Файл: Конспект урока по русскому языку в 6 классе по учебнику Разумовской Тема Устаревшие слова Тип урока Изучение нового материала Цели Предметные.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Авилова А., Ефремова К., Слабова А., Смирнова И., Четыркина А.
Конспект урока по русскому языку в 6 классе по учебнику Разумовской

Тема: Устаревшие слова

Тип урока: Изучение нового материала

Цели:

  1. Предметные:

  • Знать, какие слова называют устаревшими;

  • Знать причины появления устаревших слов;

  • Знать понятия «историзмы», «архаизмы», «неологизмы»;

  • Знать, разницу между историзмами и архаизмами;

  • Уметь находить устаревшие слова  в тексте;

  • Уметь правильно использовать в речи устаревшие слова.

  1. Метапредметные:

  • Развивать умение находить устаревшие слова  в тексте;

  • Развивать умение использовать устаревшие слова в речи;

  • Развивать умение отличать архаизмы от историзмов;

  • Развивать умение употребления неологизмов;

  • Развитие языкового чутья.

  1. Личностные:

  • Показать красоту и богатство родного языка через многообразие архаизмов, историзмов  и неологизмов в русском языке.


Этапы урока:


  1. Организационный момент


Добрый день, ребята! Есть ли вопросы по домашнему заданию? Если нет, то прошу вас сдать тетради (+ раздаём другие для работы в классе).


  1. Объяснение нового материала


Запись темы урока.

На доске написаны слова: кольчуга, смерд, помещик, земство, урядник.

Вопросы классу:

  • Знакомы ли вам эти слова?

  • Понятно ли их значение?

При затруднении дети обращаются к словарю (работа со словарем). Пояснение, что это устаревшие слова, которые в современном мире молодое поколение может не знать. Записываем и разбираем определение устаревших слов из учебника.
3. Практикум
На доске написаны слова:  лоб, злато, вещун, чело, одеяние, щеки, золото, предсказатель, ланиты, одежда.

Нужно подобрать к ним пары с таким же значением. Работа у доски.


(Лоб — чело, золото — злато, щеки — ланиты, предсказатель — вещун, одежда — одеяние).

  • Как вы думаете ,чем отличаются друг от друга первое и второе слова в паре ?( Одно слово общеупотребительное , а другое – нет.).

Вводим понятие архаизмов и историзмов. Правила в учебнике.


  • Упр. 125 из учебника на закрепление. Нужно объяснить смысл, лексическое значение и происхождение устаревших слов в пословицах.


Работа с неологизмами. Определение из учебника.

Работа в парах за партами. Нужно определить значения к неологизмов.

Слово

лексическое значение

антивирус

ликвидация компьютерной безграмотности

ликомбез

единица измерения количества информации

гигабайт

программное средство, предназначенное для борьбы с вирусами в компьютерной системе.

аэросани

валютный союз, объединяющий 17 стран Европейского союза, официальной валютой которых является евро. Эти государства имеют право выпускать монеты и банкноты, номинированные в евро

звездоплаватель

(от англ. flash mob — flash — вспышка; миг, мгновение; mob — толпа; переводится как «мгновенная толпа») — это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится

еврозона

тот, кто совершает полеты в космическом пространстве на летательных аппаратах; космонавт

флэшмоб

самоходные сани, снабженные двигателем с толкающим воздушным винтом (пропеллером), который приводится в действие двигателем внутреннего сгорания




  • Какие из данных слов не востребованы вами?

  • Какие из данных слов вы используете в своей речи?

  • Пользуются ли родители данными словами? А бабушки и дедушки?

  • Не испытывают ли дискомфорт ваши близкие  от того, что не всегда могут понять вашу речь? Как можно помочь?


4. Подведение итогов урока


  • Какие слова называют устаревшими? (Слова, вышедшие из активного повседневного употребления). Приведите примеры таких слов.

  • На какие две группы делятся устаревшие слова? (Историзмы и архаизмы.)

  • Что такое историзмы? (Слова, которые выходят из активной лексики в связи с исчезновением называемых ими предметов и явлений). Приведите примеры историзмов.

  • Что такое архаизмы? (Слова, которые выходят из употребления, вытесняясь современными синонимами). Приведите примеры архаизмов.

  • Что такое неологизмы? (Новые слова, которые недавно появились в языке). Приведите примеры.

  • Какой пометой обозначаются устаревшие слова в толковых словарях? (Устар.)


5. Домашнее задание


  • Для средних и слабеньких учеников:

Вставьте пропущенные буквы. Объясните значение этих слов.

Ц__КЛОП, __РАКУЛ, Ф___РАОН, ГЛ___ДИАТОР, СП___РТАНЦЫ, К___ЛЕСНИЦА.



  • Для сильных учеников:

Найдите в стихотворениях А.С.Пушкина устаревшие слова, определите их значение и к какой категории устаревших слов они относятся.

1. В толпе могучих сыновей,

С друзьями, в гриднице высокой

Владимир – солнце пировал...

(А.С. Пушкин)

2. Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

(А.С. Пушкин).


  • Общее задание для всего класса: выучить новые определения, знать примеры архаизмов, историзмов и неологизмов.