Файл: Вопросы для обсуждения даите понятие бюджетного процесса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

  1. Дайте понятие бюджетного процесса.

Бюджетный процесс согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ — регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

  1. Перечислите принципы бюджетного процесса.

Под принципами бюджетного процесса понимаются основополагающие требования, предъявляемые к деятельности уполномоченных субъектов в рамках бюджетных отношений процессуального характера, направленной на своевременное и качественное осуществление стадий бюджетного процесса.

В основе построения бюджетной системы и в ее рамках бюджетного процесса лежит совокупность определенных принципов, среди которых в Российской Федерации основополагающими выступают заложенные в соответствии с Бюджетным кодексом РФ принципы ее единства, разграничения формирования доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджета между бюджетами различных уровней бюджетной системы; самостоятельности и сбалансированности бюджетов, общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, а также полноты отражения бюджетных показателей, единство кассы, прозрачность (открытость) бюджетных показателей и их достоверность.

Важнейшими принципами организации бюджетной системы выступают также такие законодательно закрепленные принципы, как принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, подведомственность, адресность и целевой характер их расходования. Также следует отметить такой принцип, как принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, который был введен на законодательном уровне в 2004 г. с целью эффективной реализации выше приведенных принципов.

  1. Назовите задачи бюджетного процесса.


Основные задачи бюджетного процесса

  • Выявление материальных и финансовых резервов района;

  • Максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджета;

  • Максимально точный расчет расходов бюджета;

  • Обеспечение максимальной сбалансированности бюджета;

  • Согласование бюджета с реализуемой программой социально-экономического развития района;

  • Осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства и др.

4. Укажите этапы бюджетного процесса.

Этапы бюджетного процесса:

1. Составление проектов бюджета

2. Утверждение проекта бюджета

3. Исполнение бюджета

4. Формирование отчетности об исполнении бюджета

5. Мониторинг и контроль

5.Перечислите участников бюджетного процесса.

БК РФ Статья 152. Участники бюджетного процесса

Участниками бюджетного процесса являются:

1. Президент российской федерации;

2. Высшее должностное лицо субъекта российской федерации, глава муниципального образования;

3. Законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы);

4. Исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

5. Центральный банк российской федерации;

6. Органы государственного (муниципального) финансового контроля;

7. Органы управления государственными внебюджетными фондами;

8. Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

9. Главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

10. Главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

11. Получатели бюджетных средств.

6.Что понимается под составлением проектов бюджетов?

БК РФ Статья 171. Органы, осуществляющие составление проектов бюджетов.

Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций муниципальных образований.


7. Какие органы организуют работу по составлению проектов бюджетов?

БК РФ Статья 171. Органы, осуществляющие составление проектов бюджетов

1. Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций муниципальных образований.

2. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
8. На каких документах основывается составление проектов бюджетов?
2. Составление проектов бюджетов основывается на (п.2 ст. 172 БК РФ):

- положениях послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, определяющих бюджетную политику (требования к бюджетной политике) в Российской Федерации;

- документах, определяющих цели национального развития Российской Федерации и направления деятельности органов публичной власти по их достижению;

- основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации (основных направлениях бюджетной и налоговой политики субъектов Российской Федерации, основных направлениях бюджетной и налоговой политики муниципальных образований);

- прогнозе социально-экономического развития;

- бюджетном прогнозе (проекте бюджетного прогноза, проекте изменений бюджетного прогноза) на долгосрочный период;

- государственных (муниципальных) программах (проектах государственных (муниципальных) программ, проектах изменений указанных программ).
9. Укажите органы, участвующие в рассмотрении и утверждении федерального бюджета.
Порядок рассмотрения и утверждения федерального бюджета регулируется главой 22 БК РФ.

К органам, участвующим в рассмотрении и утверждении федерального бюджета относятся:

- Государственная Дума

- Совет Федерации


- Правительство РФ

- Президент РФ.

10. В форме какого документа утверждается федеральный бюджет?

Федеральный бюджет Российской Федерации утверждается в форме федерального закона.

Например, - федеральный закон о федеральном бюджете на 2022–2024 годы.

- федеральный закон о федеральном бюджете на 2023–2025 годы.

Таким образом, закон о федеральном бюджете охватывает период в 3 года: очередной финансовый год и 2 плановых года.

Владимир Путин подписал закон о федеральном бюджете на 2023–2025 годы. Данная информация опубликована на сайте государственной думы 5 декабря 2022 г.

По предложению Государственной Думы в программу развития территорий включены регионы, в которых социально-экономическая ситуация существенно ухудшилась, а также граничащие с недружественными России государствами.

Закон о бюджете на следующую трехлетку предусматривает доходы бюджета России на 2023 год в 26,13 трлн рублей (17,4 % ВВП) и расходы в 29,056 трлн (19,4 % ВВП). При этом в 2024 году доходы бюджета должны увеличиться до 27,24 трлн рублей, в 2025 году — до 27,98 трлн, а расходы — до 29,43 трлн и 29,24 трлн рублей соответственно. В течение всего трехлетнего периода бюджет будет дефицитным: в 2023 году дефицит составит 2 % ВВП, в 2024 году — 1,4 % ВВП, в 2025 году — 0,7 % ВВП. Основным источником покрытия дефицита станут госзаимствования.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ
1. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетный процесс – это:

а) регламентируемая законодательством РФ деятельность органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности;

б) регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности;

в) регламентируемая законодательством субъектов РФ деятельность органов государственной власти, по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, составлению, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.



2.Какой орган власти составляет проект федерального бюджета?

а) Государственная Дума РФ;

б) Правительство РФ;

в) Министерство финансов РФ;

г) Совет Федерации РФ;

д) Президент РФ.
4. В какой срок проект федерального закона о федеральном бюджете должен быть представлен Правительством в Государственную Думу для рассмотрения?

а) не позднее 1 октября текущего года;

б) не позднее 15 сентября текущего года;

в) за 10 месяцев до начала очередного финансового года.
5. Сколько дней длится первое чтение при рассмотрении федерального закона о федеральном бюджете Государственной Думой?

а)15 дней; б) 30 дней; в) 20 дней; г) 25 дней; д) 10 дней.
6. Полномочия какого участника бюджетного процесса указаны далее: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и исполняет бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; формирует и представляет бюджетную отчетность?

а) распорядителя бюджетных средств; б) администратора доходов;

в) получателя бюджетных средств.
7. Какому органу власти направляется Бюджетное послание Президента РФ?

а) Министерству финансов РФ; б) Федеральному Собранию РФ; в) Правительству РФ.
8. Какие полномочия не относятся к полномочиям исполнительных органов власти как участников бюджетного процесса?

а) исполнение бюджетов;

б) рассмотрение и утверждение бюджетов;



11. Кем подписывается утвержденный федеральный закон о федеральном бюджете?
а) Министром финансов РФ;

б) Президент РФ;

в) председателем Правительства РФ.
12. Полномочия какого участника бюджетного процесса указаны далее: рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении, осуществление последующего контроля за исполнением бюджетов?