Файл: Модель психологического сопровождения учащихся при подготовке к егэ боронихина Юлия Петровна, педагогпсихолог Главное в этом мире не то, где мы стоим, а в каком направлении движемся.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обучение способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения;

Повышение сопротивляемости стрессу;

Актуализация внутренних ресурсов.

4. Психопрофилактическая работа психолога в системе психологического сопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ
Целью психологической профилактики в работе школьного психолога является предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работника, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.
Задачу психопрофилактической работы по психологической подготовке к ЕГЭ можно сформулировать следующим образом: предупреждение трудностей в интеллектуальном и личностном развитии, организацию восстановительных мероприятий, а также осуществление мероприятий по управлению психическим состоянием. Это могут быть следующие направления работы:
обучение психической саморегуляции;

формирование уверенности в своих силах;

выработка навыков мобилизации в стрессе;

развитие творческого потенциала.

Психопрофилактическая работа осуществляется посредством включения во все виды работ психолога. Это происходит и на развивающих занятиях, и на консультациях, и, естественно, при проведении психологической диагностики.
5. Психопросвещение в системе психологического сопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ
Психологическое просвещение представляет собой формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Задачи психологического просвещения в рамках психологической подготовки к ЕГЭ можно охарактеризовать следующим образом:
ознакомление родителей с актуальными проблемами детей и сообщение подходящих на данном этапе развития ребенка формы детско-родительского общения;

создание условий для получения необходимых психолого-педагогических знаний и навыков, которые помогли бы педагогам в работе с учащимися, имеющими трудности обучения;


вооружение учащихся знаниями о своих психологических особенностях и умениями эффективно организовывать свою учебную деятельность в соответствии с этими особенностями;

информирование учащихся и их родителей о процедуре проведения ЕГЭ.

Нами осуществляются следующие формы просветительской работы (Приложение 3):
проведение классных часов, где учащиеся узнают о способах саморегуляции и самоорганизации, способах снятия тревожности, особенностях возрастного развития;

проведение родительских собраний вмести с детьми, где можно обсуждать возникшие проблемы, вопросы сообща;

организация беседы с выпускниками, которые могут поделиться опытом сдачи ЕГЭ, поступления в ВУЗ;

проведение лекториев для педагогов, организация «Уголка психолога», подбор психологической литературы для педагогов.

В особую форму психопрофилактической и просветительской работы мы выделяем преподавание предмета «Психология» в школе. В центре образования в течение 7 лет ведётся преподавание психологии по программе И.В. Дубровиной, начиная с 3 класса. Мы включаем преподавание предмета «Психология» в систему психологической подготовке к ЕГЭ, так как на уроках психологии учащиеся не только получают психологические знания, но и учатся познавать себя, закономерности, механизмы, условия развития личности. В процессе накопления научных психологических знаний на уроках психологии осуществляется формирование целостного мировоззрения ребёнка. Урок психологии в наибольшей степени влияет на психическое и личностное развитие ребёнка, так как при изучении данного предмета происходит полноценное становление личности школьника. Изучение психологии способствует осознанию своей индивидуальности, развитию самосознания личности школьников. Ребёнок уже становится способен анализировать свои личностные особенности, свою деятельность. На уроках психологии происходит развитие интеллектуальной сферы ребёнка, его способностей. Учащиеся получают знания о природе способностей человека, узнают способы развития собственных способностей, познают свои возможности.
Данный предмет учит взаимодействовать не только с окружающей действительностью, но и с людьми и самим собой. Способствует развитию эффективных способов этого взаимодействия. Следовательно, способствует полноценному развитию личности ребёнка.

Таким образом, нами была разработана и апробирована модель психологической подготовки учащихся к ЕГЭ через систему психологического сопровождения учащихся на всех ступенях обучения. Такая форма является эффективной для успешной психологической подготовки учащихся к ЕГЭ. В своей работе мы показали, как с помощью решения задач психологического сопровождения личности, реализуя все направления работы школьного психолога, можно организовать психологическую подготовку школьников к сдаче ЕГЭ.
Данная модель психологической подготовки учащихся к ЕГЭ позволяет организовать такую систему работы психологической службы, которая способствует: развитию учебной мотивации и познавательной активности; повышению самооценки учащихся; снижению уровня тревожности; формированию произвольности и самоорганизации; развитию познавательной сферы учащихся; составлению рекомендаций, учитывающих личностные особенности ребенка и позволяющих как педагогу-психологу, так и учителям, разработать как индивидуальные траектории подготовки выпускников к успешной сдаче ЕГЭ, так и планы работы с классом или группой учащихся в целом.
Нами разработана система работы психолога с учащимися по психологической подготовке к ЕГЭ на всех ступенях обучения, с 1 по 11 класс. Так как считаем, что такая модель работы будет более эффективна. Кроме этого, мы рассматриваем психологическую подготовку учащихся к ЕГЭ ни как отдельное направление работы психолога, а как неотъемлемый компонент всей системы работы психологической службы школы.
Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная работа, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации направленных на успешную подготовку к ЕГЭ.

Психолого-педагогическое сопровождение уже не может рассматриваться как «сфера обслуживания», «сервисная служба», но выступает как неотъемлемый элемент системы образования, равноправный партнер структур и специалистов иного профиля в решении задач обучения, воспитания и развития нового поколения.