Файл: Основы социального предпринимательства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

13 благ. По сути, это источник синергетического эффекта взаимодействия имеющихся ресурсов предпринимателя и потребностей приобретателей социальных услуг.
Результатом социально ориентированной предпри- нимательской деятельности является социальная иннова- ция, то есть новый способ решения социальной пробле- мы. Значимость социальной инновации – ее ценность – определяется способностью к удовлетворению социаль- ных потребностей получателя услуги новым, удобным для него, способом.
Важнейшим результатом СП является рост социаль- ной добавленной стоимости
1
инновации – повышение качества жизни населения за счет:

соблюдения (достижения) минимальных стандар- тов качества жизни;

нахождения новых способов решения социальной проблемы;

синергетического эффекта взаимодействия ресур- сов и самоорганизации потребителей услуг.
Пограничное состояние СП (между предпринима- тельством и благотворительностью) обусловливает необ- ходимость выделения критериев, присущих СП как фе- номену. Такими критериями являются
2
:

социальная миссия;

предпринимательский подход;

инновационность (новаторство в решение соци- альной проблемы, новая комбинация ресурсов, новая ус- луга для региона);
1
Социальная добавленная стоимость – способность товара открывать доступ к определенным потребительным потребительским сетям.
2
Сайт фонда «Наше будущее». URL: http://www.nb-forum.ru/social/
(дата обращения: 28.08.2014).

14

тиражируемость;

самоокупаемость и финансовая устойчивость.
Отправной точкой развития бизнеса является соци- альная проблема, которую пытается решить предприни- матель. Для достижения поставленных целей он должен обладать способностью видеть ситуацию по-новому и использовать новые возможности, эффективно использо- вать имеющиеся ресурсы, обладать необходимой актив- ностью и мотивацией,
Многие социальные проблемы не решаются в рамках стандартных подходов. Поэтому успешность социально ори- ентированного бизнеса в значительной степени основана на использовании инновационного (в данном случае – социо- культурного) подхода. Имеется в виду использование новых подходов в решении конкретной социальной проблемы, ис- пользование новой комбинации ресурсов, вывод на рынок новой услуги, (использование сил самоорганизации населе- ния, использование потенциала ТОС).
Масштаб бизнеса является одним из условий его успеш- ности. Поэтому одним из критериев СП является возмож- ность его тиражирования (максимальное развитие в границах текущей территории, охват новых территорий).
Успешный бизнес должен обеспечивать постоянный денежный поток, быть самоокупаемым и финансово ус- тойчивым. Социально ориентированный бизнес предпо- лагает определенный баланс между социальными целями и коммерческой составляющей. Деньги здесь являются не самоцелью, а средством достижения социальных це- лей организации. Прибыль в основном реинвестируется с этими целями в бизнес или в местное сообщество, а не перетекает в карманы акционеров и владельцев.
Областью реализации потенциала СП является не- коммерческий сектор. Целью деятельности некоммерче- ских организаций является удовлетворение преимущест-


15 венно бытовых и духовных потребностей. Преимущест- венными сферами деятельности некоммерческих органи- заций являются культура, здравоохранение, оказание юридических и образовательных услуг, наука, спорт. Это те сферы деятельности, которые в недостаточной степени финансируются государством. В свою очередь, чисто коммерческие организации не готовы вкладывать средст- ва в данные сферы деятельности в силу экономической нерентабельности инвестиций.
Напротив, целью деятельности некоммерческих ор- ганизаций является смягчение существующих социаль- ных проблем за счет использования преимущественно механизма самоорганизации. Получение прибыли не яв- ляется целью деятельности указанных организаций. Ра- бота осуществляется на границе благотворительности и прибыльности. Вырученные средства направляются на дальнейшее развитие организаций.
Использование ресурса самоорганизации позволяет не только снизить издержки на оказание социальных услуг по сравнению с действующими коммерческими организациями
(например, агентствами по предоставлению услуги ня- ни/сиделки), но и повысить качество жизни населения за счет выявления и удовлетворения потребностей населения в тех услугах, которые в принципе не оказываются в рамках дейст- вующей социальной инфраструктуры (например, оказание услуг по доставке продуктов и лекарств на дом). Таким обра- зом, роль социального предпринимательства в экономике за- ключается в повышении общей экономической эффективно- сти за счет введения в экономический оборот тех ресурсов и механизмов, которые ранее в таком качестве не использова- лись (например, более развитый уровень культуры управле- ния собственностью). Это касается неиспользуемых матери- альных и человеческих ресурсов, а также новых комбинаций наличных ресурсов.

