Файл: Цель тренинга повышение уровня готовности студентов к адекватному поведению в конфликтных ситуациях на педагогической практике. Упражнение 1 Тонущий корабль.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Что именно было причиной успеха (или, напротив, неудачи?
В конфликте, когда человек переживает сильные отрицательные эмоции, появляются проблемы с их выражением: стресс, повышение голоса, сердцебиение, ускоренное дыхание, побледнение, грубые слова, которые унижают другого.
4. К. Томас выделяет пять способов выхода из конфликтной ситуации:Конкуренция (соревнование) предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера. «Чтобы я победил, ты должен проиграть». Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера. «Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю».
Компромисс представляет собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороной. «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».
Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека, при этом собственные интересы отходят на задний план. «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».
Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон. «Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».
Далее психолог знакомит с результатами диагностики по методике «Тест 30 пословиц»:
«акулы» чаще используют соревнование»;
«черепахи» – уклонение;
«медвежата» – приспособление;
«лисы» – компромисс»;
«совы» – сотрудничество.
В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными являются такие способы выхода из конфликта, как сотрудничество и компромисс. Однако любая из представленных Томасом стратегий может оказаться в разных ситуациях эффективной, поскольку имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Как бы нам ни хотелось этого, едва ли возможно представить и тем более осуществить совершенно бесконфликтное взаимодействие между людьми. Иногда даже важнее не избежать конфликта, а грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации и привести стороны к конструктивному соглашению.
5. Упражнение “Плюсы и минусы конфликта” На конфликт, как, наверное, и на любое явление действительности, можно посмотреть с разных точек зрения и найти свои плюсы и минусы. Многие из нас конфликты рассматривают чаще всего как негативное явление, которое приводит к нарушению взаимоотношений и другим отрицательным последствиям. Но нельзя забывать, что преодоление кризисов, в том числе конфликтных ситуациях, зачастую позволяют перейти на новый этап взаимодействия с другими людьми, на новый уровень восприятия окружающего мира и себя в нём. И сейчас мы с вами убедимся в этом при выполнении упражнения.
Разбейтесь на 2 команды. Первая команда записывает как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, вторая команда, описывают негативные последствия конфликтов.
Далее каждая группа оглашает свой список, а ведущий фиксирует его на листе ватмана или доске. Если у команды соперников возникают вопросы и замечания, то они могут их озвучить, после того как команда полностью закончит свой ответ.
Плюсы:
Конфликт вскрывает “слабое звено” в организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта);
Конфликт даёт возможность увидеть скрытые отношения;
Конфликт даёт возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение;
Конфликт- это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное;
Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации;
Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.
Минусы:
Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям;
Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально- психологический климат;
Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений;
Представление о победителях или побежденных как о врагах;
Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.
Есть два вида утверждений, которые можно использовать во время конфликтной ситуации. Одним из наиболее эффективных средств выражения своих эмоций, есть понимания своих чувств и способность об этом сказать своему сопернику. Такой способ называется “Я-утверждение”. Такое утверждение улучшают взаимоотношения, напротив “Ты-утверждение” подрывают их и ведут к углублению конфликта. Используя “я-утверждение” мы концентрируем свое внимание на том, что мы сами думаем или чувствуем в конфликтной ситуации, при этом мы не предъявляем обвинение и не осуждаем других людей.
6. Игра «Нас с тобой объединяет» Цель: обучение взаимопониманию и эмпатии, получение обратной связи от группы.
Задачи: Выявление общих черт и различий, научить обнаруживать положительные достоинства других людей
, сплотить коллектив.
Ход работы: Участники встают в круг; у одного из них в руках мяч или другой предмет, выступающий в роли эстафетной палочки.
Он кидает этот мяч любому из участников со словами «Имя». Нас с тобой объединяет (качество). Этим качеством может быть что угодно: черты характера, цвет волос, привычки, любимые места отдыха, знак зодиака, аспекты жизненного опыта и т. д.
Если получивший мяч согласен с высказыванием, он откликается словами «да, это так», если не согласен, говорит «Спасибо. Я подумаю». После этого он передает мяч своему избраннику и обозначает повод для объяснения. При желании он может присоединить третьего, опираясь на тот же критерий, что был обозначен.
Вопросы для обсуждения:
1. Как вы думаете, удалось ли вам обнаруживать положительные достоинства других людей?
2. Возникали ли трудности при выполнении упражнения?
3. Что вы ощущали, когда вам давали обратную связь?
4. Что вы ощущали, когда вы обращались к своему оппоненту?
5. Какие эмоции у вас возникали при выполнении упражнения?
7. Чтение и обсуждение притчи. (Приложение)
Литература:
1. Авидон И. Гончукова О. 100 разминок, которые украсят ваш тренинг. "Речь" Санкт - Петербург, 2007;
2. Монина Г. Б. Лютова-Робертс Е. К. Коммуникативный тренинг: педагоги, психологи, родители. "Речь" Санкт - Петербург, 2007.
Приложение
Притча о сплетнях… Один человек пришел к своему Наставнику и спросил:
- Знаешь ли ты, что сказал сегодня о тебе твой друг?
- Подожди, - остановил его Учитель, - просей сначала все, что ты собираешься сказать через три сита.
- Три сита?
- Прежде, чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это. Во-первых, просеять через сито правды. Ты уверен, что все, что ты хочешь сказать мне, есть правда?
