического образования

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Технологии сопровождения социализации детей с нарушениями речи»
на тему

Задачи и содержание педагогической деятельности в области социализации детей с ОВЗ
44.03.03 Специальное дефектологическое образование

Профиль подготовки Логопедия


Преподаватель

канд.пед.наук, доцент

Садыкова Л.Р.
Обучающийся

Гиззатуллина М.Э.

группа 1915

Набережные Челны, 2022



Содержание

Введение …………………………………………….........................................

Основная часть……………………………………………………………........

Заключение …………………………………………………………………....

Список использованных источников ………………………………………..

Приложение ……………………………………………………………...........


Введение

Актуальность темы. В условиях современной социально-экономической ситуации в стране все большую остроту приобретает вопрос о роли социализации детей с ограниченными возможностями. В связи с этим переосмысливаются цели, задачи, содержание и технологии обучения и воспитания детей.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития инклюзивного образования. Ее цель — приобщить «особых» учеников к основам культуры и цивилизации, обеспечить включение в общество, подготовить к активному участию в социальной жизни. Дети с ОВЗ могут успешно усвоить и реализовать навыки общения, нормы/правила поведения, ценности, установки, характерные обществу здоровых людей. Они способны стать решительными, жизнестойкими личностями, умеющими бороться с невзгодами, имеющими лидерские позиции, активно взаимодействующими с людьми. Но для этого нужна постоянная целенаправленная работа всех структур и участников системы образования, родителей, сверстников и позитивный настрой самих «особых»детей.


Согласно Л. С. Выготскому, недостаточная готовность детей с ОВЗ к успешной интеграции в обществе связана не с их биологическим неблагополучием, а с «социальным вывихом», нарушающим связь ребенка с социумом и культурой, как источниками развития. Исправление «вывиха» происходит через освоение «особыми» детьми многообразия социальных ролей, их сущности, функциональных характеристик, использования в реальных ситуациях.

Для этого необходимо выполнение главного условия социализации детей с ОВЗ — участия в жизни группы здоровых сверстников, воспитанных в духе толерантности. Поэтому только детские сады и общеобразовательные школы могут обеспечить им социальную реабилитацию, социальную адаптацию и личностное развитие.

С позиций деятельностного подхода к социализации детей с ограниченными возможностями необходимо создать условия для постепенного усвоения детьми социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры. Проблемы социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями решаются в условиях целенаправленного социально-педагогического воздействия через их включение в доступные области бытовой, индивидуальной и общественно значимой деятельности с учетом личных интересов и возможностей детей. Преобразования, происходящие в общественной жизни нашей страны, существенно меняют объективные условия социализации детей с ограниченными возможностями. До последнего времени работа по социализации детей с ограниченными возможностями осуществлялась главным образом через систему общепринятых средств общения. В последние годы, благодаря реализации идей гуманизации, демократизации в системе образования детей с ограниченными возможностями появляются новые формы получения образования, инновационные подходы к обучению (Г.Л. Зайцева, Э.И. Леонгард, Н.Д. Шматко). Труды таких авторов, как Т.А. Басилова, Е.Л. Гончарова, А.Г. Зикеев, Т.С. Зыкова, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина и др. посвящены исследованию социально-эмоционального развития детей. Современные специализированные образовательные учреждения стоят перед проблемой поиска путей совершенствования обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями с целью решения важных социально-педагогических задач на новом этапе ее развития. Внимание специализированные образовательных учреждений направлено на обновление содержания и технологии образования и воспитания, меняющего акцент на развитие жизненной компетенции и творческих способностей, социальной адаптации детей с ограниченными возможностями. В связи с этим возрастает значимость изучения проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.


Цель: определение условий для успешной социализации детей с ОВЗ.

Задачи:

1) изучить задачи и содержание педагогической деятельности в области социализации детей с ОВЗ;

2) рассмотреть технологии социализации детей с ограниченными возможностями.

Основная часть

Социальная адаптация детей с ОВЗ напрямую связана с их трудностями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками и жизненными критериями. Исследования, в том числе Л.Е Данилюк, показывают: таким детям и подросткам важнее «стать хорошим человеком», чем «хорошим специалистом». А «иметь хороших и верных друзей» привлекательнее, чем «быть успешным и иметь материальный достаток». Угрозами они считают болезни, вредные привычки и зависимость от других. Поэтому для включения «особых» детей в жизнь общества нужно решить следующие задачи:

  1. Разработать специальные программы социальной адаптации.

  2. Создать многочисленные центры социальной адаптации, ресурсной поддержки.

  3. Разработать и внедрить технологии обучения, развивающие интегративные качества личности, в том числе самостоятельность.

  4. Обеспечить гуманистический стиль общения в учебных заведениях.

  5. Реализовать программы непрерывного дополнительного образования.

  6. Расширить охват детей с особенностями развития необходимой им специальной педагогической помощью.

  7. Обеспечить педагогическое сопровождение

  8. Сформировать инклюзивную компетентность родителей, как агентов первичной социализации.

