Файл: Самостоятельная работа 1 Параметр сравнения фгос 20092010 фгос 2021.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самостоятельная работа № 1 (
Параметр сравнения | ФГОС 2009/2010 | ФГОС 2021 |
Требования к условиям реализации программ обучения | 1. По использованию электронных средств обучения, дистанционных технологий требований не устанавливались. | Детализируют условия реализации образовательных программ 1. Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий. Фиксируется право школы применять различные образовательные технологии. Это нововведение поможет школе обосновать перед родителями использование, например, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При этом, если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, школа должна обеспечить их индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам. И доступ должен быть как на территории школы, так и за ее пределами. |
Деление учеников на группы ФГОС не устанавливал. | Деление учеников на группы Новые стандарты НОО и ООО разрешают организовать образовательную деятельность при помощи деления на группы. Обучение в группах можно строить по-разному: с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей. Это позволит учителям реализовывать дифференцированный подход. | |
Информационно-образовательная среда Согласно старым ФГОС у учеников в школьной библиотеке должен быть доступ к информационным интернет-ресурсам, коллекциям медиаресурсов. | Информационно-образовательная среда. Новые ФГОС определяют, что доступ к информационнообразовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода обучения. | |
Оснащение кабинетов ФГОС предъявляли общие требования к оснащению кабинетов. | Оснащение кабинетов Новые ФГОС ООО установили требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям. Например, в кабинетах естественно-научного цикла должны быть комплекты специального лабораторного оборудования. | |
Психолого-педагогические условия отражались в минимальном объеме. | Психолого-педагогические условия Требований стало больше. При этом акцент сделан на социально-психологической адаптации к школе. Также описан порядок, по которому следует проводить психологопедагогическое сопровождение участников образовательных отношений. | |
Повышение квалификации педагогов ФГОС четко определяли, что повышать квалификацию педагоги должны не реже чем раз в три года. | Повышение квалификации педагогов Новые ФГОС эту норму исключили. В Законе об образовании по-прежнему закреплено, что педагог может проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию. Но указания, как часто он должен это делать, теперь нет. | |
Требования к структуре основной образовательной программы | Преемственность ФГОС 2009/2010 и ФГОС 2021 1. Сохранение структуры (в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») 2. общие положения – требования к структуре программ основного общего образования и их объему; – требования к условиям реализации программ основного общего образования; – требования к результатам освоения программ основного общего образования Сохранение методологической основы - системно-деятельностного подхода. | |
Содержание пояснительной записки было разным для НОО и ООО | Унифицировали содержание пояснительной записки ООП. На уровне НОО больше не нужно указывать состав участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности. На уровне ООО добавили общую характеристику программы. Для обоих уровней заменили подходы к формированию ООП и задачи реализации на механизмы реализации программы | |
Не было требований: – к тематическому планированию курса внеурочки с учетом рабочей программы воспитания; – тематическому планированию рабочих программ с учетом возможности использования электронных образовательных ресурсов и цифровых образовательных платформ по каждой теме; – формам проведения внеурочных занятий | Унифицировали требования к рабочим программам. Они формируются с учетом рабочей программы воспитания и содержат указание на возможность использования электронных образовательных ресурсов. Рабочие программы внеурочной деятельности дополнительно содержат форму проведения занятия | |
Деление предметов и курсов по предметным областям было другим. На уровне НОО стандарт не закреплял предметы и модули | На уровне НОО конкретизировали учебные предметы и модули. На уровне ООО заменили некоторые предметы на модули. В предметной области «Математика и информатика» оставили только предметы «Математика» и «Информатика». В математику входят курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика». Предмет «История» включает курсы «История России» и «Всеобщая история» | |
Изучение родного языка было обязательным для всех, а второго иностранного – на уровне ООО | Закрепили, что изучение родного и второго иностранного языков можно организовать, если есть условия в школе и заявление родителей | |
Объем часов аудиторной нагрузки во ФГОС НОО: – 2904 – минимум; – 3345 – максимум. ФГОС ООО: – 5267 – минимум; – 6020 – максимум. Объем внеурочной деятельности для НОО – 1350 часов за четыре года | Изменили объем часов аудиторной нагрузки. ФГОС НОО: – 2954 – минимум; – 3190 – максимум. ФГОС ООО: – 5058 – минимум; – 5549 – максимум. Уменьшили объем внеурочной деятельности для НОО – до 1320 часов за четыре года | |
