Файл: Исследование социальных сетей ребенка 14 согласно методике. Шрифт Times New Roman, размер 12, междустрочный интервал одинарный, красные строки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание 6
Вопрос:
Провести исследование социальных сетей ребенка 14+ согласно методике. Шрифт Times New Roman, размер 12, междустрочный интервал одинарный, красные строки.
Ответ:
Цель: выяснение количества и основных характеристик людей, включенных в социальную сеть подростка. Ядро сети.
Испытуемый: Лиза.Д
Возраст: 14 лет (многодетная семья)
Дата: 27.01.2023
Часть первая опросника:
1. Кого вы можете попросить заботиться о животных или цветах в вашем доме, если вам нужно уехать на какое-то время?
Ответ: Бабушка
2. С кем вы обсуждаете проблемы, связанные с учебой?
Ответ: Подруга, мама
3. Кто помогал вам в домашних делах в последние три месяца?
Ответ: Бабушка
4. С кем вы проводите свободное время?
Ответ: Подруга, сестра иногда мама
( она все время на работе)
5. Кого вы считаете лучшим другом?
Ответ: подруга, но бывает и мама
6. С кем вы обсуждаете личные проблемы?
Ответ: Подруга
7. Кто оказывает Вам помощь в принятии важных жизненных решений?
Ответ: У меня не было важных решений
8. У кого вы можете взять в долг значительную сумму денег?
Ответ: Мне не нужны деньги в долг, у меня все есть
9. С кем вы живете в доме и кого из соседей вы знаете?
Ответ: Зрительно знаю всех, но общаюсь со старенькой бабушкой Шурой, она любит со мной поговорить
Часть вторая опросника:
1.Пол каждого упомянутого человека.
Ответ: 2 чел. – мужской пол
6 чел. – женский пол
2. Ролевые отношения (отец, мать, брат, сосед, преподаватель, друг, тренер и т.д.).
Ответ: Мама - папа-сестра- брат и я.
Подруга –я - баба Шура (соседка)
3. С кем из указанных людей находитесь в более близких отношениях?
Ответ: Мама, подруга, баба Шура (соседка)
4. Кто из них живет близко, а кто далеко?
Ответ: Все живут близко, а родственники далеко, в Хабаровске
5. Кто из названных людей связан с вами домашним хозяйством?
Ответ: Чаще я со своей сестренкой, ей 5 лет
6. Кто из названных людей учится вместе с вами?
Ответ: подруга
7. Если вы верующий, то кто исповедует ту же религию?
Ответ: Бабушка по праздникам ходит в Храм
8. Кто из названных людей предпочитает те же развлечения, что и вы?
Ответ: Подруга, мы ходим в танцевальный кружок
Часть третья опросника:
1. Как вы познакомились с этим человеком?
Ответ: С подругой Катей – вместе учимся с первого класса, а раньше в садик вместе ходили
2. Как долго вы с ним знакомы?
Ответ: 9 лет
3. Как часто вы с ним встречаетесь?
Ответ: Ежедневно в школе и 3 раза в неделю на кружке
4. Как далеко от вас он живет?
Ответ: На соседней улице
5. Его возраст.
Ответ: 12 лет
6. Его род занятий.
Ответ: учащаяся
Качественный анализ взаимодействия
| мама | папа | Бабушка (родная) | сестра | брат |
Частота контактирования. | ежедневно | 1 раз в два месяца | Примерно 1 раз в две недели | ежедневно | ежедневно |
Эмоциональная окраска взаимоотношений | (красный цвет) Импульсивная жизненная сила. Если красный цвет стоит на первом месте, то выбравший его желает пережить в результате своей деятельности возбуждающую интенсивность | (чёрный цвет) черный цвет выражает идею "ничего". Черный цвет передает накопление, оборону и вытеснение воздействий раздражителей. Поэтому черный цвет означает отказ. Тот, кто выбирает черный цвет на первое место, хочет отказываться из своенравного протеста. Он восстает против своей судьбы. | (жёлтый цвет) Главной чертой желтого является отражающий свет, а поэтому излучающий во все стороны яркость, невесомую веселость. Желтый свет соответствует беспрепятственному распространению, освобождению | (красный) Если красный цвет стоит на первом- втором месте, то выбравший его желает пережить в результате своей деятельности возбуждающую интенсивность. | (коричневый) стоит в первой половине ряда или даже на первых двух местах, то в наличии имеется повышенная потребность в отдыхе, создаваемом уютом и чувственным умиротворением. Коричневый цвет предпочитают тогда, когда он соответствует беспроблемному, бесконфликтному уюту. |
Вынужденность контактов. | Развитый контакт, потребность в общении | Вынужденное установление контакта | вхождение в контакт | установление контакта | установление контакта |
Оказание конкретной материальной помощи. | Деньги в долг не нужны, потому что у меня все есть | Деньги в долг не нужны, потому что у меня все есть | Деньги в долг не нужны, потому что у меня все есть | Деньги в долг не нужны, потому что у меня все есть | Деньги в долг не нужны, потому что у меня все есть |
Симметричность взаимодействия. | Социальные контакты: Устойчивые отношения на микроуровне | формы взаимодействия: · конфликт — скрытое столкновение сторон. | Социальное взаимодействие: Вербальное, или словесное. | Социальное взаимодействие: микроуровень | Социальное взаимодействие: микроуровень |
• Частота контактирования. Наиболее частые контакты у подростка с мамой, подругой Катей и бабой Шурой (соседка), когда нет мамы. Совершенно отсутствует контакт с папой, который часто уезжает в командировки, чтобы заработать денег. Отец – дальнобойщик. Родная бабушка постольку – поскольку оказывает посильную помощь в хозяйстве, т. к. она очень старенькая.
