Файл: Самостоятельная работа 1 Параметр сравнения фгос 20092010 фгос 2021.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самостоятельная работа № 1 (

Параметр сравнения

ФГОС 2009/2010

ФГОС 2021

Требования к условиям реализации программ обучения


1. По использованию электронных средств обучения, дистанционных

технологий

требований не устанавливались.


Детализируют условия реализации образовательных программ

1. Использование электронных средств обучения, дистанционных

технологий.

Фиксируется право школы применять различные образовательные технологии. Это нововведение поможет школе обосновать перед родителями использование, например, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При этом, если школьники

учатся с использованием дистанционных технологий, школа должна обеспечить их индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам. И доступ должен быть как на территории школы, так и за ее пределами.

Деление учеников на группы ФГОС не устанавливал.

Деление учеников на группы Новые стандарты НОО и ООО разрешают организовать образовательную деятельность при помощи деления на группы. Обучение в группах можно строить по-разному: с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей. Это позволит учителям реализовывать дифференцированный подход.

Информационно-образовательная среда Согласно старым ФГОС у учеников в школьной библиотеке должен быть доступ к информационным интернет-ресурсам, коллекциям медиаресурсов.

Информационно-образовательная среда. Новые ФГОС определяют, что доступ к информационно­образовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода обучения.

Оснащение кабинетов ФГОС предъявляли общие требования к оснащению кабинетов.

Оснащение кабинетов

Новые ФГОС ООО установили требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям. Например, в кабинетах естественно-научного цикла должны быть комплекты специального лабораторного оборудования.

Психолого-педагогические условия отражались в минимальном объеме.


Психолого-педагогические условия

Требований стало больше. При этом акцент сделан на социально-психологической адаптации к школе. Также описан порядок, по которому следует проводить психолого­педагогическое сопровождение участников образовательных отношений.

Повышение квалификации педагогов

ФГОС четко определяли, что повышать квалификацию педагоги должны не реже чем раз в три года.

Повышение квалификации педагогов

Новые ФГОС эту норму исключили. В Законе об образовании по-прежнему закреплено, что педагог может проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию. Но указания, как часто он должен это делать, теперь нет.

Требования к структуре основной образовательной программы

Преемственность ФГОС 2009/2010 и ФГОС 2021

1. Сохранение структуры (в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)

2. общие положения

– требования к структуре программ основного общего образования и их объему;

– требования к условиям реализации программ основного общего образования;

– требования к результатам освоения программ основного общего образования

Сохранение методологической основы - системно-деятельностного подхода.

Содержание пояснительной записки было разным для НОО и ООО

Унифицировали содержание пояснительной записки ООП. На уровне НОО больше не нужно указывать состав участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности. На уровне ООО добавили общую характеристику программы. Для обоих уровней заменили подходы к формированию ООП и задачи реализации на механизмы реализации программы


Не было требований:

– к тематическому планированию курса внеурочки с учетом рабочей программы воспитания;
– тематическому планированию рабочих программ с учетом возможности использования электронных образовательных ресурсов и цифровых образовательных платформ по каждой теме;
– формам проведения внеурочных занятий

Унифицировали требования к рабочим программам. Они формируются с учетом рабочей программы воспитания и содержат указание на возможность использования электронных образовательных ресурсов.

Рабочие программы внеурочной деятельности дополнительно содержат форму проведения занятия

Деление предметов и курсов по предметным областям было другим. На уровне НОО стандарт не закреплял предметы и модули

На уровне НОО конкретизировали учебные предметы и модули.

На уровне ООО заменили некоторые предметы на модули. В предметной области «Математика и информатика» оставили только предметы «Математика» и «Информатика». В математику входят курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика». Предмет «История» включает курсы «История России» и «Всеобщая история»

Изучение родного языка было обязательным для всех, а второго иностранного – на уровне ООО

Закрепили, что изучение родного и второго иностранного языков можно организовать, если есть условия в школе и заявление родителей

Объем часов аудиторной нагрузки во ФГОС НОО:

– 2904 – минимум;
– 3345 – максимум.

ФГОС ООО:

– 5267 – минимум;
– 6020 – максимум.

Объем внеурочной деятельности для НОО – 1350 часов за четыре года

Изменили объем часов аудиторной нагрузки. ФГОС НОО:

– 2954 – минимум;
– 3190 – максимум.

ФГОС ООО:

– 5058 – минимум;
– 5549 – максимум.