16
1.2. Подходы к анализу феномена
социального предпринимательства
1.2.1. Коллективистский подход
СП как бизнес-способ смягчения социальных про- блем обычно развивается в рамках общественных (не- коммерческих) организаций. Поэтому СП по своей сути является коллективным предпринимательством, в основе которого лежит коллективное самоуправление.
Смысл коллективного самоуправления в сфере предпри- нимательской деятельности заключается в преодолении отчу- ждения коллектива от функции управления, перенесение этой функции из внешней среды в сами коллективы. Тем самым возникнут необходимые предпосылки для эффективной орга- низации экономики, предпринимательства, бизнеса, а также для оптимального самоуправления внутри коллектива, каждой личностью, составляющей его часть.
Самоорганизация внутри коллектива в качестве предпо- сылки эффективного управления организацией означает созда- ние условий, обеспечивающих разностороннее и полноценное саморазвитие личности внутри такого коллектива, а также со- четание всех ее потребностей и интересов с потребностями и интересами коллектива и организации в целом. Это возможно в результате саморазвития трудового коллектива как социаль- ной общности. Высшей точкой такого саморазвития как раз и выступает превращение трудового коллектива в коллективную предпринимательскую силу, инициирующую инновационную деятельность и успешно осуществляющую ее
1 1
Тарасова О. В. Самоуправление в контексте коллективного пред- принимательства. URL: http://tomb-raider6.narod.ru/lib/mm/molodjozh- buduschee_civilizacii/samoupravlenie_v_kontekste_kollek.html
(дата обращения: 17.09.2014).


17
Эффективность развития социально ориентирован- ной организации обусловлена такими факторами, как:

направленность всех членов трудового коллектива на достижение общей и социально значимой цели и миссии;

наличие коллективного самоуправления как спо- собности конкретной социальной группы к самостоя- тельному принятию и реализации оптимальных управ- ленческих решений;

определенный уровень развития культуры управ- ления собственностью, достаточный для формирования в трудовом коллективе конкретной предпринимательской структуры отношений товарищества и взаимопомощи.
Под культурой управления собственностью
(КУС) мы понимаем достигнутую эффективность
управления собственностью на основе сложившихся
традиций, ценностей и норм поведения. Культура управления (самоуправления) проявляется в ежедневном трудовом поведении всех людей, будь то государствен- ный (муниципальный) служащий, владелец бизнеса, соб- ственник жилья, рядовой сотрудник крупной организа- ции.
Уровень развития культуры управления собственностью определяет уровень эффективности дея- тельности (эффективность выполнения конкретной функции, эффективность работы организации в целом).
При этом наибольшая эффективность деятельности орга- низации достигается за счет максимального учета потребно- стей и интересов все ее сотрудников. Это означает, что кол- лективное предпринимательское самоуправление формирует оптимальный социально-психологический климат в органи- зационной структуре, стимулирует креативную направлен- ность действий каждого сотрудника организации. Иными словами, в организации создается баланс экономических и неэкономических факторов, позволяющий наиболее опти-

18 мально использовать имеющиеся ресурсы и достигать наме- ченных целей с наименьшими издержками.
Однако данный баланс может быть достигнут только на локальном отрезке времени. С течением времени развивается и сама организация, и ее сотрудники. Если изменения носят эволюционный характер, то предпринимательские коллекти- вы способны сохраняться значительно дольше, чем корпора- ции или отдельные предприниматели. Если же такое воздей- ствие внешней среды носит бифуркационный характер, характер революций, то организации либо разрушаются, либо выходят на качественно новый этап развития за счет исполь- зования ресурса самоорганизации.
Эта ситуация объясняется тем, что организации и их со- трудники существуют не в замкнутой, а в открытой системе, постоянно взаимодействуют с внешней средой. Поэтому в це- лях изучения феномена СП необходимо наряду с сугубо эко- номическим подходом использовать социокультурный под- ход. В рамках современного развития синергетики такой подход может выявить не только количественные показатели влияния внешних факторов (например, удельный вес или оче- редность), но и качественные аспекты такого воздействия на коллективную самоуправляемость и коллективное предприни- мательство.
1.2.2. Социокультурный подход
В основе социокультурного подхода лежит представ- ление об устойчивом развитии организаций как самораз- вивающихся систем. Эффективность управления устой- чивым развитием социально-экономических систем различного масштаба определяется, согласно социокуль- турной концепции менеджмента (СККМ), уровнем взаи- модействия ее подсистем, которые тесно взаимодейству- ют друг с другом, и при этом каждая подсистема


19 развивается на принципах саморазвития. В этом случае управление во многом превращается в самоуправление.
Эффективность управления организации при этом определяется совокупностью условий, присущих субъек- ту и объекту управления (рис. 1)
1
:
Су
Оу
а) желает управлять, видит выгоду а) готов выполнять решения, видит личную выгоду в) имеет ресурсы для управления в) умеет использовать ресурсы профессионально с) нравственно настроен на сотрудничество, на учет ценностей объекта управления с) расположен к интеграции ценностей организации и менеджмента
Рис. 1. Условия реализации отношений управления согласно СККМ
Применение социокультурного подхода позволяет учитывать не только экономические, но и неэкономиче- ские факторы, влияющие на успех управления.
Устойчивое развитие института СП как в данном случае становится возможным за счет тесного взаимо- действия всех заинтересованных субъектов на всех уров- нях властной вертикали (рис. 2, стр.20).
На государственном уровне создаются наиболее общие условия для развития института СП(развитие нормативно- правовой базы, создание системы финансовой поддержки СП).
На муниципальном уровне реализуются конкретные мероприятия в области развития института СП (форми- рование информационно-образовательной инфраструк- туры, содействие в финансировании социальных инициа-
1
Алексеевский В. С. Управление диссипативными системами эконо- мики и социума : автореф. … д-ра экон. наук. Кострома, 2004. 40 с.

