Файл: Максимов С.Н. Инженерные сооружения (с основами строительного дела) учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

этого под пяты свода подводят боковые стены. Одноштольневая схема производства работ применяется обычно при строительстве тоннелей небольшой длины (до 500 м).

При двухштольневой схеме сначала проходят нижнюю штоль­ ню на всю длину тоннеля, а затем верхнюю штольню. При рабо­ тах, ведущихся по этой схеме, значительно улучшаются условия

;

Т~ х“

~

XI

Рис. 165. Очередность разработки тоннельного профиля способом

 

 

опертого свода:

 

а — одноштольневая схема; б — двухштольневая

схема

вентиляции выработки,

облегчается транспорт

разрабатываемой

породы при расширении тоннельного профиля, осушаются верхние пласты пород. Кроме того, создаются условия для лучшей развед­ ки горного массива по трассе тоннеля, что позволяет, в случае не­ обходимости, своевременно вносить в проект нужные изменения.

При этой схеме работ расширение верхней части тоннельного профиля производится со стороны верхней штольни, и разрабаты­ ваемая порода через специальные породоспуски переправляется в нижнюю штольню, где проложен узкоколейный путь для отвоза породы на поверхность.

Вслед за сооружением обделки через заранее вставленные в бетон трубки производят нагнетание цементного раствора до пол­ ного заполнения пустот между породой и обделкой тоннеля.

В глинах средней плотности, в глинистых сланцах, мягких мер­

гелях и других подобных

породах

применяют

с п о с о б пол ­

н о с т ь ю р а с к р ы т о г о

п р о ф и л я с

в р е м е н н о й крепью.

Порядок производства

работ по

этой

схеме

существенно от­

личен от описанных выше. Так, после продвижения забоя нижней штольни на 20—30 м разрабатывают восстающую рассечку до уровня внешнего контура тоннельной обделки. Затем из этой рас­

2 7 9



сечки в разные стороны проходят верхнюю штольню. После этого начинают разработку отдельных колец тоннеля, длиной по 6,5 м (по стандартной длине бревна) или короче, если горное давление велико. Кольца разрабатывают не подряд, а с промежутками в 13—20 м. По мере выемки породы немедленно по отдельным эта­ пам разработки профиля устанавливается временная крепь весьма сложного строения (рис. 166).

После окончания разработки всего профиля и установки креп­ ления приступают к сооружению опалубки и бетонированию. При этом в бетон заделывают трубки для последующего нагнетания цементного раствора для заполнения пространства между породой и обделкой. Удаление крепления производят только после полного затвердения бетонной обделки.

Способ раскрытого тоннельного профиля с временной крепью требует много высококачественного крепежного лесоматериала и высококвалифицированных проходчиков и, главное, крепильщиков, что существенно удорожает строительство. Кроме того, малая ско­ рость работ и длительное время раскрытия профиля без постоян­ ной обделки может способствовать развитию повышенного гор­ ного давления. В связи с этими особенностями метод имеет весьма ограниченное распространение.

280

При проходке тоннелей в породах, в которых развивается вы­

сокое

горное давление

(пески, галечники, суглинки, легкая глина

и т. п.), из числа горных способов применяют с п о с о б

о п о р н о г о

я д р а

(опорных стен).

При этом способе разработка

тоннельного

профиля и возведение обделки ведутся по частям снизу вверх. Применяется этот метод преимущественно на небольших участках, главным образом примыкающих к порталам.

Рис. 167. Схема бетонирования свода:

1 — кружало; 2 — лежень; 3 — опалубка; 4 — надкружальные стойки

При проходке тоннелей горными способами всегда применяет­ ся временная крепь той или иной конструкции, назначение кото­ рой поддержание кровли и боков выработки до сооружения по­ стоянного крепления. Типичный пример временного крепления при расширении тоннельного профиля приведен на рис. 167. Здесь основными несущими элементами являются стойки, прогоны, рас­ порки, а остальные представляют собой затяжку, непосредственно поддерживающую обнаженную поверхность выработки (забивные доски-марчеваны, поперечные доски, клинья и т. п.).

Бетонирование обделки тоннеля при горных способах также ведется по частям.

Индустриальные способы

В отличие от горных способов работ индустриальные методы позволяют организовать разработку породы и сборку обделки с максимальной механизацией. Основным методом является щитовой, при помощи которого можно сооружать тоннели в различных инженерно-геологических и гидрогеологических условиях, проходя разнообразные породы — от неустойчивых водонасыщенных песковплывунов до прочных и крепких пород. Среди тоннелестроителей.

281


Щиты сооружаются в зависимости от необходимого сечения тоннеля диаметром от 1,5 до 11 м, а для придания ему большей

маневренности

длина принимается

не

более 3Д от диаметра.

Щиты считаются малыми,

если

их

диаметр меньше 3,5 м,

средними — при

диаметре от

3,5 до

6,5

м и большими при диа­

метре более 6,5 м. По форме щиты обычно круглые и реже эллип­ тические. Кроме того, различают механизированные и немеханизи­ рованные щиты, сборно-литые, сборно-сварные и цельносварные, а также щиты с открытой или закрытой грудью. Последние приме­

няются только в

самых

неустойчивых породах — илах, неустойчи­

вых песках, супесях и т. п.

Конструкция

щита,

механизация работ по разработке породы

и установке обделки зависят от инженерно-геологических условий трассы, поэтому щиты обычно делают не универсальными, а при­ способленными к определенному комплексу пород и определенному размеру и назначению тоннеля.

