Файл: Библейские сюжеты в живописи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №1
Итоговый индивидуальный проект

Тема: Библейские сюжеты в живописи

Секция «Изобразительное искусство»


Хабаровск 2020

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………

3

1. ЖИВОПИСЬ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ…………………...

4

    1. История возникновения живописи……………………………………..

4

1.2. Стили и жанры живописи…………………………………………………

6

2. БИБЛЕЙСКИЕ СЮЖЕТЫ В ЖИВОПИСИ………………………………...

9

3. СОВРЕМЕННЫЕ ХУДОЖНИКИ. БИБЛЕЙСКИЕ СЮЖЕТЫ В НАШЕ ВРЕМЯ…………………………………………………………………………….

10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..

12

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ САЙТЫ……………………………………………………..

14

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….

15


ВВЕДЕНИЕ

Тема данного проекта говорит сама за себя. Речь пойдёт о живописи, как разновидности искусства, а так же, библейских сюжетах, которые нашли своё место в этой области. Люди издревле искали в искусстве различные способы выражения своих эмоций, чувств и мыслей при помощи устных и письменных сказаний, музыки и изобразительного искусства. Так, во времена, когда любые необъяснимые явления природы списывали на божественную деятельность, а тайны мирового бытия обосновывали рукотворством некоего Создателя, и зародились библейские сюжеты в живописи. Но прежде чем перейти к конкретике, обратимся к общим понятиям изобразительного искусства.

Цель проекта: проанализировать полученную информацию и сделать на основе анализа выводы об актуальности библейских сюжетов в живописи в современном мире.

Задачи проекта: прояснить понятие живописи, а так же её разновидностей, выяснить к какому из направлений живописи относятся библейские сюжеты, узнать авторов картин с библейским подтекстом, какова технология написания этих картин и, наконец, проанализировать актуальность данной темы в современном мире.


Предполагаемый продукт проекта: расширенный кругозор в области искусства и библейских сюжетов в живописи.

Необходимое оборудование: информационные ресурсы.


  1. ЖИВОПИСЬ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ

1.1.История возникновения живописи

Живопись – это вид изобразительного искусства, представляющий собой способ запечатление окружающего мира красками на различной поверхности.

Живопись возникла более 40-12 тысяч лет назад, когда первобытные люди использовали вместо холстов - скалы, а вместо красок – сажу и землю. Цветовая гамма тех рисунков не была излишне разнообразной, в зависимости от состава почвы, оттенки пигмента варьировались от ржавого коричневого до зелёной умбры. Хотя некоторые обыватели прибегали к более виртуозным методам добычи красящих веществ и добывали более яркие цвета из растительных красителей.

Изначально на изображениях пещерных сводов были только животные, изредка дополняемые невзрачными очертаниями людей, которые, в свою очередь, по замыслу древних художников, занимались охотой или сбором урожая. Но уже в 8-4 веках до нашей эры впервые появились более проработанные образы людей, отняв большую часть внимания на себя. Их родиной стал Древний Египет, где наскальная живопись переросла в настенную. В гробницах фараонов, на внутренних стенах пирамид изображали различных божеств, человекоподобной внешности. Их-то и можно считать первыми рисунками на религиозную тематику, однако, они всё ещё не имеют никакого отношения к библейским сюжетам.

Веками позже, «эстафету изобразительного искусства» от египтян приняли древние греки. Они стали расширять свои знания и умения в живописи, первыми протоптав дорогу к более утончённой передаче объёма и перспективы на картинах. Однако, популярность живописи среди греков быстро угасла и переросла в вазопись. Зато римляне, высоко ценившие замысловатость в искусстве, глубоко заинтересовались наработками своих соседей и продолжили их труды. Римляне стали всё больше преобразовывать стилистики живописи и в конечном итоге отошли от канонов реализма, приблизившись к духовной части картин. В этот момент стали возникать иконописи, иллюстрации библейских сюжетов, а так же прочие сюжеты с религиозным подтекстом. Духовная составляющая приобрела приоритет над техническими аспектами живописи.

1.2. Стили и жанры в живописи

С развитием живописи, на территории Европы стали возникать различные стили и жанры, которые, не смотря на своё разнообразие, делились на два основных вида:


  1. Станковая живопись. Своим названием этот вид живописи обязан мольберту, который и подразумевается под «станком». Это обычный способ запечатления мира, который мы привыкли чаще всего видеть. Холст закрепляется на доске мольберта, на специальной подставке между его ножек располагаются краски и кисти, а сам художник имеет возможность не только более точно передать изображение из-за вертикального положения холста, но и время от времени отходить от работы, чтобы проверить её целостность и сбалансированность в цвете и композиции.

  2. Монументальная живопись. Данный вид живописи тесно сплетён с архитектурой. Иначе его называют «мураль», что значит «настенная живопись». Главная его цель – дополнить идею архитектора, подчеркнуть особенности здания, добавив ему уникальности завораживающими произведениями искусства на потолке или стенах помещения. Чаще всего в монументальной живописи используют технику фрески – роспись по сырой штукатурке.

Сама по себе живопись является способом передачи изображений рукотворным образом. Однако, огромнейшее разнообразие стилей и жанров позволяет показать мир не только таким, какой он есть, но и через призму личного взгляда художника. Стиль – это совокупность приёмов, выражающихся в особенных признаках или свойствах художественного оформления. Ниже будут перечислены основные стили живописи, которые имеют прямое отношение к теме проекта:

  1. Ренессанс или возрождение. Родиной данного стиля является Италия, 14-ый век. В нём ценятся изящество и утончённость человеческого тела, художники проявляют огромный интерес к деталям. Ренессанс стал основоположником стиля рококо – более узкой вариацией барокко.

