Файл: Наименование дисциплины Контрольная работа по дисциплине Экономика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рассмотрим основные теории государственного регулирования экономики, которые легли в основу современных моделей ее регулирования. История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время основной экономической школой была школа меркантилистов. Она провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны – количество золота. Это был период активного освоения «заморских» рынков, развития внешней торговли, что невозможно было осуществить без серьезного государственного участия. Меркантилисты призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.
Следующей ступенью развития представлений о государственном вмешательстве стала классическая теория, основоположник которой А. Смит проповедовал идею экономического либерализма. Его первая книга – «Теория нравственных чувств», а в 70 лет – он автор «Истории цивилизации Англии». А. Смит вошел в историю экономической мысли как основоположник классической политэкономии. В возрасте 44 лет он решил исполнить грандиозный и даже чудовищный, по выражению некоторых биографов, план – дать миру теорию социально-экономического устройства. Через 10 лет полного отшельничества он выпустил книгу «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1777 г.), в которой он утверждал, что «свободная игра рыночных сил создает гармоничное устройство».
XX век принес настолько сложные и масштабные проблемы, что многим стало казаться, что справиться с ними может лишь государство (Первая мировая война, великий кризис 1929-1933 гг., который поставил под вопрос само существование капиталистической системы хозяйства). Начался процесс трансформации капитализма в «смешанную экономику». Одним из радикальных решений назревших проблем стала полностью огосударствленная экономика, созданная в социалистических странах и рухнувшая в конце 80-х годов. Это пример модели экономического дирижизма, основанного на предписаниях, приказах, принудительном хозяйстве, безвозмездной конфискации в пользу государства-монополиста, рабской зависимости граждан от государства. Экономический дирижизм становится возможным при отречении человека от самого себя, отказе от личной ответственности.
Однако были и другие подходы в решении возникших проблем, когда многие страны, сохранившие частную собственность и рыночные механизмы, пытались резко повысить экономическую роль государства и с его помощью решить наиболее болезненные проблемы экономического развития. Главным идеологом активного вмешательства государства в экономику стал известный английский ученыйэкономист лорд Дж.М. Кейнс (1883-1946). В своем главном научном труде «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) Дж.М. Кейнс исходил из того, что система свободного рынка лишена внутреннего механизма, обеспечивающего макроэкономическое равновесие. Дисбаланс между сбережениями и ожидаемыми инвестициями вызывает снижение деловой активности, что, в свою очередь, усиливает инфляционные процессы и влияет на уровень безработицы. Дж.М. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов – перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетнофинансовая политика, манипулирование учетной ставкой процента. Гибкая кредитно-денежная политика достигается путем изменения количества денег в обращении, что позволяет, считал Дж.М. Кейнс, перешагнуть через один из серьезнейших барьеров – неэластичность заработной платы. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики Дж.М. Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность. Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются: высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет; создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий; широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-денежных регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры,
сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости. Модель государственного регулирования, предложенная Дж.М. Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий.
Неоклассики исходят из постулата о тенденции современной капиталистической экономики к равновесию, устойчивости и стабильности. Они утверждают, что рынок и конкуренция, гибкость цен – лучшие механизмы установления экономического равновесия. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого – использование косвенных мер воздействия на предложение. В соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства. Неоконсерваторы понимали, что главные преграды на этом пути – высокие налоги и инфляция, поэтому предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям.
Но поскольку сокращение налоговых ставок сократит доходы бюджета и увеличит дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией, то следующим шагом становится сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществление широкомасштабных социальных программ, а также политика приватизации государственной собственности. Далее же комплекс мер, направленный на реализацию политики дерегулирования: ликвидация регламентации по ценам и заработной платы, либерализация (смягчение) антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др.
В неоконсервативной модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам. Основным оппонентом Дж.М. Кейнса и его последователей был знаменитый английский экономист австрийского происхождения Ф. фон Хайек (1899-1992), лауреат Нобелевской премии по экономики за 1974 г. Спор между «школой Кейнса» и «школой Хайека», начатый несколько десятилетий назад, не закончен и сегодня. Он вспыхивает вновь и вновь в странах, попадающих в полосу экономических трудностей и лихорадочно ищущих выход из кризиса. Современное неоклассическое направление представлено теориями монетаризма и неолиберализма.
