Файл: Возникновение многопартийности в России в 19902000ых годах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации. При этом в субъекте РФ может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

- в политической партии должно состоять не менее десяти тысяч членов. При этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее ста членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее пятидесяти членов политической партии;

- руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться и осуществлять свою деятельность на территории РФ;

- структурные подразделения политических партий создаются и действуют по территориальному признаку.

В Законе определены принципы создания и деятельности политической партии (добровольность, равноправие, самоуправление, законность, гласность), закреплены основные права и обязанности политических партий.

Закон вводит ограничения на создание и деятельность политических партий (ст. 9). Запрещается деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности страны, подрыв безопасности государства, осуществление экстремистской деятельности. Не допускается создание партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности, образование структурных подразделений политических партий в органах государственной власти и местного самоуправления, в Вооруженных Силах РФ в правоохранительных и иных государственных органах. Не допускается создание и деятельность на территории РФ политических партий иностранных государств.

Таким образом, Закон создает правовые основы дальнейшего развития в России многопартийности – отличительной черты демократической страны. Он устраняет мелкие «вождистские» и экстремистские партии. Одновременно он должен содействовать росту рядов партий путем естественного притока членов и формированию массовых и авторитетных партий, становлению в России полноценной партийной системы, превращению партий в авторитетные субъекты политического процесса благодаря усилению их влияния, в том числе через выборы, на этот процесс и на государство для реализации своих программных установок.

После вступления в силу Закона и особенно после выборов 2003 г. в Госдуму многие мелкие партии прекратили свою деятельность. На 1 сентября 2004 г. осталось всего 45 партий и, по мнению экспертов, эта цифра будет сокращаться.


Реструктуризация многопартийности была одной из базовых реформ, осуществляемых властью в партийно-политической сфере. Эта реформа, прежде всего, изменила юридический статус партий, закрепила процесс их правового оформления, но не дала им реальных рычагов власти (возможность формировать Правительство, подбирать в него кандидатуры и т.д.). Она имела целью существенно сократить число мелких политических партий в стране, привести их к укрупнению и создать новую конфигурацию многопартийности. В эту систему вписываются такие политические партии, как «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и некоторые другие. Опираясь на крупные и влиятельные политические партии, власти намерены обеспечить в обществе реальную политическую конкуренцию.

С середины 2000-х годов наметился некоторый подъем гражданских инициатив. Появился целый ряд общественно-политических движений различной ориентации, достаточно громко заявивших о себе: Объединенный гражданский фронт Г. Каспарова (2005), Народно-демократический союз М. Касьянова (2006), «Солидарность» Б. Немцова (2008), коалиция «Другая Россия» Г. Каспарова и Э. Лимонова (2006). Последняя объединяла представителей разных политических движений, а также отдельных граждан. В 2011 г. была предпринята очередная попытка объединения демократических сил и создания оппозиционной правой партии на базе Народно-демократического союза М. Касьянова, Республиканской партии России В. Рыжкова, движения «Солидарность» Б. Немцова и движения «Демократический выбор» В. Милова. Однако новое образование, получившее название «Партия народной свободы» («Парнас»), ввиду нарушений требований к численности в тот период зарегистрировано не было. Накануне выборов в Шестую Государственную Думу осенью 2011 г. демократам так и не удалось объединиться и создать влиятельную политическую партию.

В феврале 2007 г. в Петербурге состоялся учредительный съезд партии «Справедливая Россия», которую возглавил председатель Совета Федерации С. Миронов. Новая партия была создана на основе слияния «Партии жизни», Партии пенсионеров и «Родины». Партия выступала за социал-демократический путь развития, за восстановление социальной справедливости в обществе. По словам ее председателя, члены КП РФ — «наши идеологические братья».

В последующие годы в России продолжался процесс по совершенствованию политической системы. Произошли существенные изменения, в том числе, и в деятельности политических партий. В частности, в апреле 2009 года были приняты изменения в Федеральный закон «О политических партиях». Их суть заключалась в идее поэтапного снижения минимальной численности членов всех официально действующих политических партий. Эти изменения официально вступили в силу с 1 января 2010 г. Теперь минимальная численность членов политической партии снизилась с 50 тысяч до 45 тысяч. Кроме того, всем политическим партиям необходимо было иметь не 500 своих членов в региональных отделениях, а 450. При этом такие региональные отделения каждая партия должна была иметь в более чем половине субъектов Российской Федерации. Однако практика показала, что такие меры оказались слишком завышенными, во многом «неподъемными» для большинства политических партий.