• Эмоциональная окраска взаимоотношений. Наиболее ярко эмоционально окрашены отношения с мамой, подругой Катей и соседкой бабой Шурой.
• Вынужденность контактов. С родным отцом девочка – подросток не может найти общего языка и как следствие вынуждена устанавливать с ним контакт.
• Оказание конкретной материальной помощи. «Деньги в долг не нужны, потому что у меня все есть»
• Симметричность взаимодействия. Социальные взаимодействия установлены на микроуровне.
Параметры социальной сети подростка:
-Размер сети: Респондент нарисовала 9 лиц, это меньше 10, следует говорить о сужении социальной сети.
-Плотность сети: В «ядро» данного респондента, т. е. людей, с которыми у подростка наиболее доверительные отношения, входит 2 человека: подруга Катя и мама, которая иногда заменяется соседкой бабой Шурой. Показатель плотности – это число связей между членами этой выборки (5) деленное на число потенциально возможных связей (9). В результате получилось 5/ 9 = 0, 555. Этот показатель не приближается к единице, поэтому можно говорить о не плотной социальной сети.
-Число родственников: В социальной сети больше половины, это является показателем того, что подросток несамостоятелен, излишне опекаем.
-Количество инструментальных поддержек: В поддержке этой девочки – подростка родители участвуют в недостаточной для этого периода мере. Ей приходиться справляться с домашними делами со своей сестрой, которой 5 лет и которой она отдает немного предпочтения. Людей, участвующих в обсуждении учебных и профессиональных проблем подросток не обозначила. «Деньги в долг не нужны, потому что у меня все есть»
-Количество эмоциональных поддержек: Чаще принимает советы и прислушивается к соседке бабе Шуре, когда мамы нет дома.
-Количество друзей: Подростка связывают эмоционально значимые, поддерживающие отношения с подругой Катей, с которой она знакома более 9 лет и учится в одном классе. Мама также играет огромную роль в жизни подростка, но в силу того, что ее тоже часто нет дома, за советом подросток вынуждена обращаться к соседке б. Шуре.
Вывод:
В результате проведенного исследования социальных сетей подростка было выявлено, что социальная сеть ученицы ограничена и является не полной. Это подтверждают только 9 лиц, которых обозначила девочка. В окружении ребенка больше половины родственников, что говорит о несамостоятельности подростка, тем более в принятии им решения. Школьница утвердительно говорит, что она не нуждается в деньгах, потому что у них все есть. Очевидно, что в семье недостаточно крепкие и теплые отношения между всеми членами семьи. Нигде не упоминается брат и папа Ольги, а также очень редко родная бабушка. Семья сосредоточена на добывании денег, упуская важность взаимодействия между всеми членами семьи, особенно в подростковый период. Важными для себя людьми школьница выделяет свою маму, подругу, с которой проводит большую часть времени и соседку б. Шуру.
На схеме (рисунке) девочка – подросток для своего изображения взяла зеленый цвет. По методике М. Люшера зеленый цвет, стоящий на первом месте, указывает на то, что избравший его желает повысить свою уверенность в себе, путем самоутверждения, либо посредством подтверждения, которого он ждет от других.
Выбор желтого цвета (родная бабушка) на первом месте свидетельствует о желании освобождения и надежде на счастье или ожидание его. Ожидание счастья всегда ориентировано в будущее.
Красный цвет на первом месте (мама) перед черным, характеризует безудержные переживания ребенка.
Папа, прорисованный черным цветом, по методике М.Люшера выражает идею "ничего". Черный цвет передает накопление, оборону и вытеснение воздействий раздражителей. Поэтому черный цвет означает отказ. Если это вынужденный отъезд отца из семьи, тогда тоже необходимо вести разъяснительную беседу с детьми и говорить об огромной роли отца в их жизни, поскольку семья многодетная и нуждается в материальном обеспечении.
Таким образом, современное общество характеризуется неблагоприятными условиями социализации подростков, основным источником которых исследователи считают повышенную занятость родителей на работе, приводящую к их физическому отсутствию в семье, и недостаточный уровень внимания, уделяемого родителями детям и подросткам. Поэтому конкретные проявления социальных отношений подростков заключаются не только в расширении сфер социальной активности и повышении общего уровня социальной активности, но и в изменении характера отношений с родителями, сверстниками, учителями, противоположным полом и т.д. и их значимости для подростка.
Севастьянова