Идеологи российской экономической реформы официально провозгласили приверженность принципам монетаризма и действительно пытались использовать отдельные его постулаты: были предприняты попытки создания механизмов регулирования объема предложения денег для стабилизации национального рынка (Е. Гайдар, А. Чубайс). Государственная монетарная политика проводилась через Центральный банк России, который осуществлял эмиссию денег, регулировал платежи и разрывы коммерческих банков, начал проводить операции на открытом рынке, определять величину учетной ставки, изменять уровень резервной нормы (до 20%). Вместе с тем в странах с монетаристской ориентацией, как правило, доля налогов в валовом доходе фирм колеблется от 25 до 35%; в странах же, где доминирует кейнсианская политика – от 34 до 45%. В России же их удельный вес достигает такого уровня, при котором значительная часть производств становится фактически нерентабельной. К тому же, когда наличная долларовая масса в России в пересчете по официальному курсу в несколько раз превышает рублевую наличность, невозможно нормальное кредитно-денежное регулирование исключительно монетаристскими методами. Крупный американский экономист П.А. Самуэльсон (1915 г.) в известном всему миру учебнике «Экономика» пишет в главе 9 об изменяющихся функциях государства, рассматривая четыре вида государственной деятельности:
1) прямой контроль;
2) общественное потребление;
3) государственное потребление;
4) расходы на социальное обеспечение.
При этом замечает, что управлять экономикой в отсутствии того или другого регулятора – все равно, что пытаться аплодировать одной рукой. Несколько позже известный американский экономист, один из видных представителей институционализма Дж.К. Гэлбрейт (1908), исследуя тенденции укрупнения промышленного производства, которые привели к образованию гигантских корпораций, в книге «Новое индустриальное общество» (1967) пишет, что в обществе складывается две системы – «рыночная», охватывающая преимущественно мелкие хозяйства, и «планирующая система», куда входят корпорации, взаимодействующие с государством.
Эссе
Рынок как инструмент современной экономики
Изучение данного вопроса следует начать с определения двух понятий: «рынок» и «экономический инструмент».
В экономической теории под рынком понимается система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг, посредством которых реализуются интересы участников рынка. Данное определение можно дополнить мнением Ивашковского С. Н.: «Рынок – это экономический механизм, дающий возможность продавцам и покупателям обмениваться произведенными товарами и услугами».
Далее следует привести определение «экономического инструмента».
В учебнике Г.Б. Поляка дается следующее определение понятия: «Экономический инструмент - экономическая категория, сознательно, целенаправленно используемая в интересах субъектов хозяйствования и государства».
Таким образом, можно отметить, что первое определение является составляющим второго, что выражается детализацией возникающих экономических отношений.
Следующим моментом, указывающем на рынок как инструмент является направленность на удовлетворение нужд или потребностей субъектов. Так как в рыночной экономике продукт производится не для удовлетворения собственных потребностей, а для нужд других людей, то процесс обмена порождает множество издержек — на транспортировку товара, сбор информации, ведение переговоров, заключение контрактов и их юридическую защиту и т. д. Данные издержки получил и название трансакционных. Именно они определяют в первую очередь границы рынка. Последние могут также устанавливаться административным образом, посредством запретительных мер со стороны государственных органов (квот, таможенных тарифов, лицензий и т. п.).
В экономике, как и на рынке, субъектами являются продавцы и покупатели, в качестве которых выступают домашние хозяйства (физические лица), фирмы (организации) и государство (публично-правовые образования).
Так как субъекты экономики осуществляют деятельность в различных ее отраслях, то рынок выступает механизмом воздействия на количественное и качественное производство. А также стимулирует субъектов рынка к активному обмену как в денежной, так и в натуральной форме.
Таким образом, рынок как инструмент современной экономики оказывает существенное влияние на субъектов экономических отношений, мотивируя их поведение к согласованному взаимодействию, удовлетворяя потребности каждого из них.
Библиографический список
-
Антонов, В.А. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения [Текст] / В.А. Антонов. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 548 с. -
Гроздева, Е.А. Интеграция бухгалтерской отчетности с системой национальных счетов [Текст] / Е.А. Гроздева. – Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2017. – № 4. С. 52-55. -
Иванов, Ю.Н. Экономическая статистика [Текст] / Ю.Н. Иванов. – М.: Инфра-М, 2018. С. 250-253 -
Киященко, Т.А. Проблемы в системе национальных счетов при оценке валового регионального продукта [Текст] / Т.А. Киященко. – Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2016. – № 3. С. 126- 131. -
Ковалева Т.К. Модели государственного регулирования экономики: особенности эффективных подходов на примере отдельных развитых стран // Инновации и инвестиции. – 2019. – №2. – С. 321-324 -
Салихов, Б.В. Экономическая теория [Текст] / Б.В. Салихов. – М.: Дашков и Ко. – 2016. – С. 75 -
Финансовые рынки и институты : учебник и практикум для вузов / Н. Б. Болдырева [и др.] ; под редакцией Н. Б. Болдыревой, Г. В. Черновой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 403 с.