Основная коррекционно-развивающая работа по социальной адаптации детей с особенностями здоровья ложиться на педагогов ДОУ и школы. Для успешного формирования навыка активного взаимодействия с окружающим миром у «особых» воспитанников педагогу следует поставить перед собой следующий перечень задач, последовательно и комплексно решая их вместе с родителями и тьюторами.

  1. Естественно-культурные:

  • Познакомить с представлениями об эталонном строении организма здорового человека.

  • Обеспечить физическое развитие: двигательную активность, координацию движений, силовую активность.

  • Обучить навыкам здорового образа жизни: своевременно использовать лекарственно-медицинские препараты, выполнять физические упражнения, соблюдать режим учебы, труда и отдыха, выполнять посильные виды деятельности.


  1. Социально-культурные:

  • Создать и стимулировать мотивы к познавательной и учебной деятельности.

  • Развить познавательные процессы: память, внимание, речь, логическое мышление.

  • Научить оценивать свои навыки и способности.

  • Воспитать чувство уверенности в своих возможностях

  • Помочь освоить базовый уровень теоретических знаний об окружающей действительности.

  1. Морально-нравственные и ценностно-смысловые.

  • Заложить фундамент морально-нравственных качеств.

  • Воспитать толерантное отношение к социуму.

  • Создать и помогать реализовывать ценностно-смысловые ориентиры.

  • Сформировать адекватную жизненую позицию.

  • Разъяснить и помогать выполнять принципы нормального существования в современном обществе.

  1. Социально-психологические.

  • Организовать обучение как последовательное решение личностно-значимых задач.

  • Помочь интеграции в коллектив сверстников через творческую активность, созидательность, конкурентноспособность.

  • Сформировать самоосознание, самоопределение, самоактуализацию и самоутверждение личности.

  • Повысить самоуважение, самооценку и уровень притязаний.

  • Сформировать положительную реальную Я-концепцию.

Вывод: Показателем успешной социализаци детей с ОВЗ является адаптация личности в новой социальной среде с повышением ее социального статуса, уверенность в себе и психологическая удовлетворенность жизнью.

Заключение

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение социально-педагогических условий ее реализации - это сложный процесс, поэтому и его осмысление должно осуществляться с разных точек зрения. В результате многоаспектного анализа литературы выделены системообразующие факторы применительно к образованию: с одной стороны - это социум во всех его проявлениях, с другой стороны - личность каждого субъекта образовательного процесса, которая активно влияет на механизмы возникновения и взаимодействия различных структурных элементов. Причем характер этого влияния обусловлен как особенностями индивидуальной картины мира, так и функциональной компетентностью каждого субъекта образовательного процесса. Характерными особенностями процесса социализации являются: относительная стихийность
; непреднамеренное, непроизвольное усвоение социальных норм и ценностей; возрастающая самостоятельность в отношении выбора социальных ценностей и среды общения. Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от действия универсальных психологических и социально-психологических механизмов, от особенностей восприятия обществом человека с ограниченными возможностями здоровья и характера взаимодействия человека с ограниченными возможностями здоровья и других людей.

У детей с ограниченными возможностями здоровья часто наблюдается проявление таких эмоциональных состояний, как чувство страха, обиды, боязни, стыда, которые зачастую имеют крайнюю степень выраженности: от экзальтации до полного притупления. Затронутой оказывается и самооценка у данной категории детей. Большинство детей с ограниченными возможностями здоровья имеют заниженную самооценку, значительно меньшая часть - адекватную, но также встречается самооценка завышенная. Переоценка и недооценка собственных сил, способностей, положения в обществе встречается у таких детей чаще, чем у здоровых.

Образовательные технологии позволяют повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривают разные формы подачи и усвоения программного материала, заключают в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря новым образовательным технологиям ученики овладевают приемами и умениями самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в современном информационном пространстве. Именно это и формирует «компетенцию» воспитанника нового поколения. Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику обучения и воспитания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебно-воспитательной деятельности, основывающейся на теории обучения и воспитания, что способствует воспитанию полноценной личности современного социума.

Список используемых источников



Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. Центр «ВЛАДОС», 2013. – 415с.



Алмазова, О.В. Проблемы интеграции и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в трудах Владимира Васильевича Коркунова / О.В. Алмазова, С.О. Брызгалова, Т.Р. Тенкачева // Педагогическое образование в России. – 2014. – №1. – С.192-200.



Безруких, М.М. Все цвета, кроме черного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников: пособие для педагогов / М. М. Безруких, А. Г. Макеева, Т. А. Филиппова. – М.: Вентана- граф, 2002. – 64 с.



Бекиш М. А. Приемы, используемые на уроках и во внеурочной деятельности // Начальная школа. – 2011. – № 11. – С. 43–45.



Вихорев, Д. И. Проблемы обучения и адаптации детей-инвалидов в России / Д. И. Вихорев // Высшее образование инвалидов: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. – СПб., 2013. – 144 с.



Выготский, Л.С. Педагогическая психология.- М. : Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с.



Дмитриева, Т.П. Инклюзивное образование. Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении. Вып. 3. – М, «МИРОС», 2010. – 147с.



Драхлер, А.Б. Сеть творческих учителей: методическое пособие. – М.: Бином, 2012. – 176с