Файл: Литература Школа Дата фио учителя Шкредова Е. А.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 4

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Раздел долгосрочного плана:

Дети и взрослые

Предмет: Русская литература

Школа

Дата

ФИО учителя: Шкредова Е.А.

Класс: 8

Количество

присутствующих

Количество

отсутствующих

Тема урока


Чингиз Торекулович Айтматов Повесть «Первый учитель»

Учебные цели для достижения на этом уроке (ссылка на учебную программу)

8.1.5.1. Пересказывать содержание произведения или отрывка, используя разные приемы цитирования.

8.2.2.1.Определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о проблематике.

8.1.2.1 Понимать художественное произведение, критически осмысливая информацию, различать открытую и скрытую (подтекст) информацию.

8.1.3.1. Самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, отражающие тематику произведения.

Цели урока



-Пересказывать содержание произведения, используя разные приемы цитирования.

-Определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о проблематике.

-Понимать художественное произведение, критически осмысливая информацию.

-Самостоятельно находить в тексте цитаты, фрагменты, отражающие тематику произведения.

Критерий оценивания



-Пересказывает содержание произведения или отрывка, используя разные приемы цитирования.

-Определяет тему и идею произведения, выражая своё мнение о проблематике.

-Понимает художественное произведение, критически осмысливая информацию.

-Самостоятельно находит в тексте цитаты, фрагменты, отражающие тематику произведения.

Языковые цели

Слово «подвиг» заимствовано из старославянского языка и образовано от глагола «подвигнутися» – «потрудиться, совершить труд, подвиг». В современном русском языке это слово означает «исключительное по своему значению действие, совершённое в трудных, опасных условиях; героический самоотверженный поступок».

Привитие ценностей



Привитие ценностей осуществляется через воспитание уважения и сотрудничества при работе в группе в рамках программы «Мәңгілік ел»

Работа в группе способствует уважительному отношению к друг другу.

Межпредметная связь


Связь с такими предметами, как русский язык, история, география.

Предварительные знания

Данный раздел основан на содержании, навыках и знаниях, приобретенных учащимися в 7 классе. Выбор для чтения, анализа и интерпретации интересных, соответствующих возрасту учащихся произведений способствует развитию критического мышления и творческих навыков. В этом разделе изучаются следующие произведения: рассказ В. Распутина «Уроки французского», рассказы Ч. Айтматова «Первый учитель» и «Красное яблоко», повесть С. Жунусова «Прозрение» («Бабушка, я, знахарь и врач»), рассказ В.Астафьева «Фотография, на которой меня нет».


Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока
5 минуты
10 минут


1.Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

Приветствую вас, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Думаю занятие пройдет плодотворно и мы получим радость от общения друг с другом.

2.Совместное целеполагание.

Чингиз Айтматов – советский писатель киргизского происхождения, Герой Киргизской Республики и Социалистического Труда, лауреат ряда государственный премий. Родился 12 декабря 1928 года в Киргизском селе Шекер в семье крестьянина-активиста, который впоследствии стал государственным деятелем, но в 1938 году был расстрелян. Мать писателя была армейским политработником и общественным деятелем. После восьми классов общеобразовательной школы, Чингиз поступил сначала в зооветеринарный техникум, а затем в сельскохозяйственный институт. Публиковаться начал в 1952 году на родном киргизском языке.

После института Чингиз Айтматов работал несколько лет по основной профессии ветеринаром, одновременно печатая рассказы. С 1956 года он учился в Москве на курсах Высшей литературы, а через год появилась первая серьезная работа – повесть «Лицом к лицу». В 1957 году также появилась повесть «Джамиля», которая была сразу переведена на русский и французский языки. Именно она принесла Чингизу Айтматову мировую известность. Затем последовали работы «Верблюжий глаз», ­«Повести гор и степей» и многие другие рассказы и повести. Однако «Джамиля» и поныне остается самым известным произведением писателя. Эта книга издавалась практически на всех языках мира. А за сборник «Повести гор и степей» писателю была присуждена Ленинская премия.

Вскоре все его произведения стали выпускаться одновременно на русском и киргизском языке. Такие повести как «Верблюжий глаз» и «»Первый учитель» в 1960-е годы были экранизированы. В 1968 году появилась повесть «Прощай, Гульсары!», которая принесла писателю первую Государственную премию. Одним из наиболее популярных произведений автора стал роман «Белый пароход» (1970). Экранизация этого романа участвовала в международных кинофестивалях. Вторая Государственная премия была присуждена Айтматову за роман «И дольше века длится день» (1980).

