Файл: Спп с придаточными условия, уступки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Двадцать пятое января

Классная работа

Тема: СПП с придаточными условия, уступки.

Цель: формирование пунктуационной грамотности обучающихся на уроках русского языка.

Задачи:

  1. показать особенности СПП с придаточными уступительными и условными;

  2. научить различать придаточные уступки и условия от других видов придаточных;

  3. совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

  4. развивать речь обучающихся.

  5. воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока.

Организационный момент.

Актуализация знаний.

Расставьте знаки препинания, определить вид придаточных.

1. Палатку надо натягивать так чтобы она гудела как барабан. 2. Потом ее надо окопать чтобы во время дождя вода стекала в канавы по бокам палатки и не подмочили поле. (К.Паустовский) 3. Почти нет той минуты в сутках чтобы в последедовских полях не кипела работа. (М. Салтыков-Щедрин) 4. Я хочу чтоб к штыку приравняли перо. (В.Маяковский) 5. Надо всегда выступать честно чтобы ни перед кем не было стыдно. (К.Паустовский) 6. Она любила Ричардсона не потому чтобы прочла не потому чтоб Грандисону она Ловласа предпочла. (А.Пушкину)

 III. Сообщение темы и цели урока.  

IV. Изучение нового материала.

1. Вопросы и задания.

– Какое значение имеют сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия? 

– Рассмотрите таблицу на с. 87 учебника § 26. Назовите виды предложений со значением обусловленности.

- Сегодня на уроке мы продолжим изучать обстоятельственные придаточные уступки и условия. 

Работа с таблицей:

Придаточные условия относятся ко всему главному предложению.

В качестве средства связи могут выступать союзы если, коли, кабы, ежели, когда в значении 
есликак в значении если и раз в значении если.


В сложноподчиненных предложениях придаточные условия могут занимать позицию как перед главным предложением, так и после главного предложения.

Вы никогда не забудете красоты этого города, если хоть раз видели его.

Если вы хоть раз видели этот город, вы никогда не забудете его красоты.



Придаточные уступки сообщают о тех условиях, вопреки которым совершаются какие-либо действия.

Маленькая Варя выпрашивала конфеты (несмотря на что?), несмотря на то, что они вредны для зубов.

Придаточные уступки относятся ко всему главному предложению.

Средствами связи придаточных уступки с главной частью предложения могут являться союзы хотя, пусть, пускай. А также несмотря на то что, невзирая на то что и даже даром что.



Придаточное предложение уступки 

Игра «Продолжи предложение» (устно):

СПП с придаточным условия

Мне бы хотелось встретиться с тобой в субботу, если…

Ты выиграл бы конкурс, ежели…

Команда выйдет в финал, если…

Ты не получил бы плохую оценку, когда бы (= если бы)….

СПП с придаточным уступки

Продолжите СПП с придаточным уступки

Мы прекрасно провели время, несмотря на то…

Он пришел на занятие, хотя…

Вы не достигните результата, как ни…


VI.Выводы по уроку. Рефлексия.

- Используя начало, создайте 2 предложения, применяя знания, полученные на уроке, определите вид придаточных, составьте схемы:

Я понял, что…

Несмотря на то что

Несколько человек зачитывают, объясняют.

VII. Итог урока.

- С какими предложениями познакомились на уроке?

- Почему их так назвали?

- На что указывают придаточные уступки?

- При помощи чего присоединяются к главному предложению?

VIII. Домашнее задание.

  1. Выучить теоретический материал по теме;

  2. Тестовое задание. Нужное предложение записать, выделить грамматическую основу, составить схему.

А) Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным.

Весной, когда оживает природа, чувствуешь необыкновенный прилив сил.

Он понял тогда, что Левинсон хотел проверить боевую готовность отряда.

Несмотря на то что была солнечная погода, в парк мы так и не пошли.

Я присел на скамейку, чтобы не упасть.

Б) Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным условия.

У меня было такое чувство, будто я в чём-то ошибся.

Вскоре он понял, что дальше идти опасно.

Если команда нашей школы выиграет завтрашний матч, то она выйдет в финал.

Я смотрел на крепость и пытался угадать, какая история связана с ней.

3. Выполнить упр. 138