Содержательный раздел ООП включал: – программу формирования УУД на уровне НОО или программу развития УУД на уровне ООО; – программы отдельных учебных предметов, курсов внеурочки на уровне НОО; – рабочую программу воспитания; – программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на уровне НОО; – программу коррекционной работы | Изменили структуру содержательного раздела ООП. На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. На уровне ООО вместо программы развития УУД указали программу формирования УУД. Добавили рабочие программы учебных модулей | |
Норм об электронных средствах обучения и дистанционных технологиях не было | Закрепили использование электронных средств обучения, дистанционных технологий. Если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, нужно обеспечить их индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам на территории школы и за ее пределам | |
Норм о делении учеников на группы не было | Закрепили возможность и правила деления учеников на группы. Теперь образовательную деятельность можно реализовывать в группах по-разному, в том числе с углубленным изучением отдельных предметных областей, предметов – с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, психического и физического здоровья, пола, общественных и профессиональных целей детей | |
Рабочая программа воспитания была модульной и включала обязательные разделы. Для рабочей программы воспитания ООО было меньше требований | Изменили требования к рабочей программе воспитания. Теперь она может, но не обязана включать модули. Главное – описать четыре обязательных раздела. Для ООО закрепили дополнительные требования. Программа должна обеспечивать целостность образовательной среды, самореализацию и практическую подготовку учеников, учитывать социальные потребности семей и т. д. | |
Устанавливали общие требования к оснащению кабинетов. Так, в школе должны были быть лингафонные кабинеты и помещения для проектной деятельности, занятий музыкой | На уровне ООО установили требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям. В частности, кабинеты естественно-научного цикла нужно оснастить комплектами специального лабораторного оборудования | |
Не устанавливали форму учебного пособия | Ввели новые требования к форме учебных пособий. Теперь, если обеспечиваете каждого ученика учебным пособием, надо предоставить его в печатной форме. Дополнительно можно предоставить электронную версию | |
Была норма о том, что непрерывность профессионального развития работников должна обеспечиваться за счет освоения дополнительных профессиональных программ по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года | Исключили норму, по которой педагоги должны повышать квалификацию не реже, чем раз в три года. В Законе об образовании по-прежнему закреплено, что педагог вправе проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию. Как часто он должен это делать, теперь не указано | |
ФГОС НОО можно было использовать для разработки АООП НОО. Также можно было разработать программу коррекционной работы. ФГОС ООО также содержал требования к программе коррекционной работы, но их было меньше | Закрепили, что адаптированные программы на уровне ООО разрабатывают на основе нового ФГОС ООО. Для этого в него добавили вариации предметов. Например, для глухих и слабослышащих можно не включать в программу музыку. Для всех детей с ОВЗ вместо физкультуры надо внести адаптивную физкультуру. Если увеличиваете срок освоения адаптированной программы до шести лет, объем аудиторных часов не может превышать 6018. Из ФГОС НОО убрали нормы об учениках с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), так как для них действуют отдельные стандарты | |
Требования к результатам обучения | Личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно. Личностные результаты (ценности и мотивация) Ориентация на формирование системы ценности и мотивов Метапредметные результаты («soft skills») Три группы УУД: познавательные, коммуникативные и регулятивные действия Формулировки личностных результатов: «ценностное отношение к» «уважительное отношение к» «интерес к» Формулировки метапредметных результатов: «находить» «выявлять» «устанавливать» «выбирать» Предметные результаты Формулировки предметных результатов: «осознавать» «понимать» «владеть» «использовать» «приобретение опыта» | ФГОС конкретизируют результаты освоения программ Требования к результатам реализации ОП в обновленных ФГОС сформулированы в категориях системно-деятельностного подхода Личностные результаты (по направлениям воспитательной работы): – Патриотическое воспитание (4) – Гражданское воспитание (8) – Духовно-нравственное воспитание (3) – Эстетическое воспитание (3) – Воспитание ценности научного познания (3) – Физическое воспитание. – Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия (5) – Трудовое воспитание (5) – Экологическое воспитание (5) Всего = 36 конкретных формулировок личностных результатов Метапредметные результаты: – Овладение универсальными учебными познавательными действиями – Базовые логические действия (НОО - 5, ООО - 6) – Базовые исследовательские действия (НОО - 6, ООО - 4) – Работа с информацией (НОО - 6, ООО - 5) – Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – Общение (НОО - 8, ООО - 6) – Совместная деятельность (НОО - 4, ООО - 4) – Овладение универсальными регулятивными действиями – Самоорганизация (НОО - 2, ООО - 2) Самоконтроль (НОО - 2, ООО - 3) Всего = 33/30 конкретных результатов Предметные результаты включают: умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. По каждому предмету приведено по 15-20 конкретизированных формулировок предметных результатов. Добавлены результаты по каждому модулю ОРКСЭ. На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин |
Требования к рабочим программам
Критерий | Старый ФГОС | Новый ФГОС |
Виды программ | Рабочие программы учебных предметов и курсов, в том числе и внеурочной деятельности | Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, в том числе и внеурочной деятельности, учебных модулей |
Структура рабочих программ | Различается для рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности | Одинаковая для всех рабочих программ, в том числе и программ внеурочной деятельности |
Тематическое планирование рабочих программ учебных предметов, курсов | С учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы | С указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы, возможности использования по этой теме ЭОР и ЦОР |
Тематическое планирование рабочих программ курсов внеурочной деятельности | С учетом рабочей программы воспитания | С указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы, возможности использования по этой теме ЭОР и ЦОР |
Учет рабочей программы воспитания | Только в разделе «Тематическое планирование» | Во всех разделах рабочей программы |
Особенности рабочей программы курса внеурочной деятельности | В содержании программы должны быть указаны формы организации и виды деятельности | В программе должны быть указаны формы проведения занятий |
Рабочая программа воспитания
Внесли изменения в структуру рабочей программы воспитания.
Требования к структуре рабочей программы воспитания
Номер раздела | Название раздела рабочей программы воспитания | |
Старый ФГОС | Новый ФГОС | |
1 | Описание особенностей воспитательного процесса | Анализ воспитательного процесса в организации |
2 | Цель и задачи воспитания обучающихся | Без изменений |
3 | Виды, формы и содержание совместной деятельности педагогических работников, обучающихся и социальных партнеров организации, осуществляющей образовательную деятельность | Виды, формы и содержание воспитательной деятельности с учетом специфики организации, интересов субъекта воспитания, тематики учебных модулей |
4 | Основные направления самоанализа воспитательной работы в организации, осуществляющей образовательную деятельность | Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся |
Новые стандарты конкретизируют содержание календарного плана воспитательной работы, который входит в организационный раздел ООП. Он должен содержать перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организует и проводит школа или в которых она принимает участие.
Программа формирования универсальных учебных действий
По новому ФГОС ООО нужно разрабатывать программу формирования УУД, а не программу развития УУД, как это было раньше. То есть теперь программа имеет одинаковое название на уровнях НОО и ООО: «Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся».
Требований к программе формирования УУД стало меньше. Для уровня ООО прописали, что теперь нужно формировать у учеников знания и навыки в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества.
Предметные области и предметы
Новые ФГОС НОО и ООО регламентируют перечень обязательных предметных областей, учебных предметов и учебных модулей.
Учебный план НОО | |
Предметные области | Учебные предметы (учебные модули) |
Русский язык и литературное чтение | Русский язык Литературное чтение |
Родной язык и литературное чтение на родном языке | Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации Литературное чтение на родном языке |
Иностранный язык | Иностранный язык |
Математика и информатика | Математика |
Обществознание и естествознание (Окружающий мир) | Окружающий мир |
Основы религиозных культур и светской этики | Основы религиозных культур и светской этики:
|
Искусство | Изобразительное искусство Музыка |
Технология | Технология |
Физическая культура | Физическая культура |
Учебный план ООО | |
Предметные области | Учебные предметы (учебные курсы или учебные модули) |
Русский язык и литература | Русский язык Литература |
Родной язык и родная литература | Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации Родная литература |
Иностранные языки | Иностранный язык Второй иностранный язык |
Математика и информатика | Математика: • учебные курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика» Информатика |
Общественно-научные предметы | История: • учебные курсы «История России», «Всеобщая история» Обществознание География |
Естественно-научные предметы | Физика Химия Биология |
Основы духовно-нравственной культуры народов России | Выбор одного из учебных курсов (учебных модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся |
Искусство | Изобразительное искусство Музыка |
Технология | Технология |
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности | Физическая культура Основы безопасности жизнедеятельности |