- Да нет, я просто слышал…
- Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда, это или нет. Тогда просеем это через второе сито – сито доброты.
Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?
- Нет, напротив…
- Значит, продолжал Учитель, - ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но при этом даже не уверен, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо услышать мне то, что ты хочешь рассказать?
- Нет, в этом нет никакой необходимости…
- Итак, заключил Наставник, - в том, что ты хочешь сказать мне нет ни правды, ни доброты, ни необходимости.
Зачем тогда говорить это?
Психологический тренинг «Как сохранить душевное здоровье педагогов»
Психологический тренинг «Как сохранить душевное здоровье педагогов»
1 Игра «СКАЖИ ДРУГОМУ КОМПЛИМЕНТ» (объединение)
Всем участникам игры предлагается по очереди говорить приятное друг другу.
Комплименты могут касаться личных качеств, настроения, внешности.
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ ДУШЕВНОЕ РАВНОВЕСИЕ
Спокойствие и душевная гармония определяются не отсутствием проблем, а нашим отношением к приятным и неприятным событиям жизни. Большинство огорчений и душевных терзаний возникают из-за того, что наша реакция чрезмерна и не вполне адекватна породившему её событию. Ответив на вопросы данного теста, всего за несколько минут вы узнаете, уравновешенный ли вы человек.
Злитесь ли вы иногда из-за глупости или неловкости другого человека?
Да, довольно часто -10 баллов;
Нечасто, стараюсь по возможности терпимее относиться к другим людям - 5;
Почти никогда. Злость неблагоприятно сказывается на цвете лица, а я отношусь к жизни почти с буддистским терпением-0.
Иногда вы просыпаетесь посреди ночи с сильным сердцебиением?
Нет, ни разу - 0;
Да, если меня беспокоят какие-либо проблемы - 3,
Очень часто. Я уже давно не сплю так хорошо, как раньше - 7.
Можете ли вы прибегнуть к силе своего голоса, чтобы отстоять свою точку зрения?
Могу, но пользуюсь этим очень редко - 5;
Нет, хотя сдерживаться иногда бывает трудно - 8,
Ясное дело могу. Время от времени такой окрик помогает человеку сбросить накопившуюся злость - 0.
Вы довольны своей фигурой?
Нет, раньше она мне нравилась больше - 5,
В общем, да, за исключением некоторых деталей - 2,
Да, мне не хотелось бы ничего менять -0.
Если ваши отношения с партнером потерпят крах, у вас есть свободный выбор среди нескольких новых кандидатов? (Если в данный момент вы одиноки, был бы у вас выбор среди кандидатур, если бы вы стремились к новому партнерству)
Нет, мне требуется довольно длительное время, чтобы познакомиться с подходящим человеком - 0;
Есть некоторые знакомства, но они меня не устраивают - 3;
Огромный выбор - 7.
Как часто вам снятся страшные сны?
Почти никогда - 0;
Иногда-5;
Не менее одного раза в месяц - 10.
У вас есть надежный круг хороших друзей?
Да, безусловно, - 0,
В основном приятели - 3;
Нет, я стремлюсь во всем полагаться на самого себя -5.
Душевное равновесие обработка данных. Подсчитайте набранное количество баллов.
От 0 до 17 баллов. Вы очень спокойный, уравновешенный человек, обладаете
внутренней гармонией, к которой другие люди стремятся всю свою жизнь. Не
теряйте своего хорошего душевного и физического состояния, продолжая и дальше уделять внимание своему организму.
От 18 до 35 баллов. Что-то незаметно подтачивает ваше душевное благополучие. Хотя вы еще сохраняете психический баланс, все же постарайтесь разобраться, что угнетает вашу душу. Только тогда вы найдете внутреннюю гармонию.
От 36 до 50 баллов. Вы подобны огнедышащему вулкану, готовому вот-вот разверзнуться. Для вас имеет особое значение продуманная программа оздоровления организма, его физического и психического состояния. Вы злитесь по пустякам, принимая близко к сердцу все малоприятные моменты стрессовых будней. Не упустите возможность привести свою нервную систему в порядок, иначе может быть поздно.
3. Обмен практическим опытом: «Как вам удается снимать эмоциональное напряжение?»
4. Упражнения на снятие психоэмоционального напряжения.
«Гора с плеч» (релаксационная техника)
Цель: сброс психомышечного напряжения в области плечевого пояса и спины, контроль за осанкой и уверенностью в себе. Необходимое время: 3 с.
Процедура:Выполняется стоя, можно на ходу. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. Такой должна быть постоянно ваша осанка.
«Качели» (тактильная техника)
Цель: снятие напряжения в теле и сознании, балансирование работы внутренних органов, общее успокоение, отдых.
Необходимое время: 3 мин на участника.
Процедура: Выполняют упражнение парами. Один садится на пол в позу «зародыша» : ноги подобраны к груди и согнуты в коленях, ноги сведены, руки обхватывают колени, лоб касается коленей, глаза закрыты. Второй участник упражнения легко берет ладонями сидящего за плечи и начинает медленно его покачивать так, чтобы стопы спокойно отрывались от пола, в течение 3 мин. Сидящий не должен «цепляться» ногами за пол, менять позу, открывать глаза. Затем участники меняются местами.
Примечание: сидящему желательно отрефлексировать свои ощущения после упражнения.
«Концентрация на медитативном дыхании»