Файл: Методические указания по выполнению самостоятельной работы Лидерство и командное развитие.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»
(ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ)
Кафедра психологии, педагогики и правоведения |
Рег. №
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
_______________В.Н. Ромашин
«___»________________2019 г
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
Лидерство и командное развитие |
Направления/ Специальности 37.03.01 Психология, 37.05.02 Психология служебной деятельности, 38.03.01 Экономика, 38.03.02 Менеджмент, 38.03.03 Управление персоналом, 38.03.04 Государственное и муниципальное управление, 38.03.05 Бизнес-информатика, 38.03.06 Торговое дело, 38.05.01 Экономическая безопасность, 39.03.01 Социология, 40.03.01 Юриспруденция, 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности, 40.05.02 Правоохранительная деятельность, 41.03.01 Зарубежное регионоведение, 41.03.04 Политология, 41.03.05 Международные отношения, 42.03.01 Реклама и связи с общественностью, 43.03.01 Сервис, 43.03.02 Туризм, 43.03.03 Гостиничное дело, 09.03.02 Информационные системы и технологии, 09.03.03 Прикладная информатика, 27.03.05 Инноватика, 05.03.06 Экология и природопользование |
|
Год набора 2019 |
Новосибирск 2019
Выполнение расчетно-графической работы (РГР)
Расчетно-графическая работа (РГР) выполняется студентами индивидуально и состоит из двух частей (структурных элементов):
1 Разработка проектов раздела 1
-
Проекта, разработанного студентом в рамках раздела 1.1. Личностная конкурентоспособность и работа в команде. Студент выбирает Проект 1 или Проект 2.
-
Проект 1 «Технологии по формированию личностной стрессоустойчивости» – сбор информации, подготовка буклета с содержанием по личностной стрессоустойчивости. -
Проект 2 «Разработка модели по командопостроению» – исследования эффективных практик командопостроения. Проект прописывается в соответствии с требованиями.
Технология ПРОЕКТИРОВАНИЯ – образовательная технология, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов. Проект представляет собой комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно, но под руководством преподавателя в целях практического или теоретического решения значимой проблемы. В работе над проектом можно выделить несколько этапов (табл. 1).
Таблица 1.
Последовательность работы над проектом
Стадия работы над проектом | Содержание работы на этой стадии | Деятельность студентов | Деятельность педагога |
Подготовка | Определение темы и целей проекта | Обсуждают предмет с преподавателем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели | Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает с постановкой целей |
Планирование | а) определение источников информации; б) определение способов сбора и анализа информации; в) определение способа представления результатов (формы отчета); г) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; д) распределение задач (обязанностей) между членами команды | Вырабатывают план действий. Формулируют задачи | Предлагает идеи, высказывает предположения |
Исследование | Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты, интервью, опросы, наблюдения, эксперименты | Выполняют исследование, решая промежуточные задачи | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью |
Результаты и/или выводы | Анализ информации. Формулирование выводов | Анализируют информацию | Наблюдает, советует |
Представление или отчет | Возможные формы представления результатов (отчета): устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет | Отчитываются, обсуждают | Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника |
Оценка результатов и процесса | | Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения | Оценивает усилия учащихся, креативность |
В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Для достижения такого результата необходимо научить студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Задача проектирования: создать такой продукт, чтобы он оказался востребованным и реализовывал личностные потребности обучающихся на данном курсе.
Проект можно считать эффективным, если его выполнение содействует достижению личностных целей.
Разработка проекта включает формирование обоснованного ответа на три вопроса: Где мы находимся в настоящее время? Куда мы хотим двигаться? Как мы собираемся это сделать?
Все проекты носят практико-ориентированный характер.
2 Разработка и защита кейсов раздела 2
Разработка кейсов по темам «2.2. Психология конфликтов: умение управлять конфликтом» и «2.3. Фасилитация и рефлексия как искусство управления и технология изменений».
Темы для кейсов по разделу 2:
1) Разработка кейса на тему: «Природа производственных конфликтов и причины их возникновения» Тема 2.2
2) Разработка кейса на тему: «Способы разрешения конфликтов в финансовой организации» Тема 2.2
3) Разработка кейса на тему: «Роль руководителя в разрешении конфликтов в организации» Тема 2.2
4) Разработка кейса на тему: «Выстраивание отношений в группе с использованием «Технологии открытого пространства»». Тема 2.2
5) Разработка кейса на тему: «Управление имиджем компании с использованием технологии динамической фасилитации» Тема 2.3
5) Разработка кейса на тему: «Принятие управленческих решений с использованием технологии «Поиск будущего»» Тема 2.3
6) Разработка кейса на тему: «Принятие решений с использованием технологии «Мировое кафе» Тема 2.3
7) Разработка кейса на тему: «Выстраивание отношений в группе с использованием технологии «Базовая фасилитация»» Тема 2.3
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ. Данная технология может быть отнесена к дискуссионным, если работа с кейсом и презентация его решения осуществляется в процессе внутригруппового взаимодействия. Технология предполагает обучение с использованием моделей реальных ситуаций. Студенты должны проанализировать ситуацию (кейс), разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшие из них. Ситуации могут быть основаны на реальном и вымышленном фактическом материале. Кейсы отличаются от задач, используемых при проведении семинарских и практических занятий, так как имеют много решений и множество альтернативных путей, приводящих к ним. В результате разбора кейса студенты составляют и представляют отчет (письменный анализ), на выполнение которого отводится определенное время, что позволяет им более тщательно проанализировать всю информацию, полученную в ходе дискуссии.
Использование кейс-технологии позволяет успешно формировать компетенции и решать следующие задачи:
а) студент должен продемонстрировать способность мыслить логично, ясно и последовательно, а также понимать смысл исходных данных и предположенных решений;
б) оперативно принимать решения;
в) отрабатывать умение востребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения исходной ситуации, то есть правильно формулировать вопросы «на развитие», «на понимание»;
г) наглядно представлять особенности принятия решения в ситуации неопределенности, а также различные подходы к разработке плана действий, ориентированных на достижение конечного результата;
д) приобретать навыки ясного и точного изложения собственной точки зрения в устной или в письменной форме;
е) вырабатывать умения осуществлять презентацию, то есть убедительно преподносить, обосновывать и защищать свою точку зрения;
ж) отрабатывать навыки конструктивного критического оценивания точки зрения других;
з) развивать умение самостоятельно принимать решения на основе группового анализа ситуации;
и) формировать способность и готовность к саморазвитию и профессиональному росту на основе анализа (рефлексии) своих и чужих ошибок, опираясь на данные обратной связи.
К кейс-технологиям относятся технология ситуационного анализа, ситуационные задачи и упражнения, анализ конкретных ситуаций.
Кейс-технология предполагает моделирование реальных ситуаций и поиск решения поставленных проблем в процессе внутригруппового взаимодействия. Кейс должен включать развернутое описание ситуации и постановку задач, подлежащих решению. Примеры задач: проанализируйте стратегии поведения сторон конфликта; определите этапы динамики конфликта; предложите стиль управления конфликтной ситуаций и пр.
Номер варианта РГР определяется в соответствии с таблицей:
Структурные элементы (содержание) РГР | Номер варианта |
Раздел 1 Проект 1, Раздел 2 Кейс Тема 2.2 | 1 |
Раздел 1 Проект 1, Раздел 2 Кейс Тема 2.3 | 2 |
Раздел 1 Проект 2, Раздел 2 Кейс Тема 2.2 | 3 |
Раздел 1 Проект 2, Раздел 2 Кейс Тема 2.3 | 4 |
РГР должна быть оформлена с соблюдением следующих требований:
1. Объем работы составляет 10-15 страниц.
2. На титульном листе (Приложение) указывается тематика работы, фамилия, имя, отчество студента, номер группы, направление обучения.
3. Текст набирается на компьютере в редакторе Microsoft Word, шрифт Times New Roman, кегль 14, интервал 1,5. Абзацный отступ – 1,25 см. Запрещается перенос части слова. Номера страниц проставляются арабскими цифрами внизу страницы, без точки и тире, выравниваются по центру. Иные колонтитулы не допускаются.
4. Оформление текста работы должно соответствовать требованиям Положения о письменных работах студентов НГУЭУ.
5. РГР представляется на кафедру в распечатанном виде на листах формата А 4 или прикрепляется в личном кабинете студента на sdo.nsuem.ru.
Критерии оценки
Оценка | Критерии |
«Зачтено» | 1) самостоятельность при выполнении работы; 2) наличие всех структурных элементов; 3) соблюдение научного стиля изложения, логика, ясность мысли, общая грамотность; 4) оформление текста в соответствии с требованиями |
«Не зачтено» | 1) нет какого-либо структурного элемента работы; 2) не соблюден стиль изложения; 2) в тексте содержится большое количество орфографических ошибок; 3) не соблюдены требования к оформлению текста |