В 2011 г. по предложению Президента Д. А. Медведева в очередной раз были существенно скорректированы положения о регистрации политических партий. В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. он предложил ввести еще более упрощенный порядок регистрации политических партий. Теперь по заявке, представленной в установленном законом порядке, всего 500 человек могли создать политическую партию и официально зарегистрировать ее. Соответственно, такая партия должна быть представлена не менее чем в 50% регионов страны. Причем отменялось прежнее требование о минимальной численности членов политической партии в каждом ее региональном отделении.

В течение трех лет (2009—2011) рост числа политических партий прекратился, оно оставалось стабильным и составляло семь: «Единая Россия» (около 2 млн человек), «Справедливая Россия» (более 400 тыс.), ЛДПР (около 180 тыс.), КПРФ (более 150 тыс.), «Патриоты России» (85 тыс.), «Правое дело» (более 60 тыс.) и «Яблоко» (55 тыс. человек)[14]. Отсутствие прочных традиций многопартийности самым непосредственным образом сказывалось на партийном строительстве в современной России.

2.2. Участие политических партий в политической борьбе в 2000-е гг.: выборы президента РФ и выборы в Государственную думу
Партии и политические организации активно участвовали во всех выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. В первых выборах, которые проходили 12 декабря 1993 г., участвовали 13 партий, избирательных блоков и объединений. На основе народного волеизъявления они должны были делегировать в Думу 225 депутатов по партийным спискам. Еще 225 депутатов в Государственную Думу население избирало по одномандатным округам, т. е. выборы проходили по мажоритарной системе.

Целый ряд политических и общественных объединений и организаций за их активное участие в событиях 3—4 октября 1993 г. были лишены права принять участие в выборах депутатов Государственной Думы по партийным спискам. Среди них были: Фронт национального спасения (ФНС) во главе с И. П. Константиновым и А. М. Макашовым, Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП), которую возглавлял В. И. Анпилов, Общественный клуб «Союз офицеров» С. Н. Терехова, Союз социально-правовой защиты военнослужащих, военнообязанных и членов их семей «Щит» во главе с В. Уражцевым, Русское национальное единство (РНЕ) А. П. Баркашова.


Установленный законом рубеж в 5% на выборах в Думу преодолели только 8 партий и блоков. Из 450 депутатских мест в Государственной Думе первого созыва 96 мест по партийным спискам и по мажоритарной системе заняли представители проправительственного блока «Выбор России», возглавляемого Е. Т. Гайдаром. Но наибольшее число мандатов только по партийным спискам — 70 мандатов, или 22,9% от всех голосов — получила ЛДПР В. В. Жириновского, что стало настоящей политической сенсацией. В Государственную Думу первого созыва прошли также КПРФ Г. А. Зюганова, получившая 65 мандатов и ее союзница — Аграрная партия М. И. Лапшина, имевшая 45 депутатских мандатов. «ЯБЛОКО», Партия российского единства и согласия (ПРЕС), Демократическая партия России (ДПР) и блок «Женщины России» получили в Государственной Думе первого созыва от 14 до 21 депутатских места.

В январе 1994 г. партии и объединения, прошедшие в Государственную Думу первого созыва, сформировали в ней свои фракции и депутатские группы. Самыми многочисленными из них были фракция блока «Выбор России» — 76 мест, фракция сложившейся уже в стенах Государственной Думы группы «Новая региональная политика — 65 мест и фракция партии ЛДПР — 63 места. Председателем Государственной Думы первого созыва (1993—1995 гг.) был избран представитель Аграрной партии России И. П. Рыбкин.

На выборах в Государственную Думу второго созыва, проходивших 17 декабря 1995 г., из 43 избирательных блоков только 4 преодолели 5% рубеж. В частности, КПРФ получила 22,3% всех голосов избирателей, ЛДПР — 11,2%, «Наш дом — Россия» В. С. Черномырдина — 10,1% и «ЯБЛОКО» — 6,9%. Эта победа данных партий в голосовании населения страны по партийным спискам была дополнена успехами и по одномандатным округам. Наряду с партийными фракциями и группами в Думе были образованы Аграрная депутатская группа из 37 человек, депутатская группа «Народовластие» из 37 человек и депутатская группа «Российские регионы» из 42 человек.

