Файл: Учебнометодическое пособие Автор О. Ю. Моргун, ст преподавателя кафедры сценической речи Новосибирского государственного театрального института.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство культуры Новосибирской области
Новосибирский государственный театральный институт
ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА И ЛИТЕРАТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ
Учебно-методическое пособие
Автор: О.Ю. Моргун, ст. преподавателя кафедры сценической речи
Новосибирского государственного театрального института
Новосибирск 2013
ББК
Одобрено на кафедре сценической речи Новосибирского государственного театрального института
Моргун. О.Ю. Основы сценарного мастерства и литературной композиции: Учеб-метод. пособ. – Новоси-
бирск, 2013. – …с.
Учебно-методическое пособие «Основы сценарного мастерства и литературной композиции» предназначено для студентов театральных вузов специализации «Артист эстрады». Может быть также использовано для преподавания отдельных дисциплин по специальности «Режиссура театра». Содержит краткое содержание курса, принципы формирования оценочной системы, учебно-методические, теоретические, практические материалы и рекомендации, способствующие освоению курса.
©Новосибирский государственный театральный институт ©Моргун О.Ю.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие………………………………………………………………………………..
Раздел I. Содержание дисциплины…………………………………………………………..
Раздел II. Задания для самостоятельной работы.
Контрольные материалы…………………………………………………………………….
Приложения……………………………………………………………………………………
Глоссарий Список литературы
ПРЕДИСЛОВИЕ
Цели и задачи дисциплины:
осознание работы сценариста, как литературной деятельности особого рода, требующей знания основ драматургии и специфики театрализации;
развитие творческих способностей эстрадного артиста в разговорном жанре;
воспитание социальной и художественной активности будущих актёров эстрадного жанра;
Формы контроля.
Оценка результатов обучения осуществляется в ходе текущего, промежуточного и итогового контроля. Текущий контроль осуществляется в форме семинаров, практических, контрольных работ по освоению азов дисциплины; Промежуточный контроль осуществляется в форме тестирования, контрольных работ, зачетов;
Итоговый контроль осуществляется в форме зачета.
| | | | | Требования контроля: | |||||||
Курс направлен на формирование компетенций: ОК- 3, ПК -3, ПК -25. | ||||||||||||
| | | | | ||||||||
| Формируемые | | ком- | Дескрипторы | ||||||||
| петенции | | | | | |||||||
| | | ||||||||||
| ОК-3 способность к | Знать: основы теории драматургии; | ||||||||||
| осуществлению | про- | Уметь: | |||||||||
| светительской | | и | - анализировать, критически осмыслять художественные тексты в рамках | ||||||||
| воспитательной | дея- | просветительской и профессиональной деятельности; | |||||||||
| тельности в | сфере | - применять накопленный опыт для решения нестандартных исследова- | |||||||||
| публичной и частной | тельских и познавательных задач в творческой жизни. | ||||||||||
| жизни, владеет мето- | Владеть: навыками совершенствования своего литературного и драматур- | ||||||||||
| дами | пропаганды | гического мастерства. | |||||||||
| научных | достиже- | | |||||||||
| ний. | | | | | |||||||
| | | ||||||||||
| ПК-3 способность на | Знать: усвоить общие принципы действенного анализа пьесыраскрытие | ||||||||||
| научной | основе | ор- | темы, идейно-художественного замысла, определение сверхзадачи и | ||||||||
| ганизовать | | свой | сквозного действия, главного и побочного конфликта, оценки фактов ге- | ||||||||
| труд, самостоятельно | роями, характеров персонажей, событийного яда, предлагаемых обстоя- | ||||||||||
| оценить | результаты | тельств и т.п.; | |||||||||
| деятельности, | владе- | | |||||||||
| нием навыками | са- | Уметь: воссоздавать историческую правду с использованием газетных | |||||||||
| мостоятельной рабо- | публикаций, записей радиопередач прошлых лет, кино и фотоматериалов, | ||||||||||
| ты, в том числе в | писем, сводок, актов, постановлений и других документальных подтвер- | ||||||||||
| сфере | проведения | ждений; | |||||||||
| научных | исследова- | | |||||||||
| ний и художествен- | Владеть: новыми эффективными формами творческой деятельности - | ||||||||||
| но-творческой дея- | разнообразной, увлекательной, яркой, эмоциональной и в то же время вос- | ||||||||||
| тельности. | | | питывающей и духовно обогащающей. | ||||||||
| | | ||||||||||
| ПК -25 умение рабо- | Знать: овладеть терминологией и понятийным аппаратом; | ||||||||||
| тать с искусствовед- | Уметь: | ||||||||||
| | | | | | |||||||
| ческой | литературой, | - выполнять весь объем и масштаб работы над сценарием и его воплоще- | | ||||||||
| анализировать | про- | нием; | | ||||||||
| изведения литерату- | - овладеть одним из важных средств эмоционально - образного воздейст- | | |||||||||
| ры, | пользоваться | вия на зрителя - использование в сценарии, а затем и в праздничном дейст- | | ||||||||
| профессиональными | вии исторических событий или действий; | | |||||||||
| понятиями и | терми- | Владеть: | | ||||||||
| нологией. | | - навыками совершенствования своего литературного и драматургическо- | | ||||||||
| | | | го мастерства; | | |||||||
| | | | - комплексом эмоционально-выразительных средств воздействия на зри- | | |||||||
| | | | теля (оригинальный замысел, средства театрализации, вовлечение зрителей | | |||||||
| | | | в действие, использование изобразительных средств в оформлении дейст- | | |||||||
| | | | вия, нахождение символических деталей, воплощающих смысловую и | | |||||||
| | | | эмоциональную нагрузку, использование театрализованных игр и т.п.) | | |||||||
| | | | | |
Требования (конкретные) к уровню освоения содержания дисциплины.
