ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СИЛЛАБУС
КОД – Управление природопользованием
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преподаватель | Канагатов Ж.Ж. https://zhetysu.edu.kz | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Модульный справочник | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Год / Семестр | 2022-2023 учебный год, 4 семестр | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Курс / язык обучения | 2 курс , русский | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кол.академ. кредита/ECTS | 5 кредитов/150 часов лекции – 30, практ.-15, СРОП – 30 ,СРО-75 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формат обучения | офлайн | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Краткое описание | Рассматривает основные методы управления природопользование, пути рационального использования природных ресурсов. Понятие «природопользование». Природные ресурсы. Классификация систем природопользования. Системы природопользования в экономически развитых странах. Системы природопользования в развивающихся странах. . | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель дисциплины | изучение опыта применения наиболее обоснованных рациональных путей эффективного использования природных условий и ресурсов и окружающей среды, учитывающих экономические, социально-экономические последствия, возникающие в результате взаимоотношений между обществом и природой | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пререквизиты | Экология и устойчивое развитие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постреквизиты | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Результаты обучения | Анализирует современное состояние и размещение природно-сырьевых и минеральных ресурсов на земном шаре, территории Республики Казахстан; состояние природно-ресурсного потенциала в мире и РК; способен проводить пробоотбор и консервацию биологического материала и объектов окружающей среды для определения качества среды обитания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы преподавания | Дискуссии в группах, тренинги, просмотр и обсуждение видеофильмов и видеосюжетов, лекции-конференции и др.. . | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные | У9(2К)28я73 Е80 Есиркепова, А.М. Табиғатты пайдалану экономикасы [Мәтін]: Оқу құралы / А.М. Есиркепова.- Алматы: ТехноЭрудит, 2020.- 228 б. 15 экз. У9(2К)28я73 Ә54 Әлинов, М.Ш. Жасыл экономика негіздері [Мәтін]: Оқу құралы / М.Ш. Әлинов.- Алматы: Бастау, 2016.- 352б. 1 экз. У9(2К)28я73 А50 Алинов, М. Ш. Основы зеленой экономики [Мәтін]: Учебное пособие / М. Ш. Алинов.- Алматы: Бастау, 2016.- 340с. 1 экз. П03я73 Т65 Төлеубаев, Б.Ә. Жерді тиімді пайдаланудың экологиялық астары [Мәтін]: Оқу құралы / Б.Ә. Төлеубаев.- Алматы: Эпиграф, 2016.- 116б. 10 экз. Б18я723 Э13 Эбель, А. В. Охрана и рациональное использование природных ресурсов [Текст]: Учебник / А. В. Эбель.- 2-ое изд.- Астана: Фолиант, 2011.- 432с.- (Профессиональное образование). 10 экз. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дополнительные | Рунова Т.Г., Волкова И.Н., Нефедова Т.Г. Территориальная организация природопользования. – М.: Наука, 1993 Банников А.Г. и др. Основы экологии и охраны окружающей среды: Учеб. Для сельскохозяйствен. Вузов/Банников А.Г., Вакулин А.А., Рустамов А.К.-3-е изд. пререраб. и доп.- М.: Колос, 1996.-304с. Тупикин Т. И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: Учеб. пособие для учреждений нач. проф. образования/Ин-т развития проф. Образования. – М.: Академия, 1999. – 380с. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цифровые ресурсы | Б18я73 Д18 Даргенбаев, Е.Д. Кеңістікте жоспарлау, жер ресурстарын пайдалануды жобалау [Текст]: Практикум / Е.Д. Даргенбаев.- Алматы: CyberSmith, 2017.- 1 электр. опт. диск. Табиғатты қорғаудағы экология негіздері. Баубеков С.Ж. - Алматы 2018 http://zhetysu.edu.kz:8081/book/4579 Б18я73 Д18 Даргенбаев, Е.Д. Кеңістікте жоспарлау, жер ресурстарын пайдалануды жобалау [Текст]: Практикум / Е.Д. Даргенбаев.- Алматы: CyberSmith, 2017.- 1 электр. опт. диск. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Неделя | Тема, рассматриваемые вопросы | Задания | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Неделя 1 | Лекция (2ч.) Экология как методологическая и теоретическая база природопользования 1.Понятие "экология" и эволюция содержания этого понятия. 2. Биосфера и составляющие ее экосистемы как основные объекты изучения экологии. | Есиркепова, А.М. Табиғатты пайдалану экономикасы [Мәтін]: Оқу құралы / А.М. Есиркепова.- Алматы: ТехноЭрудит, 2020.-181- 228 б. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практичесие/ семинарские/ лабораторные/индивидуальные (1ч.) Понятия о природных ресурсах. Классификация ресурсов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| СРОП (2ч) Взаимоотношение природы и общества на современном этапе. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Неделя 2 | Лекция (2ч.) Концептуальные основы природопользования 1. Понятие об устойчивом (сбалансированном) развитии. 2. Экологические, экономические и социальные аспекты (составляющие) устойчивого развития | Рунова Т.Г., Волкова И.Н., Нефедова Т.Г. Территориальная организация природопользования. – М.: Наука, 1993 15-45с. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Практичесие/ семинарские/ лабораторные/индивидуальные (1ч.) Экологическое нормирование Экологическая паспортизация и аттестация. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| СРОП (2ч) Органы комплексного экологического управления. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Неделя 3 | Лекция (2ч.) Глобальные и региональные экологические проблемы 1. Воздействие человеческой деятельности на природу. 2.Антропогенные изменения природных эко- и геосистем. | Банников А.Г. и др. Основы экологии и охраны окружающей среды: Учеб. Для сельскохозяйствен. Вузов/Банников А.Г., Вакулин А.А., Рустамов А.К.-3-е изд. пререраб. и доп.- М.: Колос, 1996.-267-304с | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Практичесие/ семинарские/ лабораторные/индивидуальные (1ч.) Экологическое нормирование и оценка антропогенного воздействия на окружающую природную среду. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| СРОП (2ч) Система органов экологического управления. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Неделя 4 | Лекция (2ч.) Глобальное моделирование как способ экологической оценки состояния современной природной среды. 1.Моделирование долговременных тенденций развития биосферы в работах ученых. | Тупикин Т. И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: Учеб. пособие для учреждений нач. проф. образования/Ин-т развития проф. Образования. – М.: Академия, 1999. – 324-380с. http://192.168.2.40/Books/ppm038.pdf | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Практичесие/ семинарские/ лабораторные/индивидуальные (1ч.) Моделирование тематического содержания карт и картографический метод исследования. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| СРОП (2ч) Экологические издержки производства и пути их сокращения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| СРО (19ч.) . Основные государственные органы исполнительной власти в области экологического управления. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Неделя 5 | Лекция (2ч.) Международное сотрудничество в решении экологических проблем 1.Основными направления и формы международного сотрудничества. 2.Национальные и международные объекты охраны окружающей среды. | Основы зеленой экономики [Мәтін]: Учебное пособие / М. Ш. Алинов.- Алматы: Бастау, 2016.- 205-305с. https://e.lanbook.com/book/84119 Охрана и рациональное использование природных ресурсов [Текст]: Учебник / А. В. Эбель.- 2-ое изд.- Астана: Фолиант, 2011.- 388-432с | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Практичесие/ семинарские/ лабораторные/индивидуальные (1ч.) Наиболее значимые Международные Конвенции. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| СРОП (2ч) Нормирование качества окружающей природной среды. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Неделя 6 | Лекция (2ч.) Система стандартов ISO 14000 1. Требования к системе экологического менеджмента организации. 2.Принципы экологической политики. 3.Цель экологического маркирования. | Банников А.Г. и др. Основы экологии и охраны окружающей среды: Учеб. Для сельскохозяйствен. Вузов/Банников А.Г., Вакулин А.А., Рустамов А.К.-3-е изд. пререраб. и доп.- М.: Колос, 1996.-205-285с | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Практичесие/ семинарские/ лабораторные/индивидуальные (1ч.) Основные принципы аудита системы экологического менеджмента. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| СРОП (2ч) Практические методы управления качеством окружающей природной среды. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Неделя 7 | Лекция (2ч.) Система органов экологического управления. 1. Основные государственные органы исполнительной власти в области экологического управления. 2. Органы комплексного экологического управления. 3.Органы отраслевого экологического управления. | Рунова Т.Г., Волкова И.Н., Нефедова Т.Г. Территориальная организация природопользования. – М.: Наука, 1993 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232398 Охрана и рациональное использование природных ресурсов [Текст]: Учебник / А. В. Эбель.- 2-ое изд.- Астана: Фолиант, 2011.- 122-1712с | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Практичесие/ семинарские/ лабораторные/индивидуальные (1ч.) Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| СРОП (2ч) Современная схема управления отходами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| СРО (20ч.) Моделирование и прогнозирование антропогенных экологических процессов. