ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Фактическое содержание правоспособности отражено в статье 18 Гражданского кодекса, которая признает, что гражданин может владеть, наследовать и завещать имущество. Это также отражено в римском частном праве, где человек имеет право быть субъектом всех имущественных и связанных с ними сделок.[1]

На степень гражданской дееспособности в Риме влияли различные факторы, такие как возраст, физическое и психическое состояние, расточительность и пол. Действующий Гражданский кодекс Российской Федерации также четко определяет, что дееспособность гражданина России зависит от его возраста и психического состояния, что подтверждается положениями статьи 21: "Полная дееспособность возникает с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцати лет". Статья 29 гласит: "Гражданин, который вследствие психического расстройства не способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признан..... недееспособным".[1]

Кроме того, в настоящее время лица в юридических сделках делятся на различные возрастные категории в зависимости от степени дееспособности их участников, как это имеет место в римском частном праве (статьи 26, 28 Гражданского кодекса РФ).[1] Таким образом, российское гражданское законодательство предусматривает следующую возрастную классификацию граждан: Дети от рождения до шести лет считаются полностью дееспособными, несовершеннолетние в возрасте от шести до 14 лет - частично дееспособными, а несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет - частично недееспособными.

В римском праве можно найти аналогичную градацию: Лица в возрасте до семи лет считались недееспособными, мальчики в возрасте от семи до 14 лет и девочки в возрасте от семи до 12 лет имели право заниматься предпринимательской деятельностью без возникновения обязательств, и, наконец, лица в возрасте от 14 до 25 лет считались ограниченно дееспособными.

Таким образом, российский законодатель заимствовал понятие и категории дееспособности из римского частного права и изменил возрастные границы в соответствии с реалиями современного общества и государства.

Другим примером рецепции являются положения статьи 27 Гражданского кодекса РФ, которая предусматривает такой характерный для римского права институт, как эмансипация или освобождение лица из-под опеки родителей или опекуна с их согласия или по достижении определенного возраста. В классический период развития римского частного права понятие эмансипации наиболее близко к нынешнему определению в гражданском законодательстве Российской Федерации: "Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он с согласия родителей, усыновителей или попечителя работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью".[1]


Статьи 31, 32, 33 и 40 Гражданского кодекса Российской Федерации разъясняют природу таких правовых понятий, как опека и попечительство. Давайте проведем параллели.[1]

Римское право описывает опекунство как юридическую защиту одного человека над другим, т.е. опекун имеет власть над личностью и имуществом подопечного, которого он должен защищать и заботиться о нем надлежащим образом. Практически такая же формулировка содержится в Гражданском кодексе РФ, согласно которой опека над детьми до 14 лет устанавливается для защиты их прав и законных интересов.

Что касается опеки, то согласно статье 33 Гражданского кодекса РФ, она устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности. В римском частном праве опека устанавливается по несколько иным причинам, но она также применяется к категории недееспособных лиц (например, невменяемых или распутных) и лиц, достигших определенного возраста.[1]

Эти концепции можно проследить и в более далеком прошлом: например, в отношении объектов права, которые в римском частном праве делились на вещи и действия лиц или на телесные и бесплотные вещи. Это же относится и к статье 128 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая гласит, что все юридические блага делятся на материальные и нематериальные [1].

Здесь целесообразно начать с разделения вещей на движимые и недвижимые. Следует отметить, что это основная классификация в римском праве: к недвижимым вещам относились прежде всего те, которые не позволяли перемещать их в пространстве без причинения им вреда, и, наоборот, к движимым - те, которые допускали свободное перемещение. Аналогичным образом, статья 130 Гражданского кодекса относит к недвижимым вещам те, изъятие которых причинит им вред, а к движимым - те, которые не являются недвижимыми и могут свободно перемещаться в пространстве.

Далее в ст. 133 и 134 ГК РФ мы находим дальнейшую классификацию вещей, подразделяющихся на делимые и неделимые (сложные) вещи. Такая классификация характерна для римского частного права, которое относило к делимым вещам все, что можно разделить на составные части без риска потери самой вещи (т.е. ее фактического уничтожения), в то время как неделимыми вещами считались те объекты, которые после деления влекли за собой уменьшение их стоимости. Согласно российскому гражданскому законодательству, "вещь, которая не может быть разделена в своем роде без ее уничтожения..... является неделимой вещью...".[1]


Можно сделать вывод, что современный институт вещного права базируется на соответствующем правовом регулировании статуса имущества в классическом римском праве.