20
Государство (на федеральном уровне): создание для нижних уровней наиболее общих условий для развития территорий с учетом принципов самообеспечения и саморазвития регионов на базе взаимосвязи принципов синергетики и экологии. тив в области СП, методическая поддержка в области реализации проектов СП, тиражирование положительно- го опыта реализации проектов СП).
Рис. 2. Взаимодействие различных уровней власти в рамках управления развитием института социального предпринима- тельства
Условием успешности реализуемых мероприятий явля- ется создание условий для формирования и развития у целевой аудитории (бизнесмены, председатели ТОС)
Государство (на региональном уровне): управление средст- вами, направляемыми на реализацию мероприятий в области
СП, а также обеспечение целевого финансирования нижестоя- щего уровня (в случае необходимости).
Муниципальное образование: создание на территории му- ниципального образования необходимых и достаточных ус- ловий для реализации конкретных мероприятий в рамках развития института СП при неразрушающей политике госу- дарства, включающих: создание обучающей и поддержи- вающей инфраструктуры, основанной на принципах ме- неджмента знаний, корректировку различных методических материалов с учетом территориальных особенностей.
Человек как личность, обладающая потенциалом са-
моразвития и самореализации: закрепление и развитие у населения предпринимательской культуры при поддержке организаций, отвечающих за реализацию мероприятий в рамках развития территорий.
Самоменеджмент и менталитет собственников социальных пред- приятий (предпринимательская культура)


21 предпринимательской культуры, необходимой для осу- ществления социально ориентированного бизнеса.
1.2.3. Институциональный подход
В самом общем смысле институты представляют со- бой совокупность формальных и неформальных ограни- чений, определяющих рамки экономического поведения людей и организаций.
Понятие институционализма включает в себя два аспекта: «институции» – нормы, обычаи поведения в обществе, и «институты» – закреп- ление норм и обычаев в виде законов, организаций, уч- реждений.
Смысл институционального подхода состоит в том, чтобы не ограничиваться анализом экономических кате- горий и процессов в чистом виде, а включить в анализ институты, учитывать внеэкономические факторы.
В частности, сторонники иституционализма отрица- ют принцип оптимизации. По их мнению, в своей дея- тельности хозяйствующие субъекты должны руково- дствоваться не критерием максимизации, а критерием оптимизации целевой функции. Иначе говоря, в ходе принятия решений руководство организации должно учитывать не только собственные интересы, но и интере- сы сотрудников, работающих в данной организации.
Кроме того, последователи институционализма ста- вят в приоритет интересы общества, а не отдельного че- ловека. Действия отдельно взятых субъектов в значи- тельной мере предопределяются ситуацией в экономике в целом, а не наоборот. В частности, их цели и предпочте- ния формируются обществом. В маржинализме и класси- ческой политэкономии считается, что сначала возникают интересы индивида, и они являются порождающими по

22 отношению к интересам социума.
Институционалисты отрицают принцип
«рационального человека», руководствующего- ся исключительно полезностью. По их мнению, действия индивида спрогнозировать нельзя из-за невозможности учесть все факторы (экономические и неэкономические), влияющие на поведение человека.
С точки зрения институционалистов, задача эконо- мической науки не только в том, чтобы составить про- гноз, понять систему взаимосвязей, но и дать рекоменда- ции, обосновать рецепты соответствующих изменений в политике, поведении, общественном сознании.
Главная роль, которую институты играют в общест- ве, заключается в уменьшении неопределенности путем установления устойчивой структуры взаимодействия между людьми
1
Экономика как система, по мнению институционали- стов, представляет собой систему взаимодействия эво- люционирующих институтов. Эволюция института при этом может осуществляться двумя путями: как «сверху»
(рамки, задаваемые государством), так и «снизу» (само- развитие института за счет самоорганизации его нефор- мальной составляющей).
Сознательное формирование нового института пред- ставляет собой разновидность планируемой культурной инновации
2
. Для того чтобы распространение инновации было успешным, необходимо ее соответствие элементам того пространства, в которое оно погружается. В про- тивном случае внедрение нового института будет сопря-
1
Норт Д. Институты, институциональные изменения и функциони- рование экономики / пер. с англ. А.Н. Нестеренко; предисл. и на- уч. ред. Б. З. Мильнера. М., 1997. С. 21.
2
Тамбовцев В. Л. Теоретические вопросы институционального про- ектирования // Вопр. экономики. 1997. № 3. С. 89–90.