Третьи по счету парламентские выборы в суверенной России состоялись 19 декабря 1999 г. Главными соперниками в предвыборной кампании были парламентские партии, имевшие свои фракции в предыдущей Думе, т. е. КПРФ, «ЯБЛОКО» и ЛДПР, а также новые избирательные блоки, появившиеся в стране к концу 90-х гг. Среди них наиболее сильные позиции в российском обществе приобрело движение «Отечество». В августе 1999 г. оно объединилось с региональным блоком «Вся Россия» в движение «Отечество — Вся Россия» (ОВР). Его возглавили бывший премьер-министр Е. М. Примаков, мэр Москвы Ю. М. Лужков, губернатор Санкт-Петербурга В. А. Яковлев и президент Татарстана М. Ш. Шаймиев. Другим оппозиционным предвыборным блоком стал «Союз правых сил» (СПС) во главе с еще одним бывшим премьер-министром России С. В. Кириенко. В СПС вошли такие видные политики либерального направления как Б. Е. Немцов, И. М. Хакамада, А. Б. Чубайс. Третьим избирательным блоком стало проправительственное «Единство» («Медведь»), образованное еще в сентябре 1999 г. Руководителями блока стали министр Российской Федерации по чрезвычайным ситуациям С. К. Шойгу, милицейский генерал А. И. Гуров и рекордсмен мира по классической борьбе А. А. Карелин.


По федеральным спискам 5% барьер по выборам в Государственную Думу третьего созыва преодолели 6 партий и объединений. В тройку победителей вошла КПРФ, за которую отдали свои голоса 24,55% избирателей, принявших участие в выборах, движение «Единство», получившее 23,88% и движение «Отечество — Вся Россия» — 11,98%. Далее шел «Союз правых сил» с 8,63% голосов, «Блок Жириновского» — 6,18% и объединение «ЯБЛОКО», получившее 5,94% голосов российских избирателей (см. Приложение №14).

На выборы в Государственную Думу четвертого созыва, которые проходили 7 декабря 2003 г., было допущено 40 политических партий и избирательных блоков. Но только четыре из них сумели провести по партийным спискам в нижнюю палату российского парламента своих депутатов, преодолев рубеж в 5%. «Единая Россия» во главе с Б. В. Грызловым, считавшаяся пропрезидентской партией, оказалась победителем парламентской гонки, получив 37,57% голосов избирателей. КПРФ вышла на второе место с 12,61% голосов, ЛДПР набрала 11,45% голосов. Наконец, избирательный блок, называвшийся Народно-патриотическим союзом «Родина», который возглавляли С. Ю. Глазьев и Д. О. Рогозин, получил на выборах 9,02% голосов.

Первой и главной сенсацией этих выборов стало поражение «Союза правых сил», возглавляемого Б. Е. Немцовым и И. М. Хакамадой, а также блока «ЯБЛОКО». Второй неожиданностью было значительное, почти двукратное сокращение по сравнению с выборами 1999 г. голосов, отданных российскими избирателями за КПРФ.

В Государственной Думе четвертого созыва правящей партией стала «Единая Россия.

Участвовать в выборах депутатов в Государственную Думу пятого созыва, которые проходили 2 декабря 2007 г., изъявили желание 35 политических партий. Однако Центральная избирательная комиссия (ЦИК) после проверки партийных документов объявила о допуске к выборам только 14 партий.

Накануне выборов, на первом этапе VIII съезда партии «Единая Россия», проходившем 1—2 октября 2007 г., Президент Российской Федерации В. В. Путин заявил, что принял решение возглавить федеральный список этой партии. Президентская поддержка позволила партии «Единая Россия» убедительно победить на выборах в Государственную Думу пятого созыва. Партия «Единая Россия» получила на выборах абсолютное большинство голосов избирателей — 64,30%. Кроме «Единой России» еще только три политические партии из 11 преодолели 7% рубеж голосов избирателей, установленный законом для прохождения партийных депутатов в Государственную Думу. КПРФ получила на выборах 11,57% голосов, ЛДПР заручилась поддержкой 8,14% голосов избирателей. Партия «Справедливая Россия», получив на выборах 7,74% голосов.