Современная кодификация российского гражданского права не является зеркальным отражением соответствующих правовых институтов классического римского права, поскольку создается и развивается в зависимости от потребностей экономической, политической, социальной и иной жизни общества и государства, диктуемых современными реалиями жизни, национальными традициями и менталитетом. Тем не менее, основные идеи правового регулирования имущественных и личных неимущественных отношений берут свое начало именно из римского частного права, поэтому рецепция римского права в конечном итоге является объединяющим звеном, сочетающим успехи, достигнутые в далеком прошлом, с новыми явлениями, присутствующими в современном законодательстве Российской Федерации в области гражданского законодательства.

Современная Россия находится в процессе восстановления и развития традиций частного права, основанных на римском праве, с учетом современного мирового опыта. Ярким примером этого является новый Гражданский кодекс Российской Федерации, который укрепил и развил в своих положениях самые передовые постулаты гражданского права.

Рассматривая проблемы рецепции в современной России, исследователи считают, что одной из характерных тенденций развития правовой жизни в России в период перестройки и реформ стала замена целей средствами. В частности, это проявилось в частом введении в правовую систему уже существующих правовых инструментов, без обоснования их назначения и необходимости. Или же такое обоснование сводилось к указанию на то, что данный правовой инструмент давно и успешно функционирует в правовых системах других государств, зарекомендовал себя там, является элементом демократического права и т.д.

В современных исследованиях о России прослеживается идеологическое обоснование необходимости теории римского права для России. Утверждается, что переход от государственной плановой экономики к рыночной в современной России привел к быстрому развитию частноправовых сделок, что повлекло за собой необходимость для России "вернуться в лоно европейской цивилизации". Это "возвращение", естественно, повлияло и на науку римского права. Положения теории римского права в виде романо-германской цивилистической модели стали полностью заполнять правовую систему Российской Федерации.


В литературе отмечается, что, войдя в сферу рыночных отношений и переориентировавшись на капиталистические условия в экономике, Россия неизбежно присоединилась к тенденциям развития, характерным для других капиталистических стран.

Современный гражданский кодекс перенимает ценности римского права. Но из-за идеологической составляющей авторы неоднократно подчеркивают "внутренность" российского Кодекса, например: "Проект второй части Кодекса основан на российской правовой традиции, которую всегда отличал самостоятельный подход к решению своих гражданско-правовых проблем, выработанный с учетом достижений зарубежной частноправовой науки.

Однако "бурного расцвета" частного права в России пока не произошло, несмотря на оптимизм исследователей. Многие институты, детально разработанные в римском праве, такие как сервитуты и т.д., только "пробивают себе дорогу" в правосознание людей. Надо сказать, что современный гражданский кодекс в России пока не является "произведением почвы". Французский исследователь XIX века справедливо назвал Кодекс Наполеона произведением почвы: "Он был привит к дереву Франции и черпает свой сок из французской почвы, так что он оплодотворяет саму почву".

Таким образом, несмотря на полный возврат российского законодателя к римскому праву, многие проблемы в Гражданском кодексе остаются нерешенными. А основные механизмы частного права, основанные на римском праве, приходят в движение только тогда, когда общество постоянно совершенствует свои материальные потребности. Именно тогда в России наступит ожидаемый общественностью "бурный расцвет" римского права.

В целом, римское частное право по-прежнему является частью культурного наследия. Его подходы и сегодня являются образцом для создания законов. Прямые или косвенные следы влияния римских правовых подходов и конструкций можно обнаружить во многих институтах гражданского права.
Список литературы

 Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. – М.: Эксмо, 2014. – 608 с.

2.   Римское частное право: Учебник / В.А. Краснокутский, И.Б. Новицкий, И.С. Перетерский и др.; под ред. И.Б. Новицкого, И.С. Перетерского. - М.: Юристъ, 2004.

3.    Влияние римского права на современное гражданское законодательство России/URL: [Онлайн ресурс]. - Режим доступа: http://romanlaw.biz/content/civil.htm (20.09.2022).


4. Рецепция права: идеологический компонент. Монография / Ткаченко С.В. - Самара: Изд-во СамГАПС, 2006. c. 106

5. Иеринг Р. Дух римского права. СПб., 1875. С. 14.


1 Оставить нужное