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Неделя 8 | Лекция (2ч.) Система органов экологического управления. 1. Структура органов управления охраной окружающей природной среды. 2. Компетенция специально уполномоченных органов управления охраной окружающей природной среды. | Жерді тиімді пайдаланудың экологиялық астары [Мәтін]: Оқу құралы / Б.Ә. Төлеубаев.- Алматы: Эпиграф, 2016.-86- 116б | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Практичесие/ семинарские/ лабораторные/индивидуальные (1ч.) Основные государственные органы исполнительной власти в области экологического управления. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| СРОП (2ч) Органы функционального экологического управления. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Неделя 9 | Лекция (2ч.) Экологические издержки производства и пути их сокращения. 1.Затраты на производственные мероприятия. 2. Ущерб от загрязнения окружающей среды | Эбель, А. В. Охрана и рациональное использование природных ресурсов [Текст]: Учебник / А. В. Эбель.- 2-ое изд.- Астана: Фолиант, 2011.- 432с http://192.168.2.40/Books/ppm038.pdf | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Практичесие/ семинарские/ лабораторные/индивидуальные (1ч.) Ассимиляционный потенциал природной среды и его экономическая оценка. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| СРОП (2ч) Основные принципы экономического регулирования управления отходами. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Неделя 10 | Лекция (2ч.) Нормирование качества окружающей природной среды. | Тупикин Т. И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: Учеб. пособие для учреждений нач. проф. образования/Ин-т развития проф. Образования. – М.: Академия, 1999. –322- 380с. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Практичесие/ семинарские/ лабораторные/индивидуальные (1ч.) Нормативы качества окружающей среды. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| СРОП (2ч) Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Неделя 11 | Лекция (2ч.) Практические методы управления качеством окружающей природной среды. 1. Административные методы управления природоохранной деятельностью. 2.Экономические методы управления природоохранной деятельностью. | Охрана и рациональное использование природных ресурсов [Текст]: Учебник / А. В. Эбель.- 2-ое изд.- Астана: Фолиант, 2011.- 178-224с.- | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Практичесие/ семинарские/ лабораторные/индивидуальные (1ч.) Экологический мониторинг | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| СРОП (2ч) Методика оценки эффективности системы экологического менеджмента. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| СРО (18ч.) Принципы экологической политики. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Неделя 12 | Лекция (2ч.) Управление отходами. 1. Общее понятие об отходах производства и потребления 2. Система управления отходами. 3. Переработка отходов. | Табиғатты қорғаудағы экология негіздері. Баубеков С.Ж. - Алматы 2018 http://zhetysu.edu.kz:8081/book/4579 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Практичесие/ семинарские/ лабораторные/индивидуальные (1ч.) Рекультивация земель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| СРОП (2ч) Схема управления потоком отходов, подлежащих переработке. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Неделя 13 | Лекция (2ч.) Основные методы обращения с отходами. Современная схема | Эбель, А. В. Охрана и рациональное использование природных ресурсов [Текст]: Учебник / А. В. Эбель.- 2-ое изд.- Астана: Фолиант, 2011.- 35-52с | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Практичесие/ семинарские/ лабораторные/индивидуальные (1ч.) Управления отходами. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| СРОП (2ч) Стратегические направления в управлении отходами. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Неделя 14 | Лекция (2ч.) Основы управления процессами природопользования 1.Закон КР об охране окружающей природной среды и соответствующие региональные законодательные положения. | Банников А.Г. и др. Основы экологии и охраны окружающей среды: Учеб. Для сельскохозяйствен. Вузов/Банников А.Г., Вакулин А.А., Рустамов А.К.-3-е изд. пререраб. и доп.- М.: Колос, 1996.-233-267с | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Практичесие/ семинарские/ лабораторные/индивидуальные (1ч.) Система органов экологического управления. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| СРОП (2ч) Влияние нефтяного загрязнения на экосистемы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| СРО (18ч.) Эколого-природоохранное образование и просвещение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Неделя 15 | Лекция (2ч.) Глобальные и региональные проблемы природопользования и защиты окружающей среды 1.Сущность глобальных проблем и механизмы их формирования. | Табиғатты қорғаудағы экология негіздері. Баубеков С.