Файл: Волкова екатерина владимировна, студент Научный руководитель морозова дарья фаразхановна.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

24‐25 марта 2022 года МОЛОДЕЖЬ И НАУКА: ШАГ К УСПЕХУ Том 1 МЛ‐62 271
ВОЛКОВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА, студент
Научный руководитель
МОРОЗОВА ДАРЬЯ ФАРАЗХАНОВНА, ассистент volkova-02@list.ru
Ульяновский государственный технический университет, Россия
УЧЕНИЕ Ф. БЭКОНА ОБ ИДОЛАХ
ВОЛКОВА Е.В. УЧЕНИЕ Ф. БЭКОНА ОБ ИДОЛАХ
В статье рассматривается учение об идолах английского философа
Нового времени Ф. Бэкона. Рассмотрены четыре идола, которые препят-
ствуют познанию человеком истины и природы.
Ключевые слова: Френсис Бэкон, «идолы», разум, восприятие, познание,
предрассудки.
Фрэнсис Бэкон, который жил на рубеже XVI и XVII веков, сформулиро- вал множество идей, которые по сей день повторяют психологи и специа- листы по когнитивным наукам.
В трактате «Новый Органон» Бэкон классифицировал интеллектуальные заблуждения своего времени по четырем категориям, которые он назвал идолами. Он различал их как идолов Рода, Пещеры, Рынка и Театра.
Идол – это образ, в данном случае удерживаемый в сознании, которому поклоняются, но который сам по себе не имеет сущности. Бэкон рассмат- ривал идолов не как символы, а скорее как фиксации. В этом отношении он предвосхитил современную психологию.
Идолы Рода – это обманчивые верования, присущие разуму человека и, следовательно, принадлежащие всему человеческому роду. Это ошибоч- ные абстракции, возникающие из-за общих тенденций к преувеличению, искажению и диспропорции [4, c. 116]. Например, люди, смотрящие на звезды, распространяют свои идеи, наделяя звездные небеса бесчисленны- ми воображаемыми качествами. За короткое время эти фантазии смеши- ваются с фактами до тех пор, пока соединения не станут неразделимыми.
Это может объяснить эпитафию Бэкона: «Пусть все соединения растворят- ся», которая, как говорят, является кратким изложением всего его метода
[2, с. 171].
Идолы Пещеры возникают в сознании индивидуума. Разум символиче- ски представляет собой пещеру, в которой блуждают и по-разному изме- няются мысли в зависимости от темперамента, образования, привычек, ок- ружающей среды и др. Таким образом, индивид, который уделяет внима- ние только какой-либо определенной области знаний, становится одержи- мым своим собственным особым интересом и интерпретирует все другие знания в соответствии со своими предпочтениями. Химик видит химию во всем, а придворный, постоянно присутствующий при придворных ритуа- лах, излишне подчеркивает значение королей и принцев.


272 24-25 марта 2022 года сборник научных статей 6-й Всероссийской конференции
Идолы рынка – это ошибки, возникающие из-за ложного значения, при- даваемого словам, и в этой классификации Бэкон предвосхитил современ- ную науку семантики. По его словам, распространено мнение, что мужчи- ны облекают свои мысли в слова, чтобы донести свое мнение до других, но часто слова возникают как замена мыслей, и мужчины думают, что выиг- рали спор, потому что перехитрили своих оппонентов. Постоянное воздей- ствие слов, по-разному используемых без учета их истинного значения, в свою очередь, только порождает заблуждения. Слова часто не отражают своего значения, скрывая те самые мысли, которые они призваны выра- зить.
Идолы театра возникают из-за софистики и ложной учености. Эти идолы созданы в области теологии, философии и науки, и поскольку их защища- ют ученые группы, массы безоговорочно принимают их [1]. Когда ложные учения культивируются и широко распространяются в научном сообщест- ве, они больше не подвергаются сомнению. Ложные надстройки возводят- ся на ложных основаниях, и, в итоге, системы, лишенные достоинств, де- монстрируют свое величие на мировой арене.
Суммировав недостатки, отличающие науку его времени, Бэкон предло- жил свое решение. Для него истинным знанием являлось знание причин.
Он определил физику как науку о переменных причинах, а метафизику – как науку о постоянных причинах. Одним этим утверждением ясно рас- крывается его положение в платоновском происхождении. Если бы он вы- брал Аристотеля в качестве своего наставника, определение было бы об- ратным.
Бэкон намеревался собрать в одном монументальном труде свою про- грамму обновления наук. Это он назвал Instauratio Magna («Великая ин- стаурация»), но, к сожалению, проект так и не был завершен [3, с. 54]. Од- нако он оставил достаточное количество информации, чтобы другие люди могли усовершенствовать работу.
Философия Фрэнсиса Бэкона отражает не только гениальность его соб- ственного ума, но и опыт, который является результатом полноценной и достойной жизни. Само разнообразие его достижений способствовало единству его мышления. Он осознал важность сбалансированной точки зрения и построил свои модели, сочетая идеализм Платона с практическим методом Аристотеля. От Платона он унаследовал широту взглядов, а от
Аристотеля – глубину проникновения. Подобно Сократу, он был сторон- ником полезности и, подобно Диогену, заклятым врагом софистики. Зна- ния должны были приобретаться не просто ради них самих, что является обучением, а для их использования, что является интеллектом. Главная цель философии состоит в том, чтобы улучшить состояние человека; дос- тоинство всякого учения должно определяться мерой его полезности [5].
На прочном фундаменте известного обученные умы двигаются к уни- версальному знанию, которое является завершением работы. Только зна- ние может сохранить и усовершенствовать человеческую жизнь. Несмотря