  2. Классицизм. Возник в 17 веке, в странах Западной Европы и лишь через сто лет охватил и остальную её часть. Догматичный, натуралистичный стиль стал прародителем современного академизма. Классицизм стремится к реализму.

  3. Романтизм. Самый популярный стиль 18-го века, возникший в Западной Европе. Его основными характеристиками является передача эмоций лиц, находящихся на холсте, а так же восхваление величия природы.

  4. Авангардизм. Данное направление возникло уже в 20 веке. Его целью является внедрить в живопись новые идеи, через упрощение форм. Он перечит всем устоявшимся традициям и борется с общепринятыми стереотипами.


Помимо стилей, живопись так же имеет жанры. Жанррод произведений, характеризующийся теми или иными стилистическими признаками.Если стиль можно считать способом передачи информации, то жанр в данном случае будет местом. Рассмотрим наиболее известные жанры в живописи, которые так же будут полезны для анализа библейских сюжетов в живописи:

  1. Портрет. Общеизвестное изображение человека или группы людей. Целью портрета является как можно более точная передача внешности и внутреннего мира натурщика.

  2. Исторический. Данный жанр включает в себя изображения реальных событий, несущих социальную значимость для народа или всего человечества. Сюда так же входят библейские, евангельские и мифологические сюжеты.

  3. Бытовой. Жанр, передающий обычные буди человека, стремится показать социальные проблемы общества, с которыми оно сталкивается каждый день.



  1. Архитектурный. Этот жанр передаёт архитектурный ландшафт, а так же интерьер. Городские виды в данном жанре своего рода аналог пейзажной живописи, но с «каменными джунглями», вместо природы.

Теперь, обладая необходимой терминологией, можно углубиться в библейские сюжеты, которые присутствуют в перечисленных стилях и жанрах живописи.

2.БИБЛЕЙСКИЕ СЮЖЕТЫ В ЖИВОПИСИ

Библейские сюжеты, как ни странно, возникли благодаря Библии – священной книге в христианстве, в которой описаны все тайны сотворения мира и наставления для человека, желающего быть праведным. Многие художники вдохновлялись историями, описанными в этой книге, ведь в те времена высоко ценилась духовная составляющая картин. Для начала, это были произведения эпохи возрождения – ренессанса: «Явление Христа» - Франчабиджо, «Поцелуй Иуды» - Джотто, «Страшный Суд» - Микеланджело, «Успение Богородицы» - Тициан Вечееллио, «Святой Пётр исцеляет своей тенью» - Мазаччо и множество других. В эти века многие художники, скульпторы и архитекторы увлечённо иллюстрировали события из Библии, уже названный Микеланджело Буонарроти из Италии был одним из известнейших.

В стиле классицизма могут быть известны работы Николы Пуссена – «Моисей, иссекающий воду из скалы», «Оплакивание Христа», «Нахождение Моисея», «Исцеление иерихонского слепца» и другие. Эти картины так же можно отнести к бытовому и историческому жанру, так как на них изображены события, произошедшие по канону Библии, с большим скоплением простых людей-обывателей.


К стилю романтизма можно отнести картины Рубенса – «Святое семейство». Не смотря на достаточно консервативную позицию Библии, авангардизм тоже может похвастать немалым количеством библейских сюжетов: Марк Шагал – «Ангел», «Рождество», «Распятие» и другие.

В этой главе перечислена малая часть всех картин, которые имеют библейский подтекст. Художники со времён возникновения Библии глубоко ценили её духовность и глубокий смысл, поэтому охотно иллюстрировали самые яркие моменты, вроде распятия Иисуса Христа или чудесных исцелений.

  1. СОВРЕМЕННЫЕ ХУДОЖНИКИ.

БИБЛЕЙСКИЕ СЮЖЕТЫ В НАШЕ ВРЕМЯ

В наше время изобразительное искусство делится скорее на традиционный и цифровой вид, нежели станковый и монументальный. Можно ли назвать цифровую живопись – живописью – вопрос спорный. Однако, выполняя её по схожей технике с традиционным вариантом, цифровой пейзаж будет трудно отличить от привычного нам материального. Тем не менее, начнём с художников, не изменивших традициям.

Стиль, узконаправленный на библейские сюжеты – иконопись. Иконопись говорит сама за себя: это стиль живописи, направленный на изображение икон.И, пожалуй, он единственный, сохранивший себя в непрестанном виде из данной области. Иконопись может быть как станковой, так и монументальной. Но, не смотря на свою универсальность, из интервью наших современников можно узнать, что профессия иконописца не слишком востребована. Кто-то принимает заказы от храмов для росписи стен и потолка, что может быть опасно для здоровья в связи с экстремальными условиями, ведь, стоит напомнить, мураль чаще всего исполняется в технике фрески. А кто-то берёт индивидуальные заказы от частных лиц, что оплачивается больше и сопровождается куда более комфортными условиями, но имеет больше специфики в отношении заказов.

И, тем не менее, в оплате даже заказы от храмов часто не превышают среднестатистическую зарплату в России, а бывает, и вовсе оплачивают работу благословлением. Поэтому, наши современные иконописцы работают практически полностью на энтузиазме. Среди них может быть хорошо известен Александр Чашкин. Он расписывал Иверскую часовню на Красной площади, храм великомученика Георгия Победоносца на Поклонной горе