Ж. - Алматы 2018 http://zhetysu.edu.kz:8081/book/4579 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Практичесие/ семинарские/ лабораторные/индивидуальные (1ч.) . Экологические кризисы и экологические катастрофы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| СРОП (2ч) Истощение и загрязнение водных ресурсов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ИТОГО | 30-Лекции, 15-– Практичесие/ семинарские/ лабораторные/индивидуальные, 30- СРОП,75 -СРО | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПОЛИТИКА ОЦЕНИВАНИЯ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Правила университета в отношении политики оценивания. | Құжатқа сілтеме: https://zhetysu.edu.kz/academic-policy/ https://clck.ru/iGTkh | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Академическая честность | Академическое превосходство и высокие достижения в высшем образовании возможны только в среде, где поддерживаются самые высокие стандарты академической честности. Обучающиеся Жетысуского Университета обязаны неукоснительно соблюдать академическую честность и требовать ее соблюдения у всех участников образовательного процесса. Любые формы академической недобросовестности (плагиат, списывание, сокрытие, дублирование, сговор, мошенничество и пр.) запрещены и уличенные будут строго наказаны. С полным текстом Политики академической честности можно ознакомиться по ссылке https://zhetysu.edu.kz/политика-академической-честности. Задания обучающихся могут проверяться на плагиат. Жетысуский Университет использует систему https://www.antiplagiat.ru, которая поддерживает многоязычные записи, переведенные тексты и перефразированные версии. Обучающимся рекомендуется проверять свою работу на уникальность, перед тем как отправить преподавателю. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Для студентов с особыми образовательными потребностями | Для обеспечения безбарьерного доступа и эффективного мультидисциплинарного сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями с целью их интеграции в общеобразовательный процесс преподаватель в начале семестра проводит индивидуальную беседу с каждым инклюзивным обучающимся. Это важно для определения методов и средств эффективной поддержки обучающихся с особыми образовательными потребностями. Для обучающихс с особыми образовательными потребностями возможно использование на занятиях средств специального назначения, увеличение времени на подготовку ответов на контрольные вопросы. При необходимости возможно назначение индивидуальных форм контроля, процедура оценивания результатов обучения может проводиться по индивидуальному графику и в несколько этапов. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Балльно-рейтинговая буквенная система оценки |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Критерии выставления оценок | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип оценки | Оцениваемые компоненты | Согласовано с РО | В баллах | Вес в целом в % | Вес в семестре | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Посещаемость | Опоздание и посещение занятий | 1,2,3,4,5 с РО | 10 | 6 % | 60 % | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вовлеченность (участие в работе, активность) | Во время занятий необходимо быть активным, отвечать на поставленные вопросы. | 1,2,3,5,6 с РО | 15 | 9 % | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выполнение дополнительных заданий (практическая работа, выполнении заданий, групповая работа, презентации, и т.д.) | Подготовка конкретных ответов на заданные задания; ответы на дополнительно заданные экспериментальные вопросы с приведением четких аргументов; выполнение заданных заданий в программе, выполнение которых на высоком уровне. | 1,2,3,4,5 с РО | 75 | 45% | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(Эссе) | | 1,2,3,4 с РО | 100 | 10% | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(групповое задание)) | | 1,2,3,4,5 с РО | 100 | 10% | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(Индивидуальные презентаци)и | | 1,2,3,4,5 с РО | 100 | 10% | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(решение кейса) | Основные результаты по заданию приведены полностью и определены | 1,2,3,4,5 с РО | 100 | 10% | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итоговый экзамен | | | 100 | 100% | 40% | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| | | | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дедлайны | Преподаватель самостоятельно прописывает сроки практических заданий. Преподаватель в соответствии со сроками приема принимает выданное задание и оценивает его, регистрирует в журнале, оценивает качество выполнения в баллах. Сроки выставления баллов СРО в электронный журнал - 4, 7, 11, 14 недели семестра по 100-балльной шкале |
Преподователь-лектор Канагатов Ж.Ж.
Руководитель ОП по
естественным и техническим наукам Турлыбекова М.Р.
Академический совет ВШТН Мурсакимова Г.А.
Декан ВШТН Есенгабылов И.Ж.