Файл: Вопросы для обсуждения даите понятие бюджетного процесса.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
-
Дайте понятие бюджетного процесса.
Бюджетный процесс согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ — регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
-
Перечислите принципы бюджетного процесса.
Под принципами бюджетного процесса понимаются основополагающие требования, предъявляемые к деятельности уполномоченных субъектов в рамках бюджетных отношений процессуального характера, направленной на своевременное и качественное осуществление стадий бюджетного процесса.
В основе построения бюджетной системы и в ее рамках бюджетного процесса лежит совокупность определенных принципов, среди которых в Российской Федерации основополагающими выступают заложенные в соответствии с Бюджетным кодексом РФ принципы ее единства, разграничения формирования доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджета между бюджетами различных уровней бюджетной системы; самостоятельности и сбалансированности бюджетов, общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, а также полноты отражения бюджетных показателей, единство кассы, прозрачность (открытость) бюджетных показателей и их достоверность.
Важнейшими принципами организации бюджетной системы выступают также такие законодательно закрепленные принципы, как принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, подведомственность, адресность и целевой характер их расходования. Также следует отметить такой принцип, как принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, который был введен на законодательном уровне в 2004 г. с целью эффективной реализации выше приведенных принципов.
-
Назовите задачи бюджетного процесса.
Основные задачи бюджетного процесса
-
Выявление материальных и финансовых резервов района; -
Максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджета; -
Максимально точный расчет расходов бюджета; -
Обеспечение максимальной сбалансированности бюджета; -
Согласование бюджета с реализуемой программой социально-экономического развития района; -
Осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства и др.
4. Укажите этапы бюджетного процесса.
Этапы бюджетного процесса:
1. Составление проектов бюджета
2. Утверждение проекта бюджета
3. Исполнение бюджета
4. Формирование отчетности об исполнении бюджета
5. Мониторинг и контроль
5.Перечислите участников бюджетного процесса.
БК РФ Статья 152. Участники бюджетного процесса
Участниками бюджетного процесса являются:
1. Президент российской федерации;
2. Высшее должностное лицо субъекта российской федерации, глава муниципального образования;
3. Законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы);
4. Исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
5. Центральный банк российской федерации;
6. Органы государственного (муниципального) финансового контроля;
7. Органы управления государственными внебюджетными фондами;
8. Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
9. Главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
10. Главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
11. Получатели бюджетных средств.
6.Что понимается под составлением проектов бюджетов?
БК РФ Статья 171. Органы, осуществляющие составление проектов бюджетов.
Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций муниципальных образований.
7. Какие органы организуют работу по составлению проектов бюджетов?
БК РФ Статья 171. Органы, осуществляющие составление проектов бюджетов
1. Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций муниципальных образований.
2. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
8. На каких документах основывается составление проектов бюджетов?
2. Составление проектов бюджетов основывается на (п.2 ст. 172 БК РФ):
- положениях послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, определяющих бюджетную политику (требования к бюджетной политике) в Российской Федерации;
- документах, определяющих цели национального развития Российской Федерации и направления деятельности органов публичной власти по их достижению;
- основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации (основных направлениях бюджетной и налоговой политики субъектов Российской Федерации, основных направлениях бюджетной и налоговой политики муниципальных образований);
- прогнозе социально-экономического развития;
- бюджетном прогнозе (проекте бюджетного прогноза, проекте изменений бюджетного прогноза) на долгосрочный период;
- государственных (муниципальных) программах (проектах государственных (муниципальных) программ, проектах изменений указанных программ).
9. Укажите органы, участвующие в рассмотрении и утверждении федерального бюджета.
Порядок рассмотрения и утверждения федерального бюджета регулируется главой 22 БК РФ.
К органам, участвующим в рассмотрении и утверждении федерального бюджета относятся:
- Государственная Дума
- Совет Федерации
- Правительство РФ
- Президент РФ.
10. В форме какого документа утверждается федеральный бюджет?
Федеральный бюджет Российской Федерации утверждается в форме федерального закона.
Например, - федеральный закон о федеральном бюджете на 2022–2024 годы.
- федеральный закон о федеральном бюджете на 2023–2025 годы.
Таким образом, закон о федеральном бюджете охватывает период в 3 года: очередной финансовый год и 2 плановых года.
Владимир Путин подписал закон о федеральном бюджете на 2023–2025 годы. Данная информация опубликована на сайте государственной думы 5 декабря 2022 г.
По предложению Государственной Думы в программу развития территорий включены регионы, в которых социально-экономическая ситуация существенно ухудшилась, а также граничащие с недружественными России государствами.
Закон о бюджете на следующую трехлетку предусматривает доходы бюджета России на 2023 год в 26,13 трлн рублей (17,4 % ВВП) и расходы в 29,056 трлн (19,4 % ВВП). При этом в 2024 году доходы бюджета должны увеличиться до 27,24 трлн рублей, в 2025 году — до 27,98 трлн, а расходы — до 29,43 трлн и 29,24 трлн рублей соответственно. В течение всего трехлетнего периода бюджет будет дефицитным: в 2023 году дефицит составит 2 % ВВП, в 2024 году — 1,4 % ВВП, в 2025 году — 0,7 % ВВП. Основным источником покрытия дефицита станут госзаимствования.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ
1. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетный процесс – это:
а) регламентируемая законодательством РФ деятельность органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности;
б) регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности;
в) регламентируемая законодательством субъектов РФ деятельность органов государственной власти, по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, составлению, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
2.Какой орган власти составляет проект федерального бюджета?
а) Государственная Дума РФ;
б) Правительство РФ;
в) Министерство финансов РФ;
г) Совет Федерации РФ;
д) Президент РФ.
4. В какой срок проект федерального закона о федеральном бюджете должен быть представлен Правительством в Государственную Думу для рассмотрения?
а) не позднее 1 октября текущего года;
б) не позднее 15 сентября текущего года;
в) за 10 месяцев до начала очередного финансового года.
5. Сколько дней длится первое чтение при рассмотрении федерального закона о федеральном бюджете Государственной Думой?
а)15 дней; б) 30 дней; в) 20 дней; г) 25 дней; д) 10 дней.
6. Полномочия какого участника бюджетного процесса указаны далее: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и исполняет бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; формирует и представляет бюджетную отчетность?
а) распорядителя бюджетных средств; б) администратора доходов;
в) получателя бюджетных средств.
7. Какому органу власти направляется Бюджетное послание Президента РФ?
а) Министерству финансов РФ; б) Федеральному Собранию РФ; в) Правительству РФ.
8. Какие полномочия не относятся к полномочиям исполнительных органов власти как участников бюджетного процесса?
а) исполнение бюджетов;
б) рассмотрение и утверждение бюджетов;
11. Кем подписывается утвержденный федеральный закон о федеральном бюджете?
а) Министром финансов РФ;
б) Президент РФ;
в) председателем Правительства РФ.
12. Полномочия какого участника бюджетного процесса указаны далее: рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении, осуществление последующего контроля за исполнением бюджетов?