Файл: Борьба туркестанских мусульман за автотомию. "Туркестанская автономия" и её ликвидация Выполнил Рахимов Амирхан студент гр. Урб 1901 Принял Хасанова М. Б. г. Ташкент, 2023.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) имени ИМ. Губкина» в г. Ташкенте
________________________________________________ РЕФЕРАТ на тему Борьба туркестанских мусульман за автотомию. "Туркестанская автономия" и её ликвидация Выполнил Рахимов Амирхан студент гр. УРБ 19-01 Принял Хасанова М.Б. г. Ташкент, 2023
План Введение
1 Общественно-политические организации коренного населения Туркестана, после Февральской революции
2 III конференция мусульман Туркестанского края
3 III Краевой общемусульманский съезд
4 Провозглашение Туркестанской автономии
5 Первый состав Временного правительства
6 Внутренние разногласия и политический кризис
7 Разгром Туркестанской автономии
8 Туркестанская автономия в официальной узбекской историографии
9 Борьба за автономию Заключение Список литературы

Введение Туркестанская автономия, официальное название Туркестани
мухтариат (Туркестанская автономия, в литературе известна также как
Кокандская автономия) — непризнанное государство, краткое время существовавшее с 27 ноября 1917 года по 18 февраля 1918 года на территории современных Узбекистана, Казахстана и Киргизстана, в пределах Туркестанского генерал-губернаторства. Правительство Туркестанской автономии возглавили Мухамеджан Тынышпаев и Мустафа Шокай (казахи по национальности) а также полковник Чанышев (по национальности татарин. Движущей силой глубоких перемен, меняющих современный облик мира, является стремление народов к независимости, их желание самим определять свою судьбу. Достижение Узбекистаном своей государственной независимости создало необходимые предпосылки по-новому взглянуть на многие страницы своей истории. Одним из таких важнейших моментов является создание в г. самобытной национальной государственности в лице Туркистанской Автономии или Туркистон Мухторияти.

1. Общественно-политические организации коренного населения Туркестана, после Февральской революции После Февральской революции, в Туркестане начинают складываться общественно-политические организации, представляющие коренное мусульманское население региона Одним из первых в марте 1917, была создана «Шуро-и-Исламия» (Исламский совет) идеологически выросшее из либерального движение джадидов. Позднее от Шуро-и-Исламия откалывается
«Шуро-и-Улема» (Совет духовенства, созданное кадимистами (движение исламских традиционалистов. На выборах лета 1917 года кадимисты уверенно обошли джадидов. В марте 1917 года создается Союз трудящихся мусульман, сыгравший важную роль в борьбе за Советскую власть в Туркестане. Мусульманские группы имелись также в партиях меньшевиков и эсеров, а позднее в партиях большевиков и левых эсеров.
2. III конференция мусульман Туркестанского края
15 ноября 1917 года в Ташкенте открылся III конференция мусульман Туркестанского края под руководством «Шуро-и-Улема». Параллельно в Ташкенте проходил III съезд Советов Туркестанского края. На конференцию мусульман были приглашены представители левых и социалистических мусульманских организаций. В тоже время представители «Шуро-и-
Исламия» в работе конференции не участвовали, что ознаменовало раскол между традиционалистами и либералами. На конференции было решено обратиться к делегатам III съезда Советов Туркестана с предложением о создании коалиционного правительства. Но это предложение было отвергнуто левыми эсерами и большевиками, в руководстве которых решающее значение имели так называемые старые коммунисты. Многие из старых коммунистов стояли на откровенно шовинистических позициях. Таким образом в первый состав Совета народных комиссаров Туркестана (СНК), не попали представители коренных национальностей. Это решение было

осуждено ЦК партии большевиков, требующем включение в состав СНК представителей коренного населения.
3. III Краевой общемусульманский съезд
22 ноября 1917 г. в Ташкенте открылся III Краевой общемусульманский съезд, на котором была сделана попытка формирования правительств национальной автономии. Но это решение вызвало протест со стороны представителей левых мусульманских движений и партий, выступавших за Советы, как единственную легитимную власть.
4. Провозглашение Туркестанской автономии В ответ на создание в Ташкенте Совнаркома в Коканде под руководством
«Шуро-и-Исламия» был созван
IV Чрезвычайном краевой общемусулмьанский съезд. На съезде присутствовало около 200 делегатов. 27 ноября на съезде Туркестан был объявлен территориально автономным в единении с федеративной демократической Российской республикой. Туркестан было решено именовать Туркестон мухториати (Туркестанская автономия. Были избраны органы власти автономии. Представительными законодательным органом должен был стать Временный Народный совет в количестве 54 человек, исполнительным — Временное правительство, состоящее из 12 человек. Правительство Туркестанской автономии в январе объявило о намерении 20 марта 1918 года созвать свой парламент на основе всеобщего прямого, равного и тайного голосования. Две трети мест в парламенте предназначались мусульманским депутатам, а одна треть — гарантировалась представителям немусульманского населения. Это было удачным решением — такой парламент, несомненно, сплотил бы всех туркестанцев и стал бы непреодолимым препятствием для большевиков. Существование такого парламента должно было стать первым шагом к демократизации Туркестана.
К слову, в образованном в тоже время в Ташкенте правительстве Туркестанской Советской Республики (ТАССР) из 14 его членов не было ни одного человека из представителей коренных народов. Председатель
Совнаркома Туркестанской республики Федор Колесов, недавний конторщик на ташкентской железной дороге, заявил Невозможно допустить мусульман в верховные органы власти, поскольку позиция местного населения по отношению к нам не определена и, кроме того, они не имеют никакой пролетарской организации.
5. Первый состав Временного правительства В первый состав Временного правительства Туркестанской автономии вошли
· Мухамеджан Тынышпаев — министр-председатель, министр внутренних дел. По национальности казах.
· Шах-Ислам (Ислам) Шагиахметов (в литературе встречается также Султан
Шоахмедов) — заместитель-министра председателя. По национальности татарин.
· Мустафа Чокаев (Мустафа Шокай) — управляющий отделом внешних сношений (в современной литературе иногда его называют министром иностранных дел. По национальности казах.
· Магди Чанышев — Председатель Военного Совета правительства (глава вооруженных сил. По национальности татарин.
· Убайдулла Ходжаев — управляющий отделом народной милиции и общественной безопасности. По национальности узбек.
· Хидаят-бек Юргули-Агаев — министр землеустройства и водопользования. По национальности узбек.


· Абиджан Махмудов — министр продовольствия. По национальности узбек.
· Абдурахман-бек Уразаев — заместитель министра внутренних дел. По национальности казах.
· Соломон Герцфельд — министр финансов.По национальности еврей.
· Кичик Эргаш (в литературе часто встречается напсиание Иргаш, он же
Ходжи Магомед Ибрагим Ходжиев) — начальник уездной милиции, в дальнейшем заменил Магди Чанышева на посту руководителя вооруженных сил автономистов. Вскоре в связи с уходом Тынышпаева из-за внутренних разногласий Мустафа
Чокаев становиться председателем правительства. Туркестанская автономия мыслилась в составе будущей Российской федерации. Во вступительной речи
Мустафа Шокай сказал Построить сходу полнокровное государство нелегко. Для этого нет ни кадров, ни опыта. И главное — нет армии, чтобы защитить будущую автономию. Как бы ни была ослаблена Россия, она гораздо сильнее нас. С Россией мы должны жить в мире и дружбе. Это диктует сама география. Яне приемлю политику Советов, но верю в разрушительную силу большевиков.
6. Внутренние разногласия и политический кризис Одной из ключевых проблем Туркестанской автономии, с самого начала ее существования, стали непреодолимые разногласия между различными политическими течениями, участвующими в ее создании. В первую очередь между джадидами и кадимистами. Последних в правительстве представлял
Кичик Эргаш. Возрастающее влияние кадимистов в правительстве вынудила в декабре 1917 уйти в отставку председателя правительства М. Танышпаева, которого сменил на этом посту Мустафа Чокаев. В условиях политического кризиса осени 1917 года у автономистов отсутствовала единая позиция нив отношении внешнеполитической ориентации, нив отношении Советов, нив отношении дальнейших социально-политических преобразований. Попытки правительства привлечь на свою сторону широкие круги коренного населения, путем отправки в города Туркестана ораторов и пропагандистов — не давали желаемых результатов. Обострило ситуацию и тот факт, что руководители
«Шуро-и-Улема» отказались войти в состав правительства автономии.
7. Разгром Туркестанской автономии В январе 1918 в ответ на предъявленный ультиматум Шокай отказался признать власть Советов. Для ликвидации самопровозглашённой Туркестанской автономии из Москвы в Ташкент прибыли 11 эшелонов с войсками и артиллерией, под командованием Осипова К. П В состав карательного отряда входили также красноармейцы ташкентского гарнизона и вооруженные отряды армянской партии «Дашнакцутюн». С 6 по 9 февраля
1918 происходили уличные бои, со значительными жертвами и разрушениями в которых погибло более 10 тыс. мирных жителей. Эта операция вместо достаточно лояльного к России Туркестанского правительства, фактически на долгие десятилетия ликвидировала доверие местного населения к русской революции, центральной и местной Советской власти. Ответом на ликвидацию Туркестанской автономии стало мощное национально- освободительное партизанское движение, известное в советской историографии, как басмачество, ликвидированное Советской властью лишь в е годы. Таким образом, Туркестанская автономия была ликвидирована большевиками всего через три месяца после создания. Мустафе Шокаю удалось бежать сначала в Ташкент позже через Актюбинск в уральских степях присоединился к членам правительства «Алаш-Орды», и вновь включился в политическую борьбу.
8. Туркестанская автономия в официальной узбекской историографии

В современной официальной узбекской историографии Туркестанская автономия занимает особое место. Создание автономии связывается с появившейся после Февральской революции общественно-политической организации джадидов «Шуро-и-Исламия», выражавшей по мнению узбекских историков желание всего коренного населения Туркестанского края и стремившегося создать первое в Средней Азии демократическое многонациональное государство, известное как «Кокандская автономия. Русские большевики в этой связи объявляются достойными наследниками русских колонизаторов.
9. Борьба за автономию Большевики, пытаясь обеспечить политическую поддержку народных масс национальных окраин, поспешили объявить право наций на самоопределение.
2 ноября 1917 г. правительством Советской России Советом Народных Комиссаров была опубликована Декларация прав народов России. В ней особо отмечалась, что, исполняя волю народов, СНК будет строить свою национальную политику на основе равенства, суверенности народов, права народов на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельных государств. Одновременно с этим Совнарком 20 ноября 1917 г. обратился с Обращением к мусульманам России. В нём большевики обещали уважать национальные обычаи и традиции и вновь подтвердили право этих народов самим решать свою судьбу. Однако, как показали дальнейшие события, на словах декларируя права на самобытное национальное развитие, новая власть, исходя из своих стратегических установок ортодоксального марксистского учения, всячески препятствовало реализации этих прав на практике. Наиболее наглядно это проявилось в отношении Туркестанской Автономии. Великодержавная политика большевиков, шовинизм по отношению к представителям местного мусульманского населения наглядно проявилось в решениях
III Туркестанского краевого съезда Советов рабочих, солдатских и крестьянских
депутатов (15–22 ноября г. В работе съезда участвовало 114 делегатов, представители большевиков, левых эсеров и отдельные представители меньшевиков. На съезде было избрано советское правительство Туркестана из
15 человек, ноне один представитель коренного населения не был включён в это правительство. Принципы организации новой революционной власти были изложены в Декларации съезда. В нём указывалось, что Привлечение в настоящее время мусульман в органы революционной высшей краевой власти является неприемлемым как ввиду полной неопределённости отношения туземного населения к власти солдатских, рабочих и крестьянских депутатов, таки ввиду того, что среди туземного населения нет пролетарских классовых организаций, представительство которых в органе высшей краевой власти фракция приветствовала бы. Но большевики ошибались в отношении неопределённости отношении местного населения к большевистской власти.