24‐25 марта 2022 года МОЛОДЕЖЬ И НАУКА: ШАГ К УСПЕХУ Том 1 МЛ‐62 273 на свой научный подход, Бэкон никоим образом игнорировал духовное со- держание мира. Знание может возникнуть из вдохновения и внутреннего озарения, но это озарение не является знанием до тех пор, пока посредст- вом экспериментов истина не будет установлена физически.
Список литературы
1. Астахова, П. Е. Влияние «идолов разума» на современного человека и способы их преодоления / П. Е. Астахова, Д. И. Иванова // Поколение будущего: сборник избран- ных статей Международной студенческой научной конференции, Санкт-Петербург, 30 ноября 2020 года. – Санкт-Петербург: ГНИИ «Нацразвитие», 2020. – С. 126-130.
2. Бэкон Ф. Новый Органон // Сочинения в двух томах. Т.2. – М.: Мысль, 1978. – С.5
- 214.
3. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века: учеб. пособие. – М.:
Высш. школа, 1974. – 379 с.
4. Осташевский, А. В. Фрэнсис Бэкон и «идолы» фейков / А. В. Осташевский, А. А.
Погорелова // Социально-гуманитарный вестник: Всероссийский сборник научных тру- дов. – Краснодар: Краснодарский центр научно-технической информации (ЦНТИ),
2020. – С. 114-119.
5. Спирова Э. М. Идолы сознания на пути к пониманию// Знание. Понимание. Уме- ние. 2006 №1
ГЛИНСКАЯ АЛЬБИНА АЛИШЕРОВНА, студент
МЫЗНИКОВА ВИКТОРИЯ ОЛЕГОВНА, студент
Научный руководитель
МОРОЗОВА ДАРЬЯ ФАРАЗХАНОВНА, ассистент glinskaya0902@mail.ru
Ульяновский государственный технический университет, Россия
ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ СУЩНОСТИ ЗНАНИЯ
ГЛИНСКАЯ А.А., МЫЗНИКОВА В.О. ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ СУЩНОСТИ ЗНАНИЯ
В данной статье раскрывается проблема знания и его сущность, а
также представлены несколько различных подходов, определяющих зна-
ние с различных сторон.
Ключевые слова: знание, научное знание, обыденное знание, обоснован-
ность знания
Английский философ Фрэнсис Бэкон однажды сказал: «Знание само по себе – сила». Понимание знания самого по себе является важной пробле- мой, так как часто данный термин употребляется в расплывчатом смысле, а нередко и вовсе определяется психологическими установками субъекта, что не является верным, поэтому попытаемся разобраться, в чем же сила знания и что оно означает по своей сути.
Мы так часто апеллируем понятием знания в повседневной жизни, что не стремимся заглядывать и понимать его сущность. Но очень сложно дать исчерпывающее определение данному понятию, ведь следует понимать, что знание может подразумевать и некие навыки, практические умения, способности, также знание может выступать как информация, то есть ос- мысление чего-либо. В философии знание есть то, что выражается обосно-