Уровень освоения дисциплины измеряется: профессиональными задачами курса; системным, планомерным изучением и практическим результатами, помогающими овладеть необходимыми профессиональными навыками.
В результате студенты должны:
1.
-знать основы теории драмы, специфику и построение сценария, художественно-публицистической, литера- турно-музыкальной, поэтической композиции, эстрадной программы;
-ориентироваться в лучших образцах прошлого, в зарубежном опыте драматургии и сценического мастерства подобных мероприятий;
2.
-освоить теоретические и практические основы предмета и практических умений написания широкого спектра сценариев для разнообразной аудитории;
3.
-овладеть, современными жанрами и форматами сценического представления;
-формировать опыт творческой деятельности в работе над созданием и сценической реализацией сценария.
Образовательные технологии.
Виды/формы образовательных технологий: Аудиторные занятия:
-лекционно-тематические занятия;
-художественно-образовательные занятия;
-самостоятельные занятия студентов по выполнению заданий преподавателя; - контрольные работы.
В области учебной деятельности, осуществление процесса обучения происходит в соответствии с образовательной программой. Планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом. Применение учебных пособий, конспектов теоретических занятий, просмотр и рецензирование театральных постановок, пояснения педагога, создание собственных сценариев под кураторством педагога, участие в семинарах ит.п.
5
В области научно-методической деятельности, выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений.
Методика преподавания предусматривает чтение лекций, проведение бесед, семинаров, групповых и индивидуальных занятий, а также творческого участия в создании сценариев.
Аудиторные занятия представляют собой практический метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков в области «Основы сценарного мастерства и литературной композиции». Теоретические и практические задания для понимания основ дисциплины, практического освоения навыками написания сценариев, как на
заданные преподавателем темы, так и на основе прозаического и поэтического материала в соответствии с режиссерским замыслом, с системой событий, частями, дающими ощущение цельности литературной композиции - экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка
Самостоятельная работа студента заключается в изучении теоретического материала по разделам дисциплины «Основы сценарного мастерства и литературной композиции», В работу студента входит самостоятельное создание композиции, определение событийно-действенного ряда, сюжета, фабулы, темы, идеи, сверхзадачи.
Контрольные работы заключаются в написании сценариев на литературной основе, на заданную преподавателем тему. Ответом на перечень вопросов по дисциплине «Основы сценарного мастерства и литературной композиции».
Методические рекомендации
Для преподавателей
Дисциплина является основополагающей наряду с режиссурой слова, т.к. актер эстрады, ведущий,- зачастую включает в себя функции и режиссёра, и сценариста. Дисциплина существует в образов а- тельном процессе в контексте междисциплинарных связей с такими дисциплинами как «История театра», «Режиссура слова», «Искусство ведущего», «Литература», «История искусств» и др.
Написание сценария требует постоянного совершенствования тех навыков, которые будущий специалист приобретает за годы учёбы. Только это может стать гарантией успешной работы выпускника.
Существенной стороной подготовки эстрадного артиста, должны стать понимание им упорной творческой работы на этапе поиска оригинального замысла.
Цели и задачи курса диктуются теми практическими задачами, которые придётся решать будущему специалисту в самостоятельной деятельности.
Для студентов
Предмет рассчитан на два раздела. И все-таки одному из разделов - разделу «Теория драмы» необходимо уделить особое внимание. Сценарное мастерство искусство, достаточно молодое и по тому, оно, базируется на основах теории драмы, опыте драматургии театра, ведущих свою родословную еще со времен Античного театра Древней Греции. Современная драматургия существует как самостоятельный вид и имеет свои доминирующие специфические признаки, жанровую и видовую классификацию, специфические формы конфликта и сюжета, документальный характер, реально существующего героя и т.п. Но ведущая роль в понимании таких категорий как тема, идея, действие, сюжет, конфликт, фабула, композиция, интрига и т.п. должна принадлеж ать драме - роду литерат урного произведени я в д и а л о г и ч е с ко й ф ор м е , пр е д н а з н а ч е н н ог о дл я с ц е - н и ч е с к о го воплощения.
При этом необходимо учитывать то обстоятельство, что даже в трактовке некоторых обозначенных понятий до сих пор нет единства мнений в отечественной и мировой драматургии.
Что же касается предмета «Сценарное мастерство и основы драматургии», то (как уже говорилось выше) - это искусство молодо и его видовые, родовые и жанровые признаки еще не приобрели
6
твердо очерченных границ. Это может стать предметом разночтений или полярно исключающих друг друга мнений, из-за чего может возникнуть путаница в терминологии и формулировках, работа над которыми находится в постоянном поиске их оптимальных значений.
Поэтому, вектором, указывающим верное движение к смыслу того или иного понятия, должна стать общая теория драматургии.
7