В постсоветское время писатель издавал многие произведения за рубежом на немецком языке. Среди них «Белое облако Чингиз Хана», «Детство в Киргизии», «Снежный барс» и другие. Когда Айтматову исполнилось 70 лет, ему присвоили звание Героя и Народного писателя Кыргызстана. В 1990-е годы он неоднократно назначался послом от Российской Федерации и Кыргызстана в странах Европы. До конца жизни писатель возглавлял Благотворительный фонд, основанный им в 2006 году. Чингиз Айтматов умер в июне 2008 года в клинике Нюрнберга и был похоронен в пригороде Бишкека.


https://multiurok.ru/files/tiekhnologhichieskaia-karta-litieratura-7-klass-39.html




Середина урока

15 минут

5 минут







ttps://infourok.ru/rabota-po-literature-tema-detstva-v-russkoy-literature-hh-veka-394358.html


В чём состоит подвиг учителя Дюйшена?
– Что вам известно о жизни народов Средней Азии, в том числе женщин, до революции 1917 года? Что такое «ликвидация безграмотности» (ликбез)? Рассмотрите картину П.В. Кузнецова «Узбечка» (с. 199).

– Почему жители аила не захотели помочь Дюйшену? Какие задачи ему пришлось решать в одиночку?

– Какие нравственные испытания пришлось преодолеть Дюйшену?

– Какие поступки Дюйшена можно назвать самоотверженными поступками?

– В чём, по мнению Алтынай, состоял подвиг Дюйшена как учителя?
Как относились люди к труду Дюйшена?

Люди вроде бы и не против Дюйшена (хочет учить – пусть учит), но помогать ему, ввязываться в это сомнительное дело они не хотят, отговариваясь тем, что у самих дел хватает. Они даже жалеют Дюйшена, когда он один пытается отремонтировать конюшню или таскает дрова для школы, но помочь ему упорно не хотят.

Почему никто не помогал Дюйшену сделать переправу через реку?

«Если рассудить по справедливости, – пишет Алтынай в своём письме-исповеди, – то стоило жителям нашего аила собраться да сообща перебросить через поток две-три лесины, глядишь – и мост для школьников был бы готов. Но в том-то и дело, что в те дни люди по темноте своей не придавали значения учебе, а Дюйшена считали в лучшем случае чудаком, который возится с ребятишками от нечего делать. Охота тебе – учи, а нет – разгони всех по домам. Сами-то они ездили верхом и в переправах не нуждались» (цит. по полному тексту повести).

Первопроходцу всегда трудно. Тому, кто борется против закоренелого невежества, трудно вдвойне, особенно когда это не невежество отдельной личности, а темнота целого народа, из которого ты вышел, которому хочешь помочь и который не только не хочет помочь самому себе, поддержав твои начинания, но в лучшем случае бездействует, а в худшем подвергает тебя гонениям или глумится над тобой:

«…тогда то ли по невежеству своему, то ли по недомыслию люди смеялись над Дюйшеном. Особенно богачи, что зимовали в горах и приезжали сюда только на мельницу. Сколько раз, поравнявшись с нами у брода, таращили они на Дюйшена глаза, проезжая мимо в своих красных лисьих малахаях и в богатых овчинных шубах, на сытых диких конях. Кто-нибудь из них, прыская со смеху, подталкивал соседа:

– Гляди-ка, одного тащит на спине, другого на руках!

И тогда другой, подстёгивая храпящего коня, добавлял:

– Эх, провалиться мне сквозь землю, не знал я раньше, вот кого надо было взять во вторые жёны.

И, обдавая нас брызгами и комьями грязи из-под копыт, они с хохотом удалялись».

Как вёл себя при этом Дюйшен?

Никто не знает, сколько нравственных сил стоило Дюйшену сносить эти насмешки, не опуститься до перебранки с этими наглыми, невежественными людьми. Он продолжал своё дело, самоотверженно перенося малышей на руках через ледяную воду, сооружал переправу, стоя в этой воде босиком, учил.

Проанализируйте эпизод с похищением Алтынай. Как ведёт себя учитель Дюйшен?

Дюйшен поднимается до высокого героизма, когда защищает Алтынай от людей, приехавших, чтобы увезти её.

«…кони мчались так стремительно, словно вот-вот растопчут нашу школу. Мы все насторожились, замерли.

– Не отвлекайтесь, занимайтесь своим делом, – быстро сказал Дюйшен…»

«– Здесь только школьницы, и замуж выдавать ещё некого! – твёрдо и спокойно сказал Дюйшен».

«Учитель не двинулся с места».

«– Вы не имеете права входить сюда, это школа! – сказал Дюйшен, крепко держась за дверные косяки».

«– Плевать мне на твою школу! – взревел краснорожий, замахиваясь камчой.

Но Дюйшен опередил его. Он с силой пнул его в живот ногой, и тот, ахнув, упал. В ту же минуту те двое с кольями набросились на учителя».

«Дюйшен оглянулся. Он был весь в крови, страшный и ожесточённый. Подхватив с земли доску и размахивая ею, он закричал:

– Бегите, дети, бегите в аил! Убегай, Алтынай! – и захлебнулся в крике.

Ему перебили руку. Прижимая её к груди, Дюйшен попятился, а те, ревя, как бешеные быки, стали избивать его, теперь уже беззащитного.

– Бей! Бей! Сади по голове! Бей наповал!»