Определённость была, иона была представлена в развёрнутом виде в выступлении лидера улемистов Шерали Лапина. Он указал на недопустимость передачи власти в руки Советов, нацеленных на установление единовластия большевиков и отторжение мусульман от участия в организации новой власти. Отметив, что мусульмане не примиряться, если в крае будет властвовать только одна революционная демократия, Лапин заявил, что мусульмане могли бы потребовать себе всей власти, но делает уступку пришлым элементам, допуская их представителей к власти. Выражая мечту местного населения, он потребовал автономии Туркестана, который смог бы управляться на основе законов ислама. Этот тезис послужил оружием в руках большевиков, которые, извращая позиции мусульманских организаций, пытались доказать, что программа, выдвинутая национальными организациями, вела к консервации средневекового мусульманского общества. Однако, сегодня, очевидно, что главным желанием делегатов краевого съезда Советов, представляющих мусульманскую общину, была идея национальной независимости, желание сохранить свой менталитет. Обращение к законам ислама не означало замыкание в узких рамках

мусульманского национализма. Напротив, Шерали Лапин и представляемая им группа исходила из принципов широкой демократизации, выступала за создание органов власти, которые могли бы отразить и защитить интересы всего многонационального населения края, в том числе и его русскоязычной части. К сожалению, представители новой власти не хотели прислушаться к желаниям мусульманского населения. Более того, с первых своих шагов Советы стали проводить линию на ограничение национального суверенитета. В своих воспоминаниях Мустафа Чокаев, будущий руководитель Туркестанской автономии, пишет, что установившаяся насильственным путём большевистской власти убила у туркестанцев веру в революционно- освободительные лозунги. Советская власть в Туркестане началась с огульного отрицания права коренного населения на участие во власти. Подобная антинародная политика большевиков не могла не вызвать ответной реакции. Логика исторического процесса привела национальных демократов к необходимости консолидации освободительных сил, к усилению автономистских требований. Политическая воля коренного населения Туркестана, направленная на обеспечение своего права на самоопределение, его нежелание сотрудничать с Советской властью, отразились в решениях IV Чрезвычайного Краевого мусульманского съезда, который начал свою работу
27 ноября 1917 г. в Коканде. Всего на съезде присутствовало около 250 человек. На съезде присутствовали не только представители коренного населения, но и представители русскоязычного населения края. Так что, этот съезд — писала газета Улуғ Туркестон», - нельзя назвать только мусульманским, а следовало бы назвать съездом народов Туркестана. И это соответствовало действительности, хотя советские историки на протяжении многих десятилетий пытались представить этот съезд в виде сборища националистов, буржуазии и местных баев. IV Краевой съезд отличался ярко выраженной демократической направленностью. Так, Махмудходжа Бехбуди в своём выступлении о правомочности съезда особо отметил, что решения съезда будут тем более авторитетными, что на съезде присутствуют
представители и европейского населения Туркестана. Он предложил сформировать президиум таким образом, чтобы в него вошли представители от различных мусульманских, русских и еврейских групп. После трёхдневных дебатов 26 ноября 1917 года была провозглашено образование Туркестанской Автономии. Демократичный характер съезда нашёл своё выражение и при выборах органов власти. До созыва Туркестанского Учредительного собрания вся полнота власти сосредоточивалась в руках Туркестанского Временного Совета и Туркестанского Национального собрания (Миллий мажлис). В составе Народного Совета, численностью 54 человека, 1/3 мест выделялось представителям европейского населения. Из членов Временного Совета должно было быть сформировано правительство из 12 человек, где также 4 места выделялось представителям русскоязычного населения. Председателем Временного правительства был избран М Танишбаев, депутат Государственной Думы второго созыва. В состав правительства вошли
- Ислом Шоахмедов- заместитель Премъер-министра, член ЦК Всероссийского мусульманского Совета, юрист по образованию.
- Мустафа Чокаев- министр иностранных дел, председатель ЦК Туркестанского мусульманского Совета, юрист по образованию
- Убайдулла Ходжаев — военный министр, член ЦК Всероссийского мусульманского Совета, юрист по образованию. - Юрали Агаев — министр земледелия и водных ресурсовОбиджон Махмудов — министр продовольствия. - Абдурахмон Уразаев — замминистра внутренних дел.
- Соломон Герцфельд — министр финансов. Таким образом, в состав правительства из необходимых 12 вошли 8 человек, ещё 4 человека должны были представлять интересы русскоязычного европейского населения. В принятом на съезде документах указывалось, что съезд, выражая волю населяющих Туркестан национальностей к самоопределению на началах, возвещённых Великой Российской революцией, объявляет Туркестан территориальной автономией в единении с Федеративной Российской Республикой, предоставляя право установления форм автономии