Обделка, применяемая при щитовой проходке тоннелей, яв­ ляется сборной и представляет собой либо бетонные блоки, либо металлические или железобетонные тюбинги (см. рис. 158). Как те, так и другие имеют специальную форму и размеры, соответ­ ствующие частям кольца, крепящего тоннель данной формы и се­ чения.

При механизированной щитовой проходке тоннелей, так же как и при горных способах, после возведения обделки и заполне­ ния пространства между ней и обнаженной породой через неко­ торое время проводят специальные гидроизоляционные работы. Для этого через особые отверстия, имеющиеся в блоках и тюбин­ гах, за обделку тоннелей производится инъектирование гидроизо­ лирующих материалов, чеканка стыков между блоками и тюбин­

гами и другие работы.

В некоторых случаях сложной инженерно-геологической об­ становки, например на участках развития водонасыщенных, не­ устойчивых пород, обводненных песков или под руслами рек, про­ ходка осуществляется особыми способами. Среди них наиболее часто употребляется кессонная проходка с применением сжатого воздуха, нагнетаемого в разрабатываемую часть тоннеля. Для со­ здания в нужном участке тоннеля повышенного давления в готовой его части примерно в 40—50 м от забоя устраивают перегородки с четырьмя шлюзами (2 материальных, 1 людской и 1 аварийный), служащими для сообщения между зонами нормального и повы­

шенного давления.

При сооружении подводных тоннелей применяют способ опускных секций, при котором заранее изготовленные секции до­ ставляются на специальных баржах на место укладки, где с по­ мощью кранов опускаются в разработанный котлован—траншею. Соединение отдельных секций производится водолазами.

В весьма мягких породах, в которых отсутствуют валуны и другие крупные включения, применяют способ продавливания.

2 8 3


При этом способе отдельные готовые звенья обделки или трубы продавливают через породу с помощью мощных домкратов, ус­ тановленных в специальной рабочей камере. Для лучшего про­ движения по грунту первая секция обделки спереди имеет спе­ циальный нож. Способ применим только для тоннелей прямо­ линейного очертания и малого сечения.

Открытый способ

Сооружение тоннелей открытым способом применяют при малой глубине заложения их в малозастроенных районах или при выходе тоннеля на поверхность.

При этом способе производства работ выемку породы и воз­ ведение тоннельных конструкций проводят со вскрытием толщи грунтов в открытом котловане или траншеях. Как правило, глу-

Рис. 169. Постройка тоннеля открытым способом (в траншее с водопонижением)

бина котлована при открытом способе работ не превышает 15 м, так как при более глубоком заложении возрастают нагрузки на обделку тоннеля и крепление котлована, что существенно услож­ няет проведение работ.

Работы по сооружению тоннелей открытым способом можно вести одновременно на большой длине, т. е. широким фронтом, что существенно ускоряет строительство. Кроме того, обычно стоимость такого строительства оказывается значительно ниже, чем при любом другом способе, поэтому, если позволяют условия, этот способ является предпочтительным.

При открытом способе работ применяют две его разновидно­ сти: котлованный и траншейный. Первый предусматривает вскры­ тие котлована без специального крепления откосов, что возможно на незастроенных территориях, и с креплением откосов — на уча­ стках, где развитие откосов затрагивает застроенные территории.

2 8 4

Траншейный способ применяют в случаях, когда застроенность так велика, что вскрытие котлована на полную ширину сооруже­ ния невозможно.

При открытом способе производства работ по сооружению тоннелей применяют те же методы защиты котлованов и траншей,

что и при обычном фундаментостроении — ограждение

шпунто­

выми

стенками,

устройство

временного крепления стен

и т. п.

При

проходке водоносных пород применяют осушение котлована

и искусственное

понижение

уровня грунтовых и подземных вод

(рис. 169). В ряде случаев для этих целей применяется метод ис­ кусственного замораживания по контуру котлована или укрепле­ ние грунтов иными способами. Решение о применении того или другого метода защиты котлована и его крепления производится с учетом особенностей инженерно-геологической обстановки уча­ стка трассы тоннеля.

§ 6. НЕКОТОРЫЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ РАБОТЫ

При постройке тоннелей в ряде случаев приходится проходить зоны развития малоустойчивых, часто водонасыщенных пород, к

числу которых относятся мелкозернистые

водонасыщенные пес­

ки, супеси и лессы, сильнотрещиноватые

обводненные породы

и т. п. Условия проходки таких пород весьма сложны из-за при­ тока воды к тоннелю и размыва пород движущейся водой.

В таких случаях возникает необходимость не только борьбы с водопритоком, но и укрепления пород, уменьшения их водопро­ ницаемости, увеличения устойчивости на размыв, а также повы­ шения их прочности. Это достигается созданием по трассе тон­ неля на определенный его длине специальной зоны, которая в виде защитного цилиндра укрепляет и обезвоживает породы перед постройкой. Для этого применяют три группы так назы­ ваемых специальных способов закрепления грунтов.

В первую группу входят способы тампонирования пород пу­ тем цементации, глинизации, силикатизации или битумирования. Эти способы создают более или менее долговременное изменение

водопроницаемости, а в

ряде случаев и прочности пород.

Ко второй группе относят способы временного обезвоживания:

отжатие воды сжатым

воздухом, понижение уровня грунтовых

вод откачкой и замораживание грунтов.

В третью группу входит метод электрохимического закреп­ ления, в результате которого происходит обезвоживание и уплот­

нение грунта.

Выбор того или иного метода должен проводиться исходя из

анализа инженерно-геологических

и

гидрогеологических

условий

по трассе, состава пород, условий

их

залегания, характера тре­

щиноватости, водообильности и

 

режима водоносных

горизон­

тов и т. п.