Уменьшили объем внеурочной деятельности для НОО – до 1320 часов за четыре года

Содержательный раздел ООП включал:

– программу формирования УУД на уровне НОО или программу развития УУД на уровне ООО;
– программы отдельных учебных предметов, курсов внеурочки на уровне НОО;
– рабочую программу воспитания;
– программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на уровне НОО;
– программу коррекционной работы

Изменили структуру содержательного раздела ООП. На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

На уровне ООО вместо программы развития УУД указали программу формирования УУД. Добавили рабочие программы учебных модулей

Норм об электронных средствах обучения и дистанционных технологиях не было

Закрепили использование электронных средств обучения, дистанционных технологий. Если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, нужно обеспечить их индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам на территории школы и за ее пределам

Норм о делении учеников на группы не было

Закрепили возможность и правила деления учеников на группы. Теперь образовательную деятельность можно реализовывать в группах по-разному, в том числе с углубленным изучением отдельных предметных областей, предметов – с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, психического и физического здоровья, пола, общественных и профессиональных целей детей

Рабочая программа воспитания была модульной и включала обязательные разделы. Для рабочей программы воспитания ООО было меньше требований

Изменили требования к рабочей программе воспитания. Теперь она может, но не обязана включать модули. Главное – описать четыре обязательных раздела.

Для ООО закрепили дополнительные требования. Программа должна обеспечивать целостность образовательной среды, самореализацию и практическую подготовку учеников, учитывать социальные потребности семей и т. д.

Устанавливали общие требования к оснащению кабинетов. Так, в школе должны были быть лингафонные кабинеты и помещения для проектной деятельности, занятий музыкой

На уровне ООО установили требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям. В частности, кабинеты естественно-научного цикла нужно оснастить комплектами специального лабораторного оборудования

Не устанавливали форму учебного пособия

Ввели новые требования к форме учебных пособий. Теперь, если обеспечиваете каждого ученика учебным пособием, надо предоставить его в печатной форме. Дополнительно можно предоставить электронную версию

Была норма о том, что непрерывность профессионального развития работников должна обеспечиваться за счет освоения дополнительных профессиональных программ по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года

Исключили норму, по которой педагоги должны повышать квалификацию не реже, чем раз в три года. В Законе об образовании по-прежнему закреплено, что педагог вправе проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию. Как часто он должен это делать, теперь не указано

ФГОС НОО можно было использовать для разработки АООП НОО. Также можно было разработать программу коррекционной работы.

ФГОС ООО также содержал требования к программе коррекционной работы, но их было меньше

Закрепили, что адаптированные программы на уровне ООО разрабатывают на основе нового ФГОС ООО. Для этого в него добавили вариации предметов. Например, для глухих и слабослышащих можно не включать в программу музыку. Для всех детей с ОВЗ вместо физкультуры надо внести адаптивную физкультуру. Если увеличиваете срок освоения адаптированной программы до шести лет, объем аудиторных часов не может превышать 6018.

Из ФГОС НОО убрали нормы об учениках с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), так как для них действуют отдельные стандарты

Требования к результатам обучения

Личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно.

Личностные результаты (ценности и мотивация) Ориентация на формирование системы ценности и мотивов
Метапредметные результаты («soft skills») Три группы УУД: познавательные, коммуникативные и регулятивные действия

Формулировки личностных результатов:

«ценностное отношение к»

«уважительное отношение к»

«интерес к»

Формулировки метапредметных результатов:

«находить»

«выявлять»

«устанавливать»

«выбирать»
Предметные результаты

Формулировки предметных результатов:

«осознавать»

«понимать»

«владеть»

«использовать»

«приобретение опыта»

ФГОС конкретизируют результаты освоения программ

Требования к результатам реализации ОП в обновленных ФГОС сформулированы в категориях системно-деятельностного подхода

Личностные результаты (по направлениям воспитательной работы):

– Патриотическое воспитание (4)

– Гражданское воспитание (8)

– Духовно-нравственное воспитание (3)

– Эстетическое воспитание (3)

– Воспитание ценности научного познания (3)

– Физическое воспитание.

– Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия (5)

– Трудовое воспитание (5)

– Экологическое воспитание (5)

Всего = 36 конкретных формулировок личностных результатов
Метапредметные результаты:

– Овладение универсальными учебными познавательными действиями

– Базовые логические действия (НОО - 5, ООО - 6)

– Базовые исследовательские действия (НОО - 6,

ООО - 4)

– Работа с информацией (НОО - 6, ООО - 5)

– Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями

– Общение (НОО - 8, ООО - 6)

– Совместная деятельность (НОО - 4, ООО - 4)

– Овладение универсальными регулятивными действиями

– Самоорганизация (НОО - 2, ООО - 2)

Самоконтроль (НОО - 2, ООО - 3)

Всего = 33/30 конкретных результатов
Предметные результаты включают:

умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
По каждому предмету приведено по 15-20 конкретизированных формулировок предметных результатов.
Добавлены результаты по каждому модулю ОРКСЭ.
На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин



Требования к рабочим программам


Критерий

Старый ФГОС

Новый ФГОС

Виды программ

Рабочие программы учебных предметов и курсов, в том числе и внеурочной деятельности

Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, в том числе и внеурочной деятельности, учебных модулей

Структура рабочих программ

Различается для рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности

Одинаковая для всех рабочих программ, в том числе и программ внеурочной деятельности

Тематическое планирование рабочих программ учебных предметов, курсов

С учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

С указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы, возможности использования по этой теме ЭОР и ЦОР

Тематическое планирование рабочих программ курсов внеурочной деятельности

С учетом рабочей программы воспитания

С указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы, возможности использования по этой теме ЭОР и ЦОР

Учет рабочей программы воспитания

Только в разделе

«Тематическое

планирование»

Во всех разделах рабочей программы

Особенности рабочей программы курса внеурочной деятельности

В содержании программы должны быть указаны формы организации и виды деятельности

В программе должны быть указаны формы проведения занятий



Рабочая программа воспитания

Внесли изменения в структуру рабочей программы воспитания.

Требования к структуре рабочей программы воспитания


Номер

раздела

Название раздела рабочей программы воспитания

Старый ФГОС

Новый ФГОС

1

Описание особенностей воспитательного процесса

Анализ воспитательного процесса в организации

2

Цель и задачи воспитания обучающихся

Без изменений

3

Виды, формы и содержание совместной деятельности педагогических работников, обучающихся и социальных партнеров организации, осуществляющей образовательную деятельность

Виды, формы и содержание воспитательной деятельности с учетом специфики организации, интересов субъекта воспитания, тематики учебных модулей

4

Основные направления самоанализа воспитательной работы в организации, осуществляющей образовательную деятельность

Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся


Новые стандарты конкретизируют содержание календарного плана воспитательной работы, который входит в организационный раздел ООП. Он должен содержать перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организует и проводит школа или в которых она принимает участие.


Программа формирования универсальных учебных действий

По новому ФГОС ООО нужно разрабатывать программу формирования УУД, а не программу развития УУД, как это было раньше. То есть теперь программа имеет одинаковое название на уровнях НОО и ООО: «Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся».

Требований к программе формирования УУД стало меньше. Для уровня ООО прописали, что теперь нужно формировать у учеников знания и навыки в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества.

Предметные области и предметы

Новые ФГОС НОО и ООО регламентируют перечень обязательных предметных областей, учебных предметов и учебных модулей.


Учебный план НОО

Предметные области

Учебные предметы (учебные модули)

Русский язык и литературное чтение

Русский язык Литературное чтение

Родной язык и литературное чтение на родном языке

Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации Литературное чтение на родном языке

Иностранный язык

Иностранный язык

Математика и информатика

Математика

Обществознание и естествознание (Окружающий мир)

Окружающий мир

Основы религиозных культур и светской этики

Основы религиозных культур и светской этики:

  • учебный модуль «Основы православной культуры»;

  • учебный модуль «Основы иудейской культуры»;

  • учебный модуль «Основы буддистской культуры»;

  • учебный модуль «Основы исламской культуры»;

  • учебный модуль «Основы религиозных культур народов России»;

  • учебный модуль «Основы светской этики»

Искусство

Изобразительное искусство

Музыка



Технология

Технология

Физическая культура

Физическая культура





Учебный план ООО

Предметные области

Учебные предметы (учебные курсы или учебные модули)

Русский язык и литература

Русский язык Литература

Родной язык и родная литература

Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации Родная литература

Иностранные языки

Иностранный язык Второй иностранный язык

Математика и информатика

Математика:

учебные курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика»

Информатика

Общественно-научные предметы

История:

учебные курсы «История России», «Всеобщая история»

Обществознание

География

Естественно-научные предметы

Физика

Химия

Биология

Основы духовно-нравственной культуры народов России

Выбор одного из учебных курсов (учебных модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

Искусство

Изобразительное искусство

Музыка

Технология

Технология

Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности

Физическая культура

Основы безопасности жизнедеятельности