«Но Дюйшен ничем не мог помочь мне. Он ещё держался на ногах, шатаясь точно пьяный под ударами извергов, он пытался поднять мотающуюся голову, а те всё били и били его. Меня повалили на землю и связали руки. В это время Дюйшен покатился по земле».

«Я с трудом подняла повисшую с коня голову и глянула. За нами бежал Дюйшен. Избитый до полусмерти, окровавленный, он бежал с булыжником в руке. А за ним следом – с плачем и криком весь наш класс».

«Насильники приостановились, и те двое закружились на конях вокруг Дюйшена. Ухватив зубами рукав, чтобы не мешала перебитая рука, Дюйшен примерился и метнул камень, но не попал. И тогда те двое свалили его в лужу двумя ударами кольев».

Дюйшен не сдался. Через три дня он освободил Алтынай.
Что сказано о работе Дюйшена как учителя?

Терпеливый, внимательный, упорный, он учил детей всему, что знал сам, увлечённо объясняя непонятное. «Шутка ли, – пишет Алтынай, – учить детей, чьи деды и прадеды до седьмого колена были неграмотны». Алтынай, повторяем, считала труд своего учителя подвигом: «Да, это был подвиг, потому что в те дни нам, киргизским детям, нигде не бывавшим за пределами аила, в школе, если можно так назвать ту самую мазанку с зияющими щелями, через которые всегда были видны снежные вершины гор, вдруг открылся новый, неслыханный и невиданный прежде мир».

Алтынай с горечью говорит о том, что подвига Дюйшена никто, кроме, может быть, его маленьких учеников, не оценил: «А всё-таки следовало, конечно, нашему народу призадуматься: ради чего этот молодой парень, который ничем не хуже и не глупее других, ради чего он, терпя трудности и лишения, снося насмешки и оскорбления, учит их детей, да ещё с таким необыкновенным упорством, с такой нечеловеческой настойчивостью?» (Цит. по полному тексту повести.)

– В чём же причина героического, самоотверженного поведения Дюйшена?

– Каковы истоки его подвига?

Работа в группах.

Вероятно, Дюйшен сам не осознавал, что совершает подвиг, не ждал он и награды за свой труд. Но в нём жило то нравственное начало, которое во многом определяет сложившуюся личность: любовь к родному краю и чувство долга перед ним. Он искренне хотел сделать жизнь своего народа лучше, чем она была: «Мы бедняки, – уже тихо проговорил Дюйшен. – Нас всю жизнь топтали и унижали. Мы жили в темноте. А теперь советская власть хочет, чтобы мы увидели свет, чтобы мы научились читать и писать. А для этого надо учить детей…» Когда началась война, Дюйшен ушёл на фронт. Он воевал, считался пропавшим без вести, потом жил на Украине, но умирать, как он говорил, приехал на родину. Но и теперь, будучи почтальоном, он остался таким же упорным и ответственным тружеником: «Вы не знаете нашего Дюйшена! – говорит о нём директор школы. – Он человек закона. Пока дела не выполнит, никуда не завернёт».
Итог урока:

Учитель Дюйшен совершил нравственный подвиг. Он действительно был Учителем, и воспитанные им дети стали совсем другими людьми. Он работал не за награду, не за почёт (его деятельность так и осталась неоценённой даже теми, кого он выучил), а просто потому, что не мог не делать того, что делал. Эта принципиальность и чуткое понимание добра и зла, возможного и невозможного, позволила ему выжить в суровые предвоенные годы, пережить войну, долгие годы работать почтальоном. Он нелюдим, потому что всё своё сердце отдал детям.

Критерий оценивания

Дескриптор

Пересказывает содержание произведения или отрывка, используя разные приемы цитирования.


Определяет основную мысль текста.

Пересказывает содержание текста.

Определяет тему и идею произведения, выражая своё мнение о проблематике.

Выражает основную проблему текста.

Приводит аргументы.

Аргументирует свою точку зрения.

Понимает художественное произведение, критически осмысливая информацию.

Критически осмысливает информацию.

Самостоятельно находит в тексте цитаты, фрагменты, отражающие тематику произведения.

Находит цитаты и фрагменты.




Конец урока
5 минут


Рефлексия



Домашнее задание: Дома учащиеся знакомятся с материалами о Ч. Айтматове (учебник) и письменно отвечают на вопросы.








Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?

Оцениваниекак Вы планируете проверять уровень освоения материала учащимися?

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности



















Рефлексия по уроку

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

-Была ли реальной и доступной цель урока или учебные цели?

-Все ли учащиеся достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему?
Правильно проводилась дифференциация на уроке?

-Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока?

-Были ли отклонения от плана урока, и почему?




Общая оценка

Две вещи, лучше всего прошедшие на уроке (касающиес преподавания и обучения)?

1:

Что могло бы посодействовать тому, чтобы урок прошел еще лучше? (касающиеся преподавания и обучения)?

1:

Что я выяснил на этом уроке о классе или о достижениях/затруднениях отдельных учеников на что обратить внимание на следующем уроке?

1:

2: