Файл: Дисциплина 4 Обеспечение качества образования в соответствии с требованиями фгос ооо.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дисциплина: 3.4 Обеспечение качества образования в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Выполнил: Сапожников В.В.
Проект по дисциплине «Обеспечение качества образования в соответствии с требованиями ФГОС ООО»
Проект №1. «Создание программы управления качеством образования с учетом требований ФГОС».
Под внутренней системой оценки качества образования (далее ВСОКО) понимается деятельность по информационному обеспечению управления образовательным процессом, основанная на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и его результатов. Внутренняя система оценки качества образования в образовательном учреждении (далее ОУ) разрабатывается в соответствии с « Законом об образовании в Российской Федерации» (статья 28, пункт 3, подпункт 13), на основании которого к компетенции образовательного учреждения относится обеспечение функционирования внутренней оценки качества образования [З]. Устав и локальные акты обеспечивают Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование № 4 2015 99 нормативно-правовые основания реализации этой системы в соответствии с нормативно-правовыми документами Российской Федерации в сфере образования.
Система оценки качества образования сегодня является одной из главных проблем развития образования на всех его уровнях. Образовательное учреждение обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели ВСОКО, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов.
Оценка качества образования в ОУ осуществляется посредством:
• системы должностного контроля (в соответствии с Положением о должностном контроле, программой контроля за образовательным процессом, циклограммой организации видов и форм контроля);
• мониторинга качества образования;
• мониторинга качества условий реализации ООП ОУ;
• общественной экспертизы качества образования (анкетирование родителей на удовлетворенность качеством образовательных услуг, предоставляемых ОУ).
Организационная структура, занимающаяся внутренней оценкой качества образования в ОУ, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию ОУ, педагогический совет, методический совет,
методические объединения педагогов, временные структуры, Попечительский советы.
Рассмотрим компетенции администрации образовательной организации в формировании и реализации ВСОКО:
• формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО в ОУ и приложений к ним, утверждает приказом директора и контролирует их исполнение;
• разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования ОУ, участвует в этих мероприятиях;
• обеспечивает на основе основной образовательной программы проведение диагностических процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования в ОУ;
• организует систему мониторинга качества образования в ОУ, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования на уровне учреждения;
• организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования (учредителя, родителей, общественности);
• обеспечивает условия для подготовки педагогов и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
• обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования; формирует информационно – аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы ОУ за учебный год, материалы самоанализа для размещения на сайте учреждения);
• принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО. Методический совет ОУ и методические объединения педагогов:
• участвуют в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов ОУ;
• содействуют проведению подготовки педагогов ОУ и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
• организуют педагогическую диагностику освоения детьми содержания ООП ОУ;
• готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне ОУ.
Педагогический совет ОУ:
• содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив;
• принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в ОУ;
• заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с ОУ по вопросам образования детей дошкольного возраста, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима в ОУ, об охране труда, здоровья и жизни воспитанников и другие вопросы образовательной деятельности ОУ.
Попечительский советы в системе государственно- общественного управления:
• оказывает содействие расширению спектра дополнительных образовательных услуг в учреждении;
• создает фонды поддержки образовательного учреждения;
• согласует направления расходования внебюджетных средств;
• осуществляет контроль за расходованием внебюджетных средств,
• анализирует степень удовлетворенности родителей образовательными услугами ОУ.
Следующим направлением во ВСОКО является оценка кадровых условий реализации ФГОС СПО: оценка уровня профессиональной и методической компетентности педагогов, реализующих ФГОС СПО.
В ходе оценки кадровых условий руководителем оценивается качество рабочих программ педагогов и календарно-тематического планирования, качество организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС СПО. Для оценки качества рабочих программ целесообразно использовать следующие критерии и показатели оценивания:
• структура программы соответствует требованиям ФГОС СПО;
• содержание разделов отвечает требованиям ФГОС СПО и особенностям ООП ОУ;
• программа имеет перечень нормативных, методических источников и список научно-методической литературы, используемый при разработке рабочей программы.
Для оценки качества профессиональной деятельности педагогов целесообразно использовать следующие критерии и показатели:
- методическая компетентность (соответствие содержания, методов и приёмов возрасту детей);
- умение заинтересовать детей выбранным содержанием;
- умение удерживать интерес детей на протяжении всего мероприятия;
- адекватность стиля взаимодействия с детьми группы. При оценке качества профессиональной деятельности педагогов целесообразно оценить и качество календарно-тематического планирования.
Критериями оценивания могут выступать:
• соответствие требованиям ФГОС СПО (тематика недель, деятельностный и компетентностный подходы к организации образовательного процесса)
• соответствие ООП ОУ
• учет особенностей детей группы, их индивидуального развития
• отражение регионального компонента
• отражение инновационной деятельности педагога.
В содержание ВСОКО в условиях реализации ФГОС СПО целесообразно включить оценку удовлетворенности родителей образовательными услугами, предоставляемыми школьным образовательным учреждением, которое посещает их ребенок. Для этого могут быть использованы следующие направления оценки:
• Удовлетворенность качеством основной образовательной программы ОУ
• Удовлетворенность качеством предоставляемых образовательных услуг
• Удовлетворенность спектром дополнительных образовательных услуг в ОУ
• Удовлетворенность условиями реализации основной образовательной программы ОУ В оценку условий реализации основной образовательной программы ОУ входит оценка развивающей предметно-пространственной среды. Для этого целесообразно использовать представленные в содержании ФГОС СПО требования к развивающей предметно-пространственной среде.
• положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе
• отсутствие конфликтов среди детей
• наличие продуктов детской деятельности
• динамика развития ребенка
• невысокий уровень шума
• отражение в среде особенностей примерной ООП школьного образования и ООП ОУ (инновационной деятельности, регионального компонента). Продуманная, грамотно спроектированная внутренняя систем оценки качества школьного образования обеспечит руководителя достоверной информацией для принятия управленческих решений в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта школьного образования.
Рассмотрим некоторые особенности
управления качеством образования.
1. В управлении качеством образования нельзя разделять функционирование и развитие. Деятельностное и практическое проявление качества образования требует построения учебной работы таким образом, чтобы обеспечить активное участие обучающихся в организации и получении своего образования.
2. Развитие способности к самообразованию. Формирование умений и компетенций, которые помогают самоорганизации и самообразованию, получению социально и личностно значимых знаний, для освоения ценностей, норм поведения, формирования отношений.
3. Высокоорганизованное мышление, умение действовать в нестандартных ситуациях. Развитие способности аналитико-критического отношения к окружающей действительности.
4. Предметная ориентация – не цель обучения, а средство освоения методологии образования.Заранее предписанные цели образования включаются в разнообразную образовательнуюсреду, что дает возможность обучающимся формировать внутреннюю мотивацию. Увеличивается роль «ситуативной педагогики», метода проектов, кейс - технологии, самообразовательной деятельности и т.д.
5.Зависимость качества образования от педагогической деятельности преподавателя, методов и технологий организации образовательного процесса.
Модель системы управления качеством
Сбор информации от потенциальных социальных заказчиков
Формирование социального заказа
Определение миссии образовательной организации
Соотношение выбранного варианта с имеющимися возможностями
Выбор типа управления (на процесс или на результат)
Определение параметров оценки результатов образования
Диагностика личности обучающихся
Прогнозирование результатов образования обучающихся
Соотношение желаемых результатов с имеющимися результатами и режимом жизнедеятельности образовательной организации